Скачать 83.78 Kb.
|
Информационно-исследовательский проект «Волшебная астрономия» Автор педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников МДОУ ЦРР-детского сада №75 города Костромы Наталия Юрьевна Лебедева На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического воздействия, сотрудничества, сотворчества. Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдениями за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. И.Г.Песталоцци отмечал, что окружающий мир ребенка – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям». В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М.Лямина, А.П.Усова, Е.А.Панько и др.). Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу «Детство» по познавательному развитию мы заметили, что в недостаточной степени раскрывается раздел «Социальный мир», а именно тема «Космос», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Волшебная астрономия». Перед нами возникла проблема: Как развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, от мифов древней цивилизации до современных научных открытий, не зазубривая научные истины, а открывая их самому. Цель проекта: Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Объект изучения стал неизведанный для нас мир Вселенной. Гипотеза: Предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес дошкольников к неизведанному для них миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономия могут является источником познания и умственного развития дошкольников. Участники проекта: -дети старшего дошкольного возраста МДОУ ЦРР- детского сада №75 -педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников и педагог-организатор по экологическому воспитанию дошкольников -воспитатели старших групп -родители детей. Каковы же условия, которые помогли успешно реализовать данный проект? Этапы работы над проектом 1 этап работы – подготовительный 1.1.Создание развивающей среды Работа над проектом началась с создания развивающей среды. В 2008 году была создана планетарная комната «Волшебная астрономия». Функции кабинета: Кабинет «Волшебная астрономия» создан для формирования у детей представлений об окружающей мире. В планетарной комнате дети знакомятся с историей возникновения науки астрономия, планетами Солнечной системы, узнают об изучении космоса человеком, больше узнают о нашей планете Земля и ее спутнике. Развивающая среда кабинета: модель Солнечной системы, карта созвездий, фотовыставка «Космос», выставка детских работ «Звездная фантазия», подобрана детская и методическая литература по теме «Космос», приобретены дидактические и развивающие игры и пособия, созданы мини-музей «Космос будущего» и мини-музей «Солнышко». Была произведена паспортизация кабинета. Фотовыставка Выставка детских работ Макет Солнечной системы Карта созвездий Мини-музей «Космос будущего» 1.2. Составление перспективного плана проекта
2 этап работы – практический Практический этап работы складывается из ряда направлений:
Результаты проекта Диагностические исследования показали, что у детей старшего дошкольного возраста систематизировались, имеющиеся знание детей по астрономии, они овладели элементарных представлений о науке астрономия. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к поисковой деятельности в процессе проведения элементарных опытов. В результате дети научились составлять схемы, решать кроссворды, что говорит о развитии логического мышления у дошкольников. По итогам анкетирования воспитателей и родителей можно судить о повышении мотивации участников педагогического процесса по развитию у детей познавательной сферы об окружающем мире, а также повышения их эрудиции. Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась. Астрономия – это наука не только для взрослых! Дети дошкольного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладевают элементарными знаниями о науке астрономия, в результате чего происходит формирование представлений об окружающем мире, который является источником познания и умственного развития детей. Ресурсы: Информационные: диагностика познавательного развития детей, запросы родителей, информация из педагогической и научной литературы, интернет сайты, создание планетарной комнаты, методическая работа с воспитателями, родителями. Научно-методические: Введение в науку «Астрономия».Методические рекомендации к блоку познавательное развитие. КОИПКРО, Кострома 2002. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007 – 80 с.:ил. Кадровые: педагог-организатор по интеллектуальному развитию дошкольников, воспитатели, дети, родители дошкольников. |
Информационно исследовательский центр Информационно-аналитический обзор о положении русских соотечественников в казахстане 2007 год | Рабочая программа по предмету «Астрономия» «Астрономия 11 класс», Е. П. Левитан, 2000г. Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника «Астрономия... | ||
Информационно-исследовательский проект обучающихся 11 химико-биологического... Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | «Минеральная вода «Чажемто» жемчужина Сибири» Авторы: Глухова Полина... Исследовательский информационно – коммуникативный проект «Минеральная вода «Чажемто» жемчужина Сибири» | ||
Пояснительная записка Программа «Волшебная шкатулка оригами» Программа «Волшебная шкатулка оригами» рассчитана на детей 6-7 летнего возраста, то есть для 1 класса | Научно-исследовательский проект | ||
«астрономия» Астрономия — наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем | Небесные науки как факт и как проект Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... | ||
Сфера употребления производных предлогов и их роль в речи. Исследовательский... | Сетевой исследовательский проект Муниципальное общеобразовательное учреждение Судайская средняя общеобразовательная школа им. Н. Ф. Гусева | ||
Исследовательский проект Область исследования: история возникновения и развития народных промыслов – русских игрушек | Конкурс Учащихся 1 7-х классов «Первые шаги в науку» Секция астрономия Солнце Астрономия влечет молодежь глубиной и загадочностью космоса, возможностью собственными глазами наблюдать удивительный мир небесных... | ||
Инновационный исследовательский проект Интерпретация художественного текста как способ развития творческих способностей учащихся | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Вид урока: проблемно-исследовательский информационно-познавательный, творческий | ||
«Мы будущее России» Научно-исследовательский проект Образы ученых в романах А. Беляева «Голова профессора Доуэля» и «Человек- амфибия» стр | Урок исследовательский проект Кузнецова Елена Николаевна, заместитель директора по увр муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Лицей... |