Скачать 151.32 Kb.
|
ИНСТРУКЦИЯ «Обведите кружком те пункты в колонках А и Б, которые отражают то, что привлекает и что не привлекает Вас в избранной профессии. В колонке А отмечено, что «привлекает», а в Б — «что не привлекает». Отмечать следует действительно значимые для Вас пункты — то есть правила Вас не принуждают делать выбор во всех без исключения строках».
ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИИ Методика изучения факторов привлекательности профессии впервые была предложена В. А. Ядовым. Здесь приводится модифицированный вариант методики (модификация И. Кузьминой, А. Реана), который использовался во многих социально-педагогических и психолого-педагогических исследованиях. ОБРАБОТКА По каждому из 11 факторов подсчитывается коэффициент значимости (КЗ). Коэффициент значимости определяется как: КЗ=( n + m )/ N , где: N - объем выборки (количество обследуемых), n — количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке А, m - количество обследуемых, которые отметили данный фактор в колонке Б. Коэффициент значимости может изменяться в пределах от-1 до +1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу (форма 7.2). Форма 7.2 Название выборки _____________________ Объем выборки N =________ Факторы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 . n m КЗ_____________________________________________________________________ Иногда при интерпретации результатов допускают серьезную методическую ошибку, рассматривая только окончательный показатель КЗ и не учитывая соотношение и n и m. Необходимо же строить интерпретацию на учете как первого, так и второго аспекта. Покажем значимость этого на следующем простом примере. Низкий коэффициент значимости фактора (близкий к нулю) нельзя автоматически трактовать как проявившуюся в данной выборке незначимость определенного фактора. Необходимо, прежде всего, оценить, каким образом этот низкий коэффициент получился. Совершенно ясно, что два невысоких коэффициента значимости КЗ=(55-45)/100= 0,1 и КЗ=(10-0)/100=0,1 хотя и равны между собой количественно, но качественно отражают разную реальность. Во втором случае коэффициент значимости действительно свидетельствует о низкой значимости данного фактора в определенной выборке: 90 % респондентов вообще не назвали его в числе значимых — не обратили на него внимания. В первом же случае все 100 % опрашиваемых отметили этот фактор как значимый. Низкий КЗ в этом случае говорит не о низкой значимости фактора, а о его противоречивой оценке респондентами: для одних он позитивно значим (привлекает в профессии), а для других - негативно значим (не привлекает в профессии). Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. КабардовойИнструкция: Внимательно прочитайте вопросы. На каждый из них Вам необходимо дать три ответа, оценив их в баллах. Ответ записывается в соответствующую клетку бланка ответов, где цифрами обозначены номера вопросов, а буквами - клеточки для трех ответов. Сначала Вы оцениваете, насколько хорошо Вы умеете делать то, что записано в вопросе (клеточка "а"): - делаю, как правило, хорошо - 2 балла; - делаю средне - 1 балл; - делаю плохо, совсем не умею, никогда не делал - 0 баллов. Затем оцениваете ощущения, которые возникают у Вас, когда Вы это делаете (клеточка "б"): - положительные (интересно, легко) - 2 балла; - нейтральные (все равно) - 1 балл; - отрицательные (неинтересно, трудно) - 0 баллов. Третий ответ должен отразить, хотели бы Вы, чтобы описанное в вопросе действие входило в Вашу работу (клеточка "в"): - да - 2 балла; - все равно - 1 балл; - нет - 0 баллов. Читая вопрос, обязательно обращайте внимание на слова "часто", "легко", "систематически" и т.п. Ваш ответ должен учитывать смысл этих слов. Работа с опросником может производится как индивидуально, так и в группе. Текст опросника
Бланк ответов
Ч-З - человек - знаковая система Ч-Т - человек - техника Ч-П - человек - природа Ч-Х - человек - художественный образ Ч-Ч - человек - человек Обработка и интерпретация результатов Каждый столбец клеток в бланке ответов соответствует одному из типов профессий. Колонки, обозначенные буквами, отражают оценки трех ответов на каждый вопрос: а – оценка своих умений; б – оценка своего эмоционального отношения; в – оценка своих профессиональных пожеланий, предпочтений. Приступая к обработке результатов, сначала следует внимательно просмотреть бланк ответов и отметить те номера вопросов, при ответе на которые испытуемый в графе «умения» поставил оценку «0». Эти вопросы следует полностью исключить из обработки. Примером может служить соотношение оценок «0-12-11». В этом случае вторая и третья оценки также исключаются при подсчете баллов по соответствующим шкалам (эмоционального отношения и профессиональных положений). Они учитываются только при качественном анализе каждой сферы. Далее подсчитывается сумма баллов в каждой профессиональной сфере по шкалам «умения», «отношение» и «профессиональные пожелания». Обращается внимание на соотношение оценок по данным шкалам как в каждой профессиональной сфере, так и по каждому конкретному вопросу (виду деятельности). Выбор наиболее предпочтительной профессиональной сферы (или нескольких сфер) делается на основе сопоставления сумм баллов, набранных в разных профессиональных сферах по шкале «профессиональные предпочтения». Обращается внимание на те профессиональные сферы, в которых эти суммы наибольшие. Затем в каждой сфере сравниваются между собой баллы, набранные по трем шкалам. Предпочитительным являются такое сочетание, в котором оценки по второй и третьей шкалам количественно сочетаются с оценкой по первой шкале, отражающей реальные умения испытуемого. Например, соотношение оценок типа «10-12-11» благоприятнее, чем сочетание «3-8-12», поскольку предпочтения испытуемого в первом случае более обоснованны наличием у него соответствующих умений. Далее анализируются отдельные вопросы, ответы на которые получили оценки в баллах "2-2-2", а также "2-2-1", "1-2-2". Это необходимо, во-первых, для того, чтобы сузить профессиональную сферу до конкретных специальностей. Например, работа в области "человек-знак" может осуществляться с буквами, словами, текстами, (филолог, историк, редактор и др.); с иностранными знаками, текстами (технический переводчик, гид-переводчик); с математическими знаками (программист, математик, экономист и др.). Во-вторых, это дает возможность выйти за пределы одной сферы на профессии, занимающие промежуточное положение между разными областями, например учитель математики (сферы "человек-человек" и "человек-знак"), модельер (сферы "человек - художественный образ" и "человек - техника") и т.д. По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Казалось бы, чего проще?! Многие считают, что для этого достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако практика... | ||
Образовательная программа электива: «Стрелковая подготовка» Программа предназначена для учащихся 10-11 классов. Возрастной диапазон 15 17 лет. Программа позволяет развить у воспитанников такие... | Товарищ у упорядочивание неупорядочиваемого Когда я задаюсь вопросом, что более всего привлекает меня в этом образе, ответ всегда один и тот же — его гордость и его одиночество.... | ||
Реферат: «профессия: стоматолог» Долгие размышления привели меня к такому выводу, нужно сначала узнать как можно больше о будущей профессии. Из всего многообразия... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ирландию для поднятия уровня английского языка ежегодно! Это не только современная, интересная и дружелюбная страна, это удивительное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бурное развитие биологии, свидетелями которого мы являемся, привлекает внимание людей самых разных специальностей. Это обусловлено... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель... | ||
Пояснительная записка Народное театральное искусство, являясь неотъемлемой... Музыкальных форм, прикладных направлений, обращение к жанрам народного театра, которые, порой, незаслуженно забыты или трансформированы... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Слова которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал?... | ||
Инструкция по заполнению теста Если у Вас не появится твёрдой уверенности в том, что Вам близки наш формат работы и наши цели значит нам не по пути нет смысла тратить... | Проблема вирусов в наше время очень актуальна. Она привлекает внимание... Меня привлекла эта тема, потому что сейчас тысячи людей заражены такими опасными вирусами заболеваниями как спид, рак, но и не только... | ||
Анкета по изучению профессиональной направленности Какая профессия... Если Вам очень нравится заниматься тем, о чем говорится в вопросе, то в клеточке на листе ответов, обозначенной тем же номером, что... | Шаге, превращая детские вопросы в неразрешимые загадки. Почему религии... Вас сегодня о самом лучшем, чему Вы научились в жизни, что бы Вы ему рассказали? И что бы Вы | ||
Урок-путешествие в страну натуральных чисел Они пришли посмотреть, как вы чувствуете себя в новой школе. Несмотря на то, что они уже не учат вас, они все равно волнуются за... | День Учителя! Вслушайтесь сердцем в эти звуки, что дороги нам! Всем,... Мазитов Т.: Спасибо вам, дорогие учителя, за то, что вы есть, за то, что вы такие, и всех мы вас очень любим!!! |