Скачать 2.2 Mb.
|
В. С. Скрипалев И снова холод полюбить М., Молодая гвардия, 1988 Архив содержит текст замечательной книги В. С. Скрипалева "И сно- ва холод полюбить" М., Молодая гвардия, 1988, 191 с. из серии "Если хочешь быть здоров", вместе с картинками, но только имеющими отношение к тексту книги. В самой книге есть множество прекрасных и очень остроумных рисун- ков, которые викинуты для сокращения места архива. Желающих на них по- любоваться я адресую в их районную библиотеку, где есть и другие книги этого автора. Автор явно сдавал свой труд в издательство как серьезную книгу, но причуды редакции превратили ее в книжку-игрушку, поэтому среди ри- сунков к тексту пронумерованы только те, у которых набивший книгу смог с чистым сердцем опознать авторскую нумерацию. Остальные названы по номерам страниц. Читайте и будьте здоровы! Введение. ПРИНЦИПЫ ЗАКАЛИВАНИЯ [image: wwed.gif] Странные случаются в жизни события: книга, которую вы читаете, не была задумана ни десять лет, ни три года, ни год тому назад, а "выка- тилась из-под шарика" в течение отпускного месяца. В чем дело? - С одной стороны, наша семья не придавала особого значения зака- ливанию. Делала это между прочим, "на ходу", не ставя каких-либо це- лей. Определенно можно сказать: ни одна из рекомендованных методик по закаливанию (то ли солнечные ванны, то ли обтирание, то ли обливание, то ли купание) нами освоена не была. - С другой стороны, каждый член семьи исподволь, по-своему сдру- жился с миром доброго Дедушки Мороза. Младшая - Оля - периодами любит походить босиком, хотя за окном - в разгаре зима. Старший - Олег - с дошкольного возраста посещает парную, не преминет "плюхнуться" в бас- сейн с ледяной водой, ходит зимой с распахнутой грудью (что мы не одобряем) и продлил "спальный сезон" на балконе до -16ё С. Лариса Лео- нидовна, жена, после утреннего бега потихоньку пристрастилась к ледя- ному душу. Что касается меня, "главы семьи", то скажу об одном: мой стаж "моржа" - с 1958 года. И все ж:е писать об этом мне и в голову не приходило. Судите са- ми. Младшая Оля другой раз так закутается, что диву даешься. Олег до сих пор равнодушен к ледяному душу. Лариса Леонидовна очень любит теп- лую зимнюю обувь, а я моржуюсь так нерегулярно, то сомневаюсь в непре- рывности своего "стажа". И куда нам. до методик закаливания. Простей- шая из них - душ - и то оказалась не по зубам... "Итак, начнем с сентября!" Нужно подготовить и выдерживать каждый раз в течение недели струю душа определенной температуры. Через неделю (две) температуру воды необходимо снизить на 1ёС... Но даже новый тер- мометр для воды имеет погрешность два градуса (+:1ёС). Это, так ска- зать, с точки зрения моей профессии - метрологии. Жизнь еще больше разнообразит отклонения от методик... Сегодня торопимся лечь спать, так как вчера допоздна смотрели фильм с участием В. Высоцкого. Завтра" во вторник, у папы единый политдень, придет поздно, В среду - по рас- писанию - парная. Ее ребята ждут целую неделю как праздник; поэтому - не до закаливания. В четверг мама неожиданно отправляется в дружину. В пятницу много уроков, сидим допоздна. В субботу Олю из школы забирает бабуля (у нее своя программа); Олег отправляется наверстывать гуляние за целую неде- лю. В воскресенье если удастся, поездка на лоно природы, вечером торо- пимся приготовиться к трудовой неделе. В следующим понедельник маме покажется, что у Оли насморк, и две недели "законного" игнорирования закаливания гарантированы. Через две недели неожиданно грянут первые октябрьские морозы... В оттепель вроде и закаляться незачем: и так тепло... А тут скоро и Новый год. Какое закаливание может сравниться с по- иском пушистой стройной елочки? "Да вроде и закаляться лучше начинать с лета..." "Может быть, мы пользуемся устаревшей методикой?" Поискали. Ока- залось, что то ли после публикаций опыта семьи Никитиных, то ли время подошло, но старые методики отменили, а новые - разрабатываются. Выру- чает в таких случаях классика. "Засели" за " Основы закаливания" про- фессора И. М. Саркизова-Серазини ("Физкультура и спорт". М., 1953), "Патологическая физиология охлаждения человека" Е. В. Майстрах ("Меди- цина", 1975), "Человек в экстремальных условиях природной среды" В. Г, Волович (М., "Мысль", 1983) и др. Прекрасные работы. А почему же девушки в жаркий июль ходят D джинсовых юбках и шерстяных кофтах? Когда же они становятся мамами, то переносят свои взгляды па малышей. "Детские голые ушки, - восклицает академик Н. М. Амосов, - вы можете увидеть лишь в жаркий июльский пол- день!.." Это, так сказать, глазами соотечественника. Глазами "свежих людей" изумляются иностранцы: из наших национальных особенностей за- частую самой значительной выделяют обычай тепло кутать детей. "Странное дело, - стал размышлять я. - такая классика, такие тра- диции русской эакал-бани, русского закал-бега, а жизнь за окном течет но своей особой логике: построили теплое жилье, пошили теплую одежду и не хотим расставаться с теплом. Какой-то культ тепла". Врезались в па- мять слова: "Раздеть людей до одежды по сезону стало национальной проблемой". Последней каплей моего "созревания на эту книгу стала короткая рецензия Бориса Павловича Никитина на вышедшую в 1985 году работу по закаливанию "...Утонуло в массе медицинских предрассудков". Кто станет отрицать гигантские достижения медицины? Стою перед ними с непокрытой головой. Однако методики закаливания оторваны от жизни: изощряются друг перед другом в последовательности подхода, постепенности: "сни- жать температуру на 1ё в неделю.,.", "сначала обтирают ноги, затем - руки..,". "засыпать необходимо с руками, выставленными наружу...", "разработана таблица воздушных ванн" (!) (это - о гулянии на свежем воздухе)... Сидят в кабинете, специализируются на закаливании и пишут. пишут, пишут... А за окном люди идут, идут, идут.,, И почти вес- укутанные; закаливание у них - проблема N 101. Наша семья принадлежит и к тем и к другим. Для нас закаливание - дело ј 101. С другой стороны, мы часто слышали в свой адрес: йЗакаден- ные!" Это противоречие и породило мысль о книге: "Раз мы не тратим вре- мени на закаливание, а добиваемся кое-каких результатов, то определен- ному кругу семей наши упрощенные приемы помогут закалиться". Говоря языком инженера: сейчас нужны "интенсивные" методы закаливания. "Ин- тенсивные" - без дополнительного времени (этого "капитала" нашего бы- тия). На первый взгляд наш опыт противоречит устоявшимся принципам за- каливания: систематично и постепенно. Давайте разберемся. Доза холода зависит от температуры среды закаливания и времени контакта с ней. Принцип "постепенно" чаще всего применяют к температуре среды (возду- ха, воды). А это и выливается в трудоемкую и времяемкую процедуру ре- гулирования температуры среды, то есть в определенную систему закали- вания. Систему-то мы и не осваиваем. Мы берем среду такой, какая она есть: летом - теплая, зимой - холодная, И закаляемся сразу: "как в омут". При более внимательном рассмотрении оказывается, что мы вы- полняем принцип "постепенно", но через фактор времени. Зицой (а также после перерыва) ребята лишь бултыхнутся в ледяную воду и через секунду-другую выскакивают из нее. Поэтому, не претендуя на оригинальность, перечислим извест- ные принципы закаливания в преломлении опыта нашей семьи. 1. Необходимость психологического настроя на закаливание, заинтересованность в нем. Это самый важный принцип. Сомнитыщдо его комкать или заменять понуканием. На него нельзя жалеть време- ни. Может случиться, что на привыкание к мысли о холоде-друге уй- дет не один месяц и даже год. Принцип стоит того. Здесь подойдут и юмор, и просмотр соответствующих передач по телевидению, и лич- ный пример, и зимние воскресные прогулки к купающимся "моржам". Ребенок, да и вы сами должны "созреть" на любовь к холоду, на необходимость жить в холоде, как дышать воздухом. Тогда после- дующие принципы из системы закаливания (по существу, принудитель- ной) превратятся в способ жить с удовольствием. 2. Закаливание должно быть систематичным. Казалось, что наш семейный опыт отрицает этот принцип. В прямом понимании - это трата дорогого времени, да и возвеличивание физкультуры до другой деятельности. Ежедневные, без перерывов занятия сродни нашей тру- довой жизни. Не каждого на них хватит. Парадокс заключается в том, что даже ежедневная закаливающая процедура длительностью 30 минут составляет лишь около 2 процен- тов времени суток. А около 90 процентов - действуют термонейт- ральные температуры, попросту говоря: мы "сидим в термостате". Вывод напрашивается определенный: надо "растянуть" закаливание на сутки, совместить его с нашей обычной жизнью. Сразу вспоминается "национальная проблема": раздеть людей до одежды по сезону. Когда семья осознала это и перешла на облегчен- ную одежду, все стало на свои места. Мы перестали нарушать прин- цип систематичности занятий, а защитные механизмы стали работать на протяжении большей части суток. 3. Закаливание должно быть комплексным. Этот принцип вписы- вается в семью, позволяет самоутверждаться и родителям, и детям, делать "кто во что горазд". Он предполагает различные виды зака- ливания: пассивные и активные, общие и местные, коллективные и индивидуальные. 4. Закаливание должно быть постепенным. Выше было сказано, что в семье прижилось постепенное увеличение времени контакта с сильным холодом. Разумно было бы постепенно подбирать средства закаливания (солнце - воздух - земля - вода) и их формы (загора- ние - прогулки - босохождение - купание). Именно в такой последо- вательности, в сочетании с принципом постепенности построены гла- вы книги. 5. Закаливание должно быть о учетом индивидуальных особенностей организма и климатических условий конкретного региона. Один не просту- жается, проходив большую часть зимы без головного убора, у другого туфли в осенне-зимний период практически не просыхают. Чабаны Средней Азии закаляются, ночуя на остыв-шей земле, дошкольники Норильска - прогулками на свежем арктическом воздухе. 6. Закаливание должно быть "на грани удовольствия". Это наш се- мейный принцип. Найден он был в занятиях аэробным бегом, понравился детям и прижился в закаливании. О нем будет рассказано в первой главе. Этот удивительный принцип существенно упрощает методики закаливания, делает их жизненными, переносит место действия многочисленных таблиц в группы организованных детей. Он позволяет учитывать индивидуальные особенности организма, в том числе - его биологические ритмы. "Холод на грани удовольствия " подхватывает эстафету у принципа N 1 (психоло- гический настрой на закаливание), превращает закаливание в еще одну игру. Физиологию закаливания помогает понять диалектика. Кому приятно в тепле, точнее: при термокомфортной температуре? Всем. Истина кажется абсолютной. "Одевайтесь по сезону". Это вошло в медицинские учебники, в популярные рекомендации. Не обольщайтесь. Диалектика подсказывает, что в каждом явлении соединено единство и борьба противоположностей. Тепло, оказывается, атрофирует систему терморегуляции. Даже в нравственном плане это не проходит бесследно. Мы с вами становимся "рабами нормы". Взгляните из будущего, XXI века" Сегодняш- ние синтетические "шубы-холмы" видятся старомодно. карикатурно, Да и с передовых позиций сегодняшнего дня безволие (современное рабство) губительно. Вот что написал 11 февраля 1986 года заслуженный тренер СССР А. В. Тарасов в передовице "Комсомольской правды" "Азбука закалки": "Мне, человеку, отдавшему многие годы развитию физической культуры и спорта в стране, бывает обидно видеть молодых людей с вялой походкой, сутулой фигурой, неправильной осанкой. Почему они такие? У нас в стране созданы самые широкие возможности для укрепления здо- ровья, для занятий спортом. Побывав во многих странах мира, могу ут- верждать: никакая заграница не идет в этом с нами в сравнение". Вернемся к закаливанию и диалектике. Дефицит (избыток) тепла, на- оборот, тренирует систему терморегуляции. Холод возбуждает энергию в организме. Стоит принять ледяной душ - и не только бодрость, но и бе- зотчетная радость вселяется в подсознание. Мне удалось заполучить даже количественную характеристику этого явления И не откуда-нибудь, а с полюса холода - из Якутии. Кузнецу Сивцеву Гавриле Ксенофонтовичу бросилось в глаза следующее явление. Принятие воздушных ванн на морозе при сухой коже заканчивается резким возрастанием энергии организма! Он даже предположил, что это дает омо- лаживающий эффект, является основой долгожительства: якутян. Гаврила Ксенофонтович зафиксировал "время прилива энергии" в зависимости от температуры воздуха": при -20ёС - 9-10 мин, при -40ё С -б-7 мин, при -50-57ё С - 2 - 3 мин. Подытоживая сказанное, сравнивая мысли Сивцева, с собственными впечатлениями от прогулок в одном костюме при 20 градус^ ном морозе, скажу следующее. Ощущение такое, что организм "вспоминает молодость". А у самого молодого, кстати, у новорожденного, единственным видом фи- зической культуры для мышц является холод, И он встречает его улыбкой, радостью. Глава 1 НА ГРАНИ УДОВОЛЬСТВИЯ [image: hol-gl1.bmp] Сведения из физиологии закаливания Французские ученые Лабори и Гюгенар (1956 г.) метко назвали сов- ременного человека испорченным гомойтермом, то есть организмом, неспо- собным самостоятельно поддерживать температуру своего тела на необхо- димом уровне в условиях охлаждения. Только при кораблекрушениях от пе- реохлаждения в мире ежегодно погибает около 200 тысяч человек. Под влиянием охлаждения снижается уровень обменных процессов, ослабляется деятельность центральной нервной системы. Все это приводит к ослабле- нию организма, способствует обострению имеющихся заболеваний или воз- никновению новых. Поэтому учение о закаливании древне, как наш мир: от Гиппократа (460-356 гг. до н. э.) до современных! эскулапов. В соответствии с ним живые организмы делятся на две группы - пойкилотермные (разнотеплые - греч.) и гомойотермные (одинаковотеплые - греч.). У пойкилотермных ор- ганизмов температура тела непостоянна, она зависит от температуры сре- ды (разница 1-3оС). В связи с этим жизненная активность этих организ- мов то повышается, то понижается, то есть она сильно зависит от изме- нений температуры среды. Этот фактор снижает выживаемость. Эволюция выиграла еще одну битву, выработав у гомойотермных орга- низмов способность поддерживать температуру своего тела на постоянном уровне, не зависящем от окружающей температуры. Это увеличило их выжи- ваемость и обеспечило условия для дальнейшего развития, усложнения и совершенствования. Человек относится к гомойотермным организмам с температурой тела в пределах 36,4-37,5оС. Ее повышение выше этого предела вызывает сос- тояние перегрева (гипертермии), а понижение- переохлаждение (гипотер- мии). Совокупность физиологических механизмов, осуществляющих регулиро- вание температуры тела, называют физиологической системой терморегуля- ции. Любопытно отметить, что многие системы организма имеют свои орга- ны: пищеварительная - рот, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы; сердечно-сосудистая -- сердце, сосуды и т. д. Физиологическая же система терморегуляции не имеет в своем соста- ве специфических органов. Для противостояния холоду (жаре) она исполь- зует практически все другие системы. Происходит это с помощью нервной системы (вспомним принцип N 1), которая включает конкретные органы в специфическую функциональную систему, обеспечивающую поддержание пос- тоянной температуры тела наиболее эффективным и экономным путем. Изме- нилась температура среды -" распускается одна термосистема и формиру- ется новая. "Эта особенность позволяет полагать,- пишет. Ю, Н. Чусов, - что система терморегуляции в организме - одна на самых молодых и в то же время чрезвычайно важных по своему значению ". Физиологическая система терморегуляции включает в себя регулиро- вание теплообразования (химическую терморегуляцию) и теплоотдачи (фи- зическую терморегуляцию). В результате сложных химических реакций при усвоении пищи вырабатывается тепло, которое расходуется на протекание самых необходимых жизненных процессов: работы сердца, органов дыхания и т. д. (основной обмен), Положение сидя сидя увеличивает расход энергии на 20 процентов, чтение книги - на 30 процентов, подметание пола - на 110 процентов, спринтерский бег- на 900 процентов. Место выработки тепла в организме - скелетные мышцы. При: .незна- чительном охлаждении начинается их непроизвольная микровибрация, затем происходит длительная синхронная активность отдельных мышечных волокон (терморегуляционный тонус) и при очень сильном охлаждении возникает холодовая дрожь. Теплообразование повышается в 3-5 раз. При произволь- ной мышечной активности (ходьбе, беге) также образуется тепло. Тепло- образование может увеличиться в 10-20 раз. Кроме того, теплообраэование в организме усиливается во время еды и в результате деятельности внутренних органов (наиболее интенсивно - в печени и почках. Термокомфортной температурой для одетого человека на воздухе яв- ляется +19оС, в воде +34оС. Это точки, при которых система терморегу- ляции не включается. Физическая терморегуляция играет более существенную роль , чем химическая, в обеспечении постоянства температуры тела. При понижении температуры среди физическая терморегуляция уменьшает теплоотдачу, при повышении - усиливает. Последнее происходит четырьмя способами: проведением (кондукци- ей), конвекцией, излучением (радиацией) и испарением. Проведение - прямая передача тепла от тела к твердой среде. Максимальная теплоотда- ча кондукцией - в положении лежа. Вот почему быстро простужаются, лежа на холодной земле или ходя босиком по ней. Конвекция -теплоотдача посредством течения воздуха или воды по границам тела. Движущиеся частицы воздуха (воды) забирают тепло, наг- реваются, уступают место новым холодным. Чем ниже температура среды и сильнее ветер (течение), тем выше конвекция. Поэтому даже в слабоморо- эный, но ветреный день мы чувствуем сильный холод. Излучение (радиация) - отдача тепла в виде инфракрасных лучей. У всех у нас немалый опыт пребывания в холодильных камерах плодоовощных баз. Там нет ветра (конвекции), сидим мы на деревянных ящиках (отсутс- твует кондукция), но вблизи находятся толстые каменные стены с темпе- ратурой около 0оС, Через некоторое время даже у закаленных начинает капать с носа - результат излучения тепла из тела в стены. Испарение влаги с кожных покровов и слизистых оболочек верхних дыхательных путей - потение. Испаряющийся с кожи пот охлаждается, "за- бирает" излишнее тепло тела. Удельный вес каждого способа теплоотдачи различный (см. табл.): Іњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњњњљњњњњњњњњњљњњњњњњњњњ- ‹ Темп. возд. =+20оС ‹ Излучение ‹Испарение‹Конвекция‹ ‹ ‹(радиация) ‹ ‹ ‹ ЃњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњќњњњњњњњњњЊ ‹ Состояние покоя ‹ 66% ‹ 19% ‹ 15% ‹ ЃњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњњњќњњњњњњњњњќњњњњњњњњњЊ ‹ Спортивные состязания ‹ 12% ‹ 75% ‹ 13% ‹ њњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњњњ™њњњњњњњњњ™њњњњњњњњњ± При высокой температуре воздуха теплоотдача, например, предплечья и кисти может, увеличиться в 5 раз (за счет такого же увеличения кро- воснабжения), а при низкой - уменьшится в 4 раза (во столько же раз уменьшится и кровоснабжение). Кровоснабжение пальцев рук может изме- няться почти в 100 раз. Это происходит за счет изменения диаметра сосудов. Сужение сосу- дов на холоде уменьшает теплоотдачу на 70 процентов, а их расширение при нагревании увеличивает теплоотдачу на 90 процентов. Таковы физиологические механизмы терморегуляции. Их возможности дополняются изменениями поведения (поведенческая терморегуляция), ис- пользованием искусственных средств защиты от холода. Известный советс- кий биолог академик А. Н. Северцов произнес: ",,, говоря метафоричес- ки, выживут "изобретатели" новых способов поведения". Вспомните пове- денческую регуляцию у животных: в жару распластаны на земле, часто ды- шат, высунув язык, уходят в тень, в мороз сворачиваются калачиком. Не- укутанные дети изобретают позы сохранения тепла на морозе ("колобок") или включаются в активные игры, а на жаре они начинают стягивать с се- бя одежду. Основным средством поведенческой терморегуляции у человека явля- ется использование физкультуры, жилищ, одежды, диет и отопления. Одна- ко, по данным наблюдений, у большинства людей в холодный период года теплозащитные свойства одежды на 10-15 процентов (у детей - значитель- нее) больше, чем того требуют реальные условия охлаждения. Регулирование температуры тела начинается с терморецепторов (спе- цифических нервных образований) тепла и холода. Холодовых рецепторов примерно в 10 раз больше, чем тепловых. Это очень чувствительные аппа- раты, с порогом чувствительности 0,003оС по температуре поверхности кожи. При изменении температуры кожи терморецепторы выдают импульс че- рез нервное волокно в гипоталамус - главный центр терморегуляции. В нем два отдела: один регулирует теплообразование (управляет химической терморегуляцией), друго й- теплоотдачу (управляет физической терморе- гуляцией). Импульс возбуждает оба отдела. Отдел, регулирующий теплооб- разование, через нервную систему выдает команду мышцам (внутренним ор- ганам) на усиление (ослабление) теплообразования. Отдел, регулирующий теплоотдачу, дает команду ослабить (усилить) теплоотдачу. Помимо нервной регуляции, в организме действует еще и гумораль- ная, которую осуществляет кровь. При охлаждении тела охлаждается и циркулирующая кровь. Поступая в центр терморегуляции, она сигнализиру- ет об охлаждении. В ответ на это отдел, регулирующий теплообразование, посылает импульс своим исполнительным органам об усилении теплообразо- вания. Отдел, регулирующий теплоотдачу, дает команду своим исполни- тельным органам об уменьшении теплоотдачи. Гуморальная регуляция осу- ществляется медленнее, чем первая, хотя и с помощью тех же исполни- тельных механизмов. Она вводит инерционность в работу системы терморе- гуляции. Вы пришли с мороза в теплую комнату, а ваши щеки по инерции пылают ярким румянцем. Наконец, о главном. Регуляция тепла в организме человека находит- ся под контролем головного мозга, его высших отделов - коры больших полушарий. Именно это обстоятельство позволяет условнорефлекторно закрепить результат закаливания. Так, находясь на улице ж мороз, можно мысленно вызвать у себя ощущение тепла, скажем, в руках и ногах. Это достигается воспоминанием, к примеру, того, как вас, лежащего на золо- тистом пляже с закрытыми глазами, ласкали теплые солнечные лучи. Мыс- ленное воспроизведение ситуации нагрева условнорефлекторным путем вы- зовет описанные физиологические реакции, и вы согреетесь. Любопытно отметить, что интенсивность этих реакций может быть выше, чем на дейс- твительный раздражитель. В качестве примера сразу вспоминается сорев- нование йогов, на котором они, находясь на пронизывающем холодном вет- ре, высушивают теплом своего тела мокрые простыни. Постоянное применение закаливающих процедур вырабатывает комплекс условных реакций (рефлексов), способствующих быстрому и адекватному реагированию организма на охлаждение. Применение самовнушения (ауто- генной тренировки), установки на закаливание, гармонизирует и ускоряет этот процесс, превращает его в удовольствие. "На грани удовольствия" Сознавая себя и жену лояльными родителями, мы несем, естественно, и определенные потери от последнего. У наших ребят нет в тех количест- вах, в которых хотелось бы, важных черт характера: воли, целеустрем- ленности, усидчивости, умения выполнять неинтересную работу. Но есть и диалектически связанный с этим недостатком плюс: в нашей семье возник, развился и превратился в принцип метод приобщения к физической культу- ре - "на грани удовольствия". Родился он в процессе увлечения аэробным бегом. При физиологичес- ки грамотном беге (вдох через нос) и приятном темпе вы плавно прибав- ляете в скорости до ощущения безразличия: ни легко, ни тяжело. Это и есть "граница удовольствия". Она, надо полагать, имеет свою физиологи- ческую оправданность, но нам - не до исследований в этой области. Для нас главное - это норма, которую легко объяснить ребенку и дать воз- можность ему контролировать ее самостоятельно. Настал черед перейти к взаимосвязи первого и последнего принци- пов. Настрой на закаливание, желание его ставит перед организмом чело- века "стратегическую" задачу: подружиться с холодом на всю долгую жизнь. "Граница удовольствия" позволяет решать "тактическую" задачу: до- зировать холод или жару. Если первый принцип побуждает к действию (за- каливанию), то шестой контролирует величину закаливания. Причем делает это в соответствии с индивидуальными физиологическими особенностями организма и, разумеется, с учетом конкретных климатических условий ре- гиона. На языке теории регулирования это означает введение отрицатель- ной обратной связи в систему терморегуляции. Эта обратная связь не позволяет системе "пойти вразнос" (дойти до извращений), оптимизирует процесс закаливания, делает его экономным. Если быть наблюдательным и терпеливым, то можно обнаружить, что дети и "неиспорченные" взрослые живут в строгом соответствии с закона- ми физиологии. Мы недавно узнали об открытии ростовских ученых Гаркави Л. X., Квакиной Е. Б., Уколовой М. А. трех уровней реакции организма на внешнее воздействие (тренировка, активация и стресс). Наблюдая же за детьми, автор установил три ступени их привыкания к холоду (жаре): преодоление, привыкание, перетерпение. Даже входя в парную, приходится вначале потерпеть (преодоление). Затем наступает привыкание (адаптация), в процессе которой терморегу- ляционная система тренируется. Далее начинается необычное. Если не об- ратить внимание на безразличие к жаре и, более того, перетерпеть, то можно дойти до стресса -потерять-- сознание. Поиск "границы удовольствия" и заключается как раз в том, что вы, привыкнув к жаре, по происшествии некоторого индивидуального времени (в среднем 3-7 минут) начинаете искать "ощущение безразличия": ни жар- ко, ни холодно. Или: вместо "жарко-приятно" - "жарко-безразлично". Первые неприятные ощущения (духота, сердцебиение, тошнота) свидетель- ствуют о том, что вы перетерпеваете, залезаете в область стресса. Надо покинуть парную. Адаптация к холоду протекает аналогично и для воды, например, резче. Плюхнулись в холодный бассейн: несколько секунд преодоления - и организм начинает наслаждаться холодом. Проходит минута блаженства, и вот она - "граница удовольствия": воды не существует. Пора выходить. Если захотите на спор "выиграть шашлык", то можете "залезть" в область стресса. Хотя и существуют местные признаки переохлаждения, сигнализи- рующие: "пора выходить" (начинают ломить кисти или ступни). Дети: ^С удовольствием!> Любопытна такая закономерность: грудные дети относительно легко переносят понижение температуры на теле на 3-5оС, но очень болезненно реагируют на ee повышение даже на 1-2оС. И это при том, что холодовых рецепторов примерно в 10 раз больше, чем тепловых. Можно заподозрить, что в процессе эволюции человек чаще приспосабливался к холоду, чем к жаре, что более совершенной является система терморегуляции на холод. Следовательно, Дедушка Мороз давно был другом человека. И этот вид за- каливания первоочереднее. Следует иметь в виду, что терморегуляция у детей сочетается с очень большим напряжением всех физио логических механизмов. Они больше двигаются, эмоциональны, подвержены физиологическим изменениям. У де- тей большая относительная поверхность тела, от которой зависит уровень теплоотдачи, они больше потеют. Таким образом, дети и вырабатывают больше тепла и отдают его больше во внешнюю среду. Это говорит о бла- гоприятном влиянии закаливания на их организм, оно им "предписано при- родой", Однако чем ребенок моложе, тем больше требуется внимания, скажем, к поиску той же "границы удовольствия". К грудничку же, не умеющему говорить, и дошкольнику, видимо, следует применить принцип "С удоволь- ствием!", Если, например, при увлечении "плавать раньше, чем ходить" ребенок гулит, радуется холодной воде, незачем ему подливать теплую. В ней он может посерьезнеть, стать вялым раскиснуть, а при выносе после купания на незаметный сквознячок - и простыть. Позже наступает счастливая пора, когда дошкольник соглашается пойти с папой в парную. Тут, ж сожалению, приходится наблюдать одно- типную картину. Папа уговаривает (принуждает) малыша подняться повыше. Это, естественно, те, кто не имеет отношения к физиологии детского ор- ганизма. Задумка простая и добрая: закалить ребенка. Но метод-взрос- лый. Что бы я посоветовал папам? -Не торопитесь! Раз ваш малыш в парной - уже хорошо! Сравнивайте его не с собой, имеющим жизненный опыт, а с теми детьми, которые оста- лись дома. А ваш - пусть приобретает собственный жизненный опыт. И на- чать это в парной неплохо с развития ощущения " С удовольствием!". Тут, мне кажется, надо действовать по-никитински: "не заигрывать иг- рушки". Малыш лезет еще выше или хочет остаться подольше в парной, а вы тут как тут и говорите: "Пойдем окунемся в холодную водичку". Малыш расплескался в холодной водичке, а вы приглашаете его в парную. Закал-игра Проще всего принцип "С у довольствием!" культивировать у детей при закаливании в игре. Вспомните жаркий июльский пляжный день. На не- бе ни облачка. Солнце палит нещадно. Пляж усыпан, телами загорающих. В этом мире безмолвия и вдохновенной тоски по шоколадному загару толь- ко'дети .сохраняют чувство жизни. Они жмутся к воде, на самом бережку строят песчаные замки, гоняются за стайками рыбок, рисуют на песке па- лочками, роют ямки, пытаются докопаться до извечного "А что же- там, дальше?" Вода в такой день, как правило, не ниже +20оС, и тот, кто в ней уже оказался, не может подолгу выйти на берег. Не в одном месте я про- вел немало дней на пляже. Слышал всякой "А ну вылезай, уже губы си- ние!", или "Да ты весь уже дрожишь", или "Костя! Хватит! Папа - и то замерз!". Но ни в одном случае я не услышал: "Мариночка, тебе осталось по таблице две минуты, выходи из воды!" Так что могу заподозрить: таб- лицы написаны для кабинетов и, может быть, для групп организованных детей. А родителям нужны рекомендации попроще. И тут, мне кажется, большинство из них поступает правильно, полагаясь на природу малыша (замерзнет -сам вылезет). Если это делается регулярно, если доверяют ощущениям ребенка, его самочувствию, то простуды, как правило, не слу- чается. Если его вытягивают из воды раз за разом насильно, то, изго- лодавшись по воде, завидуя другим детям, он улучит момент, обязательно пересидит в ней и может простудиться. Сведения из физиологии, изложенные выше, мы в своей семье понима- ем творчески. Ребенок подолгу купается, играет в воде, наконец, у него появляются мурашки, затем - дрожь. Что делать? Бить тревогу? Упрекать? Понукать? Отправлять на берег? Не торопитесь! "Дрожь, -вспоминаем мы, - нормальная физиологичес- кая реакция организма на охлаждение, результат включения системы тер- морегуляции: во-первых, увеличения теплообразования (химической термо- регуляции - за счет дрожи) и, во-вторых, уменьшения теплоотдачи (физи- ческой терморегуляции за счет сужения сосудов кожи - -мурашек)". Побо- ров в себе (и жене) родительское чувство, мы довольны тем, что связали теорию с практикой, включили в работу систему терморегуляции нашего малыша. По-житейски: "Пусть мерзнет - полезно!" В благополучности ис- хода заложена эволюция живой природы. Но природа не отрабатывала постепенного захода в воду. Похолода- ния в природе, как правило, резкие. Человек закалялся вынужденно, и силу обстоятельств: подул холодный ветер, полил дождь, на пути встре- тилась водная преграда, выпала необычно суровая зима, начался леднико- вый период... Поэтому я и отделил умышленно детишек на берегу реки, играющих в песочек, от детишек, которые "расправляются с холодом" в воде. Понаблюдайте: младшие из них заходят в воду в игре, старшие - с разбегу. В этом разбеге разгоряченного ребенка в холодную воду есть тоже наследие природы: приспособленность организма в первую очередь к резким, ударным изменениям температуры. Развивая принцип "С удовольствием!", мы придумываем с детьми за- кал-игры. Первая из них - water ball (уотэбол) - водный мяч. Играющие разбиваются на берегу на две равносильные команды. После жеребьевки мяч берет игрок команды, выигравшей жребий, и заходит в воду. Играющим необходимо иметь коротко остриженные ногти. Задача: передать мяч игро- ку своей команды. Команда, игроки которой больше произведут бросков друг другу, выигрывает. Нельзя: игрокам одной команды удаляться друг от друга в момент броска дальше пяти метров и хватать противника за туловище. Разрешается: хватать за руки и ноги, толкать в туловище, притапливать противника на одну секунду независимо от нахождения мяча. Игра началась. Что тут творятся! Проблема захода решается сама собой. Все стремглав пускаются в воду, пытаясь овладеть мячом. Игроки команды с мячом (обороняющиеся) пытаются найти свободное поле, переб- расывают мяч друг другу. Игроки наступающей команды действуют своеоб- разно. Один ныряет, хватает противника за ноги, делает рывок. И вот обладатель мяча погружается в воду, в падении посылая его своему парт- неру. Бросок неточен, к мячу устремились 2-3 игрока. Вода бурлит, мяч скачет, на выручку несется еще пара игроков. Силовые приемы, кто-то ушел под воду, кто-то водрузился на противнике... Пена... Где мяч? - Вот он, красный, выныривает и скачет против логики к уныло сто- ящему игроку. Последнего словно подменяют. Из "Леопольда" он превраща- ется в "Леопарда", лихорадочно,ищет свободного партнера. Находит его... на глубине, в обществе очаровательной сероглазой блондинки (формально, конечно, - игрока противоборствующей команды),.. Бросок в глубину... Трудно бороться с блондинкой, силы покидают, мяч достается другой команде,., Серьезный читатель скажет: "А при чем гут закаливание? Самодея- тельность какая-то". Обоснуем свой ответ. Игра в воде не прерывается до полутора часов Загляните в таблицу Л. И. Кондаковой-Варламовой (1980). Максимум купания, рекомендованного для школьников в воде с температурой не ниже 20оС, - 3-15 минут Это, простите за метрологичес- кую точность, в 4-30 раз меньше допустимых физиологических значений. Мы не против запаса, но не в таких же размерах. А главное - не за счет ослабления системы терморегуляции. Ведь не исключено, что при трехми- нутное; купании она и не включится на полную мощь. А ребенок сызмаль- ства будет приучаться к "науке оберегать" себя (и своих будущих детей) от "коварства окружающей природы". - Почему "коварства"? - Потому, что интуиция подсказывает ребенку, что купаться и поели трех минут приятно, а "оказывается" - "низя". Раз зашла речь о плавании, добавим несколько слов о небольшой иг- ре - плавании в водорослях. Именно эту процедуру рекомендует Е. Д. Ко- новалов в книге "Ты сильнее воды". Действительно, в водорослях может оказаться и байдарочник с детьми, и купающийся в незнакомом месте, и оступившийся с моста или лодки рыбак. Что советует автор? - Прежде всего не растеряться, сохраняя спокойствие, расслабленно выплыть на открытую воду или к берегу. Вот это самое "не растеряться" возникнет в сознании, если поиграть в водорослях пол контролем сильных пловцов, Мы перепробовали разные стили плавание в такой воде. Способы "На спине" и "дельфином" отпадают; на спине трудно ориентироваться, а "дельфин" - энергоемок и связан с нырянием в водоросли. Казалось, сго- дится туристский стиль - брасс. Однако он в водорослям себя не оправ- дал: при толчке ногами и последующем их подтягивании к туловищу водо- росли навиваются на подъем стопы, кик веревки, и тянут назад вниз. Ос- тановились на способе "кроль на груди" без погружения головы. Ноги ножницами неторопливо бултыхаются, раздвигая водоросли. Руки поочеред- но проносятся в воздухе вперед, опускаются воду и делают грибок, даже опираясь, если случится, на водоросли. Перенесемся из лета в зиму. Неужели не существует такой же захва- тывающей закал-игры, как описанная? Оказывается, есть Это всем известный хоккей. Но для избежания травмоопасности "семейный хоккей" проще. В нашей огромной России с заснеженными просторами Сибири и Севера природные ледовые площадки еще долго 6удут соперничать с ледовыми дворцами. Это и замерзшая речка, и озерцо, а то и просто - лужа неподалеку. Они ближе к дому, их неизме- римо больше. Травмоопасность хоккея мы устраняем просто. Ворота делаются из доски шириной 80 сантиметров и высотой 15 сантиметров, закрепляемой во льду. Хочешь в них попасть - изволь прижимать маленькую, детскую шайбу пониже. Поле, ориентировочно 15х20 метров, размечается средней линией и "пятачками" у ворот, каждый из которых - полукруг из центра ворот с радиусом клюшки (около полутора метров). В него заезжать нельзя. Из-за средней линии бросать тоже нельзя. Получается, что можно закатывать шайбу, не отрывая ото льда, из восьмиметровой зоны "средняя линия" - "пятачок", что исключает резкие щелчки по этим низким воротам, На них может стоять и бабушка, и шестилетняя внучка. Силовые приемы тоже не применяются. Такие правила дают возможность участвовать в "семейном хоккее" и взрослым, и малышам, и мальчикам, и девочкам. Игра идет без остановки и с не меньшим накалом, чем "водный мяч". Проследим за мыслями одного из игроков, скажем, мальчика Алеши. "Олег, мне! Дядь Володя зевает, щас я ему ввалю шайбу,.. - Офсайд! Фу-ты, черт, принял за красной линией, надо отъезжать... Ничего, прорвемся, пойду на Маринку. Она хоть и длинная, но хлипкая, обыг- раю... Откуда взялась Ира? Надо пасовать Олегу! - Олег, бей! Куда там: дядь Володя давит. Недаром рубашку снял. - Олег, мне! Вот здорово! У бабки-вратаря между валенками просвет... Лишь бы не заехать на "пятачок" и не поднять шайбу выше доски... И-и-эх! - Г-о-о-о-л!" Азарт нарастает. Уже час ребята, раскрасневшиеся от быстрой игры, мелькают на коньках между воро тами. Счет космический: 21-19. Уже при- был с работы в возвышающийся на берегу озера дом дядя Витя. Хотел было поесть, но куда там: скоро солнце зайдет. А лучше него никто на воро- там не стоит. Ребята так и говорят: стоит на воротах, будто грузин лезгинку танцует... Через 10 минут от такой лезгинки становится жарко, и он остается в брюках и рубашке. А народ все прибывает. Вот пришел в доспехах быст- роногий, как Валерий Харламов, Володя. Он занимается в хоккейной сек- ции. Вот идут два неразлучных первоклассника, всегда первыми вызываю- щиеся расчищать каток. Вот приковылял в больших ботинках с коньками Игорь- "пьяный ежик" (устоять на таких коньках трудно)... От солнца остался лишь золотисто-багряный след на западном берегу озера, прямо над камышами. Уж в объятиях заката показалась влюбленная в него звездочка. А ледяная карусель - в самом разгаре. Возбужденные ребята давно поснимали пальто, шайки и носятся в темноте как привиде- ния. Наконец, когда шайбу не удается разыскать за снежным бортиком, игра обрывается. Мальчишки горячо клянутся, что завтра быстро сделают уроки и придут пораньше... Вот вам и закал-игра! Никто не диктует: "Разденься до рубашки!" Не дозирует время, не ставит задачу закалиться. Все происходит само собой, в азарте. Однако за время таких игр я не помню ни одного забо- левшего. Вырастет такой ребенок, спросите его: "Что такое закалива- ние?" Он удивится, ответит, что это, "когда на ноги льют воду"... и отправится налегке играть в "семейный хоккей". |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Снова и снова переживали ребята и их учителя за своего Героя-земляка, погибшего в неравном бою | Реферат По теме : «трионика(христианская самооценка личности)» Сколько можно ошибаться, разбиваться и снова вставать ? Срываться у самой вершины и снова мучительно долго покорять ее ? Однажды... | ||
«Ишак Ходжы Насреддина» Насреддина частью своего фольклора. В средние века истории Насреддина широко использовались для высмеивания ненавистных властей.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «В трудные минуты читаю первый том Пушкина. Читаю, не останавливаясь, и через некоторое время понимаю: четырнадцатилетний мальчишка,... | ||
Риман Ф. Основные формы страха/Пер с нем. Э. Л. Гушанского Книга предназначена для помощи в нашей индивидуальной жизни, она является посредником в понимании себя самого и других, в осмыслении... | Пендельтюр, шнява, ерундопель, абуконь… Что это? Акцией также заинтересовались городские сим, в частности телепрограмма «Детали». Своим делом команда «Лексикон» призывает не говорить... | ||
Это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым... «Все начинается с детства» эти слова как нельзя, кстати, подчеркивают значение дошкольного возраста в жизни каждого человека | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Как только ребята окончат приговорку, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не... | ||
Урок математики Ребята, возьмите друг друга за руки. Почувствовали, какие ручки тёплые? Если есть прохладные или холод | С. И. Холод вспомогательные (прикладные) дисциплины Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса одо и озо, обучающихся по специальности 030601. 65 Журналистика, получающих... | ||
Рабочая программа Элективный курс «Занимательный русский язык» Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать урок содержательным и интересным. Привлекаются разнообразные творческие... | Сергей Георгиевич Кара-Мурза Сергей Анатольевич Телегин Царь-Холод, или Почему вымерзают русские Подготовить эссе на тему «Можно ли искоренить преступления и что для этого надо сделать» | ||
Программа успешных продаж, эффективных деловых переговоров и организации... Для тех, кто хочет вчетверо увеличить свои доходы за половину времени и повторить это снова! | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Перед учителем русского языка национальной школы стоит сложная задача: не только научить учащихся грамотно говорить и писать по-русски,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А вот Windows Movie Maker это для любителя икт, для «продвинутого» в этой области директора. Поэтому последующие тексты раздела обращают... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Мартином Линдстромом, я все еще чувствовал холод от прогулки из отеля к пирсу. В тот день он выступал на конференции по проблемам... |