Скачать 28.59 Kb.
|
Демография России XVIII-XX веков сквозь призму антропометрии Б.Н. Миронов Считается, что принципиальным фактором изменения численности популяции во времена, когда преобладал традиционный тип воспроизводства населения, являлся уровень жизни: от благосостояния зависел и уровень стихийной рождаемости, и особенно уровень смертности, и, естественно, баланс между ними. Вследствие этого в период господства традиционного типа воспроизводства населения, который в России продолжался примерно до 1930-х гг., исследователи рассматривали демографическую статистику как наиболее надежный замещающий показатель уровня жизни. И в этом есть резон: надежных данных о динамике уровне жизни за XVIII-первую треть ХХ в. нет. Историкам при всем усердии никогда не удастся получить даже минимальный набор показателей об уровне жизни за XVIII-XIX вв. и даже за значительную часть ХХ столетия, рекомендуемый современной наукой. Напомню, что в настоящее время в России используется разработанная Госкомстатом система из 56 показателей, в ООН - из 50. Среди них занятость, условия труда, демографические характеристики, питание, доходы и расходы, стоимость жизни и цены, санитарно-гигиенические условия, образование и культура, социальное обеспечение, организация отдыха и даже свобода человека. С 1990-х гг. в качестве обобщающего показателя уровня жизни используется также индекс человеческого развития, учитывающий долголетие, уровень образования и валовой внутренний продукт. Между тем уже 40 лет в современной мировой историко-экономической науке для оценки уровня жизни популяции применяется конечный средний рост, или дефинитивная длина тела, людей, который они имеют при достижении полной физической зрелости. Средний рост принимается в качестве замещающего интегрального индикатора уровня жизни и называется биологическим статусом. Использование такого показателя опирается на доказанный в биологии человека факт, что конечный средний рост людей характеризует степень удовлетворения базисных потребностей человека в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании и т.п. Люди, чьи базисные потребности удовлетворяются лучше, превосходят ростом тех, чьи базисные потребности удовлетворяются хуже; и наоборот. С биологической точки зрения, человек до достижения полной физической зрелости превращает потребленные продукты в энергию, которая затем расходуется на поддержание жизнедеятельности организма, работу, учебу, спорт, борьбу с инфекциями, болезнями и другие нужды, а чистый остаток энергии от питания преобразуется в рост и при избытке питания - в вес. После достижения зрелости рост уже не изменяется: при ухудшении условий жизни происходит снижение веса, а при улучшении – его увеличение. Из этой парадигмы следует, что в рамках одного этноса высокие люди, взрослые и дети, в массе своей лучше питались, имели лучший уход и жилищные условия, меньше болели и т. д., т. е. в массе обладали более высоким биостатусом, чем люди с низким ростом. Следовательно, данные о среднем росте позволяют оценить, как удовлетворяются базисные потребности человека и благодаря этому судить о динамике благосостояния народа. Средний рост и биостатус не являются синонимом дохода – это специфический индикатор уровня жизни. Он показывает: насколько человек удовлетворяет базисные потребности. В доиндустриальном обществе главные усилия людей были направлены на удовлетворение базисных потребностей. Поэтому для традиционного общества, в котором, как правило, господствовал и традиционных тип воспроизводства населения, средний рост хорошо отражал уровень жизни. За десять лет работы мне удалось собрать в архивах 306 тыс. индивидуальных и около 10 млн. суммарных сведений о длине тела мужчин (частично также о весе и других антропометрических показателях мужского и женского населения, главным образом новобранцев) и на основе их анализа получить картину динамики биостатуса и уровня жизни в России за 1701-1920 гг. Предварительные данные о динамике биостатуса у меня имеются и за весь ХХ век, но эта база данных включает почти 1.5 млн. индивидуальных сведений. В докладе будут представлены результаты моего исследования биостатуса населения России и сопоставлены с данными демографической статистики. |
Обряды и обычаи чувашского народа сквозь призму веков Национальные истоки характера родного народа становятся более явственными и осознанными | Демография россии Демография России [Текст] : библиогр указ / Сост. Е. П. Попова, Г. А. Хижнякова; ред. И. Н. Гнеушева; отв за вып. Л. Н. Патрина;... | ||
Разработка урока-экскурсии по теме "Достопримечательности Лондона" с использованием икт ... | Реферат Тема : Древняя церковнопевческая традиция сквозь призму русской... Начало XIX века в России отмечено быстрым развитием нового мощного направления, охватившего все страны Европы, романтизма. Возникший... | ||
Рабочая программа дисциплины история удмуртии направление подготовки «Международные отношения» Удмуртии сквозь призму профессиональных компетенций, через профессиональные нормы оценивать исторические явления, события, процессы... | Бремя преждевременной смертности на украине сквозь призму потерь лет потенциальной жизни Научно-практический центр профилактической и клинической медицины Государственного управления делами, Институт демографии и социальных... | ||
Культурная типология сквозь призму философско-антропологических концепций Защита состоится «30» апреля 2008 г в 1500 на заседании диссертационного Совета Д. 212. 208. 13 по философским наукам в Южном Федеральном... | Урока Тема урока Планируемые результаты освоения Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков | ||
Программно-компьютерное обеспечение по предметам Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Ханты-мансийского автономного округа-югра Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Шаталов Виктор Федорович Эксперимент продолжается Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Программа информатизации школы Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | ||
Образовательная программа Муниципального Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Рабочая программа дисциплины история и культура удмуртии направление... Нелинейное построение курса, по проблемным полям, в соответствии со спецификой направления подготовки бакалавров преследует цель... | ||
Конспект урока в 10 классе «Экономика и политический строй в канун... России на рубеже XVII xviii веков. Выяснить причины отставания России от ведущих стран мира. Показать историческую необходимость... | Происхождение русского языка. Русский язык XVIII-XIX веков Современный русский язык по происхождению связан с общеславянским, который выделился несколько тысячелетий назад из индоевропейского... |