Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса»





Скачать 143.98 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса»
Дата публикации06.03.2015
Размер143.98 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Литература > Элективный курс
сканирование0009.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса. 10-11 классы Л. Д. Беднарская. М.: Дрофа; 2013.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов: 34 часа для 10 класса и 34 часа для 11 класса. Рабочей программой не предусмотрено проведение контрольных, практических, лабораторных работ.

Основной задачей обучения русскому языку в современных общеобразовательных учебных заведениях является обновление содержания и методов обучения, один из компонентов которого овладение знаниями, связанными с их углублением по тем или иным проблемам, темам. Именно такую задачу во многом решает предлагаемый старшеклассникам элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса». Нельзя не учитывать, что синтаксис — один из сложных разделов в курсе русского языка, так как в нем сливаются воедино полученные ранее знания о морфологии, лексике и даже фонетике.

Умение правильно, ясно говорить, понятно и доступно излагать то, что мы хотим донести до участников беседы, до слушателей, является обязательным требованием к каждому культурному человеку.

Фактически о человеке во многом судят по тому, как он говорит, по его речи грамматически правильно выстроенной, образной, яркой, понятной и воспринимаемой собеседниками. Именно этому, овладению такой речью учит синтаксис. В синтаксисе мы изучаем строй языка в его коммуникативной и экспрессивной функциях. Чтобы речь была яркой, образной, богатой, выразительной, нужно иметь широкий, разнообразный словарный запас, умело использовать не только его, но и систему синтаксических средств.

Взаимопонимание людей невозможно без соблюдения, бережного отношения к нормам русского литературного языка во всем разнообразии его стилей,

позволяющих осуществлять общение в разных условиях, в разные периоды деятельности и т. п. Но при этом нельзя не учитывать, что язык постоянно развивается, изменяется, совершенствуется. Синтаксическая система наиболее устойчива.

Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» должен помочь старшеклассникам в реализации задач профильного обучения, способствовать правильному выбору профессии в гуманитарной сфере, создать необходимые условия для подготовки к ЕГЭ и т. д. И что особенно важно —воспитать вдумчивого, заинтересованного читателя.

Старшеклассники при работе над материалами курса могут опираться на любой из официально утвержденных учебников по русскому языку для старших классов:

Б а б а й ц е в а В. В. Русский язык. 10—11 классы:

Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля.

В л а с е н к о в А. И., Р ы б ч е н к о в а Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10—11 классы:Учебник для общеобразовательных учреждений.

Г о л ь ц о в а Н. Г., Ш а м ш и н И. В. Русский язык.

10—11 классы: Учебник.

Д е й к и н а А. Д., П а х н о в а Т. М. Русский язык.

10—11 классы: Учебник-практикум.

Закономерно, что в элективном курсе рассматриваются новые для школьного преподавания лингвистические понятия и термины. Это прежде всего:

— предикативная (грамматическая) основа предложения;

— особенности связи подлежащего и сказуемого;

— порядок слов в предложении как экспрессивное синтаксическое средство;

— соотношение второстепенных членов предложения и сложноподчиненных предложений с синкретичным значением;

— синтаксическая синонимия в области простого и сложного предложений;

— система экспрессивных (выразительных) синтаксических средств;

— текстообразующая роль обращений, вводных слов, междометий и других синтаксических средств языка;

— синтаксические отношения между частями сложного предложения;

— выделение ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении с разными типами связи;

— принципы русской пунктуации;

— функции пунктуационных знаков, в том числе авторских.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предусматривает усиление внимания к семантической и экспрессивной сторонам изучения синтаксических единиц с целью осознанного и правильного их употребления в речи.

В связи с этим в школьную практику вводятся следующие темы:

— основные синтаксические нормы русского литературного языка;

— основные средства связи предложений и частей текста;

— основные типы диалога и его структура;

— понятие о несобственно-прямой речи;

— основные выразительные средства синтаксиса.

Последний вопрос рассматривается в элективном курсе наиболее подробно, так как не во всех учебниках для 10—11 классов, утвержденных и одобренных Министерством образования и науки РФ, он раскрыт достаточно полно и глубоко.

В школьной практике находят отражение наиболее фундаментальные положения синтаксической науки, ее традиционная национальная линия развития, которую можно назвать классической.

Материалы элективного курса являются языковой базой, основой для создания и проведения авторских уроков русской словесности, на которых главной целью становится многоплановый анализ художественного текста, позволяющий глубже осознать его смысл, понять, как он создается, строится.

Основной целью изучения элективного учебного предмета является подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Задачи обучения:

. систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории русского языка, их актуализации, уточнение понимания отдельных терминов и понятий;

. углубление знаний о лингвистике как о науке; языке как многофункциональной развивающейся системе;

. овладение способами познавательной деятельности, информационно-коммуникативной и рефлексивной;

. освоение коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенциями;

. овладение основными нормами русского литературного языка;

. создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

. обучение анализу текста, его интерпретации;

. формирование языковой и лингвистической компетенции;

. формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

. развитие мышления учащихся.

В процессе изучения элективных курсов реализуются следующие умения:

– извлекать необходимую информацию из различных источников (словарей, справочников, энциклопедий и т.д.);

– использовать компьютерные технологии и коммуникативные возможности Интернета;

– систематизировать информационные ресурсы;

– использовать разные виды чтения; – анализировать литературу по определённой теме;

– свободно анализировать тексты разных стилей (художественные, публицистические, учебно-научные);

– анализировать содержание и средства художественной выразительности лирических и прозаических текстов;

– составлять тезисы, конспекты, аннотации, рецензии, рефераты, резюме и т.д.;

– принимать участие в публичном диалоге;

– аргументированно отстаивать свою точку зрения в дискуссии;

– спонтанно и толерантно общаться в социально-культурной среде.

Занятия предусматривают различные формы, как традиционные, так и современные: элементы школьной лекции, семинары и лабораторные работы, деловые и ролевые игры, ситуативные упражнения, тематические беседы и обсуждения, диспуты, дискуссии, конференции, ситуативные эксперименты, проектные технологии. Предусмотрена научно-исследовательская деятельность старшеклассников, включающая следующие этапы: постановка проблемы исследования, сбор и анализ материалов, выполнение проекта (систематизация, обобщение и анализ материалов, создание собственных текстов разных стилей, типов и жанров), оформление результатов исследования, формулирование собственных оригинальных выводов, защита проекта.

Элективные курсы предусматривают разный уровень подготовки учащихся, так как в школах с одной классной параллелью выбор курса может быть ограничен объективными причинами. Элективный курс может иметь рациональную направленность на подготовку выпускников к ЕГЭ.
Содержание программы

1. Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения. Предложение с точки зрения его структуры (модели). Семантические признаки предложения. Понятие о предикативности как об основном признаке предложения. Коммуникативные признаки предложения. Понятие об актуальном членении и его текстообразующей функции. Роль порядка слов в определении структуры и семантики простого предложения. Типы русской интонации. Предложение и словосочетание. Словосочетание и второстепенные члены предложения. Синтаксически нечленимые словосочетания в роли одного члена предложения.

Анализ лирического текста.

2. Изучение структуры простого предложения.

Трудные случаи определения типов сказуемого. Наличие предикативной основы — главный признак простого предложения. Особенности связи сказуемого с подлежащим. Трудные случаи определения сказуемого. Неглагольные связочные компоненты составных глагольных сказуемых. Типы именных связок. Сложное сказуемое. Приемы определения сказуемых в трудных случаях.

Тренировочные и исследовательские упражнения.

3. Трудные случаи определения составных сказуемых. Анализ текстов, содержащих трудные случаи выделения составных глагольных и составных

именных сказуемых. Анализ текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой

нашего времени».

4. Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами. Фразеологизмы разной структуры в роли главных членов предложения. Трудности работы с фразеологическими сочетаниями. Трудности работы со словосочетаниями первичного уровня фразеологизации (дал гудок — дал залп). Приемы расчленения фразеологизованных членов предложения и компонентов свободных словосочетаний.

5. Состав простого предложения и тип речи (текста). Изучение семантики предложения как основы синтаксической синонимии. Семантические типы

простого предложения: бытийные (Москва), квалификативные (Москва — столица России), оценочные (Москва — красивый город; Красавица; Красота!), состояния (Красиво!), активного действия (Москва интенсивно строится; Москву интенсивно строят; Пойдем в кино). Семантические типы простого предложения как основа для синтаксической синонимии. Связь семантических типов с описанием и повествованием. Описание оформляется предложениями бытийными, квалификативными, оценочными, состояния. Повествование оформляется предложениями активного действия (двусоставными, односоставными определенно-личными, неопределенно-личными, инфинитивными). Анализ текстов разных типов.

6. Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство. Вопрос о полноте/неполноте структурной схемы предложения. Трудные случаи определения неполного предложения. Роль неполного предложения в художественном тексте. Эллиптические предложения. Виды неполных предложений, формирующих прерванный текст. Анализ прозаического и лирического текста.

7. Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов. Именительный представления. Парцелляция. Понятие об энтимеме как средстве выражения медитативного рассуждения в русской лирике и прозе.

Энтимемы Нет и Да в произведениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева. Отрыв члена предложения как экспрессивное средство. Роль

именительного представления в художественном тексте.

Роль парцелляции в художественном тексте. Парцелляция как черта индивидуального стиля. Лирика М. Цветаевой, И. Бродского.

8. Синкретичные второстепенные члены предложения. Понятие о синкретизме (многозначности). Грамматические основы синкретизма. Смысловые и грамматические вопросы. Разновидности синкретичных определений и дополнений. Разновидности синкретичных обстоятельств. Соотносительность синкретизма в простом и сложноподчиненном предложениях. Понятие о переходности. Функциональные омонимы и их синтаксические функции. Роль синкретизма в художественном тексте. Инфинитив в роли главных и второстепенных членов предложения.

Трудные случаи определения приложения.

9. Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство. Система осложнения простого предложения. Полупредикативные и неполупредикативные обособленные члены предложения. Синонимия простых предложений с обособленными определениями и обстоятельствами и сложными предложениями. Функции разделительных и выделительных знаков препинания. Уточняющие и поясняющие члены предложения. Вводные и вставные компоненты, их художественная роль в тексте. Обращение как синтаксическое экспрессивное средство.

10. Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса. Сгущение однородных членов предложения в лирическом тексте как экспрессивное средство. Анализ стихотворений.

Сгущение обособленных определений и обстоятельств как экспрессивное средство. Анализ прозаических текстов.

11. Типология и анализ сложного предложения. Система сложных союзных и бессоюзных предложений. Синонимия в системе сложных предложений.

Синонимия в системе сложных и простых предложений. Роль союзов в типологии сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

12. Предложения, переходные между простыми и сложными, сложными союзными и бессоюзными. Трудные случаи типологии предложений. Предложения, содержащие однородные сказуемые разных типов. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения, включающие подчинительный союз и одно сказуемое. Сложные предложения с частицами в связующей функции. Предложения, совмещающие признаки сочинения и подчинения.

13. Период как средство экспрессивного синтаксиса. Понятие о периоде как экспрессивном синтаксическом средстве. Разные структуры периода: многокомпонентное сложноподчиненное предложение с однородными препозитивными придаточными, простое предложение, осложненное рядами однородных членов.

Анализ лирики А. Пушкина, Н. Рубцова и т. д.

14. Синтаксический разбор многокомпонентного сложного предложения с разными типами связи. Трудности анализа многокомпонентного сложного

предложения (МСП) с разными типами связи. Понятие о смысловой части МСП и о ведущей связи в нем. Закономерности вычленения ведущей связи в многокомпонентном сложном предложении (МСП) с разными типами связи.

Многокомпонентное сложное предложение с разными типами связи как художественное средство в лирических и прозаических произведениях.

«Онегинская строфа» как МСП.

15. Предложения с несобственно-прямой речью. Понятие о несобственно-прямой речи как об одном из основных средств выражения многоплановости, многоголосия повествования в художественном тексте. Несобственно-прямая речь как средство самохарактеристики персонажа. Выделение авторской речи и речи персонажа в речевом потоке.

Анализ отрывков из романов Л. И. Толстого «Война и мир», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

16. Принципы русской пунктуации. Структурный и семантический принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания и систематизирование основных пунктуационных правил. Систематизация знаков препинания в простом предложении. Систематизация знаков препинания в сложном

предложении. Трудные случаи пунктуации. Знаки препинания

при цитатах. Варианты пунктуации.

17. Авторские знаки. Авторские знаки как один из способов актуализации, акцентирования смысловых фрагментов предложения. Авторские знаки как признак индивидуального стиля (лирика М. Цветаевой, Б. Окуджавы, А. Вознесенского, И. Бродского и др.). Авторские знаки препинания в прозаических произведениях.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса «Трудные вопросы изучения синтаксиса»

Личностными результатами освоения выпускниками средней школы программы элективного курса являются:

1) бережное отношение к русскому языку как неотъемлемой части русской культуры, как основе гражданской идентичности; потребность сохранить чистоту русского языка

как явления национальной культуры;

2) уважение к своему народу, его прошлому, отражённому в языке;

3) осознание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

4) осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития гуманитарной науки; готовность участвовать в диалоге культур;

6) потребность саморазвития, в том числе речевого, понимание роли языка в процессах познания;

7) готовность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;

8) готовность и способность вести диалог с другими людьми; сформированность навыков сотрудничества;

9) эстетическое отношение к языку и речи, осознание их выразительных возможностей;

10) нравственное сознание и поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Метапредметными результатами освоения выпускниками средней школы программы элективного курса являются:

1) умение эффективно общаться в процессе совместной деятельности со всеми её участниками, не допускать конфликтов;

2) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; использование различных методов познания; владение логическими операциями анализа, синтеза, сравнения;

3) способность к самостоятельному поиску информации, в том числе умение пользоваться лингвистическими словарями;

4) умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) владение всеми видами речевой деятельности: говорением, слушанием, чтением и письмом;

6) умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (коммуникативной цели,

условий общения, адресата и т. д.);

7) свободное владение устной и письменной формой речи, диалогом и монологом;

8) умение определять цели деятельности и планировать её, контролировать и корректировать деятельность;

9) умение оценивать свою и чужую речь с эстетических и нравственных позиций;

10) умение выбирать стратегию поведения, позволяющую достичь максимального эффекта.

Предметными результатами являются:

1) сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;

2) сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

3) владение различными приёмами редактирования текстов;

4) сформированность умений лингвистического анализа и комплексного анализа текстов разных стилей и жанров.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

-понимание проблемы;

-выдвижение гипотезы (формулировка тезиса) и обоснование;

-установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения, доказательства;

-умение проводить анализ, выбирать критерии для сравнения, классификации объектов;

-умение находить примеры, подтверждающие заявленный тезис;

-выведение следствий.

Коммуникативные:

-понимание вопроса задания;

-владение монологической письменной речью;

-умение отвечать на поставленные вопросы;

-умение полно и ясно выражать свои мысли.

Регулятивные:

-понимание, к какому выводу необходимо прийти;

-понимание алгоритма работы;

-умение удерживать собственную мысль;

-умение корректировать написанное;

-контроль правильности выполнения задания.

Личностные:

-понимание значимости приобретенных знаний и умений и использование их в учебной деятельности;

-умение понимать нравственные идеи текста.

Тематическое планирование элективного курса в 10 классе (34 ч.)



Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1-2

Понятие о предложении. Многоаспектная характеристика простого предложения.


2




3-4

Предложение и словосочетание. Словосочетание и второстепенные члены предложения. Синтаксически нечленимые словосочетания в роли одного члена предложения.

2




5

Анализ лирического текста.


1




6-7

Изучение структуры простого предложения.

Трудные случаи определения типов сказуемого.

2




8-9

Трудные случаи определения составных сказуемых.

2




10

Главные члены предложения, выраженные фразеологизмами.

1




11

Состав простого предложения и тип речи (текста).

1




12

Изучение семантики предложения как основа синтаксической синонимии.

1




13-14

Неполное предложение как экспрессивное синтаксическое средство.

2




15-16

Анализ прозаического и лирического текста

2




17-18

Синтаксические средства создания прерывистого текста: неполные предложения, энтимемы разных видов, переходы.

2




19-20

Роль парцелляции в художественном тексте. Парцелляция как черта индивидуального стиля. Лирика М. Цветаевой, И. Бродского.

2




21-22

Синкретичные второстепенные члены предложения.

2




23

Функциональные омонимы и их синтаксические функции.

1




24

Роль синкретизма в художественном тексте.

1




25

Инфинитив в роли главных и второстепенных членов предложения.

1




26

Трудные случаи определения приложения.

1




27-28

Осложнение простого предложения как экспрессивное синтаксическое средство.

2




29-30

Однородные и обособленные члены предложения как экспрессивное средство синтаксиса.

2




31

Анализ прозаического и лирического текста

1




32-33

Типология и анализ сложного предложения.

2




34

Повторение изученного материала

1




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации»
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» для 10 класса составлена на основе...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные...
Методические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Р. 9 Трудные вопросы синтаксического анализа для студентов, обучающихся по...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по химии
Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс «Задачи с параметром»
Элективный курс предназначен для реализации в 11классе общеобразовательной школы
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по математике «решение сюжетных задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов. На его изучение отводится 17 часов
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс «Some Pages of British History» (From ancient time...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов, как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»
Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных...
Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по алгебре «Практикум по решению задач»
Данный элективный курс во время уроков работают по учебнику А. Г. Мордковича «Алгебра 9» и изучают алгебру по программе для общеобразовательных...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconНазвание: Элективный курс
Название: Элективный курс «Вычислительный эксперимент как новая методология научных исследований»
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов
Население страны, особенно молодёжь, неосознанно относится к своему здоровью. Школьные курсы не рассматривают такие важные вопросы,...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс по биологии Загадки и тайны генов
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и имеет целью вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней...
Элективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск