Скачать 1.27 Mb.
|
Отдел образования администрации городского округа Шуя Ивановской области Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа №3» «Утверждаю» директор ____________ (Башарина И.И.) Рассмотрена на педагогическом совете № 1 от 30.08.2011г ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « СИСТЕМА СЕМЕЙНОГО ДОСУГА КАК СРЕДСТВО ГУМАНИЗАЦИИ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ ». ( Срок реализации программы – 4 года. программа рассчитана на детей от 6,5лет до 10,5 лет) Составитель: педагог дополнительного образования МОУ начальной школы № 3 Романова Любовь Владимировна г.Шуя 2011г. ОГЛАВЛЕНИЕ 1.Пояснительная записка…………………………………………стр.3 2.Сравнительный анализ программ семейного досуга…………стр.6 3.Цели и задачи программы………………………………………стр.9 4.Условия реализации программы……………………………....стр.10 5.Содержание программы……………………………………… стр.13 6.Учебный план ………………………………………………….стр.16 7.Учебно-тематический план на 2011-2012у.г. (1 год обучения)………………………………………………...стр.20 8. Учебно-тематический план на 2011-2012у.г. (2 год обучения)………………………………………………...стр.22 9. Учебно-тематический план на 2011-2012у.г. (3 год обучения)………………………………………………...стр.24 10. Учебно-тематический план на 2011-2012у.г. (4 год обучения)………………………………………………...стр.26 11.Метродическое сопровождение……………………………...стр.29 12.Список литературы…………………………………………...стр.31 13.Практическая часть программы …………………………….стр. 33 14.Приложения к программе ……………………………………стр.59
Программа «Роль семейных праздников в формировании и развитии личности младших школьников» была разработана в январе 1996. Прошла 4 цикла обучения. с 1.09.2009г. программа переработана в отвечающую современным требованиям программу «Система семейного досуга, как средство гуманизации детско - родительских отношений» Еще 15-20 лет назад бытовало мнение некоторых научных авторитетов, что государство должно взять на себя воспитание детей от раннего возраста до университета. В последние годы ученые изменили суждения на этот счет, потому что убедились на опыте: психологические особенности детей 6-10-летнего возраста таковы, что общение с родителями является более важным, чем общение со сверстниками. Поэтому учителям начальной школы надо укреплять сотрудничество семьи и школы, благоприятно воздействовать на общий климат семьи, на развитие ее педагогической направленности, тем самым открывая возможность на повышение познавательной и социальной активности ребенка, оказывать помощь в организации систематической совместной работы семьи и школы (семейная направленность). Социальные проблемы образования постоянно волнуют не только педагогов, учащихся и их родителей, как непосредственных участников общеобразовательного процесса, но в той или иной степени представителей всех слоев населения:
Произошедшие в Росси за последние годы социокультурные изменения затронули многие сферы общественной жизни. В частности, в стране образовались различные подростковые неформальные объединения, в печатных средствах массовой информации и на телевидении идёт открытая пропаганда алкогольной продукции. Дети слепо копируют взрослые досуги, в том числе опыт праздничного застолья, во время которого во многих семьях нет умной беседы, нет песен, нет игр, нет общения со всеми положительными радостными атрибутами. В связи с тем, что увеличивается число взрослых и детей с алкогольной и наркотической зависимостью, очень важно научить детей правильной организации досуга, здоровому образу жизни. Родителям и учителям, чей личный досуг, личное общение бедны до крайности, нечем делиться с детьми, и радовать их нечем. Взрослые перестали передавать «по наследству» своим детям коллективные народные обрядовые игры, утратили умение организовывать семейный отдых с весёлыми забавами и потехами, с игровым соперничеством. Всё чаще обнаруживается недопонимание взрослыми того обстоятельства, что игровой климат детства программирует юность, зрелые годы и даже глубокую старость. Очень важны внеклассные мероприятия для формирования отношения к себе, социальной среде, окружающей природе с позиции ценности здоровья и сохранения устойчивости организма, максимальной активности детей в повседневной жизни и деятельности. Семейные мероприятия - лучшая сфера общения, её процесс - всегда удовольствие, даже если это субботник по благоустройству школьного двора или мероприятие соревновательного характера, построенное на неизбежных конфликтах. Умение их преодолевать - тоже задача общения. Учителя, непосредственно работающие с детьми, могут по сути своей профессиональной деятельности внести посильный вклад в дело укрепления семьи. Организуя в школе совместную работу с семьями, классные руководители стремятся к достижению конечной цели - обеспечению оптимального личностного развития каждого ребенка. На сегодняшний день школа рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Участвуя в семейных праздниках, конкурсах, соревнованиях, дети познают жизнь, самих себя, своих родителей, развиваются физически, нравственно, интеллектуально, формируют качества, которые необходимы будут им во взрослой жизни. Развиваются также творческие проявления учеников и организаторские способности и задатки. Необычайно плодотворно семейные развлечения развивают высшие психические функции личности. Велика роль семейных развлечений в обогащении детей эмоциями, в закладывании качеств, которые буду определять ребёнка как личность во взрослой жизни. Игры, соревнования, конкурсы, в которых наравне с детьми принимают участие их родители, имеют гораздо большее определённое значение (целевое и воспитательное), чем мероприятия без участия взрослых. Укрепившиеся интересы родителей и детей к школьным семейным праздникам постепенно перерастут в систему укоренившихся школьных традиций. А это уже непреходящая духовная ценность. В жизни младших школьников семейные праздники занимают особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. К тому же, для детей 6-10 – летнего возраста более важным является общение с родителями, а не со сверстниками. И, как показывают социально-педагогические исследования, авторитетность у родителей, оказывается, лишь относительная. Поэтому в моменты возникновения кризисных ситуаций помогает посредник, педагог. Воспитательная роль мероприятия значительно повышается, если в нём участвуют не только ребята, но и их родители. Совместные развлечения для учеников и их родителей – это в первую очередь площадка их человеческого общения. Во внеучебных мероприятиях накапливается опыт коллективных переживаний, формируются нравственные качества личности ребёнка, накапливается необходимый для общения эмоциональный запас, уважительность друг к другу, бескорыстность, доброта, контактность. Таким образом, в настоящее время назрела необходимость переработки программы «Роль семейных праздников в формировании и развитии личности младших школьников» (1996г.) в отвечающую современным требованиям программу «Система семейного досуга, как средство формирования детско - родительских отношений» (с 1.09.2009г.). Программа реализуется в течение четырёх лет ( за время обучения с 1 по 4 классы). Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы от 6,5 до 10 лет. Педагогические особенности обучающихся данного возраста характеризуются тем, что общение с родителями является более важным, чем общение со сверстниками. К тому же, данный возраст социологи называют «школой отцовства», так как в период младшего школьного возраста значимым для детей является не только эмоциональное восприятие мира через общение с матерью, но и развитие логики, возможное в процессе общения с отцом. Организация воспитательной деятельности осуществляется за сёт разнообразных форм: игры, праздники, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы, фестивали, олимпиады. Состав детей, участвующих в реализации образовательной программы, постоянный. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. 1 год- Безболезненная адаптация детей к новым условиям. Освоение первоначальных навыков проектной деятельности. В конце года родители должны стать не зрителями и болельщиками, а активными участниками всех семейных мероприятий 2 год- усвоение родителями и детьми основ оформительской деятельности; развитие эстетического вкуса, заключающееся не только в умении видеть прекрасное в окружающей действительности, но и в стремлении создавать прекрасное вокруг себя ; Освоение совместной исследовательской деятельности детей и родителей 3год- пробуждение у детей интереса к разным областям знаний; повышение уровня навыков коммуникативной деятельности в группах: « педагог- ученик», «педагог-родитель», «родитель-ребёнок»; 4год- осознание родителями и учителями того, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку сделать жизнь в школе и дома более интересной и содержательной. Применение навыков, полученных в результате внеклассных мероприятий, в семейной жизни, вне школы. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОГРАММ СЕМЕЙНОГО ДОСУГА Многие воспитательные программы участников фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009-2010 учебного года, решают вопросы взаимодействия семьи и школы [http://festival.1september.ru/articles/561003/]. Но во многих школах это взаимодействие является лишь разделом программы, как, например, в программе заместителя директора по УВР Кисловой Е.И. В то время как программа «Система семейного досуга, как средство гуманизации детско-родительских отношений» полностью посвящена совместной деятельности родителей и учащихся. В программе «Система семейного досуга, как средство гуманизации детско- родительских отношений» и в программе педагога-психолога Браташовой И.Ю. и учителя истории, заместителя директора по воспитательной работе Хасановой Э.Р., можно найти общее: мероприятия по реализации программы, проходят по таким направлениям как:
Но программа «Система семейного досуга, как средство гуманизации детско- родительских отношений» полнее раскрывает совместную деятельность учителей и родителей: традиционные и нетрадиционные семейные мероприятия, как общешкольные, так и внутри класса. Подобно тому, как в программе учителя начальных классов из Санкт-Петербурга Карнауховой Т.А.«Взаимодействие семьи и школы в создании условий для гармоничного развития и воспитания младших школьников» , в нашей программе «Система семейного досуга, как средство гуманизации детско- родительских отношений» планируется защита совместных творческих проектов родителей и детей с использованием информационных технологий, создание портфолио учеников, тематические игры и семейные олимпиады. Только, в отличие от программы Карнауховой Т.А., в нашей программе эта работа предполагается в масштабах всей школы, а не отдельно взятого класса. Работая по программе «Система семейного досуга, как средство гуманизации детско- родительских отношений» мы не имеем возможности использовать интерактивную доску в связи с её отсутствием. С другой стороны, наша программа не требует дополнительных материальных затрат. Информирование родителей об успехах их детей, извещение о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей с праздниками и проч. может осуществляться без использования ресурсов Net- школы, так как у многих учащихся дома отсутствует «Интеренет». И всё-таки в этих программах много общего. Любое классное или школьное дело никогда не проходит без участия родителей: тематические, спортивные мероприятия, классные часы, родительские уроки, праздники, экскурсии. Например:
Сравнивая нашу программу с программой учителя начальных классов Лященко М.А. по взаимодействию школы и семьи можно найти общее: обе программы считают принципиально важным обеспечение свободного доступа родителей на уроки в любое удобное для них время, а не только в общепринятые Дни открытых дверей. Но программа «Система семейного досуга, как средство формирования детско- родительских отношений» предусматривает ещё и совместный с родителями выбор удобного для родителей времени проведения семейных мероприятий. Обе программы предлагают родителям роль активного участника на уроках. Программа «Система семейного досуга, как средство формирования детско - родительских отношений» включает также активное участие родителей во всей школьной жизни своих детей. Оба автора едины во мнении, что современный уровень образования многих родителей позволяет им и учителю совместно планировать учебно-воспитательную деятельность в классе. Обе программы включают серьёзную форму работы, требующую длительной подготовки и тщательной организации - театрализованные представления и драматизации. О значимости непосредственного участия родителей в школьной жизни своих детей говорит в своей программе «Взаимосвязь семейных ценностей и успешности личности (Организация воспитательной работы в классе через систему сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся)» и учитель истории из Санкт- Петербурга Никифорова Е.А Правда, по описанию автора участие родителей в мероприятиях больше сводится к позиции зрителей. Тогда как, в нашей программе «Система семейного досуга, как средство гуманизации детско- родительских отношений» всё направлено на то, чтобы родителей приучить быть активными участниками, а не зрителями школьных мероприятий. Все программы сходны в одном, что совместная деятельность родителей и их детей (неважно в школе она происходит или дома)- является непреходящей ценностью в деле взаимопонимания взрослых и детей, в деле гуманизации общества в целом. Научная новизна программы заключается в выявлении основных условий и принципов организации системы досуговых мероприятий семейной направленности в начальном звене общеобразовательной школы, в определении содержания и методов работы в этой системе, а также в экспериментально-теоретическом обосновании принципов и приоритетных направлений. Практическая значимость программы заключается в разработке сценариев и рекомендаций по организации семейных досуговых мероприятий в начальном звене общеобразовательной школы, в определении форм, методов и содержания семейных мероприятий. |
Учебно-тематический план 2 год обучения 24 Содержательная часть 2... Высшая квалификационная каткгория, педпгог дополнительного образования, мбоу дод цдтт №1 | Тематический план по курсу “Психологическое консультирование семьи” (дневная форма обучения) Учебно-методические материалы содержат учебно-тематический план и программу курса, тематику лекций, семинарских занятий и рефератов,... | ||
Пояснительная записка 3 cтр. I. Условия, необходимые для реализации... Этап начальной подготовки 3-го года обучения 16 стр. Учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения 18 стр. Учебно-тренировочный этап... | Тематический план для студентов очной формы обучения 9 Тематический... Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук | ||
Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | Учебно-методического комплекса дисциплины Рабочая учебная программа... Приложение №1 «Тематический план лекций»; Тематический план практических занятий | ||
Учебно-тематический план Календарно-тематический план Титульный лист – это своего рода визитная карточка программы. Поэтому на нем должна содержаться только самая необходимая информация:... | Учебно-тематический план Учебно-тематический план написан на основе... Воспитывать самостоятельность, уважительное отношение к ученым, их открытиям, стремление к познанию нового, любовь к предмету математики... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение, 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию... | Календарно-тематический план на 2010/2011 уч год по английскому языку | ||
Учебно-тематический план по предмету изобразительное искусство 1 год обучения Путешествие по стране изо. Знакомство с героями страны изо. Краски: непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... В. Я. Коровиной, 12-е издание, М. «Просвещение» 2010 г Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... | ||
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Педагогическим советом лицея Протокол № от Директор моу лицей №7 | Тематический план для студентов дневной формы обучения 4 тематический... Предприятия питания в индустрии туризма и гостеприимства: учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент... | ||
Приказ № от 11. 09. 2011 Поурочно-тематический план: Этап обучения 6 параллель | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... «Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полного кавалера орденов Славы В. Р. Платонова» Кайбицкого района рт |