Скачать 407.12 Kb.
|
Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования «Требования к составлению и реализации психолого-педагогических программ в образовательных учреждениях» Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений Краснодар – 2013 Рецензенты: Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Л.П. Кузма Заместитель директора по методической работе муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-медико-педагогической помощи детям и подросткам «Центр диагностики и консультирования «Детство» О.Ю. Михайлова Прусова Элла Владиленовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии ГБОУ ККИДППО Методические рекомендации предназначены для педагогов-психологов образовательных учреждений. Рекомендации направлены на повышение профессиональной компетенции в составлении и реализации психолого-педагогических программ в образовательных учреждениях и улучшение их качественных характеристик. Предлагаемые критерии оценки можно использовать при экспертизе планов-конспектов педагогов-психологов. Содержание
Введение На сегодняшний день одним из приоритетных направлений образовательной деятельности является достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. Однако наблюдения показывают, что педагоги-психологи не уделяют должного внимания составлению годового плана работы, пренебрегают анализом своей деятельности. Рабочая документация примитивна и часто избыточна, громоздка. Почти не ведется статистика посещаемости консультаций, характера обращений. Отсутствует прогнозирование результатов организационно-педагогических решений. Педагоги-психологи слабо изучают потребности учебно-воспитательного учреждения, часто предлагают только ту психологическую помощь, в которой имеют определенный опыт, не проявляя при этом инициативы для профессионального роста. При составлении программы, педагогами-психологами часто осуществляется формальный подход, не учитывается значение организации программы в связи с ее направлением, структурными компонентами, содержательным наполнением. Зачастую некорректно формулируются цели программы, наблюдается расхождение целей и задач, выдвигаемых педагогом-психологом. В целом, работа педагогов-психологов отстает от запросов практики обучения и воспитания. Она должна отличаться системностью, цикличностью, достойным техническим, материальным, научно-методическим и организационным обеспечением. Анализ требований к составлению и реализации психолого-педагогических программ позволит педагогам-психологам повысить профессиональную компетентность, самосовершенствоваться, развивать умение проектировать, что является залогом достижения профессиональной уверенности и мастерства. ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЕ Психолого-педагогическая программа — комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на достижение целей обучения, воспитания и развития, реализация которых ограничена конкретными временными рамками. Виды психолого-педагогических программ: I Профилактические психолого-педагогические программы – программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников. II Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы – программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии; направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др. III Развивающие психолого-педагогические программы – программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности. IV Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, направленные на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников, их родителей и педагогов. Программа должна включать: 1. Указание вида программы, обоснованного описанием проблемной ситуации, на решение которой она направлена; 2. Описание участников программы; 3. Описание целей и задач программы; 4. Научные, методологические и методические основания программы; 5. Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач; 6. Структура и содержание программы (перечень и описание программных мероприятий, функциональные модули, дидактические разделы, учебно-тематические планы, описание используемых методик и технологий, психологического и психолого-педагогического инструментария с указанием источников, списки литературы и т.д. в зависимости от вида программы – профилактическая, коррекционно-развивающая, развивающая, обучающая, диагностическая); 7. Описание используемых методик, технологий, инструментария со ссылкой на источники; 8. Обоснованные критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы; 9. Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы; 10. Описание сфер ответственности, основных прав и обязанностей участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов); 11. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
12. Сроки и этапы реализации программы. 13. Ожидаемые результаты реализации программы (промежуточные и итоговые). 14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы. 15. Критерии оценки достижения планируемых результатов:
16. Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения:
Структурные элементы авторской программы
Рекомендации по разработке модифицированной (авторизованной) программы Модифицированную (авторизованную) учебную программу разрабатывают, если:
Учебная программа не является модифицированной (авторизованной), если автор (или авторский коллектив) не указал распределение часов по разделам и темам, а указал только общее количество часов. В этом случае учитель распределяет часы по разделам и темам самостоятельно. Модифицированную (авторизованную) учебную программу разрабатывают на основе государственной учебной программы (или программ) по предмету (предметам) с учетом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего или среднего (полного) общего образования (2004г.) или обязательного минимума содержания общего образования (1998г.). Модифицированную (авторизованную) учебную программу по интегрированному курсу разрабатывают с учетом наибольшего взаимопроникновения тем учебных предметов, входящих в интегрированный курс. Структура модифицированной (авторизованной) учебной программы аналогична структуре государственной учебной программы: пояснительная записка, содержание обучения (перечень разделов и тем, краткое содержание тем, а также, при необходимости, перечень практических работ), требования к подготовке по предмету (в соответствии с государственными учебными программами), список рекомендованной учебно-методической литературы. Модифицированную (авторизованную) учебную программу разрабатывает учитель или группа учителей, специалистов по данному предмету. В учебном процессе образовательного учреждения может быть использована модифицированная (авторизованная) учебная программа, разработанная другими учителями, или в другом образовательном учреждении, а также утверждённая в предыдущие годы, если в нее не внесено никаких изменений, утвержденная в установленном порядке. Модифицированная (авторизованная) учебная программа должна быть рассмотрена не менее чем тремя экспертами (специалистами по данному предмету) и подписана ими при условии отсутствия замечаний или устранения их замечаний в ходе предварительной доработки учебной программы, а затем утверждена на педагогическом совете образовательного учреждения. Образец _____________________________________________________________ (территориальный, административный округ (город, район, поселок) _____________________________________________________________ (полное наименование образовательного учреждения) Утверждено решение педсовета протокол №______ от «___»________________200 года Председатель педсовета ___________________________Ф.И.О |