Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – Детский сад № 5 «Дюймовочка»
Московская область, г. Пущино Разработка практико-значимого проекта – конспекта занятия
с дошкольниками подготовительной группы
на тему: «Рождество Христово» Автор: Кирпичёва Е.К., педагог дополнительного образования
Занятие 1.
Цель занятия:
знакомство детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере праздника Рождество Христово.
Задачи:
образовательные:
знакомить детей с историей этого праздника, традициями, обрядами, обычаями, связанными с ним;
знакомить детей со смирной (елеем) и ладаном;
расширять и активизировать словарный запас.
воспитательные:
приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями и устным народным творчеством.
развивающие:
развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать (разучивание славок, колядок и стихов);
развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности (изготовление поделки – подарка к Рождеству);
развивать эмоциональную сферу, через использование игровых технологий.
План занятия:
Введение в занятие.
Рассказ с показом (плоскостной театр).
Рассматриваем иллюстрации.
Слушанье песни о Рождестве.
Знакомство с ладаном и смирной (елеем).
Разучивание песен и стихов.
Изготовление Рождественской поделки (Ангел).
Материал к занятию:
Путешествие с книгой «Рождество Христово»(Л.Л. Шевченко учебно – методический комплект «Добрый мир»кн.№4).
Плоскостной театр.
Иллюстрации стр.10,11,18 (Л.Л. Шевченко учебно – методический комплект «Добрый мир» кн.№4).
Ладан, смирна (елей).
Заготовки ангелочков, фломастеры, маркеры, лента.
Обогащения словаря: Рождество Христово, ладан, смирна, вертеп, волхвы -мудрецы, пастухи, пещера, ясли, ангел.
Вифлеемская звезда.
Основные формы, методы и приёмы работы с детьми.
Демонстрационные методы обучения:
рассматривание иллюстраций;
плоскостной театр;
рассматривание ладана, смирны (елея).
Практические методы: Игровые методы:
образное обыгрывание песни.
Словесные методы:
беседа, рассказ;
песнопение, стихи.
Планируемые результаты:
знание детьми истории праздника Рождество Христово. Получить представление о традициях, обрядах, обычаях, связанных с ним. Умение отличать ладан и елей. Эмоционально и образно читать стихи и петь песни. Уметь изготовить подарок к Рождеству. Содержание занятия:
занятия проходят в помещении, оформленном в стиле русской избы.
Педагог – хозяйка, дети – гости. Перед началом занятия дети и педагог надевают атрибуты русского костюма (девочки – косыночки, мальчики – повязку, педагог – платок). С первых минут занятие проходит в образно – игровой форме. Хозяюшка (педагог): – здравствуйте гости дорогие! (Приветствие с поясным поклоном).
Дети (гости): – здравствуй хозяюшка! Хлеб да соль. (Приветствие с поясным поклоном).
Хозяюшка:
– Милости просим, хлеба соли откушать, да меня хозяюшку послушать.
Я хочу вам сказать, что приближается очень светлый и радостный праздник! А что такое праздник? (Предполагаемые ответы детей: когда всем весело, когда все радуются, дарят подарки, поздравляют…).
День, когда все люди поздравляют друг друга. Какие праздники мы празднуем? (Предполагаемые ответы детей: Новый год, день рожденье…). Все любят праздники и готовятся к ним.
Но для христиан особенно радостные дни – дни православных праздников. Они посвящены Богу. Одним из самых главных праздников христиан стал праздник рождения Бога – Рождество Христово.
Я вам сейчас расскажу, как же это было. Помните, я вам рассказывала о маленькой девочке Марии, которую родители в 3 года привели в храм, а когда Она выросла, Её отдали старенькому плотнику Иосифу. Иосиф должен был заботиться и оберегать Её. За Её доброе сердце Бог избрал Её стать Матерью Божией.
Рассказывая о Рождестве, педагог показывает все события при помощи плоскостного театра.
Хозяюшка:
Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила Своего Сына Иисуса Христа.
Рассматриваем иллюстрации и слушаем песню о Рождестве.
В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота.
В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия к людям». Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли и первые поклониться Христу.
А перед Рождеством Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела их в пещеру к Младенцу, в город Вифлеем. Эту звезду так и назвали – Вифлеемская звезда. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но Сам Бог. Они поклонились Ему и подарили подарки.
Золото – как ЦАРЮ, смирну – как ЧЕЛОВЕКУ, ладан – как БОГУ. Рассматриваем ладан, смирну (елей), пробуем на осязание, на обоняние. Хозяюшка:
Что люди могут совершить для Бога? К празднику Рождества Христа христиане готовятся заранее. Украшают ёлку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. И обязательно приглашают тех, у кого дома нет ёлки, тех, кто грустит, чтобы всем было радостно в этот праздничный день. И люди поют в храмах радостную песню:
«Христос родился! С Рождеством!»– поздравляют люди друг друга.
Мы с вами тоже будем готовиться к этому празднику: учить песни, стихи и делать подарки. Поём песню о Рождестве:
ЯРКАЯ ЗВЁЗДОЧКА
Яркая звёздочка на небе горит, Детям у ёлочки мама говорит:
«В целом мире торжество, Наступило Рождество!»
С праздником, с праздником взрослых и ребят,
Всем поздравления нынче говорят,
Потому что торжество,
Потому что Рождество!
Спать нам не хочется
В эту ночь совсем,
Хочется, хочется в город Вифлеем,
Посмотреть на торжество,
Там, где было Рождество!
|
Учим стихи:
Рождество Христово!
На душе светло!
Праздника святого
Солнышко взошло. Небеса так ясны,
Белый день в ночи:
То Младенцу в ясли
Шлёт звезда лучи.
|
Делаем поделку «Рождественский Ангел» под музыку «Рождество Христово» сл. и муз. Е. Королева. Итог Занятия: что за праздник Рождество? Кто родился в этот день? Кто первый пришёл к рождённому Младенцу Христу и поклонился Ему? Какие дары принесли мудрецы? Как называется звезда, которая привела мудрецов к Младенцу Иисусу?
Хозяюшка (педагог): – до свиданья, гости дорогие! (прощание с поясным поклоном.)
Дети (гости):
– До свиданья, хозяюшка! (Прощание с поясным поклоном.)
Хозяюшка:
– В путь дорогу собирайтесь, ничего не забывайте!
Педагог и дети снимают атрибуты русского костюма.
Занятие 2. Цель занятия:
знакомство детей с традиционными ценностями отечественной культуры на примере праздника Рождество Христово.
Задачи:
образовательные:
знакомить детей с традицией украшать ёлочку на Рождество;
знакомить детей с обычаем славить Христа и петь колядки;
расширять и активизировать словарный запас.
воспитательные:
создавать условия для эмоционально-психологического развития.
приобщать детей к духовно – нравственным ценностям нашего народа через знакомство с народными обрядами, обычаями и песнопениями и устным народным творчеством.
развивающие:
развивать связную речь, умение эмоционально, образно её окрашивать (разучивание славок, колядок и стихов);
развивать образное мышление и фантазию, воображение и творческие способности (изготовление поделки – подарка к Рождеству);
развивать эмоциональную сферу, через использование игровых технологий (ролевая игра – песня).
План занятия:
Введение в занятие.
Рассказ о первой Рождественской ёлке.
Рассматриваем иллюстрации.
Разучивание песнопений и стихов.
Изготовление Рождественской поделки (Вифлеемская звёздочка).
Материал к занятию:
Путешествие с книгой «Рождество Христово» (Л.Л. Шевченко учебно-методический комплект «Добрый мир» кн. № 4).
Иллюстрации стр. 20, 23, 24 (Л.Л. Шевченко учебно-методический комплект «Добрый мир» книга 4).
Е. Ивановская «Предание о первой Рождественской ёлке».
Музыкальные инструменты (дудочки, погремушки, молоточки, колокольчики, бубны).
Заготовки звёздочек, бисер, пайетки, проволока, лента.
Обогащения словаря: Рождество Христово, славки, христославы, колядки, ангел, Вифлеемская звезда. Основные формы, методы и приёмы работы с детьми.
Демонстрационные методы обучения:
рассматривание иллюстраций.
Практические методы: Игровые методы:
образное обыгрывание песни.
Словесные методы:
беседа, рассказ;
песнопение, славки, колядки.
Планируемые результаты:
знание детьми истории, почему люди украшают ёлку. Получить представление о славках колядках. Эмоционально и образно уметь исполнять их. Уметь изготовить подарок к Рождеству. Содержание занятия:
занятия проходят в помещении, оформленном в стиле русской избы.
Педагог – хозяйка, дети – гости. Перед началом занятия дети и педагог надевают атрибуты русского костюма (девочки – косыночки, мальчики – повязку, педагог – платок). С первых минут занятие проходит в образно – игровой форме. Хозяюшка (педагог):
– Здравствуйте гости дорогие! (Приветствие с поясным поклоном).
Дети (гости):
– Здравствуй хозяюшка! Хлеб да соль. (Приветствие с поясным поклоном).
Хозяюшка:
– Милости просим, хлеба соли откушать, да меня хозяюшку послушать.
Я хочу вам рассказать, почему люди стали украшать верхушку ёлочки звёздочкой. Откуда появилась такая традиция. Е. Ивановская ПРЕДАНИЕ О ПЕРВОЙ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ЕЛКЕ Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:
– Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее – ведь в ней спит Сам Христос!
И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов... И все эти цветы принес в пещеру.
Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:
– Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.
И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:
– Тс!.. Тише! Он заснул!
Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.
– О, – сказала она грустно, – зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить...
И она горько заплакала.
Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:
– Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.
И Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.
А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:
– Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?
И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке – той, которая была украшена настоящими звездами с неба.
Хозяюшка: Какие песни поют на Рождество? В нашей стране России с давних-давних времён существовал обычай: на праздник Рождества ходить друг другу в гости со звездой, поздравлять, дарить подарки и петь колядки. Колядки – это праздничные рождественские песенки. В них рассказывается о рождении Христа. Хозяева всегда угощали христославов конфетами, печеньями.
Рассматриваем иллюстрации на стр. 20, 23.24.
Мы с вами выучим колядки и будем ходить в другие группы в гости, поздравлять детей с Рождеством, петь и получать угощенье.
Разучивание образной песни – игры. Дети укачивают младенца, играют на дудочках, погремушках, колокольчиках, молоточках.
«Пойдём вместе в Вифлеем».
Пойдём вместе в Вифлеем ду-да, ду-да,ду-да,ду-да-да.
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза). (Все качают воображаемого младенца на руках). Будем весело играть ду-да, ду-да,ду-да,ду-да-да.
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза). Девочки на дудочках (этот ритмический рисунок играют девочки, у которых в руках дудочки)
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза). Мальчики на молоточках (этот ритмический рисунок играют мальчики, у которых в руках молоточки).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Девочки на колокольцах (этот ритмический рисунок играют девочки, у которых в руках колокольчики).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Мальчики на погремушках (этот ритмический рисунок играют мальчики, у которых в руках погремушки).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза).
Будем весело играть (этот ритмический рисунок играют все, на своих музыкальных инструментах).
Может нам Святая Дева даст младенца покачать. (2 раза). Делаем поделку«Вифлеемская Звёздочка» под музыку «Вифлеемская звезда» автор неизвестен. Итог Занятия: почему люди стали украшать ёлку на Рождество? Кто такие христославы? Какие песни поют на Рождество?
Хозяюшка (педагог):
– До свиданья, гости дорогие! (прощание с поясным поклоном).
Дети (гости):
– До свидания, хозяюшка! (Прощание с поясным поклоном).
Хозяюшка:
– В путь дорогу собирайтесь, ничего не забывайте!
Педагог и дети снимают атрибуты русского костюма.
|