Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас»





Скачать 100.72 Kb.
НазваниеПояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас»
Дата публикации26.03.2015
Размер100.72 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
Рассмотрено Утверждено Утверждено

МС МОУ СОШ № 4 Директор МОУ СОШ № 4 Экспертным Советом МК

__________ Г.В.Степаненко ________О.Д.Смыкова пгт Прогресс

«__» сентября 2010 г. «___» сентября 2010 г. «____» _______ 2010 г.


П Р О Г Р А М М А

элективного курса по математике в 8 классе

Золотая пропорция и симметрия вокруг нас

Ермишко Ольги Константиновны,

учителя математики первой категории

МОУ СОШ № 4


пгт Прогресс,

2010
Пояснительная записка

Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» составлен на основе авторской программы Сагателовой Л.С. и Студенецкой В.Н. Курс предназначен для учащихся 8 класса, рассчитан на 17 часов аудиторного времени. Программа элективного курса «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» имеет блочно-модульную структуру. Элек­тивный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собствен­ных внутренних закономерностей.

В ба­зовом курсе математики золотому сечению уделено очень мало времени, представлена лишь обзорно математическая составляющая, а об общекуль­турном аспекте не упоминается совсем. Поэтому математика в элективном курсе подается как элемент общей культуры человечества, который явля­ется теоретической основой искусства, а также элемент общей культуры отдельного человека. При этом курс рассчитан на базо­вый уровень владения весьма ограниченным математическим со­держанием. Ведущий подход, который был использован при разра­ботке курса: показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух ве­ликих сфер человеческой культуры - науки и искусства; расширить представления о сферах применения математики; показать, что фундаментальные закономерности математики являются формооб­разующими в архитектуре, в музыке, живописи. Для класса, где дети в своем большинст­ве имеют крайне низкий уровень интереса и мотивации к изучению математики, главным основанием создания данного курса является цель изменить отношение этих учащихся к мате­матике. Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел матема­тики как «Симметрия» и «Золотая пропорция» представлен односторонне. В базовом курсе представлена лишь математическая составляющая свойств симмет­рии, а о золотой пропорции упоминается вскользь, а об их общекультурном аспекте почти ничего не говорится. Учащиеся ознакомятся с другими видами симметрии не изучаемыми в школьном курсе, с симметричными многочленами. Они ознакомятся с симметрией в мире животных, насекомых, рыб, в природе, а так же узнают об асимметрии. Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архи­тектуры; провести самостоятельный поиск информации, необходи­мой для подтверждения или опровержения фактов; получить до­полнительную информацию из материалов: художественные альбомы, видеоматериалы, ин­формация Интернет; провести небольшое самостоятельное иссле­дование (индивидуально или в группе).

Данный элективный курс станет дополни­тельным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философ­ского постулата о единстве мира и осознания положения об уни­версальности математических знаний

Цели курса

  • формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них;

  • показать связь между разными областями знаний;

  • формирование положительной мотивации в изучении математики, а также понимания учащимися философ­ского постулата о единстве мира и осознания положения об уни­версальности математических знаний.

Задачи курса

  • расширить сферу математических знаний учащихся: позна­комить учащихся с золотой пропорцией и связанных с нею соот­ношениях;

  • развить эстетическое восприятие математических фактов: расширить представления учащихся о сферах применения математики не только в естественных науках, но и такой области гума­нитарной сферы деятельности, как искусство;

  • расширить общекультурный кругозор учащихся посредством
    знакомства их с лучшими образцами произведений искусства;

  • продемонстрировать разнообразное применение математики в
    реальной жизни;

  • помочь осознать степень своего интереса к предмету и оце­нить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей пер­спективы (показать возможности применения полученных знаний в своей будущей профессии художника, архитектора, биолога, ин­женера-строителя).

- расширить сферу математических знаний учащихся (про­странственные фигуры, виды симметрии);

  • убедить в практической необходимости владения способами
    выполнения математических действий.

Содержание обучения

Модуль 1

«Золотая пропорция» 8 часов

Золотая пропорция. Золотой прямоугольник. Секрет пятиконечной звезды. Золотая пропорция в животном и растительном мире. Золотая пропорция в архитектуре, живописи, в скульптуре.
Модуль 2

«Симметрия вокруг нас» 8 часов

Виды симметрий: осевая, центральная, поворотная, зеркальная. Симметрия фигур. Симметрия тел. Симметрия в мире растений, насекомых, рыб, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Асимметрия. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке. Симметрия в предметах декоративного-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Розетки. Симметричные многочлены.

Итоговое занятие 1 час
Итого 17 часов

Тематическое планирование

Модуль 1




Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

1

Золотая пропорция. Общие сведения

1

0,5

0,5







2

Золотая пропорция и связанные с нею соотношения

2

1

1




Пр. р.

3

Золотая пропорция в природе

2

0,5

0,5

1

Реферат

4

Золотая пропорция в искусстве

3

1




2

Реферат


Модуль 2




Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекция

практика

семинар

1

Симметрия. Виды симметрий

1

0,5

0,5







2

Симметрия фигур. Распределение по классам

1

0,5

0,5




Пр. р.

3

Симметрия в природе

1







1

Реферат

4

Симметрия в физике

1

0,5




0,5

Реферат

5

Симметрия в искусстве

1







1

Реферат

6

Симметрия в предметах декоративно- прикладного искусства

1

1










7

Симметрические многочлены

1

0,5

0,5







8

Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций

1

0,5

0,5




С. р.


Итоговое занятие 1 час

Темы рефератов, сообщений, презентаций


  1. Золотой прямоугольник.

  2. Золотая пропорция в природе.

  3. Золотая пропорция в искусстве.

  4. Золотая пропорция в архитектуре.

  5. Секреты пятиконечной звезды.

  6. Симметрия в природе.

  7. Симметрия в искусстве.

  8. Симметрия в алгебре.

  9. Типы симметрии орнаментов.

  10. Бордюры.

  11. Розетки.


Предполагается, что результа­тами освоения учащимися данного элективного курса, могут стать следующие умения:

1) использовать математические знания, алгебраический и геометрический материал для описания и решения задач будущей
профессиональной деятельности;

2) применять приобретённые геометрические представления,
алгебраические преобразования для описания и анализа законо­мерностей, существующих в окружающем мире;

3) проводить обобщения и открывать закономерности на основе
анализа частных примеров, эксперимента, выдвигать гипотезы и
делать необходимые проверки;

4) владея геометрическим языком и изобразительными навыка­ми, понимать и уметь изображать рисунки, схемы;

5) уметь соотносить свою точку зрения с мнением авторитет­ных источников, находить информацию в разнообразных источни­ках, обобщать и систематизировать ее;

6) уметь ясно и точно выражать свои мысли в устной и пись­менной речи.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар, индивидуальные консультации.

Литература для учителя

1. Азевич, А. И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. - М: Школа - Пресс, 1998.

  1. Архитектурная бионика / под ред. Ю. Лебедева. - М.: 1990.

  2. Березин, В. Н. Сборник задач для факультативных и вне­
    классных занятий по математике: Кн. для учителя. - М.: Просве­
    щение, 1985.

  3. Виппер, Ю. Ф. Золотое деление как основной морфологиче­
    ский закон в природе и искусстве. - М.: 1876.

  4. Гнеденко, Б. В. Очерки по истории математики в России. -
    М.: Просвещение, 1979.

  5. Домкина, Г. Математика полна неожиданностей / Математи­ка № 31, 2001.-С. 9-11.

  6. Зенкевич, И. Г. Эстетика урока математики. - М.: Просвеще­ние, 1981.

  7. Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985.

  1. Кованцов, Н. И. Математика и романтика. - Киев: 1976.

  2. Левитин, К. Геометрическая рапсодия. - М.: 1987.

  1. Лукач, Д. Своеобразие эстетического. - М.: 1987.

  2. Лэнгдон, И., Снейт, Ч. С математикой в путь. - М.: Педаго­
    гика, 1987.

  3. Мороз, О. В поисках гармонии. - М.: Атомизд., 1978.

  4. Мурадова, Р. Обобщающий урок по теме: «Золотое сече­ние» / Математика, № 1, 1999. - С. 2-4..

  5. Самохвалова, В. И. Красота против энтропии. - М.: 1990.

  6. Тимершг, Г. Е. Золотое сечение. - СПб, 1924.

  7. Смирнова, И. М. Уроки стереометрии в гуманитарных клас­сах // Математика в школе, 1994. № 1-6.

  8. Тюхтин, В. С., Урманцев, Ю. А. Система. Симметрия. Гар­мония.-М.: 1988.

  9. Художественные альбомы.


Литература учащимся


  1. Васютинский, Н. Н. Золотая пропорция. - М.: Молодая гвар­дия, 1990.

  2. Волошинов, А. В. Математика и искусство. - М.: Просвеще­ние, 1992.

  3. Гарднер, М. Математические головоломки и развлечения. -М.: Мир, 1994.

  4. Депман, И. Я., Вшенкин, Н. Я. За страницами учебника мате­матики. - М.: Просвещение, 1989.

  5. Кокстер, Г. С. Введение в геометрию. - М.: 1967.

  6. Пидоу, Д. Геометрия и искусство. - М.:1979.

  7. Саранцев, Г. И. Сборник задач на геометрические преобразо­вания.-М.: 1981.

  8. Штейнгауз, Г. Математический калейдоскоп. - М.: 1981.

  9. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Педа­гогика, 1989.

  1. Энциклопедия для детей. Математика.-М.:Аванта+», 2003.

  2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика.- М.:
    ACT, 1997.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconРабочая учебная программа (адаптированная) по...
Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска»
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»
«математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением ма­тематики...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Законы физики вокруг нас»
Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка
Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н....
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconУрок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам
«Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconКалендарно-тематическое планирование стр. 4-5 Формы и средства контроля...
Элективный курс «Вокруг тебя мир» для 6 класса разработан на основе программы учебно-методического комплекса «Вокруг тебя Мир…» 5-8...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» icon«Симметрия вокруг нас»
С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе....
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconРеферат по геометрии: «Симметрия в природе»
Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Химия вокруг нас»
Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике...
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса 10 класс Часовская С. М. учитель мхк...
Элективный курс «Культурное наследие нашего края» для учащихся старшей школы рассчитан на 34 часа
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс Уравнения и неравенства с параметрами (10 класс,...
Элективный курс для 10 класса «Уравнения и неравенства с параметрами.» рассчитан на 32 часа
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск