Скачать 0.64 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» по специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Формы обучения: Очная, заочная Составители: О.В. Челомбицкая, К.В. Каравко Ростов-на-Дону 2011 Рецензенты: Калинина Н.Г., к.псх.н., зам. директора по УВР ГОУ СПО «РКСИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Управленческая психология» нацелена на воспроизводство и анализ основных условий развития и образования человека, его профессионального и личностного становления в социальных общностях посредством включения в систему межличностных связей и отношений. В последние десятилетия особенно возросло значение психологического изучения различных аспектов управления, трудовой деятельности. Основной целевой установкой дисциплины является получение будущими специалистами психологических знаний, помогающих устанавливать контакты с людьми, убеждать коллег в целесообразности своих инициатив и предложений, правильно разрешать конфликты, соблюдая правила и нормы профессиональной этики, развивать свои задатки и способности, реализовывать свой внутренний потенциал. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: -основные направления психологического обеспечения управления - психологические механизмы целенаправленной активности и средства ее регулирования -основные закономерности индивидуально-психологических особенностей личности - управленческие особенности для развития личностного и профессионального потенциала, развития творческих способностей, -принципы психологического исследования и психодиагностики - особенности психологического обеспечения сплоченности коллектива, межличностной сплоченности Уметь: - пользоваться психодиагностическими методиками, методами исследования индивидуально-типологических особенностей личности, - анализировать результаты психологических исследований и тренинговой деятельности, - разрабатывать рекомендации по результатам психодиагностики и анализа ситуации. Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов логического, аналитического и творческого мышления. В программе соблюдается единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими государственными стандартами. Для развития творческой активности студентов предусмотрено выполнение ими самостоятельных творческих работ по проблемам управления, в т.ч. написание рефератов и докладов, выполнение индивидуальных заданий в ходе реализации самостоятельной работы. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям, умениям. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА Тема 1.1 Основные принципы и методы психологии Студент должен знать: -предмет, теоретические и прикладные задачи, структуру современной управленческой психологии, - основные проблемы и методы управленческой психологии, - схему и этапы психологического исследования, уметь: - выделять социально-психологическую проблематику в профессиональных ситуациях и процессах, - использовать практические методы психологии на макро и микроуровне, - анализировать результаты психодиагностики, пользоваться психологическими методиками, Содержание учебного материала Предмет и объект управленческой психологии. Функции психологии. Методологические основы и методы. Место управленческой психологии в системе общественных и гуманитарных наук. Структура современной управленческой психологии. Связь с другими науками. Базовые понятия психологии управления. Основные принципы и закономерности управленческой деятельности. Методы психологии. Наблюдение. Виды наблюдения. Эксперимент. Основные задачи психологического эксперимента. Метод тестов. Метод анализа документов. Метод моделирования. Опрос. Самостоятельная работа: Ответить на «Вопросы для самопроверки». РАЗДЕЛ 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КОГНИТИВНЫЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ Тема 2.1 Классификация психических процессов и явлений. Студент должен: знать: - классификацию психических процессов и явлений, -особенности мыслительных и мнемических процессов, - специфику когнитивной сферы личности, -основные характеристики регуляторных процессов психики, - общую характеристику группам психических явлений, - существенные особенности сознания как высшей формы психики, уметь: - классифицировать психические процессы и явления, -тренировать мыслительные процессы, - анализировать особенности мнемической сферы, -пользоваться практическими методиками диагностики, выполнять: - комплекс упражнений по тренировке мыслительных и мнемических процессов, - анализ самодиагностики и результатов тренинга эмоциональной и мотивационной сферы, - диагностирование темперамента и акцентуаций характера, Содержание учебного материала. Понятие о психике человека. Основные явления психики. Структура психики. Функции психики. Классификация психических явлений. Психические процессы и их общая характеристика. Классификация психических состояний. Психические свойства личности. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Сознание как высшая форма психики. Четыре сферы общественного сознания. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного. Психика и деятельность. Основные психические процессы, их классификация. Мышление как процесс. Мыслительные операции: общая характеристика. Мыслительные задачи. Виды мышления: практически- действенное, наглядно- образное и словесно-логическое. Интеллект: общая характеристика, теории, структура. Способы определения коэффициента интеллекта. Творческое мышление. Понятие креативности. Память: общая характеристика и виды. Основные виды мнемических процессов. Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память. Произвольная и непроизвольная память. Кратковременная, оперативная и долговременная память. Приемы эффективного запоминания. Самостоятельна работа. Составить таблицу-схему по материалам урока « Виды мышления», «Классификация видов памяти» |