Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас»





Скачать 215.66 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас»
Дата публикации25.12.2014
Размер215.66 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Математика > Элективный курс
Элективный курс «Симметрия вокруг нас»

Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна

Пояснительная записка

Курс «Симметрия вокруг нас» создан для реализации программы «Базовая школа агротехнического профиля» для учащихся 8-9 классов. Для классов агротехнического профиля, учащиеся которых ориентированы на углубленное изучение биологии и химии и при этом имеют крайне низкий уровень интереса к мотивации к изучению математики, главным основанием было для создания данного математического курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии.

Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел математики как «Симметрия» представлен односторонне. В базовом курсе представлен лишь математическая составляющая свойств симметрии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элективный курс «Симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей.

Ведущий подход, который был использован при разработке курса – показать на обширном материале пути взаимодействия и взаимообогащения науки и природы, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в природе.

Данный курс представляет следующие цели:

• Показать связь между разными областями знаний;

• Расширить кругозор учащихся;

• Стимулировать познавательные интересы.

Поэтому математика подается в нем как элемент общей культуры человечества. При этом курс рассчитан на базовый уровень владения весьма ограниченным математическим содержанием (различные геометрические фигуры, симметрия, простейшие алгебраические преобразования и правила выполнения арифметических действий).

Конкретные задачи курса состоят в следующем:

• Расширить представления учащихся о сферах (не только в области гуманитарной сферы деятельности как искусство, но в естественных науках);

• Расширить сферу математических знаний учащихся (пространственные фигуры, виды симметрии);

• Расширить общекультурный кругозор учащихся ;

• Убедить в практической необходимости владения способами выполнения математических действий;

• Помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (показать возможности применения знаний в своей будущей профессии агронома, инженера, строителя, архитектора).

Данный элективный курс, по нашему мнению, станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философского постулата о единстве мира и осознания положения об универсальности математических знаний.

Ожидаемый результат: результатом освоения учащимися 9 класса данного курса по выбору, могут стать следующие умения:

1. Использовать математические знания, алгебраический и геометрический материал для описания и решения задач в своей будущей профессиональной деятельности;

2. Применять приобретенные геометрические представления, алгебраические преобразования для описания и анализа закономерностей, существующих в окружающем мире;

3. Владея геометрическим языком понимать и уметь изображать рисунки и схемы;

4. Проводить обобщения и открывать закономерности на основе анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и делать необходимые проверки;
5. Уметь соотносить свою точку зрения с мнением авторитетных источников, находить информацию в разнообразных источниках, обобщать и систематизировать её;

6. Уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и природы; провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения или опровержения фактов; получить дополнительную информацию из материалов, которые либо входят в учебное пособие к курсу, либо могут рассматриваться как сопровождающие курс (видеоматериалы, интернет-ресурсы); провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществления этой работы являются задания для учащихся, которые предлагаются в дидактических материалах для учащихся, а также темы научно-исследовательских работ на выбор учащихся.

Данный курс рассчитан на 12 часов. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Курс построен таким образом, что учитель имеет возможность менять порядок тем, исключать некоторые из них в соответствии с интересами детей, добавлять новые фрагменты или заменять предложенные сюжеты другими.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания. Все занятия направлены на развитие интересов школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.

В состав учебно-методического комплекта входят:
1. учебное пособие для школьников, включающие задачи, задания и упражнения для закрепления знаний и отработки практических навыков, творческие задания;
2. методическое пособие для учителя с методическими рекомендациями по проведению занятий, решению задач, организации промежуточного и итогового контроля знаний учащихся;
3. приложения, содержащие дополнительную информацию по данному курсу.

Учебно-тематический план
№ Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
лекция практика семинар
1. Симметрия. Виды симметрии 1 0,5 0,5
2. Симметрия фигур. Распределение по классам 1 0,5 0,5 Пр.р.
3-4 Симметрия в природе 4 1 2 1 Рефер.
5. Симметрия в искусстве 1 1 Рефер.
6. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства 1 1 Творческие задания
7. Симметрические многочлены. Симметрические системы 1 0,5 0,5
8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций 1 0,5 0,5 С.р.
9 Фестиваль творческих работ 2 2 Защита работ

Содержание программы
Тема1. Симметрия (2 часа).
Занятие1.
Симметрия. Виды симметрий: осевая симметрия, центральная симметрия, центральная симметрия, поворотная симметрия, параллельный перенос, зеркальная симметрия. Композиция симметрий. (1ч).
Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений.
Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Занятие2.
Симметрия фигур. Распределение по классам симметрий. Симметрия тел. (1ч).
Методы обучения: лекция, рассказ, объяснение, решение практических задач на построение фигур с заданным типом симметрии.
Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения, творческие задания.
Тема 2. Симметрия в природе (4 часа).
Занятие3-4.
Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Асимметрия. Семинар. Приложение 1.
Методы обучения: учебная беседа с использованием проектора; сообщения, работа на компьютере.
Форма контроля: проверка творческих заданий.
Занятие 5-6.
Практическое занятие (2часа)
Работе в программе Power Point : создание творческих проектов с использованием симметрии.
Форма контроля: ознакомление с представленными презентациями по выбранной теме.
Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа).
Занятие 7.
Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке. (1ч)
Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения и рефераты.
Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий.
Занятие 8.
Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Розетки. (1ч)
Методы обучения: лекция, выполнение творческих заданий.
Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий.

Тема 4. Симметрия в алгебре (2 часа).
Занятие 9.
Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений. (1ч)
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.
Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения.
Занятие 10.
Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.
Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.
Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения.
Занятие 11-12.
Фестиваль творческих проектов учащихся (2 часа).

Практическая часть программы:
располагает широким арсеналом возможностей исследования и выявления красоты формул, законов окружающего мира;
способствует развитию навыков графической культуры, точности;
позволяет устанавливать связь элементов окружающего мира с математикой с помощью красивых линий и формул;
наглядно ощутить элементы математики в природе и искусстве (на экскурсиях).
Инструментарий для оценивания результатов –
практические, лабораторные, творческие работы, экскурсии, конкурс творческих идей, проектов, зачеты, презентации.
Предполагаемый результат изучения элективного курса
Изучение элективного курса «Симметрия вокруг нас» позволит:
выработать навыки исследования законов окружающей природы;
установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства им формул;
создавать красоту математических линий.


Список литературы, используемой учителем
1. .Азевич, А. И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс.-М.: Школа-Пресс, 1998.
2. Зенкевич, И.Г. Эстетика урока математика. -М.: Просвещение,1981.
3. Иконников, А.В. Художественный язык архитектуры .-М.: Искусство,1985.
4. Компанеец, А.С. Симметрия в микро- и макромире.-М.: Наука, 1978.
5. Мороз, О.В. В поисках гармонии.- М.: Атом-изд,1978.
6. Саранцев, Г.И. Сборник задач на геометрические преобразования. -М., 1981.
7. Смолина, Н.И. Традиции симметрии в архитектуре. -М.: Стройиздат,1990.
8. Тарасов, Л.В. Этот удивительный симметричный мир. Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1982.
9. Тюхтин Ю В.С., Урманцев, Ю.А.Система. Симметрия. Гармония.-М.: 1988.
10. Хогарт, В. Анализ красоты. -М.: Искусство, 1987.
11. Шарыгин, И.Ф.Наглядная геометрия.-М.: Педагогика, 1992.
12. Интернет-ресурсы.


Список литературы, рекомендуемой учащимся
1. Александров,А.Д. и др.Геометрия 8-9.-М.: Просвещение,1991.
2. Бабуева,В.Д. Материальная и духовная культура бурят.Улан-Удэ,2004.
3. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева. Альбом.-Улан-Удэ,Бур.кн.изд.,1972
4. Вейль, Г. Симметрия. Пер. с анг.-М.: Наука,1968.
5. Величко,М.В. Проектная деятельность учащихся.-Волгоград,Учитель,2007.
6. Виленкин,Н.Я. и др. За страницами учебника математики. -М.: Просвещение, 1985.
7. Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения.- М.: Мир,1994.
8. Джаффее, Г., Орчин, М. Симметрия в химии.-М., 1967.
9. Кеплер, И.О. О шестиугольных снежинках.-М.,1985.
10. Левитан,К. Геометрическая рапсодия.- М.,1976.
11. Пидоу, Д.Геометрия и искусство.-М.:1979.
12. Сагателова,Л.С, Студенецкая В.Н. Геометрия: красота и гармония.- Волгоград «Учитель»,2007.
13. Саранцев,Г.И. Сборник задач на геометрические преобразования. –М.: 1981.
14. Шафрановский, И.И.Сборник задач на геометрические преобразования.-М.,1981.
15. Штейнгауз,Г. Математический калейдоскоп.-М.: 1981.
16. Шубников, А.В., Копцик, В.А. Симметрия в науке и искусстве.-М., 1972.
17. Энциклопедический словарь юного математика.- М.: Педагогика,1989.
18. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика.- М.:АСТ, 1997

Приложение 1
Темы докладов и сообщений, рекомендованных учащимся
1. Симметрия правильных многогранников.
2. Порядок в мире атомов.
3. Молекула ДНК.
4. Загадка бензольного кольца.
5. Винты в природе.
6. Форма вирусов.
7. Симметрия у растений.
8. Симметрия у животных.
9. Плоскости симметрии и оси вращения тела человека.
10. Законы сохранения энергии и импульса в задачах с биллиардными шарами.
11. Симметрия и законы сохранения.
12. Мир элементарных частиц.
13. Частицы, античастицы и симметрия.
14. Симметрия в архитектуре и строительстве.
15. Симметрия бордюров
16. Задача на преобразование симметрии.
17. Симметрия в химии.
18. Симметрия и классификация фигур.
19. Симметрия правильных многоугольников.
20. Поворотная симметрия розеток.
21. Симметрия решеток.
22. Винтовая симметрия в природе.
23. Симметрия и асимметрия в искусстве.
24. Виды линейных орнаментов(бордюров).

Приложение 2
СИММЕТРИЯ В БИОЛОГИИ
На явления симметрии в живой природе обратили внимание еще в древней Греции (пифагорейцы) в связи с развитием учения о гармонии (V век до н.э.).
В 19 веке появились единичные работы, посвященные симметрии в растительном (швейцарский ботаник О.П. Декандоль) и животном мире (немецкий естествоиспытатель Э. Геккель).
В 20 веке, в основном усилиями российских ученых (Ю. Вульф, В. Беклемишев, В. Вернадский, В. Алпатов, Г. Гаузе и др.), было создано новое направление в учении о симметрии - биосимметрика. При этом наиболее интенсивно изучалась структурная симметрия биообъектов. Исследование симметрии биоструктур на молекулярном и надмолеклярном уровне позволяет заранее определить возможные варианты симметрии в биообъектах, а, тем самым, число и вид возможных модификаций, строго описывать внешнюю форму и внутреннее строение любых организмов. Это способствовало широкому использованию представлений о структурной симметрии в молекулярной биологии, вирусологии и традиционных ботанике, зоологии и анатомии.
На Земле жизнь зародилась в сферически симметричных формах, а потом стала развиваться по двум главным линиям: образовался мир растений, обладающих симметрией конуса, и мир животных с билатеральной симметрией.
М.Гарднер
ФОРМА ВИРУСОВ
Приглядевшись к вирусам, можно заметить, что они «собраны» из компонентов, как здание из одинаковых кирпичиков, причем в полном соответствии с принципами геометрии. В результате электронно-микроскопических исследований было установлено, что природа создала два геометрических типа капсидов — спиральные и кубические (изометрические или квазисферические). Правда, тип оболочки вирионов не всегда бывает виден. Подобно зданию, окруженному высокими деревьями, капсиды бывают окружены еще одной оболочкой, которая образуется на последней стадии роста вируса.
Вирусы со спиральными капсидами
Спиральная симметрия характерна тем, что после полного оборота вокруг оси вращения фигура занимает исходно положение. Большинство вирусов, поражающих растения и многие бактерии, имеют спиральный тип симметрии. Примером такого вируса может служить вирус табачной мозаики (ВТМ). При взгляде издалека, при сравнительном небольшом увеличении, ВТМ похож на палочки.
Палочки ВТМ и некоторых других вирусов довольно жесткие и видны на микрофотографиях всегда прямые. Средняя длина палочек ВТМ составляет 3000 А, толщина — 150 – 170 А.
К группе палочковидных вирусов относятся также Х – вирус картофеля (длина 515 А), вирус желтухи свеклы (длина – 1250 А). Шаг спирали у таких вирионов в 1,5 раза больше шага спирали ВТМ.


Вирусы с изометрическими капсидами
Фигуры с изометрическими капсидами имеют три оси вращения (октаэдры, тетраэдры, икосаэдры). Таким типом симметрии обладают многие вирусы человека и животных – вирус полиомиелита, вирус ящера и др. При первом рассмотрении вирионы кажутся шарообразными, однако при детальном изучении это правильные многогранники: округлые или призматические, сплошные или полые, гладкие или с отростками.
Примерами вирусов с изометрическими капсидами могут служить: вирус желтой мозаики турнепса (ВЖМТ), вирус герпеса, аденоврус.

Вирус с изометрическими капсидами
Сложные капсиды
Имеются среди вирусов и такие, которые отличаются более сложными геометрическими формами. Так, частица вируса мозаики люцерны (ВМЛ) выглядят в виде уменьшенных бацилл. Вирусы гриппа и парагриппа имеют сердцевину в виде спирали. Но еще более сложные капсиды имеют некоторые бактериофаги — вирусы бактерий.
Однако в общем вирионы имеют рациональную форму. Белковые молекулы и молекулы нуклеиновой кислоты, входящие в состав вирусов, «уложены» очень экономично и прочно. Выражаясь языком термодинамики, закона которой подчиняются и жители этого мира природы, «вирусы обладают минимальным уровнем свободной энергии».
Затула Д.Г., Мамедова С.А. Вирус – Друг или враг? – М.: Педагогика, 1981.
Словарь терминов (заг 3 ур.)
КАПСИД ВИРУСОВ — полое белковое образование, в полости которого находится вирусный геном (ДНК или РНК).
АНГСТРЕМ — единица длины, равная одной десятимиллиардной доле метра (10-10м). По имени шведского физика А.Ангстрема (1814 – 1874). Обозначается заглавной буквой А.
ВИРИОНЫ — внеклеточная покоящаяся форма (стадия) вирусов. Выполняют функции переноса генома вирусов из одной клетки в другую или из одного организма в другой.

СИММЕТРИЯ У РАСТЕНИЙ
Характерная для растений симметрия конуса хорошо видна на примере фактически любого дерева. Дерево при помощи корневой системы поглощает влагу и питательные вещества из почвы, то есть снизу, а остальные жизненно важные функции выполняются кроной, то есть наверху. Поэтому направления "вверх" и "вниз" для дерева существенно различны. В то же время направления в плоскости, перпендикулярной к вертикали, для дерева фактически неразличимы: по всем этим направлениям к дереву в равной мере поступают воздух, свет, влага. В результате появляются вертикальная поворотная ось (ось конуса) и вертикальные плоскости симметрии. Отметим, что вертикальная ориентация оси конуса, характеризующего симметрию дерева, определяется направлением силы тяжести. Именно поэтому общая ориентация ствола дерева не зависит, вообще говоря, от угла наклона поверхности почвы или от высоты подъема Солнца на данной широте.
Конечно, нередко, встречаются деревья, стволы которых не только не вертикальны, но и вообще изогнуты, а крона развита однобоко. Казалось бы, какой уж тут может быть разговор о симметрии конуса? И тем не менее идея конуса во всех случаях правильно отражает специфику симметрии дерева, ее сущность. Ведь для любого дерева можно указать основание и вершину, и в то же время для дерева неприемлемы понятия левой и правой, задней или передней сторон.
Ярко выраженной симметрией обладают листья, побеги, цветки, плоды
(Тарасов Л.В. Этот удивительно симметричный мир: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982.)

СИММЕТРИЯ У ЦВЕТКОВ
В подавляющем большинстве случаев цветки растений являются радиально- или билатерально-симметричными структурами. Цветок считается симметричным, когда каждый околоцветник состоит из равного числа частей или когда количество частей любого околоцветника кратно таковому в предшествующей структуре. Таким образом, у симметричного цветка может быть пять лепестков, пять тычинок и пять плодолистиков, либо число всех данных элементов кратно пяти. Количество пестиков часто не соответствует числу других компонентов цветка, но и в таких случаях цветок считается симметричным, если соотношения между остальными компонентами нормальными.
Цветки, имеющие парные части, считаются цветками с двойной симметрией; тройные, четверные или пятерные- соответственно с тройной, четверной или пятерной симметрией. Тройная симметрия обычна для однодольных растений, пятерная – для двудольных, хотя среди двудольных встречаются также растения с двойной или четверной симметрией. В случае, когда различные части каждой мутовки цветка похожи друг на друга, цветок считается правильным и называется актиноморфным, или цветком с радиальным типом симметрии. К растениям с такими цветками можно отнести петунию, лютик и шиповник.
Когда единственная плоскость может разделить цветок на две равные части, его называют зигоморфным или билатерально-симметричным. Данный тип симметрии характерен для цветков львиного зева, орхидеи и душистого горошка. Значительно реже встречаются асимметричные цветки, через которые нельзя провести ни одной плоскости симметрии, например, цветки валерианы лекарственной.

Типы симметрии цветка
1- радиально-симметричный, или актиноморфный (правильный) цветок 2 – билатерально-симметричный, или зигоморфный (неправильный) цветок.

СИММЕТРИЯ У ЖИВОТНЫХ
Повторяемость частей тела животного или растений в определенном порядке. В частности под симметрии понимают соответствие в размерах, форме и очертаниях, а также относительном расположении частей тела, находящихся на противоположных сторонах разделяющей линии или распределенных вокруг некоей центральной точки или оси. За исключением радиальной симметрии, внешняя форма организма не имеет почти никакого отношения к анатомии, и организмы, весьма различные по анатомическому строению, могут иметь один и тот же тип симметрии.
У некоторых организмов, например, у большинства губок и амеб, симметрия отсутствует. Очертания их тела несимметричны и характерны лишь для данной особи, либо имеет место постоянное их изменение. Тем не менее, у большинства животных симметрия четко выражена. У животных наблюдается четыре типа симметрии: сферическая, радиальная, бирадиальная и билатеральная.
Сферическая ( лат. sphaera – шар) симметрия имеет место только у протистов, радиолярий и солнечников, тело которых сферической формы, а его части распределены вокруг центра сферы или отходят от нее. У таких организмов нет ни передней, ни задней, ни боковых частей тела, любая плоскость, проведенная через центр, разделит животное на одинаковые половинки. Сферический тип симметрии возможен только у очень мелких животных, имеющих простое внутреннее строение. Так как масса внутреннего содержимого сферы тесно соотносится с площадью ее поверхности, то с увеличением размеров и сложности и сложности сфера становится слишком большой для эффективного функционирования организма.
При радиальном (лат. radias – луч) или лучистом типе симметрии тело имеет форму короткого или длинного цилиндра либо сосуда с центральной осью, от которого отходят в радиальном порядке части тела или вдоль которой они расположены некоторым заданным образом. Главная ось гетерополярна, то есть ее концы не одинаковые. На одном из них располагается рот (оральный, ротовой или передний полюс); другой, аборальный, или задний, полюс представляет собой заднюю часть организма; здесь может располагаться анальное отверстие. Поэтому главная ось называется орально-аборальной или передне-задней. За исключением животных, имеющих нечетное число частей тела, располагающихся по кругу (как у пятиконечных морских звезд), любая плоскость, проходящая через эту ось, разделит тело животного на две симметричные половинки. Симметрию животных, имеющих три, пять, семь и т.д. частей по кругу, называют соответственно трехлучевой, пятилучевой, семилучевой и т.д. На симметричные половины тела такого животного разделят лишь некоторые плоскости, проходящие через ось. Радиальная симметрия наблюдается у кишечнополостных и иглокожих.
Пример радиальной симметрии
В случае с бирадиальной (лат. bi дву + radias – луч) симметрией помимо передне-задней оси появляются еще две оси или две плоскости симметрии, располагающиеся под равными углами по отношению к главной оси: сагиттальная, или срединная вертикально-продольная, и поперечная, или пересекающаяся. Следовательно, у таких животных есть не только передний и задний концы тела, но и по две пары симметричных сторон. У бирадиальных животных только две плоскости симметрии: первая проходит через передне-задний и саггитальный лучи, вторая через передне-задний и поперечный. Бирадиальная симметрия наблюдается у гребневиков.
При билатеральной (лат. bi дву + lateralis боковой) симметрии осей симметрии три, как и при бирадиальной симметрии, но симметричных сторон только одна пара (боковые стороны), потому что две другие стороны – дорсальная, или спинная, вентральная, или брюшная, - друг на друга не похожи. Таким образом, тело животного с билатеральным типом симметрии на две симметричные половины может разделить лишь одна плоскость. Это так называемая срединная продольная (медиальная), или саггитальная, плоскость. Палеонтологические находки и особенности эмбрионального развития показывают, что даже радиально симметричные животные происходят от свободноплавающих билатеральных форм. Радиальная симметрия у них приобретена как приспособление к сидячему образу жизни и сохраняется при вторичном переходе к свободному передвижению. Билатеральная симметрия характерна для большинства животных, в том числе насекомых, рыб, земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих и большинства ракообразных.
Схема тела животных с билатеральной симметрией
(Всемирная энциклопедия: Биология / Гл. ред. М.В.Адамчик: Гл. науч. ред В.В. Адамчик: — Мн.: Современный литератор, 2004.
БЕЗУКОРИЗНЕННАЯ СИММЕТРИЯ СКУЧНА
И в одежде человек тоже, как правило, старается поддерживать впечатление симметричности: правый рукав соответствует левому, правая штанина — левой.
Пуговицы на куртке и на рубашке сидят ровно посередине, а если и отступают от нее, то на симметричные расстояния. Лишь изредка женщина обладает достаточной смелостью, чтобы надеть по-настоящему асимметричное платье. Но на фоне этой общей симметрии в мелких деталях мы умышлено допускаем асимметрию, например, расчесывая волосы на косой пробор — слева или справа. Или, скажем, помещая на костюме асимметричный кармашек на груди, нередко подчеркнутый еще и платочком. Или надев кольцо на безымянный палец только одной руки. Лишь на одной стороне груди носятся ордена и значки (чаще — на левой).
Полная безукоризненная симметрия выглядела бы нестерпимо скучно. Именно небольшие отклонения от нее и придают характерные, индивидуальные черты. Знаменитый автопортрет Альбрехта Дюрера на первый взгляд кажется абсолютно симметричным. Но, приглядевшись внимательней, вы заметите маленькую асимметричную деталь, которая и сообщает картине живость и жизненность: прядку волос возле пробора.
И вместе с тем порой человек старается подчеркнуть, усилить различие между левым и правым. В средние века мужчины одно время щеголяли в панталонах со штанинами разных цветов (например, одно красной, а другой черной или белой). А в наши дни были популярны джинсы с яркими заплатами или цветными разводами. Но подобная мода всегда недолговечна. Лишь тактичные, скромные отклонения от симметрии остаются на долгие времена.
(Гильде В. Зеркальный мир. — М.: Мир, 1982.)

ПЛОСКОСТИ СИММЕТРИИ И ОСИ ВРАЩЕНИЯ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА
Тело человека построено по принципу двусторонней (билатеральной) симметрии. Поэтому при описании частей тела и положения отдельных органов используют плоскости, разделяющие тело человека на симметричные части. Различают три взаимно перпендикулярные плоскости: фронтальную, сагиттальную и горизонтальную.
Фронтальная плоскость проводится параллельно плоскости лба и делит тело человека на переднюю и заднюю части.
Сагиттальная плоскость проходит в переднезаднем направлении и делит тело человека на правую и левую части.
Горизонтальная плоскость идет перпендикулярно фронтальной и сагиттальной плоскостям. Сагиттальная плоскость проходящая через середину тела, называется срединной или медиальной. Поверхность (или край) органа, обращенную к срединной плоскости называют медиальной, противоположную – латеральной, обращенную в сторону головы — краниальной, обращенную к тазу — каудальной (нижней).
Термины «краниальный» и «каудальный» применимы только к туловищу и шее. В отношении конечностей пользуются терминами: «проксимальный» – лежащий ближе к туловищу; «дистальный» – отдаленный от него.
Для определения направления движения в суставах условно используют оси симметрии, или оси вращения, образующиеся на сечении плоскостей: вертикальную, сагиттальную, или переднезаднюю, и фронтальную, или поперечную.
Вертикальная ось образуется при пересечении сагиттальной и фронтальной плоскостей. При вращении звена тела вокруг вертикальной оси его движения происходят строго в горизонтальной плоскости.
Переднезадняя ось образуется при пересечении горизонтальной и и сагиттальной плоскостей. Она представляет прямую линию, соединяющую симметричные точки передней и задней частей тела. При вращении звена или части вокруг этой оси движение происходит строго во фронтальной плоскости.
Поперечная ось образуется при пересечении фронтальной и горизонтальной плоскостей. Эта ось соединяет симметричные точки левой и правой частей тела человека. Вращение вокруг поперечной оси осуществляется в сагиттальной плоскости.
Ведь и назначение и цель гармонии — упорядочить части, вообще говоря, различные по природе, неким совершенным соотношением так, чтобы они одна другой соответствовали, создавая красоту. Л.Б.Альберти
АСИММЕТРИЯ МОЗГА
Хотя большинство из нас рассматривают мозг как единую структуру, в действительности он разделен на две половины. Эти две части, два полушария, плотно прилегают друг к другу внутри черепной коробки и соединены несколькими пучками нервных волокон, которые служат каналами связи между ними.
В полном соответствии с общей симметрией тела человека каждое полушарие представляет собой почти точное зеркальное отображение другого. Управление основными движениями тела человека и его сенсорными функциями равномерно распределено между двумя полушариями мозга, при этом левое полушарие контролирует правую сторону тела (правую руку, правую ногу и т.д.), а правое полушарие — левую сторону. На рисунке представлена схема перекрестной организации сенсорных и моторных путей.
Физическая симметрия мозга и тела не означает, однако, что правая и левая стороны равноценны во всех отношениях. Достаточно обратить внимание на действия наших двух рук, чтобы увидеть начальные признаки функциональной асимметрии. Лишь очень немногие люди одинаково владеют обеими руками; большинство же имеет ведущую руку. Во многих случаях на основании того, какая рука является ведущей, можно многое предсказать относительно организации высших психических функций. Например, у правшей почти всегда то полушарие, которое управляет ведущей рукой, контролирует также и речь.
Различия в способностях двух рук отражают только один из аспектов в асимметрии функций двух полушарий мозга. В последние годы накоплены многочисленные данные, свидетельствующие о том, что левый и правый мозг не идентичны по своим возможностям и организации, несмотря на физическую симметрию. Есть основания полагать, что сложные психические функции человека несимметрично распределены между левым и правым мозгом.
В частности было обнаружено, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, особенно в построении и понимании речи, и обрабатывает входные сигналы, по-видимому, последовательным образом. Кроме того, левое полушарие ответственно за логические операции и абстрактное мышление.
Правое полушарие отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за музыкальные, художественные способности и обрабатывает информацию одномоментно и целостным способом (холистически). Иными словами, правое полушарие участвует в процессе образного мышления.
Некоторые ученые говорят, что если правое полушарие человека живет в прошлом и настоящем времени, то левое — в будущем. По мнению специалистов, истинная леворукость проявляется полярно: талантливые личности и практически не обучаемые.
Чем больше творческих способностей проявляет человек, тем сильнее развито его правое полушарие и, следовательно, левая рука. Несколько упрощая, можно сказать, что левши — творцы, первопроходцы, а правши — консерваторы.
Левши часто вспыльчивы, эмоционально несдержанны, плохо контролируют себя. Общество подавляет леворукость, начиная это еще в школе, когда карандаш дают ребенку в правую руку. Переучивание леворукого ребенка может нанести ему глубокую душевную травму.
Женщины более склонны к леворукости, чем мужчины. У них потрясающая интуиция, которая живет в «древнем», правом полушарии, но слабее пространственные функции, логика, воля, самоконтроль. Среди женщин много тонких исполнителей, но мало композиторов, художников. Психически мужчина и женщина — совершенно различные организмы. Ребенок же отличается от них еще больше.
Однако целостная деятельность мозга человека протекает при одновременном участии обоих полушарий, каждого со своими особенностями.
Все богатство интеллекта, способность широко мыслить, видеть проблемы и пути их решения, высокий творческий потенциал возможны
лишь благодаря совместной, согласованной работе правого и левого полушарий, сочетанию образного и логического мышления.
Палиндромы
Высокая точность, требуемая симметрией, в литературе встречается крайне редко. С точным обращением мы встречаемся лишь в палиндроме.
Палиндром (от греческого палиндромос — возвращающийся, идущий назад), или перевертень, — слово, фраза, стихотворение и т.д., которые читаются одинаково (целиком или построчно) от начала к концу и от конца к началу. Например,
"Я, дядя
боб,
учу
пап и мам, мам и пап:
ищи
довод,
а ремень не мера".

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconПояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас»
«Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconРабочая учебная программа (адаптированная) по...
Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»
«математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением ма­тематики...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconУрок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам
«Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Законы физики вокруг нас»
Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» icon«Симметрия вокруг нас»
С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе....
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconРеферат по геометрии: «Симметрия в природе»
Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма по окружающему миру курс «Мир вокруг нас»
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма окружающий мир плешаков «мир вокруг нас»
Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconУрок (биологии + геометрии) в 8 классе по теме «Симметрия вокруг нас»
Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве и научить различать многообразные...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Химия вокруг нас»
Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Искусство вокруг нас», автор (Б. М. Неменский, 20132год), Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconРеферат симметрия в природе номинация «Математика вокруг нас»
Знаменитый академик В. И. Вернадский считал, что «… представление о симметрии слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений....
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» iconУрок по теме: «Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия....
Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о понятии движения пространства, ознакомить обучающихся с основными...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск