Программа элективного курса «Химия вокруг нас»





Скачать 94.19 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Химия вокруг нас»
Дата публикации14.12.2014
Размер94.19 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
Программа элективного курса

«Химия вокруг нас»
Программу подготовила Евдокимова А.С., учитель химии МКОУ «СОШ №1» г. Николаевска Волгоградской области

1. Пояснительная записка

Программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 классов.

Программа рассчитана на 16 часов.

Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ.

Цель программы: создание условий для реализации задачи предпрофильной подготовки, для ориентации учащихся в выборе естественнонаучного профиля обучения.

Задачи:

  1. показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности, развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины и сферы обслуживания;

  2. совершенствовать технику химического эксперимента;

  3. развивать их учебную мотивацию;

  4. формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала, развитие творческих способностей;

  5. применять полученные знания в учебном курсе для исследования важнейших природных и промышленных продуктов в повседневной жизни;

  6. формировать коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.

  7. дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.

Все меньше времени в основной школе уделяется ученическо­му химическому эксперименту. Освоение приемов лабораторной техники, навыков использования химической посуды, нагреватель­ных приборов в сочетании с соблюдением требований техники безо­пасности требует особенно много времени. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, демонстрационный эксперимент и обязательное практическое занятие.

Настоящий, глубокий интерес к предмету начинается с воспитания у учеников привычки и стремления к серьезному умственному труду. Из этой привычки развивается потребность в творческой самостоятельности. Самостоятельная работа школьников, способствующая активизации их мыслительной деятельности, связана во многом с выполнением химического эксперимента. Поэтому в программе спецкурса "Химия вокруг нас" большое значение уделяется формированию экспериментальных умений и навыков.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Занятия по элективному курсу можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающими демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; выполнения мини-проектов с последующей их защитой, решения проблемных ситуаций, подготовки докладов, рефератов, используя различные источники информации, в том числе и Интернет.

Таким образом, у учащихся, прослушавших этот курс, будет сформировано целостное представление о веществах, которые окружают их в повседневной жизни, развит познавательный интерес, что приводит к повышению успеваемости по химии, повысит информационную и коммуникативную компетентность школьников и поможет им профессионально определиться в жизни.

Кроме того по окончании курса учащиеся должны:

  • иметь представление об общих теоретических основах аналитической химии, качественном анализе, знать технику проведения лабораторных работ;

  • уметь осуществлять монтаж лабораторных приборов, получать растворы, продукты питания и др., наблюдать химический эксперимент, описывать его проведение, составлять отчёт о выполненной работе.

  • владеть навыками работы в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы.

Отслеживание результатов прохождения курса:

1. Наблюдение и беседа с учащимися.

2. В ходе многих занятий запланированы викторины, проблемные групповые задания.

3. Защита мини-проектов.

4. На итоговом последнем занятии будет проводиться анкетирование и тестирование учащихся.


  1. Структура и содержание курса

Модуль 1: Введение. Правила техники безопасности. Химическое оборудовании (1 час)

Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ.

Правила ТБ при работе в химической лаборатории.

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».

Модуль 2: Химия в природе (5 часов).

Цель: изучение строения и состава почвы; атмосферы, природных вод. Знакомство с методами качественного химического анализа, анализ катионов и анионов, входящих в образцы природной и водопроводной воды. Знакомство с методами получения газов, входящих в состав воздуха и качественными реакциями на них.

Почва и ее состав. Загрязнение почвы, влияние на нее хозяйственной деятельности человека. Вода в природе. Состав природных вод. Жесткость воды. Загрязнение воды. Воздух и его состав. Загрязнение воздуха. Парниковый эффект, кислотные дожди. Практическая работа № 2 "Изучение различных образцов почв".

Практическая работа №3 «Исследование качества питьевой воды, органолептические показатели воды».

Практическая работа № 4 «Определение катионов и анионов в водопроводной воде»

Практическая работа №5 «Получение и распознавание кислорода и углекислого газа»

Модуль 3: Химия в быту(6 часов)

Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовление изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.

Состав пищи. Углеводы: сахар, глюкоза, крахмал, целлюлоза. Практическая работа № 6 "Зеркало из глюкозы". Практическая работа №7 « Качественная реакция на крахмал»

Белок. Вегетарианство и его последствия для растущего организма. Практическая работа № 9 "Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)".

Сода. Мел, мрамор, яичная скорлупа. Практическая работа № 8 "Как очистить яйцо, не разбив скорлупы".

Краски. Чернила. Практическая работа № 10 "Получение акварельных красок".

Мыло. Почему мыло пенится и моет. Практическая работа № 11 "Получение мыла из жиров". Практическая работа № 12 « Получение парафиновой свечки из мыла»

Синтетические моющие средства и шампуни, косметика. Практическая работа № 13 "Сравнение моющей способности мыла и СМС в воде различной жесткости".

Практическая работа № 14 "Изучение состава шампуней, зубных паст, крема, пудры, теней".

Модуль 4: Домашняя аптечка (3 часа)

Цель: изучение основных групп лекарственных средств, входящих в состав домашней аптечки.

Дезинфицирующие средства (йод, перекись водорода, марганцовка, ляпис). Практическая работа №15 «Разложение перекиси водорода, перманганата калия». Антибиотики и противовоспалительные средства, их вред и польза. Практическая работа № 16 «Получение фараоновых змей»

Лекарственные средства для желудочно-кишечного тракта. Практическая работа №17 «Изучение природы лекарства от изжоги».

  1. Тематический план.

Тематический план:

Модуль

Количество часов

Темы занятий

Вид занятия, формы работы

Введение. Правила техники безопасности. Химическое оборудование


1

Правила техники безопасности. Химическое оборудование

Беседа

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами» с использованием Виртуальной лаборатории,

групповые проверочные задания


Химия в природе

5

Состав почвы. Влияние на почву хозяйственной деятельности человека.

Рассказ

Практическая работа №2 «Изучение различных образцов почв»

Беседа

Состав природных вод. Загрязнение воды.

Беседа. Презентация проекта «Что таит в себе вода?». Викторина.

Методы качественного химического анализа. Оценка качества питьевой воды. Жесткость воды.

Мини-лекция, беседа.

Практическая работа №3 «Исследование качества питьевой воды»

Практическая работа № 4 «Определение катионов и анионов в водопроводной воде»


Состав воздуха.

Беседа.

Практическая работа №5 «Получение и распознавание кислорода и углекислого газа»

Викторина.

Причины и последствия загрязнения воздуха.

Выполнение и защита мини-проекта «Воздух загрязнен? Нам грозит опасность!»

Химия в быту

6

Состав пищи. Углеводы.

Беседа.

Практическая работа № 6 "Зеркало из глюкозы». Практическая работа №7 « Качественная реакция на крахмал»

Групповые проверочные задания.

Состав пищи. Белки.

Беседа.

Практическая работа № 9 "Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)".


Сода. Мел, мрамор, яичная скорлупа.

Решение проблемных ситуаций, вопросов. Работа в группах.

Практическая работа № 8 "Как очистить яйцо, не разбив скорлупы".


Краски. Чернила.

Мини-лекция, демонстрация веществ с различной окраской.

Практическая работа № 10 "Получение акварельных красок".


Мыло. Синтетические моющие средства и шампуни.

Объяснение, демонстрация.

Практическая работа № 11 "Получение мыла из жиров".

Практическая работа № 12 « Получение парафиновой свечки из мыла».

Практическая работа № 13 "Сравнение моющей способности мыла и СМС в воде различной жесткости".

Косметика.

Выполнение и защита мини-проекта «Состав косметических средств»

Практическая работа № 14 "Изучение состава шампуней, зубных паст, крема, пудры, теней".


Домашняя аптечка

3

Дезинфицирующие средства.

Беседа, решение проблемных заданий.

Практическая работа №15 «Разложение перекиси водорода, перманганата калия».

Антибиотики и противовоспалительные средства

Демонстрация проекта «Антибиотики: за и против»

Практическая работа № 16 «Получение фараоновых змей»

Решение проблемных вопросов.

Лекарственные средства для желудочно-кишечного тракта

Мини-лекция. Решение проблемной ситуации.

Практическая работа №17 «Изучение природы лекарства от изжоги».

Итоговое занятие. Подведение итогов.

Рефлексия

Анкетирование, тестирование.



  • Список рекомендуемой литературы:

Для учителя

  • Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл.- М.: Просвещение, 1977.

  • Занимательные опыты по химии. Сост. М.И. Шкурко. - Минск: Народная асвета, 1968.

  • Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

  • Ольгин. О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1995г.

  • Совмиз М.А. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1999.

Для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. Химия.- М.: Аванта- плюс, 2003.

  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. - М.: АРКТИ, 2000.

  3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

  4. Мультимедийный учебник «Химия. 8-9» Урок 15.

Приложение

  • Список литературы, использованной при подготовке программы:

    1. Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. – 2003. - №5. – С. 49-55.

    2. Артемова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. – 2003. - №4. – С. 22-31.

    3. Артемова Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. – 2003. - №4. – С. 84-88.

    4. Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения // Химия: методика преподавания в школе. – 2003. - №6. – С. 3-11.

    5. Методические рекомендации по разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся

    6. О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы. Министерство образования Российской Федерации, 25.08.2003

Синько Т.П. Элективные курсы. Естественнонаучное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей, г. Новосибирск, 2004

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса...
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconОбразовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас»
Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Химия вокруг нас»
Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Законы физики вокруг нас»
Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас»
Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconЭлективный курс по химии «Химия вокруг нас»
Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас»
«математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением ма­тематики...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПрограмма элективного курса «Химия и окружающая среда»
Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту»
Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПрограмма предметного элективного курса «Проценты вокруг нас» (9 класс)
Он будет полезен не только для школьников, проявляющих повышенный интерес к изучению предмет «Математика», но также и для учащихся,...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconРабочая программа элективного курса для учащихся 11-х классов «Химия и экология»
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учащихся с характеристикой веществ,окружающих нас...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconЭлективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным....
Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconКонспект урока окружающего мира на тему: «Опасности вокруг нас»,...
Цель: Выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу и на водоёме и как их избежать
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconРабочая учебная программа (адаптированная) по...
Сагателова С. С., Студенецкая В. Н. Геометрия: красота и гармония. Простейшие задачи аналитической геометрии на плоскости. Золотая...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»...
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас»
Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск