Скачать 328.6 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №34 с углубленным изучением отдельных предметов»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы Составитель: Сайбель Елена Викторовна, учитель изобразительного искусства Старый Оскол 2013 Пояснительная записка Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского для 1-9 классов общеобразовательных учреждений - М.: Просвещение, 2010. Цель рабочей программы - приобщение к искусству как способу художественного познания мира и выражения отношения к нему, как к особой и необходимой форме духовной культуры общества. Задачи: - формирование представлений о специфике языка изобразительных искусств; -развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; -формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности; -освоение знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка; -способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности и языком изобразительного искусства; -воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений, нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу. -воспитание отношения к изобразительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности. -пробуждение фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. -ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего. В рабочую программу внесены изменения по теме: «Городской пейзаж». Тема расширена с целью создания творческой работы на тему: «Мой весенний город» - IV четверть, уроки 4.7 – 4.8. Данные изменения внесены с целью изучения особенностей культуры родного края, направленного на формирование ценностных приоритетов у обучающихся, воспитания в деятельностной форме уважения и интереса к культурному наследию малой родины. Учебно-методический комплект авторского коллектива под руководством Б.М. Неменского включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованный и допущенный Министерством образования и науки Российской Федерации, включает:
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 учебный час в неделю. Контролирующих уроков – 2. 1 полугодие – 1. Тест «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка». 2 полугодие – 1. Творческий отчет- выставка «Наш вернисаж». Тема 6 класса – «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения изобразительного искусства учащиеся 6 классов должны знать: • о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества; • о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; • взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ; • основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства; • имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве; • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта; • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; • разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа; Учащиеся должны уметь: • пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти; • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению; • активно воспринимать произведения искусства, анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства. Календарно-тематическое планирование 6 класс
Содержание программы Раздел: Виды изобразительного искусства и основы образного языка Тема: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств (1 ч) Искусство и его виды. Пространственные и временные искусства. Изобразительные, конструктивные и декоративные виды пространственных искусств и их назначение в жизни людей. Задание: участие в беседе на тему пластических искусств и деления их на три группы (изобразительные, конструктивные и декоративные). Тема: Художественные материалы (1 ч) Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественный материал и художественная техника. Скульптурные, графические, живописные материалы. Задание: выполнение композиции с целью исследования художественных возможностей красок (гуашь, акварель) и графических материалов (уголь, тушь, перо). Изобразительные материалы: живописные и графические материалы, бумага. Тема: Рисунок – основа изобразительного творчества (1 ч) Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок. Учебный рисунок. Творческий рисунок. Навыки работы с графическим материалом. Задание: выполнение зарисовок с натуры отдельных растений, травинок, веточек, простых, мелких предметов. Изобразительные материалы: тонированная бумага, тушь, перо, карандаш, гелевая ручка. Тема: Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий (1 ч) Выразительные свойства линии. Виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Задание: выполнение по представлению линейных рисунков. Изобразительные материалы: простой карандаш, бумага. Тема: Пятно как средство выражения. Ритм пятен (1 ч) Пятно в изобразительном искусстве. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения. Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно. Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце, тени). Изобразительные материалы: акварель, тушь, кисти, бумага. Тема: Цвет. Основы цветоведения. (1 ч) Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет. Цветовой круг. Основные, составные цвета. Задание: выполнение упражнений на взаимодействие цветовых пятен Изобразительные материалы: гуашь, кисти, бумага. Тема: Цвет в произведениях живописи (1 ч) Эмоциональное восприятие цвета человеком. Искусство живописи. Понятия «локальный цвет», «колорит», фактура в живописи. Выразительность мазка. Задание: изображение осеннего букета с разным колористическим состоянием Материалы: бумага, карандаш, гуашь. Тема: Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения (2 ч) Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Рельеф, виды рельефа. Задание: создание объемных изображений в разных материалах Материалы: пластилин, мятая бумага и др. Раздел: Мир наших вещей. Натюрморт Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника (1 ч) Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Выражение авторского отношения к изображаемому. Ценность произведений искусства Задание: участие в диалоге об особенностях реальности и фантазии в творчестве художников. Тема: Изображение предметного мира - натюрморт (1 ч) Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с решением задачи их композиционного, ритмического размещения на листе. Изобразительные материалы: бумага, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (1 ч) Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Задание: изображение с натуры силуэтов двух-трех кувшинов как соотношения нескольких геометрических фигур Изобразительные материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, бумага. Тема: Изображение объема на плоскости и линейная перспектива (1 ч) Плоскость и объем. Изображение трехмерного пространственного мира на плоскости. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения, точка схода. Задание: создание линейных изображений. Изображение с натуры натюрморта, составленного из геометрических тел. Изобразительные материалы: карандаш, бумага. Тема: Освещение. Свет и тень (1ч) Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень» Задание: выполнение зарисовок геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением с целью изучения правил объемного изображения Изобразительные материалы: бумага, карандаш. Тема: Натюрморт в графике (1ч) Графическое изображение натюрморта. Печатная графика и ее виды. Гравюра и различные техники гравюры. Эстамп – оттиск печатной формы. Задания:Выполнение графического натюрморта Изобразительные материалы: карандаш, бумага. Тема: Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта (2 ч) Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Задание: выполнение натюрморта, выражающего то или иное эмоциональное состояние (праздничный, таинственный, грустный, торжественный). Тест «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (рубежный контроль). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Раздел: Вглядываясь в человека. Портрет Тема: Образ человека – главная тема искусства (1 ч) Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники портретисты. Задания: участие в беседе на тему образа человека в портрете, образно-выразительных средств портрета в живописи, графике, скульптуре. Тема: Конструкция головы человека и ее основные пропорции (1 ч) Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Задание: выполнение портрета в технике аппликации Изобразительные материалы: бумага для фона и аппликации, клей, ножницы. Тема: Изображение головы человека в пространстве (1 ч) Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Задание: зарисовки объемной конструкции головы, движения головы относительно шеи Материалы: бумага, карандаш. Тема: Портрет в скульптуре (1 ч) Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Задание: создание скульптурного портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером. Изобразительные материалы: бумага, перо, тушь. Тема: Графический портретный рисунок(1 ч) Образ человека в графическом портрете. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Задание: набросок лица своего друга или одноклассника с натуры Изобразительные материалы: карандаш или уголь, бумага. Тема: Сатирические образы человека (1 ч) Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Задание: изображение дружеского шаржа Изобразительные материалы: тушь, перо, бумага. Тема: Образные возможности освещения в портрете(1 ч) Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения. Задание: выполнение набросков в различном освещении Изобразительные материалы: карандаш, бумага. Тема: Роль цвета в портрете (1 ч) Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Цвет и тон. Цвет и характер освещения. Цвет и живописная фактура. Задание: создание портрета знакомого человека или литературного героя. Изобразительные материалы: гуашь, кисти, бумага. Тема: Великие портретисты (1 ч) Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Задание: создание автопортрета Изобразительные материалы: гуашь, кисти, бумага. Тема: Портрет в изобразительном искусстве 20 века (1 ч) Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера европейского изобразительного искусства (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол). Задание: участие в выставке лучших работ класса. Раздел: Человек и пространство. Пейзаж Тема: Жанры в изобразительном искусстве (1 ч) Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства. Задание: участие в беседе на тему жанров в изо, особенностей образно-выразительных средств жанра пейзажа. Тема: Изображение пространства (1 ч) Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Обратная перспектива и зримый мир духовных образов. Перспектива как одно из художественных средств выражения. Задание: создание простых зарисовок пространства с опорой на правила перспективных сокращений. Изобразительные материалы: карандаш, бумага. Тема: Правила построения перспективы. Воздушная перспектива(1 ч) Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий. Прямая и угловая перспектива. Представления о высоком и низком горизонте. Задание: изображение уходящей вдаль аллеи или вьющейся дорожки с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Изобразительные материалы: по выбору учащихся. Тема: Пейзаж – большой мир (1 ч) Красота природного пространства в истории искусства. Пейзаж эпический и романтический в классическом искусстве. Организация перспективного пространства в картине. Тест «Виды и жанры ИЗО» Задание: изображение большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и т.д. Изобразительные материалы: гуашь, кисти, бумага. Тема: Пейзаж настроения. Природа и художник (1 ч) Изменчивость состояний природы при разной погоде (сумрак, туман, солнце), в разное время суток (утро, вечер, полдень). Живопись на природе – пленер. Импрессионизм – направление в живописи 19 века. Задание: создание пейзажа – настроения. Изобразительные материалы: гуашь, кисти, бумага. Тема: Пейзаж в русской живописи (1 ч) Образ природы в произведениях А. Венецианова и его учеников. А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Эпический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана. Викторина. Задание: создание живописного пейзажа на тему «Страна моя родная» Изобразительные материалы: акварель, кисти, бумага. Тема: Городской пейзаж «Мой весенний город » (2 ч) Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Пейзаж весеннего Старого Оскола. Задание: создание творческой работы на тему «Мой весенний город» Изобразительные материалы: графические материалы по выбору учащихся Тема: Выразительные возможности изобразительного искусства. (1 ч) Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Деятельность зрителя и личностный смысл восприятия искусства. Восприятие искусства и искусство восприятия мира. Задание: участие в творческой выставке «Наш вернисаж» (итоговый контроль) Формы и средства контроля
|
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»... «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского, В. Г. Горяева, Г. Е. Гурова, Л. А. Неменской и др. 1-4 классы: пособие для учителей... | Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство» «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта... | Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусство (изо)» В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Рабочая программа по предмету «изобразительное искусство» «Изобразительное искусство» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» 8 «А», «Б», «В», «Г» классы Рабочая программа «Искусство» 8 класс разработана на основе программы «Искусство. 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е.... | Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | ||
Рабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство... | Рабочая программа педагога уховой Елены Валентиновны и Титовой Алевтины... Министерством образования и науки РФ /М.: Просвещение, 2008г., авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина, «Изобразительное... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «изобразительное искусство»... Б. М. Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» разработана для 5 класса общеобразовательной школы №32 ст. Новоминской... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» | Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» Данная рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса полностью составлена на основе авторской программы... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Искусство» 9 класс (базовый уровень) «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» М, «Просвещение», 2010 г. Положением орабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... М.: Просвещение, 2005. «Изобразительное искусство 1-9 классы» под редакцией Т. Я. Шпикаловой. Авторской программы: Кузин В. С.,Шорохов... |