РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Для 1 класса Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена в соответствии с нормами и требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта к преподаванию предмета «Изобразительное искусство», на основе программы основного общего образования «Изобразительное искусство» Программы под редакцией Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2005). «Изобразительное искусство 1-9 классы» под редакцией Т.Я.Шпикаловой. Авторской программы: Кузин В.С.,Шорохов Е.В, Кубышкина Э.И.Программа «Изобразительное искусство.1-9 классы» //Изобразительное искусство: книга для учителя / В.С.Кузин.-2-еизд., - М.: Дрофа, 2007—172с. Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность.
Эти способы художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (акварель, гуашь, карандаш).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих работ и презентаций.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общей презентации).
Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
На изучение предмета отводится 1 ч в неделю — 33 ч в уч. год. Рабочая программа рассчитана на 33 часа.
Количество часов в неделю- 1.
Количество часов в I четверти - 7.
Количество часов в II четверти- 8.
Количество часов в III четверти- 9.
Количество часов в IV четверти- 9.
Количество часов распределилось следующим образом.
-
№
| Название раздела
| Количество часов
по программе
|
| Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображения.
| 7
|
| Ты украшаешь. Знакомство с мастером украшения.
| 8
|
| Ты художник. Знакомство с художественной деятельностью.
| 9
|
| Ты изображаешь и украшаешь.
| 9
|
| Итого:
| 33 ч
| |