Скачать 0.97 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской ФедерацииМинистерство образования Московской областиГОУ ВПО МО «Московский государственный областнойсоциально- гуманитарный институт»Кафедра социальной психологии и педагогикиМетодические рекомендации по профилактикесуицида среди детей и подростковКоломна2010
Рецензенты: доктор психологических наук, профессор И.М. Ильичева, кандидат медицинских наук, доцент Л.Д.Сыркин Методические рекомендации по профилактике суицида среди детейи подростков / сост. И.М.Ильичева, В.А. Шняк. – Московский государственный областной социально-гуманитарный институт. – Коломна: МГО СГИ, 2010. - 89 с. Методические рекомендации подготовлены на кафедре социальной психологии и педагогики ГОУ ВПО МО «Московский государственный областной социально - гуманитарный институт». Методические рекомендации содержат основу современных подходов психологической практики к проблеме профилактики суицида среди детей и подростков. Методические рекомендации предназначены для практических психологов, социальных работников и социальных педагогов, для всех, кого интересуют вопросы суицида и самоубийств, в психологии подросткового возраста. Утверждено на заседании совета психологического факультета Протокол №2 от 2 апреля 2010года ГОУ ВПО МО «Московскийгосударственный областнойсоциально- гуманитарныйинститут», 2010СодержаниеВведение. ___________________________________________________ 4 1. Суицид в Мифологии разных народов. ________________________ 6 2. Основные понятия суицида. _________________________________ 11 2.1. Основные гипотезы и положения. ___________________________ 13 2.2. Основные теоретические положения Э. Дюркгейма. ____________14 2.3.Способы самоубийств. ______________________________________203. Определение понятий. _______________________________________ 224. Динамика развития суицидального поведения.__________________ 24 4.1. Причины суицидального поведения в подростковом возрасте. ____26 4.2. Причины и признак, требующие постоянного внимания. _________34 4.3. Направления работы педагогов, психологов, психотерапевта, воспитателя и социального педагога по профилактике депрессии и суицидов. _______________________________________________ 40 5. Основные психологические подходы к пониманию суицида. _______466. Заключение. _______________________________________________ 537. Литература. __________________________________________ 55 8. Приложения. _______________________________________________ 57 Введение. Никто не станет оспаривать тот факт, что смерть это та дверь, через которую каждому придется пройти. Что нас ожидает завтра, через месяц или год и более - неизвестно, и говорить о своем будущем мы можем по преимуществу теоретически. Но день смерти обязательно настанет и весь пафос и значительность его в том, что он будет, ни чей-то, а твой. Это заставляет нас относиться предельно внимательно к собственной смерти. Живя, радуясь и приветствуя жизнь, мы непременно сталкиваемся с небытием и смертью. И факт неизбежности смерти заставляет нас, при сколько-нибудь пристальном внимании, отнестись к жизни, как присущей нам реальности, по-другому. Смерть находит к каждому определенный путь: через естественный процесс старения, тяжелую болезнь, насилие извне, несчастный случай, наше собственное вмешательство в жизнедеятельный процесс. Вот средние статистические данные: Каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек. По данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек, из них примерно 10% приходится на Россию. Из них 750 тысяч умирают насильственной смертью (включая дорожно-транспортные происшествия), 130 тысяч кончают жизнь самоубийством, а остальные становятся жертвами различных заболеваний.1 Можно возразить словами известного народного высказывания: "Чему быть, того не миновать". Да, конечно, мы не можем точно сказать, как умрем, и где это случится. И незнание этого порождает временное спокойствие. Люди живут так, как будто никогда не умрут. Об этом говорить как-то не принято. Но при более глубоком размышлении, неизвестность смертного часа вызывает тревогу, опасение, страх. Пугает ни сколько боль, которая может возникнуть при смертном исходе, сколько неизвестность, которая ожидает за смертным порогом. Боятся, обычно люди не готовые к смерти. И в этот момент уместно посоветовать такому человеку, охваченному тревогой после смертного небытия, серьезно задуматься над вопросом смысла своей жизни и жизни после смерти. Задуматься пока еще есть время... Всемирная Организация Здравоохранения насчитывает 800 причин самоубийств. Из них: 41% - неизвестны; 19% - страх перед наказанием; 18% – душевная болезнь; 18% - домашние огорчения; 6% - страсти; 3% денежные потери; 1,4% - пресыщенность жизнью; 1,2% - физические болезни2. Та же организация насчитывает 80 способов ухода из жизни. Предпочтительные способы самоубийств могут сильно отличаться, в зависимости от региона. - Повешение. Именно этот способ ухода из жизни выбирает большинство самоубийц. - Огнестрельное оружие. В США, где оружие легкодоступно, 60% самоубийц умирает именно от пули. - Отравление. От передозировки лекарственных средств погибает 15-18% самоубийц. - Считается, что большой процент фатальных ДТП с единственной жертвой. В России частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания. Каждый год в мире, по разным оценкам умирает от 50 до 55 миллионов человек. По данным ООН, в развитых странах ежегодно умирают 11,7 миллионов человек, из них примерно 10% приходится на Россию. Из них 750 тысяч умирают насильственной смертью (включая дорожно-транспортные происшествия), 130 тысяч кончают жизнь самоубийством, а остальные становятся жертвами различных заболеваний.3 Главное же внимание в этой работе будет уделено проблемам, которые связаны со смертью людей, входящих в последнюю цифру статистических данных, которые умирают ежегодно насильственной смертью не по вине обстоятельств и внешних сил, а по решению собственной воли. Эта статья посвящена содержанию психологических, этических и богословских вопросов, связанных с проблемой самоубийства (суицида). Анализ материалов уголовных дел и проверок причин и обстоятельств самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. |
Российской Федерации «Об образовании» Мне о Законе»». Планов: «План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков», «План работы по... | Институт: социально- гуманитарный Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | ||
Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов... Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов | Московский государственный областной гуманитарный институт Цель реализации программы формирование профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в области применения... | ||
Методические рекомендации Москва, 2012 Методические рекомендации... Гигиенические требования к организации занятий с использованием средств информационно-коммуникационных технологий | Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения... О работе уфимского филиала фгбоу впо московский государственный гуманитарный университет | ||
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины для... ... | Методические рекомендации по подготовке реферата с. 3 -13 Методические... Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития... | ||
Сахалинский государственный университет Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный... | Сахалинский государственный университет Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных работ предназначена для студентов специальности 230500 «Социально-культурный... | ||
Московский университет Тематика (задания) домашних контрольных работ и методические рекомендации по их написанию для заочной формы обучения (специальность:... | Методические рекомендации для аспирантов прием 2012 г. Москва 2012 Методические рекомендации для аспирантов. Прием 2012 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой... | ||
Межличностных отношений подростков и старшеклассников Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л. В. Сгурская, Г. С. Тамарский.... | «Московский социально-гуманитарный институт» утверждаю проректор по учебной работе Юргуэс к эн., доцент Колесникова Е. В. (занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия) | ||
Тревожность у детей Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт;... | Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова... Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для... |