И снова холод полюбить





НазваниеИ снова холод полюбить
страница1/15
Дата публикации27.07.2014
Размер2.2 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
В. С. Скрипалев

И снова холод полюбить
М., Молодая гвардия, 1988
Архив содержит текст замечательной книги В. С. Скрипалева "И сно-

ва холод полюбить" М., Молодая гвардия, 1988, 191 с. из серии "Если

хочешь быть здоров", вместе с картинками, но только имеющими отношение

к тексту книги.

В самой книге есть множество прекрасных и очень остроумных рисун-

ков, которые викинуты для сокращения места архива. Желающих на них по-

любоваться я адресую в их районную библиотеку, где есть и другие книги

этого автора.

Автор явно сдавал свой труд в издательство как серьезную книгу,

но причуды редакции превратили ее в книжку-игрушку, поэтому среди ри-

сунков к тексту пронумерованы только те, у которых набивший книгу смог

с чистым сердцем опознать авторскую нумерацию. Остальные названы по

номерам страниц.

Читайте и будьте здоровы!

Введение. ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ
[image: wwed.gif]
Странные случаются в жизни события: книга, которую вы читаете, не

была задумана ни десять лет, ни три года, ни год тому назад, а "выка-

тилась из-под шарика" в течение отпускного месяца.

В чем дело?

- С одной стороны, наша семья не придавала особого значения зака-

ливанию. Делала это между прочим, "на ходу", не ставя каких-либо це-

лей. Определенно можно сказать: ни одна из рекомендованных методик по

закаливанию (то ли солнечные ванны, то ли обтирание, то ли обливание,

то ли купание) нами освоена не была.

- С другой стороны, каждый член семьи исподволь, по-своему сдру-

жился с миром доброго Дедушки Мороза. Младшая - Оля - периодами любит

походить босиком, хотя за окном - в разгаре зима. Старший - Олег - с

дошкольного возраста посещает парную, не преминет "плюхнуться" в бас-

сейн с ледяной водой, ходит зимой с распахнутой грудью (что мы не

одобряем) и продлил "спальный сезон" на балконе до -16ё С. Лариса Лео-

нидовна, жена, после утреннего бега потихоньку пристрастилась к ледя-

ному душу. Что касается меня, "главы семьи", то скажу об одном: мой

стаж "моржа" - с 1958 года.

И все ж:е писать об этом мне и в голову не приходило. Судите са-

ми. Младшая Оля другой раз так закутается, что диву даешься. Олег до

сих пор равнодушен к ледяному душу. Лариса Леонидовна очень любит теп-

лую зимнюю обувь, а я моржуюсь так нерегулярно, то сомневаюсь в непре-

рывности своего "стажа". И куда нам. до методик закаливания. Простей-

шая из них - душ - и то оказалась не по зубам...

"Итак, начнем с сентября!" Нужно подготовить и выдерживать каждый

раз в течение недели струю душа определенной температуры. Через неделю

(две) температуру воды необходимо снизить на 1ёС... Но даже новый тер-

мометр для воды имеет погрешность два градуса (+:1ёС). Это, так ска-

зать, с точки зрения моей профессии - метрологии. Жизнь еще больше

разнообразит отклонения от методик... Сегодня торопимся лечь спать,

так как вчера допоздна смотрели фильм с участием В. Высоцкого. Завтра"

во вторник, у папы единый политдень, придет поздно, В среду - по рас-

писанию - парная. Ее ребята ждут целую неделю как праздник; поэтому -

не до закаливания.

В четверг мама неожиданно отправляется в дружину. В пятницу много

уроков, сидим допоздна. В субботу Олю из школы забирает бабуля (у нее

своя программа); Олег отправляется наверстывать гуляние за целую неде-

лю. В воскресенье если удастся, поездка на лоно природы, вечером торо-

пимся приготовиться к трудовой неделе.

В следующим понедельник маме покажется, что у Оли насморк, и две

недели "законного" игнорирования закаливания гарантированы. Через две

недели неожиданно грянут первые октябрьские морозы... В оттепель вроде

и закаляться незачем: и так тепло...

А тут скоро и Новый год. Какое закаливание может сравниться с по-

иском пушистой стройной елочки? "Да вроде и закаляться лучше начинать

с лета..."

"Может быть, мы пользуемся устаревшей методикой?" Поискали. Ока-

залось, что то ли после публикаций опыта семьи Никитиных, то ли время

подошло, но старые методики отменили, а новые - разрабатываются. Выру-

чает в таких случаях классика. "Засели" за " Основы закаливания" про-

фессора И. М. Саркизова-Серазини ("Физкультура и спорт". М., 1953),

"Патологическая физиология охлаждения человека" Е. В. Майстрах ("Меди-

цина", 1975), "Человек в экстремальных условиях природной среды" В. Г,

Волович (М., "Мысль", 1983) и др.

Прекрасные работы. А почему же девушки в жаркий июль ходят D

джинсовых юбках и шерстяных кофтах? Когда же они становятся мамами, то

переносят свои взгляды па малышей. "Детские голые ушки, - восклицает

академик Н. М. Амосов, - вы можете увидеть лишь в жаркий июльский пол-

день!.." Это, так сказать, глазами соотечественника. Глазами "свежих

людей" изумляются иностранцы: из наших национальных особенностей за-

частую самой значительной выделяют обычай тепло кутать детей.

"Странное дело, - стал размышлять я. - такая классика, такие тра-

диции русской эакал-бани, русского закал-бега, а жизнь за окном течет

но своей особой логике: построили теплое жилье, пошили теплую одежду и

не хотим расставаться с теплом. Какой-то культ тепла". Врезались в па-

мять слова: "Раздеть людей до одежды по сезону стало национальной

проблемой".

Последней каплей моего "созревания на эту книгу стала короткая

рецензия Бориса Павловича Никитина на вышедшую в 1985 году работу по

закаливанию "...Утонуло в массе медицинских предрассудков". Кто станет

отрицать гигантские достижения медицины? Стою перед ними с непокрытой

головой. Однако методики закаливания оторваны от жизни: изощряются

друг перед другом в последовательности подхода, постепенности: "сни-

жать температуру на 1ё в неделю.,.", "сначала обтирают ноги, затем -

руки..,". "засыпать необходимо с руками, выставленными наружу...",

"разработана таблица воздушных ванн" (!) (это - о гулянии на свежем

воздухе)...

Сидят в кабинете, специализируются на закаливании и пишут. пишут,

пишут... А за окном люди идут, идут, идут.,, И почти вес- укутанные;

закаливание у них - проблема N 101.

Наша семья принадлежит и к тем и к другим. Для нас закаливание -

дело ј 101. С другой стороны, мы часто слышали в свой адрес: йЗакаден-

ные!"

Это противоречие и породило мысль о книге: "Раз мы не тратим вре-

мени на закаливание, а добиваемся кое-каких результатов, то определен-

ному кругу семей наши упрощенные приемы помогут закалиться". Говоря

языком инженера: сейчас нужны "интенсивные" методы закаливания. "Ин-

тенсивные" - без дополнительного времени (этого "капитала" нашего бы-

тия).

На первый взгляд наш опыт противоречит устоявшимся принципам за-

каливания: систематично и постепенно. Давайте разберемся. Доза холода

зависит от температуры среды закаливания и времени контакта с ней.

Принцип "постепенно" чаще всего применяют к температуре среды (возду-

ха, воды). А это и выливается в трудоемкую и времяемкую процедуру ре-

гулирования температуры среды, то есть в определенную систему закали-

вания. Систему-то мы и не осваиваем. Мы берем среду такой, какая она

есть: летом - теплая, зимой - холодная, И закаляемся сразу: "как в

омут".

При более внимательном рассмотрении оказывается, что мы вы-

полняем принцип "постепенно", но через фактор времени. Зицой (а

также после перерыва) ребята лишь бултыхнутся в ледяную воду и

через секунду-другую выскакивают из нее.

Поэтому, не претендуя на оригинальность, перечислим извест-

ные принципы закаливания в преломлении опыта нашей семьи.

1. Необходимость психологического настроя на закаливание,

заинтересованность в нем. Это самый важный принцип. Сомнитыщдо

его комкать или заменять понуканием. На него нельзя жалеть време-

ни. Может случиться, что на привыкание к мысли о холоде-друге уй-

дет не один месяц и даже год. Принцип стоит того. Здесь подойдут

и юмор, и просмотр соответствующих передач по телевидению, и лич-

ный пример, и зимние воскресные прогулки к купающимся "моржам".

Ребенок, да и вы сами должны "созреть" на любовь к холоду,

на необходимость жить в холоде, как дышать воздухом. Тогда после-

дующие принципы из системы закаливания (по существу, принудитель-

ной) превратятся в способ жить с удовольствием.

2. Закаливание должно быть систематичным. Казалось, что наш

семейный опыт отрицает этот принцип. В прямом понимании - это

трата дорогого времени, да и возвеличивание физкультуры до другой

деятельности. Ежедневные, без перерывов занятия сродни нашей тру-

довой жизни. Не каждого на них хватит.

Парадокс заключается в том, что даже ежедневная закаливающая

процедура длительностью 30 минут составляет лишь около 2 процен-

тов времени суток. А около 90 процентов - действуют термонейт-

ральные температуры, попросту говоря: мы "сидим в термостате".

Вывод напрашивается определенный: надо "растянуть" закаливание на

сутки, совместить его с нашей обычной жизнью.

Сразу вспоминается "национальная проблема": раздеть людей до

одежды по сезону. Когда семья осознала это и перешла на облегчен-

ную одежду, все стало на свои места. Мы перестали нарушать прин-

цип систематичности занятий, а защитные механизмы

стали работать на протяжении большей части суток.

3. Закаливание должно быть комплексным. Этот принцип вписы-

вается в семью, позволяет самоутверждаться и родителям, и детям,

делать "кто во что горазд". Он предполагает различные виды зака-

ливания: пассивные и активные, общие и местные, коллективные и

индивидуальные.

4. Закаливание должно быть постепенным. Выше было сказано,

что в семье прижилось постепенное увеличение времени контакта с

сильным холодом. Разумно было бы постепенно подбирать средства

закаливания (солнце - воздух - земля - вода) и их формы (загора-

ние - прогулки - босохождение - купание). Именно в такой последо-

вательности, в сочетании с принципом постепенности построены гла-

вы книги.

5. Закаливание должно быть о учетом индивидуальных особенностей

организма и климатических условий конкретного региона. Один не просту-

жается, проходив большую часть зимы без головного убора, у другого

туфли в осенне-зимний период практически не просыхают. Чабаны Средней

Азии закаляются, ночуя на остыв-шей земле, дошкольники Норильска -

прогулками на свежем арктическом воздухе.

6. Закаливание должно быть "на грани удовольствия". Это наш се-

мейный принцип. Найден он был в занятиях аэробным бегом, понравился

детям и прижился в закаливании. О нем будет рассказано в первой главе.

Этот удивительный принцип существенно упрощает методики закаливания,

делает их жизненными, переносит место действия многочисленных таблиц в

группы организованных детей. Он позволяет учитывать индивидуальные

особенности организма, в том числе - его биологические ритмы. "Холод

на грани удовольствия " подхватывает эстафету у принципа N 1 (психоло-

гический настрой на закаливание), превращает закаливание в еще одну

игру.

Физиологию закаливания помогает понять диалектика. Кому приятно в

тепле, точнее: при термокомфортной температуре? Всем. Истина кажется

абсолютной. "Одевайтесь по сезону". Это вошло в медицинские учебники,

в популярные рекомендации.

Не обольщайтесь. Диалектика подсказывает, что в каждом явлении

соединено единство и борьба противоположностей. Тепло, оказывается,

атрофирует систему терморегуляции.

Даже в нравственном плане это не проходит бесследно. Мы с вами

становимся "рабами нормы". Взгляните из будущего, XXI века" Сегодняш-

ние синтетические "шубы-холмы" видятся старомодно. карикатурно,

Да и с передовых позиций сегодняшнего дня безволие (современное

рабство) губительно. Вот что написал 11 февраля 1986 года заслуженный

тренер СССР А. В. Тарасов в передовице "Комсомольской правды" "Азбука

закалки": "Мне, человеку, отдавшему многие годы развитию физической

культуры и спорта в стране, бывает обидно видеть молодых людей с вялой

походкой, сутулой фигурой, неправильной осанкой. Почему они такие? У

нас в стране созданы самые широкие возможности для укрепления здо-

ровья, для занятий спортом. Побывав во многих странах мира, могу ут-

верждать: никакая заграница не идет в этом с нами в сравнение".

Вернемся к закаливанию и диалектике. Дефицит (избыток) тепла, на-

оборот, тренирует систему терморегуляции. Холод возбуждает энергию в

организме. Стоит принять ледяной душ - и не только бодрость, но и бе-

зотчетная радость вселяется в подсознание.

Мне удалось заполучить даже количественную характеристику этого

явления И не откуда-нибудь, а с полюса холода - из Якутии. Кузнецу

Сивцеву Гавриле Ксенофонтовичу бросилось в глаза следующее явление.

Принятие воздушных ванн на морозе при сухой коже заканчивается резким

возрастанием энергии организма! Он даже предположил, что это дает омо-

лаживающий эффект, является основой долгожительства: якутян. Гаврила

Ксенофонтович зафиксировал "время прилива энергии" в зависимости от

температуры воздуха": при -20ёС - 9-10 мин, при -40ё С -б-7 мин, при

-50-57ё С - 2 - 3 мин.

Подытоживая сказанное, сравнивая мысли Сивцева, с собственными

впечатлениями от прогулок в одном костюме при 20 градус^ ном морозе,

скажу следующее. Ощущение такое, что организм "вспоминает молодость".

А у самого молодого, кстати, у новорожденного, единственным видом фи-

зической культуры для мышц является холод, И он встречает его улыбкой,

радостью.
Глава 1

НА ГРАНИ УДОВОЛЬСТВИЯ
[image: hol-gl1.bmp]
Сведения из физиологии закаливания
Французские ученые Лабори и Гюгенар (1956 г.) метко назвали сов-

ременного человека испорченным гомойтермом, то есть организмом, неспо-

собным самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необхо-

димом уровне в условиях охлаждения. Только при кораблекрушениях от пе-

реохлаждения в мире ежегодно погибает около 200 тысяч человек. Под

влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется

деятельность центральной нервной системы. Все это приводит к ослабле-

нию организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или воз-

никновению новых.

Поэтому учение о закаливании древне, как наш мир: от Гиппократа

(460-356 гг. до н. э.) до современных! эскулапов. В соответствии с ним

живые организмы делятся на две группы - пойкилотермные (разнотеплые -

греч.) и гомойотермные (одинаковотеплые - греч.). У пойкилотермных ор-

ганизмов температура тела непостоянна, она зависит от температуры сре-

ды (разница 1-3оС). В связи с этим жизненная активность этих организ-

мов то повышается, то понижается, то есть она сильно зависит от изме-

нений температуры среды. Этот фактор снижает выживаемость.

Эволюция выиграла еще одну битву, выработав у гомойотермных орга-

низмов способность поддерживать температуру своего тела на постоянном

уровне, не зависящем от окружающей температуры. Это увеличило их выжи-

ваемость и обеспечило условия для дальнейшего развития, усложнения и

совершенствования.

Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела

в пределах 36,4-37,5оС. Ее повышение выше этого предела вызывает сос-

тояние перегрева (гипертермии), а понижение- переохлаждение (гипотер-

мии).

Совокупность физиологических механизмов, осуществляющих регулиро-

вание температуры тела, называют физиологической системой терморегуля-

ции. Любопытно отметить, что многие системы организма имеют свои орга-

ны: пищеварительная - рот, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные

железы; сердечно-сосудистая -- сердце, сосуды и т. д.

Физиологическая же система терморегуляции не имеет в своем соста-

ве специфических органов. Для противостояния холоду (жаре) она исполь-

зует практически все другие системы. Происходит это с помощью нервной

системы (вспомним принцип N 1), которая включает конкретные органы в

специфическую функциональную систему, обеспечивающую поддержание пос-

тоянной температуры тела наиболее эффективным и экономным путем. Изме-

нилась температура среды -" распускается одна термосистема и формиру-

ется новая. "Эта особенность позволяет полагать,- пишет. Ю, Н. Чусов,

- что система терморегуляции в организме - одна на самых молодых и в

то же время чрезвычайно важных по своему значению ".

Физиологическая система терморегуляции включает в себя регулиро-

вание теплообразования (химическую терморегуляцию) и теплоотдачи (фи-

зическую терморегуляцию). В результате сложных химических реакций при

усвоении пищи вырабатывается тепло, которое расходуется на протекание

самых необходимых жизненных процессов: работы сердца, органов дыхания

и т. д. (основной обмен),

Положение сидя сидя увеличивает расход энергии на 20 процентов,

чтение книги - на 30 процентов, подметание пола - на 110 процентов,

спринтерский бег- на 900 процентов.

Место выработки тепла в организме - скелетные мышцы. При: .незна-

чительном охлаждении начинается их непроизвольная микровибрация, затем

происходит длительная синхронная активность отдельных мышечных волокон

(терморегуляционный тонус) и при очень сильном охлаждении возникает

холодовая дрожь. Теплообразование повышается в 3-5 раз. При произволь-

ной мышечной активности (ходьбе, беге) также образуется тепло. Тепло-

образование может увеличиться в 10-20 раз.

Кроме того, теплообраэование в организме усиливается во время еды

и в результате деятельности внутренних органов (наиболее интенсивно -

в печени и почках.

Термокомфортной температурой для одетого человека на воздухе яв-

ляется +19оС, в воде +34оС. Это точки, при которых система терморегу-

ляции не включается.

Физическая терморегуляция играет более существенную роль , чем

химическая, в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении

температуры среди физическая терморегуляция уменьшает теплоотдачу, при

повышении - усиливает.

Последнее происходит четырьмя способами: проведением (кондукци-

ей), конвекцией, излучением (радиацией) и испарением. Проведение -

прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотда-

ча кондукцией - в положении лежа. Вот почему быстро простужаются, лежа

на холодной земле или ходя босиком по ней.

Конвекция -теплоотдача посредством течения воздуха или воды по

границам тела. Движущиеся частицы воздуха (воды) забирают тепло, наг-

реваются, уступают место новым холодным. Чем ниже температура среды и

сильнее ветер (течение), тем выше конвекция. Поэтому даже в слабоморо-

эный, но ветреный день мы чувствуем сильный холод.

Излучение (радиация) - отдача тепла в виде инфракрасных лучей. У

всех у нас немалый опыт пребывания в холодильных камерах плодоовощных

баз. Там нет ветра (конвекции), сидим мы на деревянных ящиках (отсутс-

твует кондукция), но вблизи находятся толстые каменные стены с темпе-

ратурой около 0оС, Через некоторое время даже у закаленных начинает

капать с носа - результат излучения тепла из тела в стены.

Испарение влаги с кожных покровов и слизистых оболочек верхних

дыхательных путей - потение. Испаряющийся с кожи пот охлаждается, "за-

бирает" излишнее тепло тела.

Удельный вес каждого способа теплоотдачи различный (см. табл.):
Іњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњљњњњњњњњњњ-

‹ Темп. возд. =+20оС ‹ Излучение ‹Испарение‹Конвекция‹

‹ ‹(радиация) ‹ ‹ ‹

ЃњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњќњњњњњњњњњЊ

‹ Состояние покоя ‹ 66% ‹ 19% ‹ 15% ‹

ЃњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњќњњњњњњњњњЊ

‹ Спортивные состязания ‹ 12% ‹ 75% ‹ 13% ‹

˜њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњ™њњњњњњњњњ±
При высокой температуре воздуха теплоотдача, например, предплечья

и кисти может, увеличиться в 5 раз (за счет такого же увеличения кро-

воснабжения), а при низкой - уменьшится в 4 раза (во столько же раз

уменьшится и кровоснабжение). Кровоснабжение пальцев рук может изме-

няться почти в 100 раз.

Это происходит за счет изменения диаметра сосудов. Сужение сосу-

дов на холоде уменьшает теплоотдачу на 70 процентов, а их расширение

при нагревании увеличивает теплоотдачу на 90 процентов.

Таковы физиологические механизмы терморегуляции. Их возможности

дополняются изменениями поведения (поведенческая терморегуляция), ис-

пользованием искусственных средств защиты от холода. Известный советс-

кий биолог академик А. Н. Северцов произнес: ",,, говоря метафоричес-

ки, выживут "изобретатели" новых способов поведения". Вспомните пове-

денческую регуляцию у животных: в жару распластаны на земле, часто ды-

шат, высунув язык, уходят в тень, в мороз сворачиваются калачиком. Не-

укутанные дети изобретают позы сохранения тепла на морозе ("колобок")

или включаются в активные игры, а на жаре они начинают стягивать с се-

бя одежду.

Основным средством поведенческой терморегуляции у человека явля-

ется использование физкультуры, жилищ, одежды, диет и отопления. Одна-

ко, по данным наблюдений, у большинства людей в холодный период года

теплозащитные свойства одежды на 10-15 процентов (у детей - значитель-

нее) больше, чем того требуют реальные условия охлаждения.

Регулирование температуры тела начинается с терморецепторов (спе-

цифических нервных образований) тепла и холода. Холодовых рецепторов

примерно в 10 раз больше, чем тепловых. Это очень чувствительные аппа-

раты, с порогом чувствительности 0,003оС по температуре поверхности

кожи.

При изменении температуры кожи терморецепторы выдают импульс че-

рез нервное волокно в гипоталамус - главный центр терморегуляции. В

нем два отдела: один регулирует теплообразование (управляет химической

терморегуляцией), друго й- теплоотдачу (управляет физической терморе-

гуляцией). Импульс возбуждает оба отдела. Отдел, регулирующий теплооб-

разование, через нервную систему выдает команду мышцам (внутренним ор-

ганам) на усиление (ослабление) теплообразования. Отдел, регулирующий

теплоотдачу, дает команду ослабить (усилить) теплоотдачу.

Помимо нервной регуляции, в организме действует еще и гумораль-

ная, которую осуществляет кровь. При охлаждении тела охлаждается и

циркулирующая кровь. Поступая в центр терморегуляции, она сигнализиру-

ет об охлаждении. В ответ на это отдел, регулирующий теплообразование,

посылает импульс своим исполнительным органам об усилении теплообразо-

вания. Отдел, регулирующий теплоотдачу, дает команду своим исполни-

тельным органам об уменьшении теплоотдачи. Гуморальная регуляция осу-

ществляется медленнее, чем первая, хотя и с помощью тех же исполни-

тельных механизмов. Она вводит инерционность в работу системы терморе-

гуляции. Вы пришли с мороза в теплую комнату, а ваши щеки по инерции

пылают ярким румянцем.

Наконец, о главном. Регуляция тепла в организме человека находит-

ся под контролем головного мозга, его высших отделов - коры больших

полушарий. Именно это обстоятельство позволяет условнорефлекторно

закрепить результат закаливания. Так, находясь на улице ж мороз, можно

мысленно вызвать у себя ощущение тепла, скажем, в руках и ногах. Это

достигается воспоминанием, к примеру, того, как вас, лежащего на золо-

тистом пляже с закрытыми глазами, ласкали теплые солнечные лучи. Мыс-

ленное воспроизведение ситуации нагрева условнорефлекторным путем вы-

зовет описанные физиологические реакции, и вы согреетесь. Любопытно

отметить, что интенсивность этих реакций может быть выше, чем на дейс-

твительный раздражитель. В качестве примера сразу вспоминается сорев-

нование йогов, на котором они, находясь на пронизывающем холодном вет-

ре, высушивают теплом своего тела мокрые простыни.

Постоянное применение закаливающих процедур вырабатывает комплекс

условных реакций (рефлексов), способствующих быстрому и адекватному

реагированию организма на охлаждение. Применение самовнушения (ауто-

генной тренировки), установки на закаливание, гармонизирует и ускоряет

этот процесс, превращает его в удовольствие.
"На грани удовольствия"
Сознавая себя и жену лояльными родителями, мы несем, естественно,

и определенные потери от последнего. У наших ребят нет в тех количест-

вах, в которых хотелось бы, важных черт характера: воли, целеустрем-

ленности, усидчивости, умения выполнять неинтересную работу. Но есть и

диалектически связанный с этим недостатком плюс: в нашей семье возник,

развился и превратился в принцип метод приобщения к физической культу-

ре - "на грани удовольствия".

Родился он в процессе увлечения аэробным бегом. При физиологичес-

ки грамотном беге (вдох через нос) и приятном темпе вы плавно прибав-

ляете в скорости до ощущения безразличия: ни легко, ни тяжело. Это и

есть "граница удовольствия". Она, надо полагать, имеет свою физиологи-

ческую оправданность, но нам - не до исследований в этой области. Для

нас главное - это норма, которую легко объяснить ребенку и дать воз-

можность ему контролировать ее самостоятельно.

Настал черед перейти к взаимосвязи первого и последнего принци-

пов. Настрой на закаливание, желание его ставит перед организмом чело-

века "стратегическую" задачу: подружиться с холодом на всю долгую

жизнь.

"Граница удовольствия" позволяет решать "тактическую" задачу: до-

зировать холод или жару. Если первый принцип побуждает к действию (за-

каливанию), то шестой контролирует величину закаливания. Причем делает

это в соответствии с индивидуальными физиологическими особенностями

организма и, разумеется, с учетом конкретных климатических условий ре-

гиона. На языке теории регулирования это означает введение отрицатель-

ной обратной связи в систему терморегуляции. Эта обратная связь не

позволяет системе "пойти вразнос" (дойти до извращений), оптимизирует

процесс закаливания, делает его экономным.

Если быть наблюдательным и терпеливым, то можно обнаружить, что

дети и "неиспорченные" взрослые живут в строгом соответствии с закона-

ми физиологии. Мы недавно узнали об открытии ростовских ученых Гаркави

Л. X., Квакиной Е. Б., Уколовой М. А. трех уровней реакции организма

на внешнее воздействие (тренировка, активация и стресс). Наблюдая же

за детьми, автор установил три ступени их привыкания к холоду (жаре):

преодоление, привыкание, перетерпение.

Даже входя в парную, приходится вначале потерпеть (преодоление).

Затем наступает привыкание (адаптация), в процессе которой терморегу-

ляционная система тренируется. Далее начинается необычное. Если не об-

ратить внимание на безразличие к жаре и, более того, перетерпеть, то

можно дойти до стресса -потерять-- сознание.

Поиск "границы удовольствия" и заключается как раз в том, что вы,

привыкнув к жаре, по происшествии некоторого индивидуального времени

(в среднем 3-7 минут) начинаете искать "ощущение безразличия": ни жар-

ко, ни холодно. Или: вместо "жарко-приятно" - "жарко-безразлично".

Первые неприятные ощущения (духота, сердцебиение, тошнота) свидетель-

ствуют о том, что вы перетерпеваете, залезаете в область стресса. Надо

покинуть парную.

Адаптация к холоду протекает аналогично и для воды, например,

резче. Плюхнулись в холодный бассейн: несколько секунд преодоления - и

организм начинает наслаждаться холодом. Проходит минута блаженства, и

вот она - "граница удовольствия": воды не существует. Пора выходить.

Если захотите на спор "выиграть шашлык", то можете "залезть" в область

стресса. Хотя и существуют местные признаки переохлаждения, сигнализи-

рующие: "пора выходить" (начинают ломить кисти или ступни).
Дети: ^С удовольствием!>
Любопытна такая закономерность: грудные дети относительно легко

переносят понижение температуры на теле на 3-5оС, но очень болезненно

реагируют на ee повышение даже на 1-2оС. И это при том, что холодовых

рецепторов примерно в 10 раз больше, чем тепловых. Можно заподозрить,

что в процессе эволюции человек чаще приспосабливался к холоду, чем к

жаре, что более совершенной является система терморегуляции на холод.

Следовательно, Дедушка Мороз давно был другом человека. И этот вид за-

каливания первоочереднее.

Следует иметь в виду, что терморегуляция у детей сочетается с

очень большим напряжением всех физио логических механизмов. Они больше

двигаются, эмоциональны, подвержены физиологическим изменениям. У де-

тей большая относительная поверхность тела, от которой зависит уровень

теплоотдачи, они больше потеют. Таким образом, дети и вырабатывают

больше тепла и отдают его больше во внешнюю среду. Это говорит о бла-

гоприятном влиянии закаливания на их организм, оно им "предписано при-

родой",

Однако чем ребенок моложе, тем больше требуется внимания, скажем,

к поиску той же "границы удовольствия". К грудничку же, не умеющему

говорить, и дошкольнику, видимо, следует применить принцип "С удоволь-

ствием!", Если, например, при увлечении "плавать раньше, чем ходить"

ребенок гулит, радуется холодной воде, незачем ему подливать теплую. В

ней он может посерьезнеть, стать вялым раскиснуть, а при выносе после

купания на незаметный сквознячок - и простыть.

Позже наступает счастливая пора, когда дошкольник соглашается

пойти с папой в парную. Тут, ж сожалению, приходится наблюдать одно-

типную картину. Папа уговаривает (принуждает) малыша подняться повыше.

Это, естественно, те, кто не имеет отношения к физиологии детского ор-

ганизма. Задумка простая и добрая: закалить ребенка. Но метод-взрос-

лый.

Что бы я посоветовал папам?

-Не торопитесь! Раз ваш малыш в парной - уже хорошо! Сравнивайте

его не с собой, имеющим жизненный опыт, а с теми детьми, которые оста-

лись дома. А ваш - пусть приобретает собственный жизненный опыт. И на-

чать это в парной неплохо с развития ощущения " С удовольствием!".

Тут, мне кажется, надо действовать по-никитински: "не заигрывать иг-

рушки". Малыш лезет еще выше или хочет остаться подольше в парной, а

вы тут как тут и говорите: "Пойдем окунемся в холодную водичку". Малыш

расплескался в холодной водичке, а вы приглашаете его в парную.
Закал-игра
Проще всего принцип "С у довольствием!" культивировать у детей

при закаливании в игре. Вспомните жаркий июльский пляжный день. На не-

бе ни облачка. Солнце палит нещадно. Пляж усыпан, телами загорающих. В

этом мире безмолвия и вдохновенной тоски по шоколадному загару толь-

ко'дети .сохраняют чувство жизни. Они жмутся к воде, на самом бережку

строят песчаные замки, гоняются за стайками рыбок, рисуют на песке па-

лочками, роют ямки, пытаются докопаться до извечного "А что

же- там, дальше?"

Вода в такой день, как правило, не ниже +20оС, и тот, кто в ней

уже оказался, не может подолгу выйти на берег. Не в одном месте я про-

вел немало дней на пляже. Слышал всякой "А ну вылезай, уже губы си-

ние!", или "Да ты весь уже дрожишь", или "Костя! Хватит! Папа - и то

замерз!". Но ни в одном случае я не услышал: "Мариночка, тебе осталось

по таблице две минуты, выходи из воды!" Так что могу заподозрить: таб-

лицы написаны для кабинетов и, может быть, для групп организованных

детей. А родителям нужны рекомендации попроще. И тут, мне кажется,

большинство из них поступает правильно, полагаясь на природу малыша

(замерзнет -сам вылезет). Если это делается регулярно, если доверяют

ощущениям ребенка, его самочувствию, то простуды, как правило, не слу-

чается. Если его вытягивают из воды раз за разом насильно, то, изго-

лодавшись по воде, завидуя другим детям, он улучит момент, обязательно

пересидит в ней и может простудиться.

Сведения из физиологии, изложенные выше, мы в своей семье понима-

ем творчески. Ребенок подолгу купается, играет в воде, наконец, у него

появляются мурашки, затем - дрожь. Что делать? Бить тревогу? Упрекать?

Понукать? Отправлять на берег?

Не торопитесь! "Дрожь, -вспоминаем мы, - нормальная физиологичес-

кая реакция организма на охлаждение, результат включения системы тер-

морегуляции: во-первых, увеличения теплообразования (химической термо-

регуляции - за счет дрожи) и, во-вторых, уменьшения теплоотдачи (физи-

ческой терморегуляции за счет сужения сосудов кожи - -мурашек)". Побо-

ров в себе (и жене) родительское чувство, мы довольны тем, что связали

теорию с практикой, включили в работу систему терморегуляции нашего

малыша. По-житейски: "Пусть мерзнет - полезно!" В благополучности ис-

хода заложена эволюция живой природы.

Но природа не отрабатывала постепенного захода в воду. Похолода-

ния в природе, как правило, резкие. Человек закалялся вынужденно, и

силу обстоятельств: подул холодный ветер, полил дождь, на пути встре-

тилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался леднико-

вый период... Поэтому я и отделил умышленно детишек на берегу реки,

играющих в песочек, от детишек, которые "расправляются с холодом" в

воде. Понаблюдайте: младшие из них заходят в воду в игре, старшие - с

разбегу. В этом разбеге разгоряченного ребенка в холодную воду есть

тоже наследие природы: приспособленность организма в первую очередь к

резким, ударным изменениям температуры.

Развивая принцип "С удовольствием!", мы придумываем с детьми за-

кал-игры. Первая из них - water ball (уотэбол) - водный мяч. Играющие

разбиваются на берегу на две равносильные команды. После жеребьевки

мяч берет игрок команды, выигравшей жребий, и заходит в воду. Играющим

необходимо иметь коротко остриженные ногти. Задача: передать мяч игро-

ку своей команды. Команда, игроки которой больше произведут бросков

друг другу, выигрывает. Нельзя: игрокам одной команды удаляться друг

от друга в момент броска дальше пяти метров и хватать противника за

туловище. Разрешается: хватать за руки и ноги, толкать в туловище,

притапливать противника на одну секунду независимо от нахождения мяча.

Игра началась. Что тут творятся! Проблема захода решается сама

собой. Все стремглав пускаются в воду, пытаясь овладеть мячом. Игроки

команды с мячом (обороняющиеся) пытаются найти свободное поле, переб-

расывают мяч друг другу. Игроки наступающей команды действуют своеоб-

разно. Один ныряет, хватает противника за ноги, делает рывок. И вот

обладатель мяча погружается в воду, в падении посылая его своему парт-

неру. Бросок неточен, к мячу устремились 2-3 игрока. Вода бурлит, мяч

скачет, на выручку несется еще пара игроков. Силовые приемы, кто-то

ушел под воду, кто-то водрузился на противнике... Пена... Где мяч?

- Вот он, красный, выныривает и скачет против логики к уныло сто-

ящему игроку. Последнего словно подменяют. Из "Леопольда" он превраща-

ется в "Леопарда", лихорадочно,ищет свободного партнера. Находит

его... на глубине, в обществе очаровательной сероглазой блондинки

(формально, конечно, - игрока противоборствующей команды),.. Бросок в

глубину... Трудно бороться с блондинкой, силы покидают, мяч достается

другой команде,.,

Серьезный читатель скажет: "А при чем гут закаливание? Самодея-

тельность какая-то". Обоснуем свой ответ. Игра в воде не прерывается

до полутора часов Загляните в таблицу Л. И. Кондаковой-Варламовой

(1980). Максимум купания, рекомендованного для школьников в воде с

температурой не ниже 20оС, - 3-15 минут Это, простите за метрологичес-

кую точность, в 4-30 раз меньше допустимых физиологических значений.

Мы не против запаса, но не в таких же размерах. А главное - не за счет

ослабления системы терморегуляции. Ведь не исключено, что при трехми-

нутное; купании она и не включится на полную мощь. А ребенок сызмаль-

ства будет приучаться к "науке оберегать" себя (и своих будущих детей)

от "коварства окружающей природы".

- Почему "коварства"?

- Потому, что интуиция подсказывает ребенку, что купаться и поели

трех минут приятно, а "оказывается" - "низя".

Раз зашла речь о плавании, добавим несколько слов о небольшой иг-

ре - плавании в водорослях. Именно эту процедуру рекомендует Е. Д. Ко-

новалов в книге "Ты сильнее воды". Действительно, в водорослях может

оказаться и байдарочник с детьми, и купающийся в незнакомом месте, и

оступившийся с моста или лодки рыбак. Что советует автор?

- Прежде всего не растеряться, сохраняя спокойствие, расслабленно

выплыть на открытую воду или к берегу. Вот это самое "не растеряться"

возникнет в сознании, если поиграть в водорослях пол контролем сильных

пловцов, Мы перепробовали разные стили плавание в такой воде. Способы

"На спине" и "дельфином" отпадают; на спине трудно ориентироваться, а

"дельфин" - энергоемок и связан с нырянием в водоросли. Казалось, сго-

дится туристский стиль - брасс. Однако он в водорослям себя не оправ-

дал: при толчке ногами и последующем их подтягивании к туловищу водо-

росли навиваются на подъем стопы, кик веревки, и тянут назад вниз. Ос-

тановились на способе "кроль на груди" без погружения головы. Ноги

ножницами неторопливо бултыхаются, раздвигая водоросли. Руки поочеред-

но проносятся в воздухе вперед, опускаются воду и делают грибок, даже

опираясь, если случится, на водоросли.

Перенесемся из лета в зиму. Неужели не существует такой же захва-

тывающей закал-игры, как описанная?

Оказывается, есть Это всем известный хоккей. Но для избежания

травмоопасности "семейный хоккей" проще. В нашей огромной России с

заснеженными просторами Сибири и Севера природные ледовые площадки еще

долго 6удут соперничать с ледовыми дворцами. Это и замерзшая речка, и

озерцо, а то и просто - лужа неподалеку. Они ближе к дому, их неизме-

римо больше.

Травмоопасность хоккея мы устраняем просто. Ворота делаются из

доски шириной 80 сантиметров и высотой 15 сантиметров, закрепляемой во

льду. Хочешь в них попасть - изволь прижимать маленькую, детскую шайбу

пониже. Поле, ориентировочно 15х20 метров, размечается средней линией

и "пятачками" у ворот, каждый из которых - полукруг из центра ворот с

радиусом клюшки (около полутора метров). В него заезжать нельзя. Из-за

средней линии бросать тоже нельзя. Получается, что можно закатывать

шайбу, не отрывая ото льда, из восьмиметровой зоны "средняя линия" -

"пятачок", что исключает резкие щелчки по этим низким воротам, На них

может стоять и бабушка, и шестилетняя внучка. Силовые приемы тоже не

применяются. Такие правила дают возможность участвовать в "семейном

хоккее" и взрослым, и малышам, и мальчикам, и девочкам.

Игра идет без остановки и с не меньшим накалом, чем "водный мяч".

Проследим за мыслями одного из игроков, скажем, мальчика Алеши.

"Олег, мне!

Дядь Володя зевает, щас я ему ввалю шайбу,..

- Офсайд!

Фу-ты, черт, принял за красной линией, надо отъезжать... Ничего,

прорвемся, пойду на Маринку. Она хоть и длинная, но хлипкая, обыг-

раю... Откуда взялась Ира? Надо пасовать Олегу!

- Олег, бей!

Куда там: дядь Володя давит. Недаром рубашку снял.

- Олег, мне!

Вот здорово! У бабки-вратаря между валенками просвет... Лишь бы

не заехать на "пятачок" и не поднять шайбу выше доски... И-и-эх!

- Г-о-о-о-л!"

Азарт нарастает. Уже час ребята, раскрасневшиеся от быстрой игры,

мелькают на коньках между воро тами. Счет космический: 21-19. Уже при-

был с работы в возвышающийся на берегу озера дом дядя Витя. Хотел было

поесть, но куда там: скоро солнце зайдет. А лучше него никто на воро-

там не стоит. Ребята так и говорят: стоит на воротах, будто грузин

лезгинку танцует...

Через 10 минут от такой лезгинки становится жарко, и он остается

в брюках и рубашке. А народ все прибывает. Вот пришел в доспехах быст-

роногий, как Валерий Харламов, Володя. Он занимается в хоккейной сек-

ции. Вот идут два неразлучных первоклассника, всегда первыми вызываю-

щиеся расчищать каток. Вот приковылял в больших ботинках с коньками

Игорь- "пьяный ежик" (устоять на таких коньках трудно)...

От солнца остался лишь золотисто-багряный след на западном берегу

озера, прямо над камышами. Уж в объятиях заката показалась влюбленная

в него звездочка. А ледяная карусель - в самом разгаре. Возбужденные

ребята давно поснимали пальто, шайки и носятся в темноте как привиде-

ния. Наконец, когда шайбу не удается разыскать за снежным бортиком,

игра обрывается. Мальчишки горячо клянутся, что завтра быстро сделают

уроки и придут пораньше...

Вот вам и закал-игра! Никто не диктует: "Разденься до рубашки!"

Не дозирует время, не ставит задачу закалиться. Все происходит само

собой, в азарте. Однако за время таких игр я не помню ни одного забо-

левшего. Вырастет такой ребенок, спросите его: "Что такое закалива-

ние?" Он удивится, ответит, что это, "когда на ноги льют воду"... и

отправится налегке играть в "семейный хоккей".

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

И снова холод полюбить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Снова и снова переживали ребята и их учителя за своего Героя-земляка, погибшего в неравном бою
И снова холод полюбить iconРеферат По теме : «трионика(христианская самооценка личности)»
Сколько можно ошибаться, разбиваться и снова вставать ? Срываться у самой вершины и снова мучительно долго покорять ее ? Однажды...
И снова холод полюбить icon«Ишак Ходжы Насреддина»
Насреддина частью своего фольклора. В средние века истории Насреддина широко использовались для высмеивания ненавистных властей....
И снова холод полюбить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«В трудные минуты читаю первый том Пушкина. Читаю, не останавливаясь, и через некоторое время понимаю: четырнадцатилетний мальчишка,...
И снова холод полюбить iconРиман Ф. Основные формы страха/Пер с нем. Э. Л. Гушанского
Книга предназначена для помо­щи в нашей индивидуальной жизни, она является посред­ником в понимании себя самого и других, в осмыслении...
И снова холод полюбить iconПендельтюр, шнява, ерундопель, абуконь… Что это?
Акцией также заинтересовались городские сим, в частности телепрограмма «Детали». Своим делом команда «Лексикон» призывает не говорить...
И снова холод полюбить iconЭто значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым...
«Все начинается с детства» эти слова как нельзя, кстати, подчеркивают значение дошкольного возраста в жизни каждого человека
И снова холод полюбить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не...
И снова холод полюбить iconУрок математики
Ребята, возьмите друг друга за руки. Почувствовали, какие ручки тёплые? Если есть прохладные или холод
И снова холод полюбить iconС. И. Холод вспомогательные (прикладные) дисциплины
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса одо и озо, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика, получающих...
И снова холод полюбить iconРабочая программа Элективный курс «Занимательный русский язык»
Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать урок содержательным и интересным. Привлекаются разнообразные творческие...
И снова холод полюбить iconСергей Георгиевич Кара-Мурза Сергей Анатольевич Телегин Царь-Холод, или Почему вымерзают русские
Подготовить эссе на тему «Можно ли искоренить преступления и что для этого надо сделать»
И снова холод полюбить iconПрограмма успешных продаж, эффективных деловых переговоров и организации...
Для тех, кто хочет вчетверо увеличить свои доходы за половину времени и повторить это снова!
И снова холод полюбить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перед учителем русского языка национальной школы стоит сложная задача: не только научить учащихся грамотно говорить и писать по-русски,...
И снова холод полюбить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А вот Windows Movie Maker это для любителя икт, для «продвинутого» в этой области директора. Поэтому последующие тексты раздела обращают...
И снова холод полюбить iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мартином Линдстромом, я все еще чувствовал холод от прогулки из отеля к пирсу. В тот день он выступал на конференции по проблемам...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск