Урок по химии «Гидролиз солей»
МБОУ «Холмовская СОШ»
Холм-Жирковского района Смоленской области
Урок по химии
Гидролиз 11 класс
Сергеева В.Н.
учитель химии
I категория
2012 год
Тема: «Гидролиз солей»
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: проблемно-исследовательский. информационно-познавательный, творческий.
Цель урока: сформировать у учащихся понятие гидролиза солей.
Задачи урока: 1. Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умения и навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами, справочными материалами. 2. Развивать мышление, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту. Научить составлять ионное уравнение реакции гидролиза солей по первой стадии. З. Сформировать понимание практического значения гидролиза в природе и жизни человека.
Цели урока Предметные 1
формировать у учащихся исследовательские, научно практические навыки и умения;
формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
опираясь на знания учащихся, показать взаимосвязь различных тем и понятий, таких как диссоциация, ионные реакции, индикаторы, среды веществ ;
подчеркнуть необходимость знаний, полученных в ходе изучения химии;
Метапредметные 2
развивать умственные операции сравнения и обобщения;
развивать познавательный интерес ко всему окружающему, желание получать новые знания из книг, справочников; любознательность, наблюдательность, познавательность, творчество, фантазию;
приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
развивать способность к прогнозированию будущих изменений;
развивать мотивацию на здоровый образ жизни;
прививать навыки самостоятельной работы;
развивать творческое, исследовательское мышление;
Личностные 3
воспитывать эмоциональное отношение к окружающим, общение с ними на равных;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
способствовать воспитанию вежливого отношения к одноклассникам, осознанию необходимости строить деятельность с учетом взаимопонимания.
Универсальные учебные действия Регулятивные
Определять цель выполнения работы под руководством учителя;
Осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;
Формировать целеустремленность и настойчивость в достижении цели, готовность к преодолению трудностей.
Коммуникативные
Уметь согласованно работать в группе;
Взаимодействие и сотрудничество;
Уметь подчиняться правилам;
Разрешать конфликты;
Слушать и понимать речь других.
Познавательные
Слушать и понимать речь других;
Отвечать на вопросы товарищей по классу, ставить вопросы;
Уметь классифицировать, наблюдать.
Личностные
Делать выбор какой поступок совершить (опираясь на правила поведения).
Оборудование: таблица сильных и слабых электролитов, работа индикаторов в различных средах, компьютер, экран, проектор.
Реактивы: растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия, хлорид железа (3), индикаторы — лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.
План урока 1.Повторение опорных знаний.
* Электролиты и неэлектролиты. Понятие степени электролитической диссоциации.
*Таблица сильных и слабых электролитов.
*Работа индикаторов в различных средах.
2. Подготовка таблицы для заполнения результатов опыта. З. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).
4. Схема эксперимента и выводы из опыта. 5. Доказательство через уравнения реакции. 6. Определение понятия гидролиз солей. 7. Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека. 8. Домашнее задание.
Ход урока
I этап урока. Постановка проблемы.
Наш сегодняшний урок мы начнем с решения задачи, текст которой вы видите на своих столах. Внимательно прочитаем и решим у доски эту задачу.
Какая масса осадка может быть получена при взаимодействии 5 моль хлорида железа(3) с карбонатом натрия?
Ученик записывает условия задачи и уравнения реакции обмена:
ν (FeCl3) =5 моль 2FeCl3 + 3Na2CO3 → 6NaCl + Fe2(CO3)3
m(осадка)=?
Ученики констатируют факт, что среди продуктов нет осадка. Учитель рекомендует проверить по таблице растворимости соль Fe2(CO3)3.Ученики устанавливают тот факт, что в таблице растворимости на месте этой соли стоит прочерк. Может быть условия задачи ошибочны? Проверим это опытным путем.
Ученики выполняют химический эксперимент: сливают растворы хлорида железа (III) и карбоната натрия. Один из учеников напоминает при этом правила техники безопасности.
Что мы наблюдаем? (выделяется бесцветный газ и выпадает осадок коричневого цвета) Таким образом, проведя эксперимент, мы пришли к выводу, что в условии задачи все сформулировано правильно. А вот мы при составлении уравнения реакции чем - то пренебрегли (взаимодействием солей с водой при получении раствора).
Правильно! Мы этого не учли – поэтому, у нас не получается решение задачи. На этом уроке мы рассмотрим, как различные соли взаимодействуют с водой, а затем попробуем вернуться к решению этой задачи. Запишем тему урока «Гидролиз солей».
II этап урока - подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта.
Содержание урока работа учителя
| Формы и методы работы учителя
| Виды деятельности учащихся
| 1.Опорные вопросы:
*Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
* Что показывает степень электролитической диссоциации?
* Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
*Какие вы знаете индикаторы?
| Фронтальный опрос в форме беседы Учащимся предложена таблица сильных и слабых электролитов На таблице показываем цвета индикаторов в разных средах
| Устные ответы на вопросы учителя
Объяснение формулы у доски. Запись на доске и в тетради. Делается вывод о том, какие ноны отвечают за цвет индикаторов
| 2.Подготовка таблицы для занесения результатов опыта
| Таблица заранее нарисована на доске
| Построение таблицы в тетради
| 3.Проведение лабораторного опыта учащимися.
*Правила техники безопасности при работе с химическими веществами
*Проведение лабораторного опыта .
Контроль за проведением опыта учащимися.
| Занести результаты опытов в таблицу на доске.
| При проведении лабораторного опыта учащиеся исследуют изменение цвета выданных индикаторов (фенолфталеина, лакмуса и метилового оранжевого) в водной среде, в растворах хлорида натрия, хлорида алюминия, хлорида железа(3), карбоната натрия. Заносят результаты в таблицу в тетрадях.
|
III этап урока - проблемная задача. Обсуждение. Ответ формулируется учащимися.
Учащиеся после проведения опыта заносят результаты в таблицу и делают самостоятельно вывод, что соли имеют нейтральную, кислую и щелочную реакцию. Учитель задает вопросы: 1. Какие ионы окрашивают лакмус в красный цвет? 2. Какие ноны отвечают за цвет индикатора в щелочной среде? З. Есть ли эти ионы в солях? 4. Является ли вода электролитом? 5. На какие ионы диссоциирует вода?
Вспомним, что вода – слабый электролит и в чистой воде происходит процесс: НОН ↔ Н+ + ОН- и существует равенство концентрации:
[H+] = [OH –] = 10 – 7 моль/л.
pH = 7
Учащиеся знают, что они исследовали водные растворы солей. Учащиеся делают вывод, что вода участвует в гидролизе и дает ионы водорода и гидроксогруппы, избыток которых изменяет цвет индикаторов. Записывают в графу, «Какие ионы» в следующей таблице:
Формула соли
| фенолфталеин
| лакмус
| Метиловый оранжевый
| реакция
| Какие ионы
| AlCl3
| --
|
|
| кислая
| Н+ >
| Na2CO3
|
|
|
| щелочная
| OH->
| NaCl
| --
|
|
| нейтральная
| H+= OH-
|
Вопрос: «Что же называется гидролизом? ».
«Гидро» - вода, «лизис» - разложение.
Делается вывод, что гидролиз – это взаимодействие между некоторыми солями и водой.
Запишем: гидролиз – это обратимое взаимодействие между некоторыми солями и водой.
IV этап урока - самостоятельный поиск информации в таблице, составление упрощенной схемы гидролиза солей, вывод и определение понятия гидролиза по схеме.
На этом этапе урока учитель демонстрирует упрощенную схему на экране компьютера с заранее созданными слайдами.
AlCl3
Что сильнее, того и больше! Al(OH)3 HCl
слабое основание сильная кислота
[ ОН]- < [H]+
Учащиеся делают вывод и записывают определение, используя данную схему.
Рассмотрим, что же происходит при взаимодействии соли с водой? Составим уравнение реакции: молекулярное, полное и сокращенное ионные.
AlCl3 + HOH ↔ HCl + AlOHCl2
Al3+ + 3Cl – + HOH ↔ H+ + Cl – + AlOH2+ + 2Cl –
Al3+ + HOH ↔ AlOH2+ + H+
pH<7,
[H+] > [OH –]. Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток ионов водорода. Аналогично составляются схемы по другим солям и делаются соответствующие выводы.
Na2CO3
Что сильнее, того и больше!
[H]+бббббольшебольшебольше!
NaOH H2CO3
cильное основание слабая кислота
[ ОН]- > [H]+ Предлагаю одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:
Na2CO3 + HOH ↔ NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32 – + HOH ↔ Na+ + OH – + Na+ + HCO3 –
CO32 – + HOH ↔ OH – + HCO3 –
pH>7,
[H+] < [OH –]. Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид-ионов. Далее учитель просит ребят самостоятельно составить аналогичную схему для хлорида натрия.
NaCl
NaOH HCl
сильное основание сильная кислота
ОН- = Н+
Предлагаем одному из учащихся составить уравнение реакции гидролиза, записав его на доске:
NaCl + HOH ↔ NaOH + HCl
Na+ + Cl – + HOH ↔ Na+ + OH – + H+ + Cl –
HOH ↔ OH – + H+
pH=7
[H+] = [OH –].
Учащиеся делают вывод: силы электролитов равны и записывают определение:
Раствор соли, образованной сильным основанием и сильной кислотой имеет нейтральную среду, т.к. равенство концентраций ионов водорода и гидроксид-ионов не нарушено. Можно сказать, что такие соли гидролизу не подвергаются.
Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образованна слабым основанием и слабой кислотой)
Обратимся за помощь к тексту учебника. (Учащиеся читают текст учебника и выписывают уравнение реакции гидролиза сульфида алюминия).
Очевидно, такому же необратимому гидролизу подвергается соль карбонат железа (III):
Fe2(CO3)3 + 3HOH → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2↑
Учащийся делает вывод:
Соли, образованные слабым основанием и слабой летучей кислотой, подвергаются необратимому гидролизу, т.е. полностью разлагаются с образованием осадка и выделением газа.
V этап урока - Разрешение проблемы (решение задачи).
Вернемся к задаче, в решении которой мы зашли в тупик. Что нужно изменить в написании уравнения реакции?
В левую часть добавить вещество H2O, в правой части соль карбонат железа (III) заменить на осадок гидроксида железа (III) и углекислый газ. Соль хлорид натрия образованна сильным основанием и сильной кислотой, поэтому гидролизу не подвергается, в уравнении реакции остается без изменений.
Приглашаем того же ученика закончить решение задачи.
Ученик изменяет уравнение реакции и производит расчеты:
2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O → 2Fe(OH)3↓+ 3CO2↑+ 6NaCl.
ν (Fe(OH)3) = ν (FeCl3) = 5 моль.
m (Fe(OH)3) = M* ν = 107*5 = 535г.
Ответ: масса выпавшего осадка составляет 535г.
Вот мы и решили эту задачу, определили газ, нашли массу осадка.
VI этап урока - Значение гидролиза в природе и практической деятельности человека.
Я думаю, что у вас возник вопрос: «Так ли уж часто следует учитывать процессы гидролиза?». Ученик подготовил сообщение о значении гидролиза в природе и в жизни человека. Второй ученик поможет ему в проведении экспериментов.
Учащиеся слушают сообщение, иллюстрированное опытами, доказывающими, что мыла, синтетические моющие средства, крахмал в водной среде подвергаются гидролизу. V II этап урока - Подведение итогов.
Итак, сегодня мы познакомились с явлением гидролиза солей. Прошу дать краткие ответы на мои вопросы:
Что такое гидролиз?
На какие группы мы разделили все соли?
Как происходит гидролиз каждой группы?
V III этап урока - Домашнее задание.
§…., упражнение №… (письменно). Рефлексия.
Приложение №1 Карта рефлексии
ФИО ______________
1. Работа с текстом ……………………………………………………………………………. 2. Устный ответ ……………………………………………………………………………… 3. Работа в паре …………………………………………………………………………… 4. Работа у доски …………………………………………………………………………… 5. Активность на уроке ……………………………………………………………………… Используемая литература
Габриелян О.С. Химия: 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва: «Дрофа», 2011.
Габриелян О.С. Химия: 10 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – Москва: «Дрофа», 2011.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Химия для поступающих в вузы. Москва: «Издательство Новая Волна», 2009.
Потапов В.М. Органическая химия. Москва: «Просвещение», 2010.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Москва: «Экзамен», 2011.
Сергеева В.Н. учитель химии
|