Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»





Скачать 115.23 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»
Дата публикации01.01.2015
Размер115.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Математика > Программа
Оглавление.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3

  2. Цели и задачи курса………………………………………………………………4

  3. Учебно-тематический план…………………………………………………...…5

  4. Содержание………………………………………...………………………………6

  5. Литература…………………………………………………………………………8


Программа элективного курса по математике

«Симметрия вокруг нас» для 8-9 классов

в рамках предпрофильной подготовки

Пояснительная записка

Курс «Симметрия вокруг нас» создан как для реализации в классах гуманитарного профиля, так и для учащихся 8-9 классов, ориентированных на углубленное изучение математики. Для клас­сов гуманитарного профиля, учащиеся которых ориентированы на углубленное изучение истории, литературы, языков, искусства и других областей гуманитарного знания и при этом в своем боль­шинстве имеют крайне низкий уровень интереса и мотивации к изучению математики, главным основанием для создания данного «математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением ма­тематики данный элективный курс призван помочь представить математику в контексте культуры и истории.

Содержание курса имеет определенное отличие от базового курса математики, которое состоит в том, что такой раздел матема­тики как «Симметрия» представлен односторонне. В базовом курсе представлена лишь математическая составляющая свойств симмет­рии, а об их общекультурном аспекте упоминается вскользь. Элек­тивный курс «Симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений о математике как науке, возникшей из потребностей человеческой практики и развивающейся из них, а также собствен­ных внутренних закономерностей. Материал данного курса, безус­ловно, может использоваться учителем как на уроках математики в 8-9 классах, так и на занятиях кружков.

Ведущий подход, который был использован при разработке курса - показать на обширном материале от античных времен до наших дней пути взаимодействия и взаимообогащения двух вели­ких сфер человеческой культуры - науки и искусства, расширить представления о сферах применения математики, показать, что фундаментальные закономерности математики являются формооб­разующими в архитектуре, в музыке, живописи и т. д.

Цели и задачи.
Данный курс представляет следующие цели:

  • показать связь между разными областями знаний;

  • расширить кругозор учащихся;

  • стимулировать познавательные интересы.

Учащиеся в ходе освоения данного элективного курса имеют возможность познакомиться с научно-популярной литературой по проблеме взаимосвязи математики и искусства, литературы и архи­тектуры; провести самостоятельный поиск информации, необходи­мой для подтверждения или опровержения фактов; получить до­полнительную информацию из материалов, которые либо входят в учебное пособие к курсу, либо могут рассматриваться как сопро­вождающие курс (художественные альбомы, видеоматериалы, ин­формация Интернет); провести небольшое самостоятельное иссле­дование (индивидуально или в группе). Средствами для осуществ­ления этой работы являются задания для учащихся, которые предлагаются в дидактических материалах для учащихся, а также темы рефератов на выбор учащихся.

Данный курс рассчитан на 8 часов. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Курс построен таким образом, что учитель имеет возмож­ность менять порядок тем, исключать некоторые из них в соответ­ствии с интересами детей, добавлять новые фрагменты или заме­нять предложенные сюжеты другими.

Основные формы организации учебных занятий: лекция, объ­яснение, беседа, практическая работа, семинар. Разнообразный ди­дактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале.

В состав учебно-методического комплекта входят:

  1. учебное пособие для школьников, включающее задачи, задания и упражнения для закрепления знаний и отработки практических навыков, творческие задания;

  2. методическое пособие для учителя с методическими рекомендациями по проведению занятий, решению задач, организации промежуточного и итогового контроля знаний учащихся;

  3. приложения, содержащие дополнительную информацию по данному курсу, в том числе и исторические сведения. Итак,



Цели элективного курса:

  • реализация задачи внутрипредметных и межпредметных связей с биологией, физикой, историей, изобразительным искусством, музыкой, литературой, архитектурой, скульптурой;

  • углубление знаний об окружающем мире путем творческих поисков, исследований, создания проблемных ситуаций, проектов;

  • развитие у учащихся навыков графической культуры, умения обосновывать законы красоты с помощью математики;

  • воспитание эстетического отношения к красоте формул, теории, законов окружающего мира, умений ценить красоту собственного труда;

  • создание положительной мотивации обучения на выбранном профиле.


Учебно-тематический план




Наименование тем курса

Всего часов

В том числе

Форма контроля







лекция

практика

семинар



1

Симметрия. Ви­ды симметрии

1

0,5

0,5




Проект «Все ли в мире идеально для глаза»

2

Симметрия фи­гур. Распределе­ние по классам

1

0,5

0,5




Практическая работа

3

Симметрия в природе

1







1

Реферат. Проект

4

Симметрия в физике

1

0,5




0,5

Реферат. Проект

5

Симметрия в искусстве

1







1

Реферат. Проект

6

Симметрия в предметах деко­ративно-прикладного искусства

1

1







Проект «Симметрия в орнаментах»

7

Симметрические

многочлены.

Симметрические

системы

1

0,5

0,5




Проект «Паркеты»

8

Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций

1

0,5

0,5




Самостоятельная работа.



Содержание программы

Тема 1. Симметрия (2 часа).

Занятие 1. Симметрия. Виды симметрии: осевая симметрия, центральная симметрия, поворотная симметрия, параллельный пе­ренос, зеркальная симметрия. Композиция симметрии (1 ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, выполнение тре­нировочных упражнений.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного реше­ния.

Занятие 2. Симметрия фигур. Распределение по классам сим­метрии. Симметрия тел (1ч).

Методы обучения: лекция, рассказ, объяснение, решение практических задач на построение фигур с заданным типом сим­метрии.

Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач са­мостоятельного решения, творческие задания.

Тема 2. Симметрия в природе (2 часа).

Занятие 3. Симметрия в природе. Симметрия в мире растений. Симметрия в мире насекомых, рыб, птиц, животных. Симметрия в неживой природе. Асимметрия. Семинар (1 ч).

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; обсуждение тем сообщений и рефера­тов; выступления.

Формы контроля: проверка рефератов, творческих зада­ний, проектов.

Занятие 4. Симметрия в физике. Симметрия законов природы (1 ч).

Методы обучения: лекция, семинар.

Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий,проектов.

Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа).

Занятие 5. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке (1 ч).

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения, рефераты.

Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий, проектов.

Занятие 5. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Ро­зетки. Герих (1 ч).

Методы обучения: лекция, выполнение творческих зада­ний.

Формы контроля: проверка рефератов, творческих зада­ний,проектов.

Тема 4. Симметрия в алгебре (2 часа).

Занятие 7. Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы уравнений (1 ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, решение трениро­вочных заданий.

Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения

Занятие 8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

Методы обучения: лекция, объяснение, решение трениро­вочных заданий.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.
Тема 3. Симметрия в искусстве (2 часа).

Занятие 5. Симметрия в архитектуре, живописи, литературе, музыке (1 ч).

Методы обучения: учебная беседа с использованием приема активного слушания; сообщения, рефераты.

Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий, проектов.

Занятие 6. Симметрия в предметах декоративно-прикладного искусства. Орнамент. Типы симметрии орнаментов. Бордюры. Розетки. Герих(1 ч). Методы обучения: лекция, выполнение творческих заданий,проектов.

Формы контроля: проверка рефератов, творческих заданий.

Тема 4. Симметрия в алгебре (2 часа).

Занятие 7. Симметрические многочлены от двух переменных. Симметрические системы

уравнений (1 ч).

Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.

Формы контроля: фронтальный опрос, проверка задач самостоятельного решения

Занятие 8. Симметрия в геометрических преобразованиях графиков функций.

Методы обучения: лекция, объяснение, решение тренировочных заданий.

Формы контроля: проверка задач самостоятельного решения.

Практическая часть программы:

  • располагает широким арсеналом возможностей исследования и выявления красоты формул, законов окружающего мира;

  • способствует развитию навыков графической культуры, точности;

  • позволяет устанавливать связь элементов окружающего мира с математикой с помощью красивых линий и формул;

  • наглядно ощутить элементы математики в природе и искусстве (с помощью экскурсий).

Инструментарий для оценивания результатов –

практические, лабораторные, творческие работы, экскурсии, конкурс творческих идей, проектов, зачеты, тесты.

Предполагаемый результат изучения элективного курса

Изучение элективного курса «Математические законы красоты» позволит:

  • выработать навыки исследования законов окружающей природы;

  • установить математическую связь природных явлений, шедевров искусства им формул;

  • создавать красоту математических линий.


Литература

  1. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1981.

  2. Демьянов В.П. Геометрия и Марсельеза. – М.: Знание, 1986.

  3. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. – М.: Просвещение, 1981.

  4. Коксетер Г.С. Новые встречи с геометрией. – М.: Наука, 1978.

  5. Левитин К. Геометрические рапсодии. – М.: Знание, 1986.

  6. Математика. Учебно-методическая газета. – М.: Издательский дом «Первое сентября».

  7. Махов А. Леонардо да Винчи. – Ташкент: Чулпон, 1990.

  8. Омар Хайям. Рубаи. – Ташкент, 1982.

  9. Сергеев И.Н. Примени математику. – М.: Наука, 1989.

  10. Скопец З.А. Геометрические миниатюры. – М.: Просвещение, 1990.

  11. Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. – М.: Наука, 1981.

  12. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. – М.: Просвещение, 1995.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconПояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас»
«Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна...
Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Законы физики вокруг нас»
Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconРабочая учебная программа (адаптированная) по...
Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconУрок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому предлагаю вам
«Симметрия». В апреле месяце я планирую провести урок-конференцию по теме «Математика вокруг нас» для учащихся 6-классов. Поэтому...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» icon«Симметрия вокруг нас»
С теми или иными проявлениями симметрии мы встречаемся буквально на каждом шагу. Внимательно приглядимся к окружающей нас природе....
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconРеферат по геометрии: «Симметрия в природе»
Что же такое симметрия? Почему симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир?
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма пропедевтического курса по геометрии с основами краеведческих знаний «Мир симметрии»
Лейтмотивом курса является понятие симметрии, играющей ведущую роль в современной науке, искусстве, технике и окружающей нас жизни....
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Химия вокруг нас»
Программу подготовила Евдокимова А. С., учитель химии мкоу «сош №1» г. Николаевска Волгоградской области
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Химия вокруг нас»
Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconУрок (биологии + геометрии) в 8 классе по теме «Симметрия вокруг нас»
Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве и научить различать многообразные...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconЭлективный курс по химии «Химия вокруг нас»
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический...
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconРеферат симметрия в природе номинация «Математика вокруг нас»
Знаменитый академик В. И. Вернадский считал, что «… представление о симметрии слагалось в течение десятков, сотен, тысяч поколений....
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» iconПрограмма предметного элективного курса «Проценты вокруг нас» (9 класс)
Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и для учащихся,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск