бюджетное общеобразовательное учреждение
Нюксенского муниципального района
Вологодской области
«Городищенская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей __________/________
«___»______________ 20__ г.
Протокол №______________
| СОГЛАСОВАНО
с методическим советом школы
__________/____________
«___» ____________ 20___ г.
Протокол №______________
| УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________Е.И. Согрина
Приказ № ____________
от«____»_______20___ г.
|
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс «Занимательный русский язык»
9 класс
Составила: Рожина Л.И.
учитель русского языка и литературы
высшая категория
Городищна
2013 год Пояснительная записка
Курс «Занимательный русский язык» предназначен для учащихся 9-х классов. Известно, что русский язык считается одним из самых сложных и неинтересных для ребят дисциплин. Как повысить интерес предмету? Многие учителя стараются сделать урок содержательным и интересным. Привлекаются разнообразные творческие задания, игровые методы работы. Данный курс помогает не только открыть много нового, но и полюбить этот предмет.
В рамках элективного курса использован неизвестный материал с привлечением игровых заданий и ролевых игр. Каждое занятие строится в одной из форм: «заседание клуба Любителей языка», «Путешествие в неведомое», «Экскурсия», «Операция «Сыщики».
Вспомогательный материал представляет собой различные тексты, задачи, ребусы, шарады, кроссворды, описание проблемных ситуаций, которые используются для погружения в игру, сюжетно - ролевые игры проводятся по предварительно разработанному сценарию. Ребята делятся на группы, каждая из которых «исполняет» определенную роль, т.е. выполняет функции участника ситуации. Важным является не только проявление знаний или способностей того или иного участника, но и его поведения, взаимопонимания, восприимчивости к интересам и чувствам других.
Весь теоретический материал подается в форме заседания клуба «Любителей русского языка». Каждое заседание строится приблизительно по такому плану:
Теоретическая часть - первая половина занятия;
Практическая часть – игра, кроссворд, творческое задание.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цели курса:
- обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации через занимательный материал.
Задачи курса:
воспитывать у учащихся ответственное отношение к русскому языку, любовь и интерес к предмету;
развивать быстроту мышления и интерес к анализу фактов языка;
развивать устную и письменную речь;
обогащать словарный запас учащихся.
В результате изучения курса учащиеся должны:
- освоить минимум основ языкознания;
- видеть в развитии языка связь языка и человека, общества и языка (причины появления новых слов, их исчезновения и т.д.);
- знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма;
- усвоить процессы словообразования;
- видеть связи нашего языка с языками мира
Учебно-тематический план
№
|
Тема
| К-во часов
|
Виды деятельности
|
| 1
| Как появилось слово
| 2
| Заседание Клуба любителей языкознания. Лекция учителя.
|
| 2
| Жизнь слова. Что изучает наука этимология?
| 2
| Заседание Клуба историков слова. Составление учащимися заданий по теме в форме игры.
|
| 3
| Богатство русского языка. Лексика. Крылатые слова.
| 2
| Игра «Лингвистическое путешествие по стране Лексика»
|
| 4
| О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика?
| 2
| Заседание Клуба. Лекция учителя. Конкурс «Что в имени моём?». Письменное задание: «О своём имени и фамилии»
|
| 5
| Почему их так называют. Как изучают географические имена? Топонимика.
| 2
| Беседа. Доклады учащихся. Игра «Далекое путешествие лингвистической газеты «Слово на географической карте»
|
| 6
| У вас говорят так, а у нас по-другому. Диалектная лексика
| 2
| Беседа. Игра «диалектологическая экспедиция»
|
| 7
| Выразительность русского языка. Тропы.
| 2
| Практикум
|
| 8
| Происхождение письменности. Буквы русского алфавита.
| 2
| Беседа. Викторина. Игра «Счастливый случай»
|
| 9
| Роль орфографии в письменном общении.
| 2
| Беседа «Почему мы пишем по правилам?». Диспут «Нужны ли орфографические правила?»
|
| 10
| Разделы русской орфографии
| 2
| Беседа «Помнишь ли ты трудные случаи орфографии?». Лингвистические сказки. Игра «поиски орфограмм»
|
| 11
| Из чего строится слово? Правописание морфем.
| 2
| Морфемный и словообразовательный анализ слов. Решение задач.
|
| 12
| Приставки и суффиксы. Почему корень назвали корнем?
| 2
| Доклады учащихся.Заимствованные приставки и суффиксы, их жизнь в русском языке. Поиск и обнаружение приставок, игра «Сыщики»
|
| 13
| Морфемика и словообразование.
| 2
| Практикум. Игра «Занимательно о морфемике»
|
| 14
| Занимательная грамматика.
| 2
| Беседа. Составление газеты «Немного больше, чем в учебнике».
|
| 15
| Роль пунктуации в письменном общении.
| 2
| Доклады «Как появились знаки препинания?» и «Синтаксис…Это интересно!»
|
| 16
| Речевое общение.
| 2
| Диспут «Правильно ли мы говорим?»
|
| 17
| «Кто хочет стать отличником?»
| 2
| Деловая игра
|
|
Содержание программы Тема 1. Введение. Как появилось слово. (Как люди научились говорить?). О языке животных, о языке жестов. Почему люди говорят на разных языках?
Тема 2. Жизнь слова. Что изучает наука этимология? У лингвистической карты мира. Сколько слов в языке? Почему рождаются слова? Слова пришельцы.
Тема 3. О твоём имени и твоей фамилии. Что изучает наука ономастика?
Тема 4. Богатство русского языка. Лексика. Крылатые слова. Лексическое значение слова. Многозначность слова. Слова-тёзки (омонимы), об одном и том же по-разному (синонимы). Антонимы. Крылатые слова.
Тема 5. Почему их так называют. Как изучают географические имена? Топонимы
Тема 6. У вас говорят так, а у нас по-другому. Диалектная лексика.
Тема 7. Выразительность русского языка. Тропы. Изобразительно-выразительные средства. (Практикум).
Тема 8. Происхождение письменности. Языковое родство славянских народов. Как разгадывают письменность древних. Как возникла славянская письменность. О буквах русского алфавита. Искусственные и тайные языки.
Тема 9. Роль орфографии в письменном общении. Устное и письменное общение между людьми. Как возникло и развивалось письмо? Каковы истоки современного русского письма?
Тема 10. Разделы русской орфографии.
Тема 11. Из чего строится слово? Правописание морфем. Состав слова. Морфемы.
Тема 12. Приставки и суффиксы. Почему корень назвали корнем? Использование этимологического анализа слов.
Тема 13. Морфемика и словообразование. (Практикум)
Тема 14. Занимательная грамматика. Слово, речь, глагол. Есть ли тайна у имени существительного?
Тема 15. Роль пунктуации в письменном общении. (Практикум)
Тема16. Речевое общение. Речевой этикет, культура речи и стилистика.
Тема 17. Деловая игра «Кто хочет стать отличником?» Список использованной литературы
Мордес Е.М. «Искать, пробовать, обучать» нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе 5-11 классы. Волгоград «Учитель – АСТ»2002
Ожегов С.И. «Словарь русского языка» Изд.2 -М., 1975 г.
Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000
|