Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 115.42 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации16.04.2014
Размер115.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Химия > Урок



Урок по химии «Гидролиз солей»




МБОУ «Холмовская СОШ»

Холм-Жирковского района Смоленской области

Урок по химии

Гидролиз
11 класс


Сергеева В.Н.

учитель химии

I категория


2012 год

Тема: «Гидролиз солей»

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: проблемно-исследовательский. информационно-познавательный, творческий.

Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.

Задачи урока:
1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами.
2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии.
З. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.

Цели урока 


Предметные 1

формировать у учащихся исследовательские, научно практические навыки и умения;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

опираясь на знания учащихся, показать взаимосвязь различных тем и понятий, таких как диссоциация, ионные реакции, индикаторы, среды веществ ;

подчеркнуть необходимость знаний, полученных в ходе изучения химии;

Метапредметные 2

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему окружающему, желание получать новые знания из книг, справочников; любознательность, наблюдательность, познавательность, творчество, фантазию;

приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;

развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

развивать мотивацию на здоровый образ жизни;

прививать навыки самостоятельной работы;

развивать творческое, исследовательское  мышление;

Личностные 3

воспитывать эмоциональное отношение к окружающим, общение с ними на равных;

воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

способствовать воспитанию вежливого отношения к одноклассникам, осознанию необходимости строить деятельность с учетом взаимопонимания.

Универсальные учебные действия


Регулятивные

Определять цель выполнения работы под руководством учителя;

Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;

Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.

Коммуникативные

Уметь согласованно работать в группе;

Взаимодействие и сотрудничество;

Уметь подчиняться правилам;

Разрешать конфликты;

Слушать и понимать речь других.

Познавательные

Слушать и понимать речь других;

Отвечать на вопросы товарищей по классу, ставить вопросы;

Уметь классифицировать, наблюдать.

Личностные

Делать выбор какой поступок совершить (опираясь на правила поведения).

Оборудование: таблица сильных и слабых электролитов, работа индикаторов в различных средах, компьютер, экран, проектор.

Реактивы: растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, хлорид железа (3), индикаторы — лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

План урока
1.Повторение опорных знаний.

* Электролиты и неэлектролиты. Понятие степени электролитической диссоциации.

*Таблица сильных и слабых электролитов.

*Работа индикаторов в различных средах.

2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта.
З. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).

4. Схема эксперимента и выводы из опыта.
5. Доказательство через уравнения реакции.
6. Определение понятия гидролиз солей.
7. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.
8. Домашнее задание.


Ход урока

I этап урока. Постановка проблемы.

Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах. Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.

Какая масса осадка может быть получена при взаимодействии 5 моль хлорида железа(3) с карбонатом натрия?

Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:

ν (FeCl3) =5 моль 2FeCl3 + 3Na2CO3 → 6NaCl + Fe2(CO3)3

m(осадка)=?

Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет осадка. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO3)3.Ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк.
Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.

Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности.

Что мы наблюдаем? (выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета)
Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот мы при составлении уравнения реакции чем - то пренебрегли (взаимодействием солей с водой при получении раствора).

Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока «Гидролиз солей».

II этап урока - подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта.

Содержание урока
работа учителя

Формы и методы работы учителя

Виды деятельности
учащихся

1.Опорные вопросы:

*Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?

* Что показывает степень электролитической диссоциации?

* Как индикаторы
изменяют свой цвет
в кислой и щелочной среде?

*Какие вы знаете
индикаторы?

Фронтальный опрос в форме беседы
Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов
На таблице показываем цвета индикаторов в разных средах

Устные ответы на вопросы учителя

Объяснение формулы у доски.
Запись на доске и в тетради.
Делается вывод о том, какие ноны отвечают за цвет индикаторов

2.Подготовка таблицы для занесения результатов опыта

Таблица заранее нарисована на доске

Построение таблицы в тетради


3.Проведение лабораторного опыта учащимися.

*Правила техники безопасности при работе с химическими веществами

*Проведение лабораторного опыта .

Контроль за проведением опыта учащимися.

Занести результаты опытов в таблицу на доске.

При проведении лабораторного опыта учащиеся исследуют изменение цвета выданных индикаторов (фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого) в водной среде, в растворах хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида железа(3), карбоната натрия. Заносят результаты в таблицу в тетрадях.



III этап урока - проблемная задача. Обсуждение. Ответ формулируется учащимися.

Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют нейтральную, кислую и щелочную реакцию.
Учитель задает вопросы:
1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет?
2. Какие ноны отвечают за цвет индикатора в щелочной среде?
З. Есть ли эти ионы в солях?
4. Является ли вода электролитом?
5. На какие ионы диссоциирует вода?

Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН ↔ Н+ + ОН- и существует равенство концентрации:

[H+] = [OH] = 10 – 7 моль/л.

pH = 7

Учащиеся знают, что они исследовали водные растворы солей.
Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу, «Какие ионы» в следующей таблице:

Формула соли

фенолфталеин

лакмус

Метиловый оранжевый

реакция

Какие ионы

AlCl3

--







кислая

Н+ >

Na2CO3










щелочная

OH->

NaCl

--







нейтральная

H+= OH-


Вопрос: «Что же называется гидролизом? ».

«Гидро» - вода, «лизис» - разложение.

Делается вывод, что гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.

Запишем: гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой.

IV этап урока - самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме.


На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране компьютера с заранее созданными слайдами.

AlCl3


Что сильнее, того и больше!
Al(OH)3 HCl

слабое основание сильная кислота

[ ОН]- < [H]+

Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.

Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.

AlCl3 + HOH ↔ HCl + AlOHCl2

Al3+ + 3Cl + HOH ↔ H+ + Cl + AlOH2+ + 2Cl

Al3+ + HOH ↔ AlOH2+ + H+

pH<7,

[H+] > [OH ].
Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток ионов водорода.
Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.

Na2CO3


Что сильнее, того и больше!

[H]ббббольшебольшебольше!



NaOH H2CO3

cильное основание слабая кислота


[ ОН]- > [H]+
Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3

2Na+ + CO32 – + HOH ↔ Na+ + OH + Na+ + HCO3

CO32 – + HOH ↔ OH + HCO3

pH>7,

[H+] < [OH ].
Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов.
Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.

NaCl

NaOH HCl

сильное основание сильная кислота

ОН- = Н+

Предлагаем одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:

NaCl + HOH ↔ NaOH + HCl

Na+ + Cl + HOH ↔ Na+ + OH + H+ + Cl

HOH ↔ OH + H+

pH=7

[H+] = [OH ].

Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение:

Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.

Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой)

Обратимся за помощь к тексту учебника. (Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия).

Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III):

Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2

Учащийся делает вывод:

Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа.

V этап урока - Разрешение проблемы (решение задачи).

Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции?

В левую часть добавить вещество H2O, в правой части соль карбонат железа (III) заменить на осадок гидроксида железа (III) и углекислый газ. Соль хлорид натрия образованна сильным основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизу не подвергается, в уравнении реакции остается без изменений.

Приглашаем того же ученика закончить решение задачи.

Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты:

2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2↑+ 6NaCl.

ν (Fe(OH)3) = ν (FeCl3) = 5 моль.

m (Fe(OH)3) = M* ν = 107*5 = 535г.

Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535г.

Вот мы и решили эту задачу, определили газ, нашли массу осадка.

VI этап урока - Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.

Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Ученик подготовил сообщение о значении гидролиза в природе и в жизни человека. Второй ученик поможет ему в проведении экспериментов.

Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами, доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу.
V II этап урока - Подведение итогов.

Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Прошу дать краткие ответы на мои вопросы:

  1. Что такое гидролиз?

  2. На какие группы мы разделили все соли?

  3. Как происходит гидролиз каждой группы?


V III этап урока - Домашнее задание.

§…., упражнение №… (письменно).
Рефлексия.

Приложение №1
Карта рефлексии

ФИО ______________

1. Работа с текстом …………………………………………………………………………….
2. Устный ответ ………………………………………………………………………………
3. Работа в паре ……………………………………………………………………………
4. Работа у доски ……………………………………………………………………………
5. Активность на уроке ………………………………………………………………………
Используемая литература


  1. Габриелян О.С. Химия: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва: «Дрофа», 2011.

  2. Габриелян О.С. Химия: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва: «Дрофа», 2011.

  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Химия для поступающих в вузы. Москва: «Издательство Новая Волна», 2009.

  4. Потапов В.М. Органическая химия. Москва: «Просвещение», 2010.

  5. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Москва: «Экзамен», 2011.


1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

3 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Сергеева В.Н. учитель химии

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск