Скачать 273.84 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №8Исследовательская работа «Симметрия вокруг нас» Автор: Cуроегина Анастасия 7 а, 13 летРуководитель: Шевцова Елена Александровна Учитель биологии и экологии г. Кулебаки 2012год СодержаниеВведение…………………………………………………………………………...3 Основная часть…………….………………………………………………………6
2.1. Осевая симметрия ……………….……………………………………..9 2.2. Центральная симметрия ……………………………………………..10 2.3. Зеркальная симметрия……………………….………………………11 2.4. Поворот…………… ……….…………………………………..……12 3. Симметрия в живой природе ……….…………………………………...13 3.1. Симметрия в растительном мире ………………………………… 13 3.3. Симметрия в животном мире ……………………………………….15 Заключение……………………………………………………………………..18 Приложения ……………………………………………………………………19 Литература………………………………………………………………………25 Введение «Симметрия является той идеей с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство» Герман Вейль Тема нашей исследовательской работы «Симметрия вокруг нас» на тему я выбрала потому, что с понятием симметрии мы встречаемся каждый день. Нам захотелось глубже познакомиться с симметрией в математике и биологии, так как это понятие широко используют все направления современной науки. С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе. Рассмотрим обыкновенный листок. рис. 1. Форма его не является случайной, она строго закономерна. Листок как бы склеен из двух более или менее одинаковых половинок. Посмотрим теперь на бабочку. рис. 2. 3 Мы ее можем мысленно разделить вдоль на две зеркально равные части. Даже пятнистый узор на ее крыльях подчиняется такой геометрии. Наконец, рассмотрим цветок ромашки. рис. 3. Вокруг оранжевой серединки, как лучи вокруг солнышка, расположены лепестки. Ее тоже можно разделить на 2 половинки по линии ее стебля, проходящей через его центр, продолжающийся вдоль середины любого из лепестков или между ними. Рассмотрим обыкновенный гриб. рис. 4 . Его можно разрезать вдоль ножки и через середину его шляпки он тоже обладает многими центрами симметрии. Следовательно, грибная симметрия родственна симметрии ромашки. Рассматривая эти картинки, мы задумались и задались вопросом: существует ли симметрия в живой природе и чем она обусловлена; нет ли действительно чего-то общего в формах растений и животных? Таким образом, мы поставили перед собой следующие цели исследовательской работы:
Для реализации данных целей были сформулированы следующие задачи исследовательской работы:
Предполагаемое практическое применение исследовательской работы:
Основная часть «Стоя перед черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна глазу? Что такое симметрия? Это врожденное чувство, отвечал я сам себе» Л.Н. Толстой 1. Симметрия сквозь века Слово «симметрия» от греческого symmetria — соразмерность. Именно она позволит охватить самые разнообразные тела с единых геометрических позиций. С точки зрения биологии существует два типа симметрии: билатеральная и радиально – лучевая. История науки показывает, что учение о симметрии развивалось крайне медленно и трудно. Поражающе правильные очертания кристаллов вызывали в древности суеверные представления. Красота и гармония природной симметрии наталкивали даже испытанных мудрецов на самые фантастические мысли. По преданию термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский, живший в городе Регул. Отклонение от симметрии он определил термином «асимметрия». О нем нам говорили как о первом скульпторе, в творчестве которого была сделана попытка соблюсти ритм и соразмерность. Кроме того, Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос. Древние греки полагали, что Вселенная симметрична просто потому, что она прекрасна. Считая сферу наиболее симметричной и совершенной формой, они делали вывод о сферичности Земли и её движении по сфере вокруг некоего «центрального огня», где двигались также 6 известных тогда планет вместе с Луной, Солнцем, звёздами. Древнегреческий философ и математик Пифагор Самосский (VI в. до н.э.) и пифагорейцы предпочитали вместо слова «симметрия» пользоваться словом «гармония». Последователи Пифагора Самосского пытались связать симметрию с числом. Каждой вещи, учили пифагорейцы, соответствует определённое отношение чисел, которое они называли логосом. Поэтому познание вещей заключалось для них познанием логоса. Гармония является божественной и заключается в числовых отношениях. Широко используя идею гармонии и симметрии, учёные древности любили обращаться не только к сферическим формам, но и к правильным многогранникам, для построения которых они использовали «золотое отношение». У правильных многогранников грани – правильные многоугольники одного вида, а углы между гранями равны. Древние греки установили поразительный факт: существует всего пять правильных выпуклых многогранников, названия которых связаны с числом граней, - тетраэдр, октаэдр, икосаэдр, куб, додекаэдр. Все правильные многогранники обладают и зеркальной, и поворотной симметрией. А идея симметрии являлась отправным пунктом для учёных прошлых веков в теориях о строении материи и Вселенной. Правильные многогранники изучал и сам Пифагор Самосский (V в. до н.э.), математик, философ, религиозный авторитет, основатель одной из первых математических школ. Но впервые их подробно описал Платон, поэтому математики стали называть эти фигуры Платоновыми телами. Платон сводил гармонию к пространственной симметрии. По Платону космос сферичен, а в центре сферы расположена Земля. И пифагорейцы, и Платон полагали, что материя состоит из четырёх основных элементов – огня, земли, воздуха и воды. Согласно их теории, атомы этих элементов имели форму Платоновых тел: атомы огня – форму тетраэдра, земли – форму куба, воздуха – форму октаэдра, а атомы воды – форму икосаэдра. Додекаэдр считался местожительством богов, неким эфиром. «Симметрия - это некая «средняя мера», – считал Аристотель. Аристотель говорил о симметрии, как о таком состоянии, которое характеризуется соотношением крайностей. Из этого высказывания следует, что Аристотель, пожалуй, был ближе всех к открытию одной из самых фундаментальных закономерностей природы - закономерности о ее двойственности. Проходя сквозь века термин «симметрия» обрастал различными толкованиями. Римский врач Гален (II в. н. э.) из Пергама под симметрией понимал покой души и уравновешенности. Идея симметрии увлекла немецкого астронома Иогана Кеплера. Кеплер пытался построить геометрическую модель мира. Модель Солнечной системы Кеплера была создана 400 лет назад. В сферу Сатурна он вписал куб, а в куб вписал сферу Юпитера. В сферу Юпитера он вписал тетраэдр – сферу Марса, а в сферу Марса был вписан додекаэдр, в который Кеплер вписал сферу Земли. Вычислив в соответствии со своей схемой радиусы планетных сфер, он обнаружил, что отношения этих радиусов хорошо согласуются с данными, полученными из наблюдений. Это побудило Кеплера думать, что ему удалось объяснить строение солнечной системы на основе единой геометрической схемы, использующей 6 планет и 5 Платоновых тел. Но Кеплер заблуждался: планет в Солнечной системе было не 6, а 9, отношения радиусов планетных сфер случайно совпали с отношениями в геометрической схеме. Современная наука рассматривает Вселенную с позиций единства симметрии и асимметрии. Герман Вейль – это немецкий математик. Его деятельность приходится на первую половину ХХ века. Именно он сформулировал определение симметрии, установил по каким признакам усмотреть наличие или, наоборот, отсутствие симметрии в том или ином случае. Таким образом, математически строгое представление сформировалось сравнительно недавно – в начале ХХ века. Оно достаточно сложное. Герман Клаус Хуго Вейль родился в городе Эльмсхорне (Германия). В 1908 году окончил Геттингенский университет, в том же году защитил диссертацию и получил степень доктора философии. С 1908 до 1913 г. читал лекции в Геттингенском университете в качестве приват-доцента. С 1913 по 1930 г. - профессор Цюрихского политехнического института. В 1930 - 1933 гг. работает в Геттингенском университете. 1933 по 1955 г.г. читает лекции в Принстонском институте перспективных исследований (США). Член Национальной Академии Наук США. Автор книги «Симметрия». Герман Вейль - один из крупнейших ученых XX века, оставил глубокий след во многих разделах математики и математической физики. Вейлю, в частности, мы обязаны тем, что отдаем себе сегодня полный отчет в значении для математики и физики общего понятия симметрии. |
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений... | ||
Рабочая учебная программа (адаптированная) по... Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая... | Урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам «Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому... | ||
Реферат по геометрии: «Симметрия в природе» Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? | Урок (биологии + геометрии) в 8 классе по теме «Симметрия вокруг нас» Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве и научить различать многообразные... | ||
Реферат симметрия в природе номинация «Математика вокруг нас» Знаменитый академик В. И. Вернадский считал, что «… представление о симметрии слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений.... | Урок по теме: «Движения. Центральная симметрия. Осевая симметрия.... Образовательные: способствовать формированию знаний обучающихся о понятии движения пространства, ознакомить обучающихся с основными... | ||
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» «математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением математики... | Конспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,... Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать | ||
Программа пропедевтического курса по геометрии с основами краеведческих знаний «Мир симметрии» Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей ведущую роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни.... | Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас» Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас» Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации | Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | ||
О проведении районного заочного конкурса обучающихся «Математика вокруг нас» Провести районный заочный конкурс обучающихся «Математика вокруг нас» в сроки с 10. 01. 2014 г по 03. 2014 г | Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия... |