Скачать 115.23 Kb.
|
Оглавление.
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» для 8-9 классов в рамках предпрофильной подготовки Пояснительная записка Курс «Симметрия вокруг нас» создан как для реализации в классах гуманитарного профиля, так и для учащихся 8-9 классов, ориентированных на углубленное изучение математики. Для классов гуманитарного профиля, учащиеся которых ориентированы на углубленное изучение истории, литературы, языков, искусства и других областей гуманитарного знания и при этом в своем большинстве имеют крайне низкий уровень интереса и мотивации к изучению математики, главным основанием для создания данного «математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением математики данный элективный курс призван помочь представить математику в контексте культуры и истории. Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел математики как «Симметрия» представлен односторонне. В базовом курсе представлена лишь математическая составляющая свойств симметрии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элективный курс «Симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собственных внутренних закономерностей. Материал данного курса, безусловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-9 классах, так и на занятиях кружков. Ведущий подход, который был использован при разработке курса - показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух великих сфер человеческой культуры - науки и искусства, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формообразующими в архитектуре, в музыке, живописи и т. д. Цели и задачи. Данный курс представляет следующие цели:
Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архитектуры; провести самостоятельный поиск информации, необходимой для подтверждения или опровержения фактов; получить дополнительную информацию из материалов, которые либо входят в учебное пособие к курсу, либо могут рассматриваться как сопровождающие курс (художественные альбомы, видеоматериалы, информация Интернет); провести небольшое самостоятельное исследование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществления этой работы являются задания для учащихся, которые предлагаются в дидактических материалах для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся. Данный курс рассчитан на 8 часов. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Курс построен таким образом, что учитель имеет возможность менять порядок тем, исключать некоторые из них в соответствии с интересами детей, добавлять новые фрагменты или заменять предложенные сюжеты другими. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале. В состав учебно-методического комплекта входят:
Цели элективного курса:
Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Симметрия (2 часа). Занятие 1. Симметрия. Виды симметрии: осевая симметрия, центральная симметрия, поворотная симметрия, параллельный перенос, зеркальная симметрия. Композиция симметрии (1 ч). Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тренировочных упражнений. Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения. Занятие 2. Симметрия фигур. Распределение по классам симметрии. Симметрия тел (1ч). Методы обучения: лекция, рассказ, объяснение, решение практических задач на построение фигур с заданным типом симметрии. Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения, творческие задания. Тема 2. Симметрия в природе (2 часа). Занятие 3. Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Асимметрия. Семинар (1 ч). Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; обсуждение тем сообщений и рефератов; выступления. Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий, проектов. Занятие 4. Симметрия в физике. Симметрия законов природы (1 ч). Методы обучения: лекция, семинар. Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий,проектов. Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа). Занятие 5. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке (1 ч). Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения, рефераты. Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий, проектов. Занятие 5. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Розетки. Герих (1 ч). Методы обучения: лекция, выполнение творческих заданий. Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий,проектов. Тема 4. Симметрия в алгебре (2 часа). Занятие 7. Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений (1 ч). Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий. Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения Занятие 8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций. Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения. Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа). Занятие 5. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке (1 ч). Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения, рефераты. Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий, проектов. Занятие 6. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Розетки. Герих(1 ч). Методы обучения: лекция, выполнение творческих заданий,проектов. Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий. Тема 4. Симметрия в алгебре (2 часа). Занятие 7. Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений (1 ч). Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий. Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения Занятие 8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций. Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий. Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения. Практическая часть программы:
Инструментарий для оценивания результатов – практические, лабораторные, творческие работы, экскурсии, конкурс творческих идей, проектов, зачеты, тесты. Предполагаемый результат изучения элективного курса Изучение элективного курса «Математические законы красоты» позволит:
Литература
|
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас» Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики... | ||
Рабочая учебная программа (адаптированная) по... Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая... | Урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам «Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому... | ||
«Симметрия вокруг нас» С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе.... | Реферат по геометрии: «Симметрия в природе» Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир? | ||
Программа пропедевтического курса по геометрии с основами краеведческих знаний «Мир симметрии» Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей ведущую роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни.... | Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Программу подготовила Евдокимова А. С., учитель химии мкоу «сош №1» г. Николаевска Волгоградской области | ||
Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике... | ||
Урок (биологии + геометрии) в 8 классе по теме «Симметрия вокруг нас» Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве и научить различать многообразные... | Элективный курс по химии «Химия вокруг нас» Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический... | ||
Реферат симметрия в природе номинация «Математика вокруг нас» Знаменитый академик В. И. Вернадский считал, что «… представление о симметрии слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений.... | Программа предметного элективного курса «Проценты вокруг нас» (9 класс) Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и для учащихся,... |