Межличностных отношений подростков и старшеклассников





НазваниеМежличностных отношений подростков и старшеклассников
страница1/6
Дата публикации30.06.2014
Размер0.68 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6





ДИАГНОСТИКА
МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПОДРОСТКОВ
И СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Методические рекомендации
















Калининград

Издательство Калининградского государственного университета


2003

Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 44 с.

Межличностные взаимоотношения учащихся в классе изучаются с помощью различных методов. Некоторые из них, позволяющие определить характер взаимоотношений в процессе обучения между одноклассниками, учителями и учениками, родителями и их детьми, представлены в данных рекомендациях.

Предназначены студентам-практикантам, школьным психологам и классным руководителям.

Составители: Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский.


Печатаются по решению Редакционно-издательского совета Калинин­град­ского государственного университета.

© Сгурская Л.В., Тамарский Г.С.,
составление, 2003

© Издательство КГУ, 2003

ВВЕДЕНИЕ




В больших и малых группах существуют отношения и взаимоотношения.


Отношение – это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе. Это психологические процессы, связанные с концентрацией внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека к чему-либо, его позицию.

Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности по отношению к другой или другим людям. Взаимоотношение предполагает «взаимную связь» и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений. Оно реализуется в общении и в то же время накладывает отпечаток на общение, служит своеобразным его содержанием.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ

Данная методика предполагает выбор партнера для совместного действия путем ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?…». Такие вопросы называются критериями выбора.

Порядок проведения исследования



Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает в той или иной ситуации. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.

Так, для школьников можно предложить следующий вариант вопросов.

1. С кем бы ты хотел учить уроки, выполнять контрольные работы?

2. Кого бы из своих одноклассников ты пригласил на день рождения?

3. С кем ты больше всего откровенен?

4. Кто тебе больше всех нравится в классе?

5. С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения?
Обработка полученных данных
На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в системе межличностных отношений в классе.

Образец матрицы




п/п

Кого выбирают?

Кто выбирает?

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Карпухин




+




+




+







2

Павликова

+










+

+







3

Соболев

+







+




+







4

Варенников

+













+







5

Орлов

+













+

+




6

Моторкина

+






















7

Шабаева




+




+










+

8

Трапезников




+










+







Количество полученных выборов:

5

3

0

3

1

6

1

1

Примечание: Знаком «+» обозначен выбор.
Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации (рис. 1).




Рис. 1. Карта групповой дифференциации
П р и м е ч а н и е. На данной карте показаны не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.

Карта состоит из четырех концентрически расположенных ок­руж­ностей.

В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором – получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем – менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.

На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками, а девочки – кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.

Треугольники и кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.

Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один другого по 1 – 2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.

Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией со стрелкой в сторону выбираемого ученика.

В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях.

«Лидер» («звезда») – член группы, получивший наибольшее коли­чество выборов (на карте он размещается в первой зоне, в центре). Он популярен. Однако «звезд» в группе немного – один-два, реже – три-четыре человека.

«Предпочитаемый» – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он размещается во второй зоне.

«Оттесненный» – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов в третьей зоне.

«Изолированный» – лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в четвертой зоне.

В дальнейшем нужно выяснить следующее:

– какие личностные качества «звезды», «предпочитаемого» наиболее ценимы членами группы?

– чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, «звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. Популярные часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высокими нормами морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях это безразличие к собственной учебе и успевае­мости своих одноклассников. В других – бездеятельность, вялость, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, что отталкивает от них большинство учащихся.

Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений, формируются малые психологические группы (по терминологии теории человеческих отношений – неформальные группы). Они имеют свои особенности:

– включают небольшое число людей – от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей «лицом к лицу»;

– складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения;

– имеют своих лидеров;

– в них возникают своих ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции.

Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны – групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделили десять типов лидерства:

1. «Соверен», или «патриарший повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство безотчетного страха, может добиться повиновения, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся, ему подчиняются.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила, поддерживающая «Я-концепцию» и удовлетворяющая потребности каждого; снижает чувство вины, тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабости других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снижает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков, а иногда и основных целей.

6. «Герой». Жертвует собой ради других, такой тип особенно проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-«герой» увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример». Толкает к действию бесконфликтную личность, эмоционально «заражает» окружающих.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение; его любят, боготворят и идеализируют.

9. «Изгой».

10. «Козел отпущения».

Два последних типа – антилидеры в группе, они являются объектом агрессивных тенденций, из-за которых развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером. Стоит ему исчезнуть, и группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Вообще лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. «Эмоциональный» лидер – это душевный человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакать в жилетку». С «деловым» лидером хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех. К «информационному» лидеру все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Динамика развития внутригрупповых отношений сильно влияет на эмоциональный настрой группы, который выражается в психологическом климате.

Выявление характера межличностных отношений в классе реко­мендуется проводить два-три раза в год, это позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КЛАССЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТЫ-СХЕМЫ
По сравнению с психологическим климатом психологическая атмосфера более динамична и отражает преобладающее эмоциональное состояние в классе, отмеченное за небольшой отрезок времени. Чтобы получить представление о психологическом климате, проследить динамику этого явления, карту-схему (см. ниже) необходимо заполнять два-три раза в течение учебного года.

Оценки в баллах означают следующее:

+3 – данное положительное свойство присущее классу всегда;

+2 – данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев;

+1 – данное положительное свойство проявляется достаточно часто;

0 – ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляются, достаточно заметно или в одинаковой степени проявляется то и другое;

–1 – данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно;

–2 – данное отрицательное свойство проявляется часто;

–3 – данное отрицательное свойство проявляется всегда.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Рассмотреть, что такое межличностные отношения, чувство основа межличностных отношений Виды межличностных отношений
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПримерное тематическое планирование по обществознанию (7 класс) Учебник...
Межличностные отношения, чувства основа отношений, виды межличностных отношений
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconКонспект просветительского мероприятия для учителей Разработала Намм...
Охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconИндивидуальный лист учета рейтинговых баллов по дисциплине Психология...
И. о первого заместителя Главы Куртамышского района Л. Н. Добрыдин
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconМетодические рекомендации
Охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconМгпу 16 2007 600
Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха,...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «…твоя судьба для меня укор…» Проблема межличностных отношений в произведении А. В. Костюнина «Рукавичка»
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Формирование у учащихся межличностных отношений,, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПапка классного руководителя
Циклограмма мероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися и между учащимися и учителями
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconУчитель начальных классов моу "сош №60" г. Саратов
Охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти способности...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формирование представления о гармонии любви между женщиной и мужчиной на основе интеграции знаний по биологии и литературе...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconСпецифика концептов позитивных межличностных отношений в английской лингвокультуре
Защита состоится 25 ноября в 13 часов на заседании диссертационного совета д 212. 216. 03 в гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconУчебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения
Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconУчебно-методический комплекс сдм. 02. Вербальные и невербальные средства общения
Цель Показать значение вербальных и невербальных средств общения в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений,...
Межличностных отношений подростков и старшеклассников iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Управленческая психология» нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск