Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства»





Скачать 103.48 Kb.
НазваниеСценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства»
Дата публикации05.10.2013
Размер103.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Астрономия > Урок
Сценарий конкурсного урока

по теме:
«Функции, их свойства»

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

КРАСНОГВАРДЕЙСКОЙ ГИМНАЗИИ №1

БЛЕДНЫХ ИРИНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ
2002 год
Тема урока: «Функции, их свойства»
Цели: Обобщить и систематизировать знания полученные при изучении всех видов функций. Наглядно продемонстрировать их применение в жизни, необходимость их возникновения;

Развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между математикой и окружающей жизнью;

Воспитывать любовь и интерес к живой природе, учить трудолюбию, аккуратности, внимательности ко всему окружающему.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: рабочие папки с опорными конспектами, индивидуальные доски, плакаты.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Какое у вас настроение? (Хорошее, отличное). В классе присутствуют все? (Да). К уроку все подготовились? Есть ли вопросы по домашнему зданию?

  1. Сообщение темы и цели урока.

Итак, сегодня у нас обобщающий урок по теме: «Функции, их свойства». В течении всего времени изучения курса алгебры мы узнали разные функции, строили их графики, описывали свойства. Совсем недавно мы дали определение «функции», которое является фундаментальным в нашем курсе. Вы накопили некоторый объём знаний, и сегодня мы попытаемся всё обобщить и систематизировать. На сколько же применима функция на практике и что послужило для её появления. Все эти вопросы мы постараемся обсудить.

Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова

В. Маяковского:

«Ведь, если звёзды

зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?»

А давайте перефразируем это высказывание относительно нашей темы.

(«Ведь если функция

существует –

значит – это кому-нибудь нужно?»)

  1. Проверка домашнего задания (защита творческих групповых работ).

Попробуем в этом убедиться на примере ваших творческих работ, которые были вашим домашним заданием к уроку. Пожалуйста, представитель первой группы, осветите свою тему.

(Тема нашей работы «Наш сон. Периоды сна человека в течении ночи». Нам нужно было построить график и описать его свойства. Чередование сна и бодрствования является обязательным условием для жизни. Во время сна отдыхают многие органы нашего тела, восстанавливается функция нервной системы, мозг восстанавливает свою работоспособность. Перед вами периоды сна человека в течении ночи.

23ч. 0ч. 1ч. 2ч. 3ч. 4ч. 5ч. 6ч. 7ч.


Если человек лёг спать в 23 часа, то самый глубокий сон у него в 0 часов, в 2 и 3 часа. После 3 часов глубина сна уменьшается. Теперь опишем свойства графика глубины сна от времени. Область определения – отрезок [23 ч; 7 ч] функция непрерывна, ни чётная, ни нечётная, видно чередование промежутков возрастания и убывания, ограничена и сверху и снизу, выпукла и вверх и вниз, область значений – отрезок: от ординаты точки А до нуля. А вы знаете, что новорожденный ребёнок спит 17 ч., ребёнок, которому 2 года спит 16 ч. в сутки, 6 лет – 14 ч. Есть специальная формула для вычисления нормального числа часов сна человека в возрасте до 18 лет: у=17-0,5х, где х – возраст в годах, у – число часов сна. Определим число часов сна в нашем возрасте. При х=14 у=10 ч., а в 16 лет мы будем спать уже на 1 час меньше, т.к. при х=16 у=9 ч.)

Пожалуйста, представитель второй группы. (Темой нашей работы было составить график блеска звёзд в единицах Гиппарха (на глаз) от показания приборов.

Сколько звезд на небе?

Одним из первых, кто попытался точно ответить на этот вопрос, был древнегреческий астроном Гиппарх. При его жизни в созвездий Скорпиона вспыхнула новая звезда. Гиппарх был потрясен: звезды смертны, они, как люди, рождаются и умирают. И чтобы будущие исследо­ватели могли следить за возникновением и угасанием звезд, Гиппарх составил свой звездный каталог. Он на­считал около тысячи звезд и, разбил их по видимому бле­ску на шесть групп. Самые яркие Гиппарх назвал звез­дами первой величины, заметно менее яркие—второй, еще столь же менее яркие—третьей и так далее в по­рядке равномерного убывания видимого блеска — до звезд, едва видимых невооруженным глазом, которым была присвоена шестая величина.

Когда ученые получили в свое распоряжение чувстви­тельные приборы для световых измерений, стало возмож­ным точно определять блеск звезд. Стало возможным сравнить, насколько соответствует данным таких изме­рений традиционное распределение звезд по видимому блеску, произведенное на глаз.



По вертикальной оси будем откладывать блеск звезды в единицах Гиппарха, то есть ее звездную величину, по горизонтальной—показания приборов. За масштабную единицу горизонтальной оси примем блеск звезды «б Тельца», стоящей посредине в ряду. представи­телей звездного сонма.

Сразу же бросается в глаза: отметки на горизонталь­ной оси располагаются неравномерно! Объективные (прибор) и субъективные (глаз) характеристики блеска не пропорциональны друг другу!

С каждым шагом по шкале звездных величин прибор регистрирует возрастание блеска не на одну и ту же ве­личину, как могло бы показаться, а примерно в два f. половиной раза. Образно говоря, глаз сравнивает источ­ники света по блеску, задаваясь вопросом «во сколько раз?» а не вопросом «на сколько?».
Опишем свойства нашего графика. Область определения – полуинтервал от абсциссы звезды Северной Короны до абсциссы звёзд Альдебаран, функция непрерывна, выпукла вверх, возрастает на всей области определения, ни чётная, ни нечётная, область значений – отрезок [-2;3]).

Ребята, а вы знаете, что этот график является частью графика функции, которую мы будем изучать в 10 классе, она называется логарифмической функцией, свойства которой вы уже сумеете описать. К доске приглашаем представителя третьей группы. У нас было задание построить график зависимости тока от сечения жилы.
0ткроем максимальные длительно допустимые токи для проводов в зависимости от се­чения:

Сечение жилы, мм2___________________________0,75 1 1,5 2,5
Максимально допустимый ток, ампер 13 15 20 27
По этим данным можно построить график. Пусть зна­чения аргумента, приведенные в верхней строчке, послу­жат абсциссами, а значения функции, приведенные в нижней,—ординатами тех точек, которые мы станем наносить на координатную плоскость.

Точки соединим непрерывной плавной кривой. Гра­фический способ делает информацию о функции зримой и наглядной. Выразительная картинка вмиг расскажет о характерных особенностях и поведении функции.

Если ваша цель—смонтировать проводку в своей квартире, то вам достаточно для работы этого графика или даже одной таблицы. Ведь провода имеют лишь определенные стандартные сечения.

Но если вы интересуетесь существом дела, причинами тех ограничений для тока, которые обусловлены сече­нием применяемых проводов, то вы наверняка захотите понять: каковы физические законы, которые определяют функциональную зависимость, выраженную таблицей и отраженную графиком?

Существо дела состоит здесь в том, что провода ра­зогреваются, когда по ним течет ток. Нагрев прямо пропорционален квадрату тока и обратно пропорционален сечению провода. Предельно допустимый нагрев и опре­деляет критическое отношение квадрата тока к сечению провода.

Увеличив ток в цепи, скажем, в два раза, мы должны в четыре раза увеличить сечение проводов во избежание их перегрева. Увеличив ток в три раза — в девять раз увеличить сечение проводов.

Так мы приходим к формульному заданию интере­сующей нас функции — ток изменяется как корень квад­ратный из сечения проводов:

Коэффициент пропорциональности k в этой формуле равен 16,3, если ток I измеряется в амперах, а сечение жилы S — в квадратных миллиметрах.



Мы понимаем, что домашний мастер вряд ли принял бы такую замену. Таблица' дает готовые рекомендации на все случаи житейской практики, а формула еще тре­бует вычислений. Да к тому же в ней нет той нагляд­ности, которая присуща графику. А особая точность цифр домашнему мастеру не нужна.

Строя график в координатах «сечение провода - ток», проводя непрерывную линию над всеми без исключения точками некоторого промежутка оси абсцисс, мы заявляем тем самым, что сечение провода может равняться любой величине из этого промежутка.
Теперь опишем свойства. Область определения функции у=- луч [0;+∞), возрастает, ограничена снизу, не ограничена сверху, функция непрерывна, выпукла вверх, ни чётная, ни нечётная, область значений – луч [0;+∞).


  1. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Если мы говорим о функции, то давайте вспомним, что необходимо для её задания? (Задать функцию – указать правило, которое позволяет по произвольно выбранному значению из области её определения вычислить соответствующее значение у).

(Комментарий. По опорному конспекту функции, их свойства на доске указываются правило f и область определения D(f)).

Если бы мы были на уроке русского языка как бы там прозвучало описание слова функция? Для ответа на этот вопрос у вас на партах есть словари (В. Даль. Функция – математическое. Обозначение действий над количествами).

(С.И. Ожегов. Функция – 1. В философии: явление зависящее от другого явления.

2. В математике: закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определённая величина, а также сама эта величина. 3. Работа производимая органом, организмом. 4. Роль, значение, назначение чего-нибудь. 5. Обязанность, круг деятельности.)

Мы говорим о функциях, задавая их различными способами. Перечислите, какие способы задания функций вы знаете. (Аналитический, графический, словесный, табличный)

Перед вами на доске (приложение) помещены графические иллюстрации, все ли они являются графическим заданием функции (нет, взяв произвольную точку х из отрезка, на котором задана функция и проведя через неё прямую, параллельную оси ординат проверим, чтобы каждая такая прямая пересекала графическую иллюстрацию не более чем в одной точке. Оставим на доске графики функций). (Комментарий. Ученик убирает иллюстрации, не являющиеся графиками функций). Перейдите от графического способа к аналитическому. (Комментарий. Ребёнок у доски около каждого графика записывает его аналитическую запись). Чем для нас удобен графический способ задания функции? (Легче описать свойства). По опорному конспекту давайте повторим все свойства.

(Монотонность – отыскание промежутков возрастания и убывания, т.е. функция возрастает, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции, функция убывает, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции; выпуклость функции: функция выпукла вниз на промежутке Х, если, соединив любые две точки её графика отрезком прямой, мы обнаружим, что соответствующая часть графика лежит ниже проведённого отрезка, то функция выпукла вверх; наибольшее, наименьшее значения функции: если существует точка, что значение функции в этой точке не меньше значений функции в других точках то это наибольшее значение функции, если не больше, то – наименьшее; чётность, нечётность (графический способ определения) – если график функции симметричен относительно оси ординат, то имеется чётная функция, если он симметричен относительно начала координат – нечётная функция; ограниченность – функцию называют ограниченной снизу, если все значения функции больше некоторого числа, ограниченной сверху, если все значения функции меньше некоторого числа, если функция ограниченна и сверху и снизу, то её называют ограниченной.

Прерывность, непрерывность – непрерывность означает, что график функции на всей области определения сплошной, т.е. не имеет проколов и скачков.

Область значений – множество всех значений функции.

  1. Выполнение индивидуальных заданий. Рефлексия.

У вас на партах в ваших рабочих папках есть опорный конспект (аналогичный на доске) с прикреплённым индивидуальным заданием. В соответствии с предложенным заданием, аналитически заданной функцией, заполнить конспект. Один ребёнок (по желанию) заполняет конспект у доски. (С комментированием).

(Комментарий. На выполнение работы, в рабочих папках, 3-5 минут). Поменяйтесь папками, проверьте правильность выполнения работы товарищем, в помощь вам графики на доске. Оцените работу. Объясните друг другу возникшие вопросы.

  1. Систематизация знаний и умений. Групповая работа.

Мы с вами повторили основные функции и их свойства. Какие преобразования можно проводить с графиками? (Растяжение, сжатие от оси х сдвижение по оси у и х). У нас есть для этого весёлая таблица «Комната смеха».

Опишите, как построить график функции . (Построим график функции , произведём его растяжение от оси х в 2 раза, получим график функции , подвергнув график функции преобразованию симметрии относительно оси х, получим график функции ; сдвинем его на 2 единицы масштаба по оси у вверх).

Какие ещё, интересные задания мы можем выполнять при помощи графиков? (Строить кусочные функции). Предлагаю по рядам выполнить построение кусочных функций. У вас на каждой парте находятся индивидуальные доски. Ребята, сидящие за первой партой строят у себя первый «кусочек» графика, в это время – ребята, сидящие за второй партой строят 2-ой «кусочек» и т.д. Как только ребята с 1-ой парты построят свою часть графика, они передают – второй парте, а ребята сидящие за 2-ой партой перечерчивают свой готовый график на 1-ую доску, передают 3-ей парте, те тоже достраивают на эту доску свой кусок, и по мере выполнения, демонстрируют получившийся график.

У меня две карточки, двое человек выполняют эти задания на «крыльях» у доски.

Карточка – 1. Определите число решений системы уравнений:



Карточка – 2. Решите систему уравнений:

.

Приступаем. (5 минут. Комментарий. Показывают свои графики, я прошу назвать область определения, область значений, ограниченность и др. Дети, которые работали у доски по карточкам описывают ход решения).

  1. Итог урока.

Итак, при выполнении каких заданий в математике нам помогают графики функций (решение уравнений, систем уравнений, отыскание наибольшего и наименьшего значений функции, построение графиков кусочных функций, преобразование графиков, чтение графика).

Где в жизни находят применение графики, какие процессы можно описать с их помощью?

(кардиограмма сердца, увлечение – описываются графически):
увл.





время

в экономике – график сезонности:





Какие свойства демонстрируют эти графики? (возрастание, убывание и др.)

Функции – математические портреты устойчивых закономерностей, познаваемых человеком. В жизни, закономерности, выверенные многовековым опытом народа – пословицы. Вспомните те их них, которые можно проиллюстрировать.

(«Чем дальше в лес, тем больше дров», «Кашу маслом не испортишь», «Без труда не вынешь рыбку из пруда»)

Мне хотелось бы закончить урок словами:

«Значит, - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда».

В. Маяковский.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание.

§ 17. Определение числовой последовательности и способы её задания – прочитать.

Построить графики функций по вариантам: I ; II ; III .

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconСценарий урока по предмету «алгебра и начала анализа» на тему «свойства показательной функции»
На интерактивной доске в программе ActivStudioProfessionalEdition заранее заготовлены упражнения
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Вид документа: Конспект урока по теме «Свойства и графики квадратичной функции», мультимедийная презентация, практическая работа,...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: рассмотреть построение графика функции y = x2 и её свойства, используя график функции y = x2, научиться находить значение...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconПеречень вопросов для проведения конкурсного собеседования при поступлении...
Физиология дыхательной системы. Основные функции. Респираторная и нереспираторые функции лёгких
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconСценарий урока в 9 классе по теме «Колебательное движение. Колебательные системы»
Образовательная: Сформировать у учащихся представления о колебательном движении; свободных колебаниях и колебательных системах; изучить...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconУрок по теме: «Опорно-двигательная система. Строение, состав и свойства костей»
Цель урока: изучить состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав, строение и свойства костей
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconКонспект урока в 10-м классе по алгебре и началам анализа на тему:...
Выработать прочные навыки применения полученных знаний при решении уравнений графическим способом вычислении значения функции и выполнении...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconУрок по теме «Логарифмы и их свойства»
Цели урока: 1 Ввести определение логарифма, основное логарифмическое тождество, свойства логарифмов, учиться применять свойства логарифмов...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconВступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
Локальные свойства непрерывных функций. Глобальные свойства непрерывных функций. Теорема Вейерштрасса об ограниченности непрерывной...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconУрока по уд оп. 03. «Основы материаловедения» По теме: «Определение...
Методическая разработка урока по общепрофессиональной дисциплине материаловедение (по фгос) предназначена для проведения урока по...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconКонспект урока по теме: «Химические свойства и применение этилена» фио (полностью)
Цель урока: -изучить химические свойства алкенов, углубить и конкретизировать знания учащихся о механизмах химических реакций
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconКонспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока
Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Функции их свойства, графики и периодичность. Построение графиков функций y = m f (X) и y = f (kx), если известен график функции...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предел функции в точке. Предел последовательности. Общие свойства предела функции. Предел функции в точке по множеству. Необходимое...
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» icon«Тригонометрические функции и их свойства»
Образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по изучаемой теме, провести контроль уровня усвоения материала
Сценарий конкурсного урока по теме: «Функции, их свойства» iconКонспект урока химии в 9 классе по теме: «Фосфор. Строение атома,...
Цель: формирование предметных компетенций у обучающихся по теме урока, используя ресурсы Интернета


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск