Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение





Скачать 71.28 Kb.
НазваниеХанты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дата публикации06.07.2014
Размер71.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
Ханты-мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Мышцы, их строение и функции
(урок по биологии, 8 класс)


Составила и провела:

Мирзоева Ангелина Анатольевна,

учитель биологии

Мегион, 2010 год

Тип урока – урок формирования новых знаний.
Метод проведения урока

1) объяснительно-иллюстративный (учитель объясняет с помощью средств наглядности, учащиеся – слушают, запоминают, воспроизводят. Развивается память, речь);

2)репродуктивный (учитель предлагает учащимся самостоятельную работу типового характера, учащиеся – выполняют работу в знакомой учебной ситуации. Беседа: Что? Где? Когда? Как? Какие? Развиваются память, внимание, речь, мышление);

3)частично-поисковый (учитель предлагает учащимся самостоятельно выполнить лабораторную работу и найти ответы на поставленные вопросы. Развиваются мышление, память, внимание, речь).
Цель – Добиться осознания и осмысления новой информации о строении и функционировании скелетных мышц тела человека.
Задачи

1)Образовательные: - раскрыть особенности строения и функций скелетных мышц;

- сформировать представление об основных группах мышц тела человека;

2)Развивающие: - обобщить и углубить знания о строении и свойствах мышечной ткани;

- уметь обосновывать особенности работы скелетных мышц в связи с трудовой деятельностью человека;

- по таблицам и рисункам уметь давать сравнительную характеристику гладким и поперечно-полосатым мышцам;

3)Воспитательные: - дать представление об условиях, повышающих работоспособность мышц.
Оборудование: модель скелета человека, таблицы с изображением мышц человека, тканей; видов соединения костей; микроскопы; микропрепараты мышечных тканей, костной и хрящевой тканей.
Ход урока
I. Организационный момент – Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация – Четырех учащихся вызвать к демонстрационным микроскопам для определения тканей. На доске выписываются опознанные структуры. После окончания работы учитель выборочно предлагает показать некоторые из них на таблице. Пока учащиеся готовятся, пятый ученик рассказывает по таблице строение сустава.
III. Мотивация

1)Побудительная: - назвать и записать на доске тему урока;

- познакомить с целью изучения данной темы;

2)Познавательная: - показать различия в строении гладких и поперечно-полосатых мышц; выявить особенности работы скелетной мускулатуры;

3)Аналитическая: - постановка учебной проблемы об утомляемости мышц при статической и динамической работе.
IV. Изучение нового материала.

  1. Строение скелетных мышц. Разбор морфологии мышечного пучка по рисунку на стр. 106-107. Освоение понятия об антагонистах и синергистах. (Рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа с текстом учебника, со схемой «Строение скелетной мышцы».)




  1. Строение мышечных тканей, их свойства. (Лабораторная работа «Микроскопическое строение мышечных тканей человека». Обобщающая беседа по итогам лабораторной работы: как различается строение поперечнополосатой мышечной ткани и гладкой мышечной ткани? Какими свойствами они обладают? Где эти ткани расположены?)



  1. Основные группы мышц, их локализация, функции. (Самостоятельная работа с текстом учебника; заполнение таблицы «Основные группы мышц, их функции». Беседа по результатам работы с текстом, демонстрационной таблицей «Мышцы человека».)




Основные группы мышц

Расположение мышц

Функции мышц










V. Закрепление знаний.

1. Биологический диктант «Какие утверждения верны?» (Взаимоконтроль по ключу на доске)

а – поперечно-полосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы;

б – у человека более 450 мышц;

в – мышцы пояса верхних конечностей обеспечивают движения конечности в локтевом суставе;

г – в кожу вплетаются мимические мышцы головы;

д – четырехглавая мышца бедра является самой длинной в теле человека.
2. Работа по заданиям рубрики «Выберите правильный ответ», стр. 110.
3. Назвать и показать по таблице «Мышцы человека» основные группы мышц. Какова их функция?

4. Тренажер по определению силы мышц. (Работа в парах по рисунку учебника «Мышцы человека».)

5. Ответы на вопросы:

а – Почему мышцы к костям прикрепляются под некоторым углом? (Иначе привести в движение кости было бы невозможно.);

б – Почему в местах прикрепления мышц образуются шероховатости и бугристость? (Увеличивается площадь прикрепления мышцы к кости.);

в – Почему у тренированных людей рельеф костей более выражен? (Мышечные напряжения раздражают надкостницу в местах прикрепления и стимулируют отделение костного вещества.)
VI. Формулирование выводов:

1 – Активную часть опорно-двигательного аппарата составляют скелетные мышцы.

2 – Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, которые срастаются с надкостницей.

3 – Различают мышцы головы и шеи, туловища и конечностей.

VII. Задание на дом.

Изучить текст на с. 106-109, ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания», с. 110.


Самоанализ урока биологии в 8 классе

по теме «Мышцы, их строение и функции»
Урок в системе обучения – традиционный.
В теме данный урок первый.
Цель урока определена четко.
Выделено три задачи: образовательные, развивающие и воспитательные.
Тип урока – формирование новых знаний.
В структуре урока выделены следующие этапы: организационный момент, актуализация, мотивация, изучение нового материала, закрепление знаний, формулирование выводов, задание на дом.
Организационный момент: Была проведена проверка готовности учащихся к уроку, названа тема, цель урока. Был создан эмоциональный настрой на урок.
Актуализация: Для изучения нового материала необходимо было повторить знания о типах тканей организма человека. Для этого дети работали с демонстрационными микроскопами и определяли предложенные им микропрепараты тканей. Выявились некоторые проблемы с навыками работы с микроскопами, поэтому время определения затянулось.
Мотивация: Побуждением к изучению нового материала явилось практическое исследование скорости развития утомляемости при статической и динамической работе: демонстрация удержания груза в вытянутой руке, ритмичное опускание и поднятие груза этой же рукой.

Интерес учащихся к теме увеличился после проведения опыта:

Учащихся просят закрыть ладонями уши и слегка надавить на них. После этого преподаватель предлагает напрячь мышцы рук. Учащиеся слышат гул работающих мышц. Чем сильнее напряжение, тем гул выше, поскольку единовременно работает больше нейронов и чаще происходит их смена. Одни мышечные единицы прекращают работать, другие сменяют их. Чем чаще сменяются мышечные группы, тем выше звук.
Изучение нового материала: По ходу урока прослеживался выраженный интерес к изучаемой теме. На мой взгляд, на уроке была обеспечена должная научность, доступность, связь нового материала с реальной жизнью. Изложение материала было достаточно логично, но не всегда концентрировалось внимание учащихся на главных компонентах урока.

Материально-техническое обеспечение урока было вполне достаточное: наличие микропрепаратов, таблиц, рисунков. Не в полной мере учащиеся обеспечены микроскопами – в наличии только 4 демонстрационных микроскопа.

Время на реализацию разных этапов урока было спланировано достаточно правильно. Несколько затянулся этап актуализации, так как дети не вполне владеют техникой работы с микроскопами. Но на этапе выполнения лабораторной работы навыки работы с микроскопом были отработаны.

На уроке были использованы разные приемы осмысления нового материала: работа с учебником, с рисунками и схемами учебника, выполнение лабораторной работы, демонстрация опытов.

Учащиеся сравнивали различные типы мышц, находя признаки сходства и отличия; устанавливали связи между явлениями (работой мышц и скоростью утомляемости); сравнивали результаты лабораторной работы с изображениями в учебнике.

Выполняя работу по заполнению таблицы, учащиеся пытались выделить в тексе учебника главное и второстепенное, кратко сформулировать и внести в таблицу основное содержание статьи.
Закрепление знаний организовывалось с использованием различных типов заданий:

- учащиеся выполняли биологический диктант, результаты которого проверялись в ходе взаимоконтроля;

- происходил выбор правильного суждения с последующим обсуждением выбора;

- желающие работали по таблице у доски;

- по предложению учителя некоторые учащиеся формулировали устные ответы на поставленные вопросы.
Формулировка общих выводов – завершающий этап урока, дети только с помощью учителя смогли четко сформулировать существенные выводы урока и записать их в тетрадь.
Путь изучения материала – индуктивный (от частного к общему) от рассмотрения типов мышечных тканей к скелетной мускулатуре, ее работе и регуляции.
Этапы формирования знаний и умений:

  1. инструктаж

  2. совместная работа учителя и учащихся

  3. дифференциация

  4. самостоятельная работа

  5. проверка умений и навыков


Методы, с помощью которых достигались результаты:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый
Домашнее задание носило общий характер, не было дифференцировано на уровни сложности, что является существенным недостатком.
Не смотря на некоторые недочеты в проведении урока, на мой взгляд, поставленные цели и задачи были реализованы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПриказ №133 о от «10» апреля 2012 г. Программа
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, Ханты-Мансийский район п. Кирпичный, ул. Комсомольская, дом 12а
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРоссийская Федерация Тюменская область Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Новоаганское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Лесная сказка»
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПубличный доклад
Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Октябрьский район, п. Унъюган, ул. 40 лет Победы, д. 11. Полное наименование школы:...
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адрес, месторасположение: Россия, 628186, ул. Школьная д. 1, пгт. Приобье, Октябрьский район, Ханты Мансийский автономный округ –...
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconХулимсунтская средняя общеобразовательная школа
Ханты-Мансийский автономный округ e-mail: 86sch- тюменская область Березовский район
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ханты-Мансийский автономный округ e-mail: 86sch- тюменская область Березовский район
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconХанты Мансийский автономный округ Югра Кондинский район Леушинская...
«Котя котенька коток — серенький хвосток». До наших дней дошло много примет и суеверий про кошек. Один из сохранившихся обрядов,...
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре, численность постоянного населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее...
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРоссийская Федерация Чукотский автономный округ анадырский муниципальный...

Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРоссийская Федерация Чукотский автономный округ анадырский муниципальный...

Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconДоклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей...
Ханты-Мансийский автономный округ является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов...
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconРоссийская Федерация Чукотский автономный округ анадырский муниципальный...
Общие данные об аудитории фамилия, имя, отчество заведующего: Базырова Иджилина Валерьевна
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconЯмало-ненецкий автономный округ муниципальное образование пуровский...
Муниципальное оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Санаторная...
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение icon«Детский сад «Колобок» п. Пырьях»
Учредитель: Муниципальное образование Ханты-Мансийский район. Функции и полномочия учредителя осуществляет комитет по образованию...
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение iconЗадание на проектирование по объекту «Реконструкция аэропортового...
Реконструкция аэропортового комплекса (г. Певек, Чукотский автономный округ), г. Певек, Чукотский автономный округ
Ханты-мансийский автономный округ Югра Муниципальное общеобразовательное учреждение icon№1(Р. п- 36) Организация работы гинекологического стационара
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ханты-Мансийского Автономного округа Югры Ханты-Мансийский...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск