Период
| № урока
| Тема урока
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню
подготовки обучающихся
| Контроль
|
Введение. 1 час
|
| 1
| Биология – наука о живой природе
| Урок изу-
чения и первичного закрепления знаний
| Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
Фенологические наблюдения за растениями осенью.
Методы изучения растений.
| Называть основные царства живых организмов.
Приводить примеры значения биологических знаний.
Давать определение термину биология.
Наблюдать за сезонными изменениями растений.
| ЛР №1
“Наблюдения за сезонными изменениями растений”
|
Дом. задание стр.9-12
|
Тема 1. Клеточное строение организмов. 2 часа
|
| 2
| Строение клетки.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний.
ИКТ
| Правила работы с микроскопом.
Хлоропласты. Хлорофилл.
Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, цитоплазма, ядро.
Особенности строения мякоти листа.
| Называть клеточные структуры и их значение.
Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.
Сравнивать по заданным критериям строение кожицы лука и мякоти листа.
| ЛР №2
“Изучение клеток растений. Клеточное строение кожицы лука”
|
Д.з. §2
|
| 3
| Жизнедеятельность клетки.
| Комбинированный
| Хромосомы.
Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы. Деление и рост. Значение движения цитоплазмы. Изменение ядра и цитоплазмы при делении. Особенности строения молодой и старой клеток.
| Называть структуры клетки, участвующие в делении; роль хромосом. Распознавать и описывать последовательность стадий деления.
Отличать старую клетку от молодой.
|
|
Д.з. §3
|
| 4
| Ткани.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Ткань.
Виды тканей: покровные, механические, проводящие, основные.
Функции основных видов тканей
| Давать определение термину ткань. Приводить примеры разных видов тканей. Распознавать и описывать строение тканей. Объяснять последствия для растения нарушения человеком покровной ткани.
|
|
Д.з. §4
|
Тема 2. Царство Бактерии. 2 часа
|
| 5
| Строение и жизнедеятельность бактерий.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Бактерии. Сапротрофы. Паразиты.
Строение клетки: оболочка, цитоплазма, нуклеоид, включения.
Процессы жизнедеятельности.
| Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки. Выделять отличительные особенности Б. Доказывать, что Б. – живые организмы.
Сравнивать строение растительной и бактериальной клеток.
|
|
Д.з. §5
|
| 6
| Роль бактерий в природе и жизни человека.
| Комбинированный
ИКТ
| Симбиоз. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, группы болезнетворных бактерий.
| Приводить примеры отрицательного и положительного значения бактерий в природе и в жизни человека. Объяснять роль бактерий в природе и в жизни человека.
|
|
Д.з. §6
|
Тема 3. Царство Грибы. 3 часа
|
| 7
| Общая характеристика грибов. Плесневые грибы.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Признаки царства Грибы.
Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания: сапротрофы, паразиты.
Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи.
| Давать определение терминам сапротрофы и паразиты. Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла. Выделять признаки царства Грибы. Объяснять роль грибов в природе и в жизни человека. Сравнивать грибы с растениями и животными.
| ЛР №3
”Изучение строения плесневых грибов”
2
|
Д.з. §7
|
| 8
| Шляпочные грибы.
| Комбинированный
ИКТ
| Мицелий. Микориза.
Особенности строения шляпочных грибов. Съедобные и ядовитые грибы Ленинградской области.
Обмен веществ. Размножение.
| Давать определение терминам.
Приводить примеры шляпочных грибов, произрастающих в Ленинградской области. Распознавать по немому рисунку и описывать строение шляпочных грибов. Различать ядовитые и съедобные грибы.
| ЛР №4
“Распознавание съедобных и ядовитых грибов”
|
Д.з. §8
|
| 9
| Грибы-паразиты.
| Комбинированный урок
| Паразиты.
Меры профилактики.
Головня. Спорынья. Трутовики.
Заражение с/х растений.
| Давать определение термину паразиты. Распознавать представителей грибов-паразитов. Объяснять пути заражения грибами-паразитами. Выявлять влияние грибов-паразитов на растения.
|
|
Д.з. §10 до статьи “Прочие грибы-паразиты”.
|
Тема 4. Царство Растения. 5 часов.
|
| 10
| Общая характеристика царства Растения.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Низшие и Высшие растения. Отделы растений.
Основные этапы развития растительного мира: одноклеточные организмы; появление многоклеточных организмов; выход растений на сушу; происхождение споровых растений; появление семенных растений.
Эволюция растений.
| Давать определение термину ботаника.
Перечислять основные отделы растений, приводить примеры основных групп растений.
Объяснять происхождение высших растений.
Выделять особенности строения высших и низших растений.
|
|
|
Д.з. §11, статья “Что изучает ботаника”.
.§ 58,ст. ”Основные этапы развития растений”.
|
| 11
| Водоросли.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Основные признаки водорослей. Низшие растения. Слоевище. Ризоиды.
Места обитания и распространение.
Зеленые, бурые, красные водоросли.
Значение водорослей в природе и в жизни человека.
Хламидомонада.
| Давать определение термину Низшие растения. Распознавать водоросли из разных отделов.
Распознавать и описывать внешнее строение водорослей.
Доказывать принадлежность водорослей к низшим растениям. Сравнивать строение одноклеточной водорослей и растительной клетки.
Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека.
| ЛР №5
“Изучение внешнего строения водорослей”.
3
|
Д.з. §12
|
| 12
| Высшие споровые растения. Выход растений на сушу.
| Урок изу-чения и
и первичного закреплния знаний
| Споровые растения. Спорангий. Сперматозоид. Яйцеклетка.
Основные признаки мхов.
Причины выхода растений на сушу.
Изменение в строении в связи с выходом на сушу.
| Давать определение термину Высшие растения.
Распознавать и описывать внешнее строение мхов.
Распознавать растения отдела Моховидные.
| ЛР №6
“Изучение внешнего строения мхов”.
|
Д.з. §14, §58 стр. 263-264
|
| 13
| Папоротники
| Комбинированный урок
| Основные признаки папоротников.
Многообразие папоротников.
Значение их в природе и в жизни человека.
| Распознавать и описывать внешнее строение папоротникообразных. Выделять общие черты строения высших споровых растений. Объяснять роль в природе и в жизни человека.
| ЛР №7
“Изучение внешнего строения папоротников”.
|
Д.з. §15
|
| 14
| Голосеменные
| Урок изучения и первичного закрепления знаний.
ИКТ
| Голосеменные растения. Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы.
Жизненные формы: деревья, кустарники, лианы.
Значение голосеменных растений.
Разнообразие голосеменных: хвойные (ель, сосна).
| Давать определение термину голосеменные растения.
Распознавать растения отдела Голосеменные. Распознавать и описывать известных представителей голосеменных. Выделять приспособления голосеменных для жизни в условиях дефицита влаги.
| ЛР №8
“Изучение внешнего строения и разнообразия голосеменных растений”.
|
Д.з. §16
|
Тема 5. Многообразие покрытосеменных растений. Классификация. 4 часа.
|
| 15
| Общая характеристика строения покрытосеменных
| Урок изучения и первичного закрепления знаний.
ИКТ
| Особенности строения покрытосеменных растений.
Органы цветкового растения. Виды корней. Внешнее строение листьев. Жизненные формы Покрытосеменных растений.
| Распознавать растения отдела Покрытосеменные. Распознавать и описывать строение цветкового растения. Распознавать и описывать жизненные формы растений.
Выделять особенности строения покрытосеменных растений.
| ЛР №9
“Изучение внешнего строения и разнообразия покрытосеменных растений”.
|
Д.з. § 17, § 23 (внешнее строения листа), § 26.
|
| 16
| Строение семян.
| Комбинированный урок
| Двудольные и Однодольные.
Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм.
Особенности строения семян однодольных и двудольных растений.
| Распознавать и описывать строение семян одно- и двудольных растений. Сравнивать по предложенным критериям семена одно- и двудольных. Устанавливать соответствие между частями семени и органами развивающегося проростка.
| ЛР №10
“Строение семян однодольных и двудольных растений”. 4
|
Д.з. § 18
|
| 17
| Класс
Двудольные.
Сравнительная характеристика семейств.
| Комбинированный урок.
ИКТ
| Признаки класса. Значение растений основных семейств класса.
Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, кормовые культуры.
Лекарственные растения.
| Распознавать:
- наиболее распространенные в данной местности растения семейства класса Двудольные;
- сельскохозяйственные растения.
Определять принадлежность растений к классу Двудольные.
| ЛР №11
“Определение принадлежности растений к классу Двудольные растения”.
|
Д.з. § 47-59
|
| 18
| Класс Однодольные растения. Сравнительная характеристика семейств класса однодольные растения.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Признаки класса. Значение растений основных семейств класса. Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.
Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры.
Лекарственные и декоративные растения.
| Распознавать: растения семейств: лилейные, злаки; сельскохозяйственные растения. Определять принадлежность растений к классу Однодольные.
Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Сравнивать семейства растений класса однодольных по заданным критериям.
| ЛР №12
“Определение принадлежности растений к классу Однодольные растения”.
|
Д.з. § 52 и 53 (важнейшие злаковые культуры).
|
Тема 6. Строение покрытосеменных растений. 6 часов.
|
| 19
| Строение и
функции корня.
Д.з. §
| Комбинированный урок
| Правила работы с микроскопом.
Функции корня. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста, зона всасывания, зона проведения. Особенности клеточного строения корня растений наземной и водной сред обитания.
| Приводить примеры видоизменения корней в связи с выполняемой функцией.
Распознавать и описывать зоны корня.
Устанавливать взаимосвязь между строением зон корня и их функциями.
|
|
| 20
| Побег.
Строение почек.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Строение побега: узлы, междоузлия
Строение почки.
Виды почек: пазушные, верхушечные; вегетативные и генеративные.
Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица.
| Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги.
Объяснять, что почка - видоизмененный побег.
| ЛР №13
“Строение почек. Расположение на стебле”. 5
|
Д.з. §22, 27
|
| 21
| Строение и функции листа.
| Комбинированный урок
| Правила работы с микроскопом.
Функции листа. Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц); столбчатая и губчатая основные ткани; проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды); механическая ткань (волокна).
Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности.
| Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа.
Называть функции кожицы листа, мякоти листа и жилок.
Распознавать и описывать строение листа.
Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений.
| ЛР №14
“Клеточное строение кожицы листа”.
|
Д.з.
§23, §24
(функции листа),
§25
|
| 22
| Строение стебля.
| Комбинированный урок
| Функции стебля.
Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань.
| Приводить примеры тканей, расположенных в стебле.
Называть функции слоев стебля.
Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение стебля.
Объяснять влияние условий жизни на рост стебля в толщину.
| ЛР №15
“Клеточное строение стебля”.
|
Д.з. §26
|
| 23
| Цветок.
Соцветия.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний.
ИКТ
| Строение цветка: околоцветник (простой и двойной); чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.
Соцветия.
Биологическое значение соцветий.
| Распознавать и описывать по рисунку строение цветка и типы соцветий. Приводить примеры растений, имеющих различные соцветия.
Сравнивать строение цветков вишни и тюльпана. Выявлять приспособления растений к опылению на примере цветка и соцветий.
| ЛР №16
“Строение цветка”
|
Д.з. §§28-29
|
| 24
| Плоды. Распространение плодов и семян.
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Функции плода.
Виды плодов: ягода, костянка, яблоко, орех, коробочка, стручок, боб.
Сухие и сочные плоды.
Одно- и многосемянные плоды.
Способы распространения плодов: с помощью ветра, воды, животных.
| Называть функции плодов, способы их распространения.
Распознавать и описывать по рисункам, коллекциям строение плодов.
| ЛР №17
“Классификация плодов”.
6
|
Д.з. §§30,31
|
Тема 7. Жизнь растений. 8 часов.
|
| 25
| Обмен веществ у растений.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Значение испарения для жизни растений.
Факторы окружающей среды, влияющие на испарение.
Причины движения воды по сосудам стебля. Транспортировка веществ.
Минеральное питание.
Испарение воды.
| Описывать опыты, демонстрирующие испарение воды, передвижение воды и минеральных солей по древесине.
Объяснять влияние условий окружающей среды на испарение воды листьями.
Выделять особенности минерального питания растений.
|
|
Д.з. §39 (растение - целостный организм), §36 (до листопада), §37 (до передвижения по стеблю органических веществ).
|
| 26
| Фотосинтез. Передвижение органических веществ.
| Комбинированный урок.
ИКТ
| Фотосинтез.
Условия образования крахмала.
Необходимые для фотосинтеза вещества.
Локализация процессов фотосинтеза.
Значение процесса фотосинтеза.
| Описывать механизм процесса, передвижение органических веществ.
Определять роль органов растений в образовании и перераспределении органических веществ.
Объяснять космическую роль зеленых растений.
|
|
Д.з. §34, §37 (пе-
редвижение по стеблю органических веществ).
|
| 27
| Дыхание растений.
| Комбинированный урок
| Значение дыхания.
Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания.
Использование энергии растениями
Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
Биологическое значение рыхления.
| Выделять приспособления растений для дыхания.
Объяснять результаты опытов, подтверждающих дыхание у растений.
Сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.
|
|
Д.з. §35
|
| 28
| Способы размножения растений.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
| Бесполое размножение: спорообразование, вегетативное.
Способы вегетативного размножения: черенкование, ползучими побегами, отводками, видоизмененными подземными побегами.
Особенности полового размножения.
| Давать определения терминам: половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.
Приводить примеры растений, которые размножаются вегетативно.
Объяснять биологическое значение вегетативного размножения.
Выделять особенности полового типа размножения у растений.
| 7
|
Д.з. §40,43
|
| 29
| Размножение споровых растений
| Комбинированный урок
| Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников.
Условие оплодотворения у высших споровых растений.
Размножение и развитие водорослей, мхов и папоротников.
| Давать определения терминам: половое размножение, сперматозоид, яйцеклетка.
Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов, папоротников.
Объяснять условия размножения.
|
|
Д.з. §41
|
| 30
| Размножение голосеменных растений.
| Комбинированный урок
| Строение пыльцы.
Органы размножения голосеменных растений. Размножение и развитие голосеменных: формирование пыльцы и яйцеклетки, образование семян, формирование молодого растения. Условия и приспособления для размножения.
| Давать определения терминам: половое размножение, опыление, оплодотворение.
Распознавать по немому рисунку и описывать этапы размножения голосеменных растений.
|
|
Д.з. §42
|
| 31
| Размножение покрытосеменных растений.
| Комбинированный урок
ИКТ
| Двойное оплодотворение цветковых растений.
Формирование пыльцевых зерен и зародышевого мешка.
Опыление. Способы опыления: перекрестное и самоопыление. Ветроопыляемые и насекомоопыляемые растения.
Приспособления растений для опыления насекомыми и ветром.
| Давать определение термину: двойное оплродотворение.
Распознавать и описывать по рисунку способы опыления растений. Распознавать и описывать этапы размножения и развития покрытосеменных растений.
Выделять признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
|
|
Д.з. §42
|
| 32
| Прорастание семян.
| Комбинированный урок
| Условия прорастания семян: температура, влажность, воздух.
Правила посева семян.
Сроки посева и глубина заделки.
Рост и питание проростка.
| Описывать условия прорастания семян. Объяснять целесообразность использования правил посева семян. Определять сроки посева семян различных растений.
Рассчитывать потребность в воде семян различных растений. Установить соответствие между размерами семян, сроками посева и глубиной заделки семян в почву.
|
8
|
Д.з. §42
|
| 33
| Рост растения.
| Комбинированный урок
| Рост растения.
Верхушечный рост корня.
Развитие побега из почки.
Развитие растения.
| Называть стадии развития растения.
Объяснять механизм верхушечного роста и минерального питания.
Наблюдать за ростом и развитием комнатного растения, размножающегося вегетативно.
| ЛР №18
“Наблюдение за ростом и развитием растений”.
|
Д.з. §39 (рост и развитие растений).
|
Тема 8. Природные сообщества. 1 час.
|
| 34
| Растительные сообщества.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний
|
|
|
|
Д.з. §56 (кроме елового леса), §57
|
Резервное время. 1 час.
|