Приложение 1
Учебно-тематический план по предмету изобразительное искусство
1 год обучения
№ занятия
| Название темы
| Кол-во часов
| 1-ый тематический блок «Мир сказки»
| 1
| Путешествие по стране ИЗО. Знакомство с героями страны ИЗО. Краски: непрозрачные гуашевые и прозрачные акварельные.
Задание: нарисовать воздушные шары акварельными и гуашевыми красками.
| 1
| 2
| Продолжаем знакомство с акварелью.
Задание: нарисовать листочки разных оттенков. И разной светлоты.
| 1
| 3
| Продолжаем знакомство с гуашью.
Задание: нарисовать землю усыпанную листьями-мазками.
| 1
| 4
| Сказка о простом карандаше и ластике. Способы передачи тона с помощью точек, штрихов.
Задание: линейный рисунок «Семья ежей».
| 1
| 5
| Волшебные мелки.
Задание: нарисовать лучезарное, веселое солнышко (лучи в виде волн или прямых линий, точек, зигзагов и т.п.).
| 1
| 2-ой тематический блок «В мире цвета»
| Раздел 1. Основные и составные цвета
| 6
| «Три волшебные краски». Знакомство с основными хроматическими цветами.
Задание: изображение сказочной лошадки, составленной из разноцветных шариков (Лошарика) с опущенной или поднятой головой (ногой, хвостом). Используются только три цвета: синий, красный, желтый.
| 1
| 7
| «Как краски друг к другу в гости ходили». Составные цвета. Смешивание основных красок для получения составных (знакомство с техникой лессировки).
Задание: изображение разноцветных домов в технике лессировки.
| 1
| 8
| Оптическое смешение цвета в технике пуантилизма.
Задание: изображение фруктов и овощей.
| 1
| 9
| «Рыбки плавают в аквариуме». Основные и составные цвета.
Задание: изображение синего аквариума, а в нем плавают зеленые и фиолетовые рыбки.
| 1
| 10
| Тропические бабочки.
Задание: изображение бабочек в технике «а-ля прима» (вливание цвета в цвет).
| 1
| Раздел 2. Теплые и холодные цвета
| 11
| Знакомство с теплой цветовой гаммой.
Задание: нарисовать Жар-птицу.
| 1
| 12
| Продолжение знакомства с теплыми цветами.
Задание: выполнить композицию на тему «Теплое царство»
| 1
| 13
| Знакомство с холодной цветовой гаммой.
Задание: нарисовать синюю птицу.
| 1
| 14
| Продолжение знакомства с холодными цветами.
Задание: выполнить композицию на тему «Царство снежной королевы»
| 1
| 15
| Продолжение знакомства с теплыми и холодными цветами. Контраст теплых и холодных цветов.
Задание: композиция «Страна улыбок – царство смеха» или «Страна грусти» (тема на выбор).
| 1
| Раздел 3. Ахроматические цвета
| 16
| Королевство графики. Черное на белом.
Задание: нарисовать сказочный средневековый замок. Черной гуашью.
| 1
| 17
| Королевство графики. Белое на черном.
Задание: нарисовать короля или королеву Средневекового замка на черном фоне белой гуашью.
| 1
| 18
| Серебряное королевство. Серебряная рыба. Чудо-юдо рыба-кит.
Задание: изображение серебряной рыбы или фантастической Чудо-юдо рыбы-кит.
| 1
| Раздел 4. Светлые и темные краски, грустные и веселые
| 19
| Выразительная роль цвета.
Задание: Нарисовать образ краски и её характер. Краска весёлая.
| 1
| 20
| Выразительная роль цвета.
Задание: нарисовать образ краски и её характер. Краска грустная.
| 1
| 21,22
| Светлые и темные краски.
Задание: изображение двух разнохарактерных акварельных «подмалевок» в технике «по-сырому»: на одном листе произвести смешение светлых, нежных или радостных красок, на другом – темных. Затем на этих подмалевках изобразить грустный и веселый цветок.
| 2
| 3-ий тематический блок «Мир искусства»
| 23
| Цвета радуги и их последовательность. "Радуга" Праздник красок.
Задание: нарисовать композицию с радугой.
| 1
| 24
| Художник-гример. Клоун веселый и печальный. Смешивание цветов.
Задание: изображение портрета веселого клоуна.
| 1
| 25
| Я – веселый художник. Автопортрет.
Задание: изображение портрета человека с улыбкой на лице на фоне солнышка, облаков, летящих птиц и т.д.
| 1
| 26
| Я – художник – фантазер. Ожившая клякса. Кляксография.
Задание: на лист бумаги кистью наносят кляксу-каракулю. Ребенок внимательно рассматривает получившееся изображение, вертит лист в разные стороны и определяет, на что похожа та или иная клякса-каракуля и дорисовывает недостающие элементы (ноги, уши, руки и т.п.).
| 1
| 27
| Любимые телевизионные персонажи. Каркуша – любопытная ворона.
Задание: изображение восковым мелком нахохлившейся птицы – любимого телевизионного персонажа.
| 1
| 28
| Любимые телевизионные персонажи. Хрюша – веселый неунывающий поросенок.
Задание: изображение поросенка Хрюши или Пятачка упитанного или худенького.
| 1
| 29
| Любимые телевизионные персонажи. Степашка – серьезный, добросовестный заяц.
Задание: изображение портрета зайца Степашки грустного или веселого.
| 1
| 30
| Художник – архитектор. Цветочный город.
Задание: изображение домика для любого сказочного персонажа из кубиков-кирпичиков, квадратиков-окон, треугольников-крыш и т.п.
| 1
| 31
| Художник украшает одежду. Украшение косынки.
Задание: украшение косынки в соответствии с замыслом («Лето», «Зима», «Солнышко», «Радуга»).
| 1
| 32
| Художник и музыка. Мы поем хором.
Задание: восковыми мелками изобразить портрет одного или нескольких поющих людей, затем акварелью в технике «по-сырому» выполнить музыкальный фон. По цветовым переливам зритель должен догадаться, веселую или грустную песню поют изображенные на рисунке дети.
| 1
| 33
| Заключительный урок.
Задание: рисунок на свободную тему.
| 1
| 34
| Просмотр
| 1
| Итого
| 34
|
2 год обучения
№ занятия
| Название темы
| Кол-во часов
| 1-ый тематический блок «В мире цвета»
| Раздел 1. Теплые и холодные цвета
| 1
| Плывет кораблик. Рисование моря.
Задание: нарисовать морской пейзаж в холодных цветах. Акварель.
| 1
| 2
| Образы деревьев. «В багрян и золото одетые леса…»
Задание: изобразить осеннее лиственное дерево. Листочки нарисовать методом точечной или пальчикововй живописи. Гуашь.
| 1
| 3
| Зеркало природы – вода. Отражение.
Задание: изобразить отражения в воде деревьев, трав, цветов и т.д.
| 1
| 4
| Образы земли. Разноцветные горы.
Задание:изображение гор высоких и низких, покрытых снежными шапками и поросшими деревьями. (восковые мелки).
| 1
| 5
| Дары природы. Грибной дождь.
Задание: Изображение дождика, который умыл грибы. Холодные и теплые цвета. Гуашь.
| 1
| 6
| Дары природы. Варим компот.
Задание: изображение фруктов, ягод. Восковые мелки и акварель.
| 1
| Раздел 2. Контрастные цвета
| 7
| Мы - строители. Домики.
Задание: рисование фантастических зданий, построенных и составленных из геометрических фигур. (Используются контрастные цвета: красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый).
| 1
| 8
| Мы - волшебники. Забавные картинки.
Задание: рисование фантастических животных или человечков, составленных из геометрических фигур.
| 1
| 9
| Подводный мир. Кит – самое большое млекопитающее. Кит-гигант.
Задание: изображение семейства китов восковыми мелками, затем фон залить акварелью, используя пары контрастных цветов.
| 1
| 10
| «Петушок золотой гребешок…»
Задание: изображение петуха с разноцветным хвостом на фоне солнышка. Восковые мелки.
| 1
| 11
| Насекомые. Бабочки и стрекозы любуются солнышком.
Задание: изображение веселых бабочек или стрекоз («Играющие стрекозы», «Бабочка-мама и бабочка-дочка гуляют» и т.п.). Восковые мелки.
| 1
| Раздел. 3 Глухие и звонкие цвета
| 12,13
| Симфония цвета. Краски неба. Небесные переливы.
Задание: выполнить два «цветовых подмалевка» в глухих цветах гуашью и акварелью. На этих «цветовых подмалевках» выполнить аппликации «Дерево на закате» (силуэт дерева) и «Овраги и ручьи» (метод обрывной аппликации).
| 2
| 14
| Образы ночи. Звездная ночь.
Задание: изобразить ночной пейзаж.
| 1
| 15
| Барашки.
Задание: изобразить розовых барашков, мирно жующих травку или любующихся бабочкой или стрекозой.
| 1
| 16
| Лягушка-квакушка.
Задание: изобразить лягушку-хохотушку (окружающий ее фон изобразить веселыми желто-зелеными красками). Гуашь: белая, серая, синяя, желтая, зеленая.
| 1
| 17
| Дикие звери наших лесов.
Задание: изобразить семью волков или лисье семейство и т.д. Дети должны постараться передать движение животных.
| 1
| 2-ой тематический блок «Мир сказки»
| 18
| Любимые сказки. Путешествие в сказочную страну на воздушном шаре, волшебном паровозике или паруснике.
Задание: изображение воздушного шара, волшебного паровоза или парусника, который переносит ребенка в сказочную страну.
| 1
| 19
| Волшебник. Фокусник.
Задание: изображение волшебника или фокусника, делающего чудеса.
| 1
| 20
| Волшебные предметы. Волшебный сосуд.
Задание: изображение сосуда для живой или мертвой воды. Важно, чтобы через форму и цвет дети выразили свое отношение к содержимому сосуда.
| 1
| 21
| Волшебная птица. Птица Феникс.
Задание: изобразить сказочную птицу Феникс в чудо саду.
| 1
| 22
| Сказочные герои. Богатыри.
Задание: изобразить любого сказочного или былинного персонажа мужского пола (Илья Муромец, Иванушка, Георгий Победоносец и т.п.).
| 1
| 23
| Сказочные герои. Варвара краса – длинная коса.
Задание: изобразить любого сказочного персонажа женского пола: Варвара краса – длинная коса, Снегурочка, Елена Премудрая и т.д.
| 1
| 24
| Макияж Для Бабы Яги в День 8 марта.
Задание: изобразить портрет Бабы Яги с наложенным макияжем.
| 1
| 25
| Сказочные существа. Русалка. Водяной.
Задание: изобразить любого жителя Подводного царства (в рисунке важно передать движение).
| 1
| 3-ий тематический блок «Мир искусства»
| 26
| «Городецкие узоры». Ознакомление с Городецкой росписью и беседа о ее красоте.
Задание: рисование кистью элементов Городецкого растительного узора.
| 1
| 27
| «В мире красоты». Знакомство с хохломской росписью.
Задание: рисование кистью элементов цветочного узора в хохломской росписи.
| 1
| 28
| «Гжель». Знакомство с гжелью.
Задание: украшение посуды гжельской росписью.
| 1
| 29
| «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой.
Задание: рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.
| 1
| 31
| Чудо-Планета.
Задание: изображение фантастического пейзажа планеты, на которой всегда одно и тоже время года.
|
| 32
| Художник – живописец и график. Цветы весны.
Задание: изображение веточки сирени или черемухи и окружающего их фона методом мозаичной живописи в теплой или холодной гамме.
| 1
| 33
| Заключительный урок.
| 1
| 34
| Просмотр.
| 1
|
| Итого
| 34
|
3 год обучения
№ занятия
| Название темы
| Кол-во часов
| 1-ый тематический блок «В мире цвета»
| Раздел 1. Теплые и холодные цвета
| 1,2
| Путешествие в Антарктиду. Закрепление знаний о холодных цветах.
Задание: изображение пингвинов с пингвинятами, наблюдающих за полетом самолета.
| 2
| 3,4
| Путешествие на африканский континент. Ребята-негритята. Закрепление знаний о теплых цветах.
Задание: изображение танцующих ребят-негритят.
| 2
| Раздел 2. Основные и составные цвета
| 7,8
| Образы экзотических животных: слоны, жирафы, носороги, верблюды и т.д. Закрепление знаний об основных и составных цветах.
Задание: изображение больших и маленьких животных в их естественной среде обитания.
| 2
| 9,10
| Образы диких животных. У кого на голове дерево растет? Закрепление знаний об основных и составных цветах.
Задание: изображение дикого животного.
| 2
| Раздел 3. Контрастные цвета
| 11,12
| Конь – огонь. Закрепление знаний об основных и составных цветах.
Задание: изображение лошади в движении «Полет над полями над лесами Коня-огня».
| 2
| 13,14
| Образы животных в творчестве художников-анималистов. Закрепление знаний об основных и составных цветах.
Задание: выполнение копии с понравившегося изображения животного того или иного художника-анималиста.
| 2
| Раздел 4. Глухие и звонкие цвета
| 15,16
| Фламинго – дивная птица. Закрепление знаний о глухих и звонких цветах.
Задание: изображение розового фламинго.
| 2
| 17,18
| Перелетные птицы. Закрепление знаний о глухих и звонких цветах.
Задание: изображение больших и маленьких птиц в полете.
| 2
| 2-ой тематический блок «Мир сказаки»
| 19,20
| Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте мира сказок (творчество В.Васнецова и И.Билибина).
| 2
| 21,22
| Чудо-зверь. Закрепление знаний об основных и составных цветах.
Задание: изображение фантастического животного.
| 2
| 23,24
| В стране Лилипутии. Я - великан. Закрепление знаний о контрастных цветах.
Задание: изображение человека во весь рост, который выше домов, деревьев и гор
| 2
| 25,26
| В стране Великании. Я – лилипут, я – гном. Закрепление знаний о контрастных цветах.
Задание: изображение крошечного человечка, который ниже трав, цветов, меньше бабочки или комара и т.п.
| 2
| 3-ий тематический блок «Мир искусства»
|
| Я-художник.
Задание: изображение композиции «Я художник»
| 2
| 27,28
| Свойства гуаши. Знакомство с методами работы гуаши (примакивания, вливания цвета в цвет и т.д.)
Задание: изображение весеннего пейзажа.
| 2
| 29,30
| Свойства акварели. Цветы весны.
Задание: изображение весенних цветов.
| 2
| 31,32
| Домик. Восковые мелки.
Задание: изображение деревянного домика восковыми мелками.
| 2
| 33
| Заключительный урок.
| 1
| 34
| Просмотр.
| 1
|
| Итого:
| 34
|
4 год обучения
№ занятия
| Название темы
| Кол-во часов
| 1-ый тематический блок «В мире цвета»
| 1,2
| «Солнечные зайчики». Закрепление знаний о теплых цветах.
Задание: изображение солнечных зайчиков в теплой цветовой гамме.
| 2
| 3,4
| Город Снеговиков. Закрепление знаний о холодных цветах.
Задание: изображение города Снеговиков в холодной цветовой гамме.
| 2
| 5,6
| "Мы - волшебники. Забавные картинки". Закрепление знаний о контрастных цветах.
Задание: рисование фантастических животных или человечков, составленных из геометрических фигур.
| 2
| 7,8
| Сказочный лес. Закрепление знаний о глухих и звонких цветах.
Задание: изображение сказочного леса глухими и звонкими цветами.
| 2
| 9,10
| Рождение цвета. Закрепление знаний о хроматических и ахроматических цветах.
Задание: изображение цветочной поляны. Рождение цветных цветов из ахроматических
| 2
| 11,12
| «Радужный страна».
Задание: изображение радужной страны.
| 2
| 13,14
| "Изумрудный город».
Задание: изображение города в родственной цветовой гамме.
| 2
| 2-ой тематический блок «Мир искусства»
| 15,16
| Русский сувенир (Матрешка).
Задание: изображение матрешки по мотивам любого промысла или в свободном стиле.
| 2
| 17,18
| Путешествие на африканский континент. Путешествие по Египту. Пирамиды.
Задание: изображение пирамид, озаренных знойным африканским солнцем.
| 2
| 19,20
| Путешествие к берегам Японии – страны восходящего солнца.
Задание: изображение пагоды в окружении цветущей сакуры, на горных склонах японских островов; самурая в окружении гор, японки с зонтиком и т.д.
| 2
| 21,22
| Путешествие на американский континент. Ребята-индейцы.
Задание: Изображение портрета маленького индейца, вождя племени или воина. Окружающая природа отражает настроение героя (если охотник удачлив, то небо ясное, солнечное, если охота была неудачной – небо темное, грозовое, дождливое).
| 2
| 23,24
| «Я иду, шагаю по Москве…»
Задание: изображение древнерусского храма
| 2
| 3-ий тематический блок «Мир сказки»
| 25,26
| Сказки и мифы народов мира.
Задание: иллюстрирование удмуртского мифа.
| 2
| 27,28
| Сказки и мифы народов мира.
Задание: иллюстрирование русской народной сказки.
| 2
| 29,30
| Сказки и мифы народов мира.
Задание: иллюстрирование украинской народной сказки «Колосок».
| 2
| 31,32
| Сказки и мифы народов мира.
Задание: иллюстрирование белорусской народной сказки «Разумная дочь».
| 2
| 33
| Заключительный урок
| 1
| 34
| Просмотр
| 1
|
| Итого:
| 34
| |