ДИАГНОСТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПОДРОСТКОВ И СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Методические рекомендации
Калининград Издательство Калининградского государственного университета 2003
Диагностика межличностных отношений подростков и старшеклассников: Методические рекомендации / Сост. Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский. – Калининград: Изд-во КГУ, 2003. – 44 с.
Межличностные взаимоотношения учащихся в классе изучаются с помощью различных методов. Некоторые из них, позволяющие определить характер взаимоотношений в процессе обучения между одноклассниками, учителями и учениками, родителями и их детьми, представлены в данных рекомендациях.
Предназначены студентам-практикантам, школьным психологам и классным руководителям.
Составители: Л.В. Сгурская, Г.С. Тамарский.
Печатаются по решению Редакционно-издательского совета Калининградского государственного университета.
© Сгурская Л.В., Тамарский Г.С., составление, 2003
© Издательство КГУ, 2003
ВВЕДЕНИЕ
В больших и малых группах существуют отношения и взаимоотношения. Отношение – это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе. Это психологические процессы, связанные с концентрацией внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека к чему-либо, его позицию.
Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности по отношению к другой или другим людям. Взаимоотношение предполагает «взаимную связь» и осуществляется в форме деловых и личных взаимоотношений. Оно реализуется в общении и в то же время накладывает отпечаток на общение, служит своеобразным его содержанием.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕТОДОМ СОЦИОМЕТРИИ Данная методика предполагает выбор партнера для совместного действия путем ответа на вопросы типа: «С кем бы ты хотел?…». Такие вопросы называются критериями выбора.
Порядок проведения исследования
Каждый член группы (класса) должен назвать фамилии тех, кого он выбирает в той или иной ситуации. Для этого предварительно составляются вопросы для анкетирования с учетом возрастных особенностей опрашиваемых.
Так, для школьников можно предложить следующий вариант вопросов.
1. С кем бы ты хотел учить уроки, выполнять контрольные работы?
2. Кого бы из своих одноклассников ты пригласил на день рождения?
3. С кем ты больше всего откровенен?
4. Кто тебе больше всех нравится в классе?
5. С кем бы ты предпочел пойти в поход, выполнять ответственные поручения? Обработка полученных данных На основе ответов школьников составляют матрицу (таблицу), которая дает представление о положении, занимаемом каждым учеником в системе межличностных отношений в классе.
Образец матрицы
№
п/п
| Кого выбирают?
Кто выбирает?
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 1
| Карпухин
|
| +
|
| +
|
| +
|
|
| 2
| Павликова
| +
|
|
|
| +
| +
|
|
| 3
| Соболев
| +
|
|
| +
|
| +
|
|
| 4
| Варенников
| +
|
|
|
|
| +
|
|
| 5
| Орлов
| +
|
|
|
|
| +
| +
|
| 6
| Моторкина
| +
|
|
|
|
|
|
|
| 7
| Шабаева
|
| +
|
| +
|
|
|
| +
| 8
| Трапезников
|
| +
|
|
|
| +
|
|
| Количество полученных выборов:
| 5
| 3
| 0
| 3
| 1
| 6
| 1
| 1
| Примечание: Знаком «+» обозначен выбор. Чтобы нагляднее представить положение каждого ученика в группе, на основе таблицы (матрицы) составляется карта групповой дифференциации (рис. 1).
Рис. 1. Карта групповой дифференциации П р и м е ч а н и е. На данной карте показаны не все связи, чтобы не загромождать ее условными обозначениями.
Карта состоит из четырех концентрически расположенных окружностей.
В первом круге (в центре) карты располагаются учащиеся, получившие наибольшее число выборов, во втором – получившие более половины или половину максимального числа выборов; в третьем – менее половины максимального числа, а в четвертый круг попадают учащиеся, не получившие ни одного выбора.
На карте все обозначения условны: так, мальчики отмечены треугольниками, а девочки – кружками. В каждом треугольнике или кружочке ставится число, соответствующее номеру, под которым школьник значится в матрице.
Треугольники и кружочки соединяются сплошной линией, если выбор устойчив. Если он односторонен, то стрелка указывает в сторону предпочитаемого ученика. Если же выбор взаимный, то можно поставить стрелки в обе стороны.
Неустойчивый взаимный выбор (ученики выбрали один другого по 1 – 2 позициям) на карте обозначается штриховой линией со стрелками в обе стороны.
Неустойчивый невзаимный выбор на карте обозначается штриховой линией со стрелкой в сторону выбираемого ученика.
В социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях.
«Лидер» («звезда») – член группы, получивший наибольшее количество выборов (на карте он размещается в первой зоне, в центре). Он популярен. Однако «звезд» в группе немного – один-два, реже – три-четыре человека.
«Предпочитаемый» – член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он размещается во второй зоне.
«Оттесненный» – термин, обозначающий члена группы, получающего менее половины от максимального числа выборов в третьей зоне.
«Изолированный» – лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в четвертой зоне.
В дальнейшем нужно выяснить следующее:
– какие личностные качества «звезды», «предпочитаемого» наиболее ценимы членами группы?
– чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом обстоятельств. Так, «звезда» умеет устанавливать контакт с одноклассниками. Популярные часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высокими нормами морали.
Причин непопулярности также может быть немало.
В одних случаях это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих одноклассников. В других – бездеятельность, вялость, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, что отталкивает от них большинство учащихся.
Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений, формируются малые психологические группы (по терминологии теории человеческих отношений – неформальные группы). Они имеют свои особенности:
– включают небольшое число людей – от 3 до 10, что определяется возможностью личных контактов, непосредственных связей «лицом к лицу»;
– складываются на основе чувства симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения;
– имеют своих лидеров;
– в них возникают своих ритуалы, традиции, правила, обязанности и санкции.
Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. З. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны – групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделили десять типов лидерства:
1. «Соверен», или «патриарший повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.
2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака – носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.
3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство безотчетного страха, может добиться повиновения, его считают самым сильным. Лидер-тиран – доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся, ему подчиняются.
4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила, поддерживающая «Я-концепцию» и удовлетворяющая потребности каждого; снижает чувство вины, тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.
5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабости других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снижает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков, а иногда и основных целей.
6. «Герой». Жертвует собой ради других, такой тип особенно проявляется в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-«герой» увлекает за собой людей.
7. «Дурной пример». Толкает к действию бесконфликтную личность, эмоционально «заражает» окружающих.
8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заряжает окружение; его любят, боготворят и идеализируют.
9. «Изгой».
10. «Козел отпущения».
Два последних типа – антилидеры в группе, они являются объектом агрессивных тенденций, из-за которых развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером. Стоит ему исчезнуть, и группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.
Вообще лидерство в группе складывается из эмоционального, делового и информационного компонентов. «Эмоциональный» лидер – это душевный человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, «поплакать в жилетку». С «деловым» лидером хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех. К «информационному» лидеру все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Динамика развития внутригрупповых отношений сильно влияет на эмоциональный настрой группы, который выражается в психологическом климате.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два-три раза в год, это позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ В КЛАССЕ С ПОМОЩЬЮ КАРТЫ-СХЕМЫ По сравнению с психологическим климатом психологическая атмосфера более динамична и отражает преобладающее эмоциональное состояние в классе, отмеченное за небольшой отрезок времени. Чтобы получить представление о психологическом климате, проследить динамику этого явления, карту-схему (см. ниже) необходимо заполнять два-три раза в течение учебного года.
Оценки в баллах означают следующее:
+3 – данное положительное свойство присущее классу всегда;
+2 – данное положительное свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – данное положительное свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это положительное, ни противоположное отрицательное свойство не проявляются, достаточно заметно или в одинаковой степени проявляется то и другое;
–1 – данное отрицательное свойство проявляется достаточно заметно;
–2 – данное отрицательное свойство проявляется часто;
–3 – данное отрицательное свойство проявляется всегда. |