Скачать 94.19 Kb.
|
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Программу подготовила Евдокимова А.С., учитель химии МКОУ «СОШ №1» г. Николаевска Волгоградской области 1. Пояснительная записка Программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 16 часов. Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ. Цель программы: создание условий для реализации задачи предпрофильной подготовки, для ориентации учащихся в выборе естественнонаучного профиля обучения. Задачи:
Все меньше времени в основной школе уделяется ученическому химическому эксперименту. Освоение приемов лабораторной техники, навыков использования химической посуды, нагревательных приборов в сочетании с соблюдением требований техники безопасности требует особенно много времени. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, демонстрационный эксперимент и обязательное практическое занятие. Настоящий, глубокий интерес к предмету начинается с воспитания у учеников привычки и стремления к серьезному умственному труду. Из этой привычки развивается потребность в творческой самостоятельности. Самостоятельная работа школьников, способствующая активизации их мыслительной деятельности, связана во многом с выполнением химического эксперимента. Поэтому в программе спецкурса "Химия вокруг нас" большое значение уделяется формированию экспериментальных умений и навыков. Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами. Занятия по элективному курсу можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающими демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; выполнения мини-проектов с последующей их защитой, решения проблемных ситуаций, подготовки докладов, рефератов, используя различные источники информации, в том числе и Интернет. Таким образом, у учащихся, прослушавших этот курс, будет сформировано целостное представление о веществах, которые окружают их в повседневной жизни, развит познавательный интерес, что приводит к повышению успеваемости по химии, повысит информационную и коммуникативную компетентность школьников и поможет им профессионально определиться в жизни. Кроме того по окончании курса учащиеся должны:
Отслеживание результатов прохождения курса: 1. Наблюдение и беседа с учащимися. 2. В ходе многих занятий запланированы викторины, проблемные групповые задания. 3. Защита мини-проектов. 4. На итоговом последнем занятии будет проводиться анкетирование и тестирование учащихся.
Модуль 1: Введение. Правила техники безопасности. Химическое оборудовании (1 час) Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ. Правила ТБ при работе в химической лаборатории. Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами». Модуль 2: Химия в природе (5 часов). Цель: изучение строения и состава почвы; атмосферы, природных вод. Знакомство с методами качественного химического анализа, анализ катионов и анионов, входящих в образцы природной и водопроводной воды. Знакомство с методами получения газов, входящих в состав воздуха и качественными реакциями на них. Почва и ее состав. Загрязнение почвы, влияние на нее хозяйственной деятельности человека. Вода в природе. Состав природных вод. Жесткость воды. Загрязнение воды. Воздух и его состав. Загрязнение воздуха. Парниковый эффект, кислотные дожди. Практическая работа № 2 "Изучение различных образцов почв". Практическая работа №3 «Исследование качества питьевой воды, органолептические показатели воды». Практическая работа № 4 «Определение катионов и анионов в водопроводной воде» Практическая работа №5 «Получение и распознавание кислорода и углекислого газа» Модуль 3: Химия в быту(6 часов) Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовление изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях. Состав пищи. Углеводы: сахар, глюкоза, крахмал, целлюлоза. Практическая работа № 6 "Зеркало из глюкозы". Практическая работа №7 « Качественная реакция на крахмал» Белок. Вегетарианство и его последствия для растущего организма. Практическая работа № 9 "Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)". Сода. Мел, мрамор, яичная скорлупа. Практическая работа № 8 "Как очистить яйцо, не разбив скорлупы". Краски. Чернила. Практическая работа № 10 "Получение акварельных красок". Мыло. Почему мыло пенится и моет. Практическая работа № 11 "Получение мыла из жиров". Практическая работа № 12 « Получение парафиновой свечки из мыла» Синтетические моющие средства и шампуни, косметика. Практическая работа № 13 "Сравнение моющей способности мыла и СМС в воде различной жесткости". Практическая работа № 14 "Изучение состава шампуней, зубных паст, крема, пудры, теней". Модуль 4: Домашняя аптечка (3 часа) Цель: изучение основных групп лекарственных средств, входящих в состав домашней аптечки. Дезинфицирующие средства (йод, перекись водорода, марганцовка, ляпис). Практическая работа №15 «Разложение перекиси водорода, перманганата калия». Антибиотики и противовоспалительные средства, их вред и польза. Практическая работа № 16 «Получение фараоновых змей» Лекарственные средства для желудочно-кишечного тракта. Практическая работа №17 «Изучение природы лекарства от изжоги».
Тематический план:
Для учителя
Для учащихся
Приложение
Синько Т.П. Элективные курсы. Естественнонаучное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей, г. Новосибирск, 2004 |
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | ||
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике... | Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас» Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики... | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас» Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации | Элективный курс по химии «Химия вокруг нас» Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический... | ||
Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» «математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением математики... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту» Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина | Программа предметного элективного курса «Проценты вокруг нас» (9 класс) Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и для учащихся,... | ||
Рабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология» Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас... | Элективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным.... Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания... | ||
Конспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,... Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать | Рабочая учебная программа (адаптированная) по... Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия... |