Скачать 161.57 Kb.
|
Пояснительная записка Актуальность темы В современном мире самые различные сферы человеческой деятельности преимущественно основывается на достижениях науки. Перспективы решения глобальных проблем, возникших сейчас перед обществом, связаны также с дальнейшим развитием науки. В настоящее время речь идет о становлении новой информационно- экологической цивилизации, наука в котором будем определять основу мировоззрения и ценностной ориентации общества. Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания действительности, к целостному, системному познанию. Переход к системному этапу познания окружающего мира диктует также все более грозными явлениями в глобальной экосистеме – биосфере, связанными с непредвиденными последствиями научно – технического прогресса – загрязнениями окружающей среды, истощением ресурсов, возникновением новых заболеваний и т.д. Курс носит межпредметный характер. Объединение физики, химии, экологии в одном курсе продуктивно, во – первых, неразрывной связью этих важнейших составных частей естествознания; во – вторых, глубоким проникновением открытий этих наук в повседневную жизнь. Новизна: Задача современного школьного образования – формирование у учащихся целостного представления об основных изучаемых наук, их теоретических и прикладных аспектах. Химия и физика как учебные предметы в числе других задач призвана давать учащимся представления о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов, физические знания раскрывают физическую сущность процессов, происходящих в природе в результате хозяйственной деятельности человека, а совместно с другими естественно научными предметами – формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения в природе. Учебные программы по различным предметам обладают большими потенциальными возможностями для экологического образования учащихся. Однако недостаточно лишь насыщать различный материал экологическим содержанием. Необходимо создать условия для активного овладения учащимися экологическими знаниями и умениями в процессе их учебной деятельности. Решению этой задачи может способствовать предлагаемая программа элективного курса «Естественнонаучная картина мира», которая учитывает актуальность экологических понятий в обучении молодого поколения. Методологические положения Элективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным. В основу разработки данного элективного курса положены основные теоретические идеи следующих программ: авторская программа элективного курса «Химия и экология» 8 класс, составитель Зарипова Х.С., авторская программа элективного курса «Физика и химия» 9 класс, составитель Кузнецова В.А., программа Естествознания издательство «Дрофа», 2001 год. Основная идея курса Показать учащимся, что окружающий мир представляет собой совокупность большого числа сложноорганизованных, взаимодействующих друг с другом, постоянно эволюционирующих систем; что эволюция биосферы и развитие человеческого общества подчиняются одним и тем же законам; что единственным условием возможного выживания человечества как биологического вида являются коэволюция человечества и биосферы. Цель курса: Сформировать у учащихся основы естественнонаучной картины миры, а на ее основе заложить фундамент для формирования личного мировоззрения у каждого учащегося. Задачи курса:
Критерии освоения программы:
Элективный курс «естественнонаучная картина мира» рассчитан на 32 часа (1 час резервного времени). Курс предусматривает практические занятия, теоретические занятия, итоговые занятия после каждого раздела, деловые и ролевые игры. Форма работы:
Методы обучения:
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
Система оценивания: Предполагается текущий и итоговый контроль. Текущий контроль в форме:
Итоговый контроль в форме защиты проектов или рефератов (по желанию учащихся). Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. В течение всего периода обучения предполагается самооценка и оценка преподавателя. Итоговая оценка преподавателя согласуется с самооценкой учащихся. Структура курса: Модуль 1. Мир сточки зрения физики. (задача №1). Введение. Модуль 2. Электромагнитные явления. (задача №2,3,5,8). Овладение знаниями об электрическом токе, напряжении, действии тока. Решаются задачи на вычисление напряжений при последовательном соединении, при параллельном соединении. Модуль 3. Физические процессы в атмосфере и их влияние. (задачи №2,3,5,8). Овладение знаниями об атмосферном давлении, факторах влияющих на величину атмосферного давления, испарения. Модуль 4. Тепловые явления. (задачи №2,3,5,8). Овладение знаниями об простых механизмах, механической работе, тепловых двигателях, двигателях внутреннего сгорания. Энергия. Решаются задачи на вычисление механической работы. Модуль 5. Мир с точки зрения химии. (задача №1). Введение. Модуль 6. Основные классы неорганических соединений и их физико – химические свойства. (задача №2,3,5,8). Овладение знаниями об оксидах, кислотах, солях, основаниях, их влияние на окружающую среду. Решение экологических задач. Модуль 7. Химические процессы в гидросфере. (задача №2,3,5,8). Овладение знаниями об физико – химических свойствах воды, способах очистки. Поводиться практическое занятие по анализу воды. Модуль 8. Химические процессы в атмосфере. (задачи №2,3,5,8). Овладение знаниями об образовании водорода, озона, кислорода, экологических проблемах загрязнения воздуха. Практическое занятие экологический мониторинг воздуха. Модуль 9. Презентация работ учащихся. (задача №6,9). Реализация работ учащихся. Подведение итогов. Содержание курса Часть 1. Мир с точки зрения физики (1 час). Цель: Показать, что изучение выводов отдельных наук не может гарантировать глубоко понимания процессов, происходящих в окружающем мире и требует синтеза знаний, полученных отдельными науками. Физика и экология. Часть 2. Электромагнитные явления. ( 5 часов). Цель: Сформировать знания об электрическом токе, напряжении, ознакомить учащихся с действие электричества на организм человека и на окружающий мир. Закрепить полученные знания практически. Электрический ток как направленное движение заряженных частиц. Напряжение как условие возникновения электрического тока. Последовательное и параллельное соединения проводников. Ионизация воздуха и атмосферное электричество. Здоровье человека и электромагнитные поля. Молния. Электричество и растения. Энергетика: вчера, сегодня, завтра. П\Р: «Исследование электрических цепей», «Электрические заряды и растения». Решение задач. Часть 3. Физические процессы в атмосфере, гидросфере и их влияние. ( 3 часа). Цель: Сформировать знания об атмосферном давлении, ознакомить учащихся с основными физическими процессами в атмосфере. Атмосферное давление, факторы влияющие на величину атмосферного давления, измерение атмосферного давления, барометр. Испарение, относительная влажность, облака, ветер, погода. Перемещение воды. П\Р: «Очистка промышленных стоков электрическим током». Часть 4. Тепловые явления. (4 часа). Цель: Сформировать знания об механизмах, механической работе, тепловых двигателях и двигателях внутреннего сгорания и их влиянии на окружающую среду. Простые механизмы и их использование в машинах. Механическая работа. Энергия. Источники энергии, значение солнечной энергии для жизни на Земле. Электростанции. Роль электроэнергии в жизни общества. Тепловые двигатели и двигатели внутреннего сгорания и охрана природы. Парниковый эффект и глобальное потепление климата. П/Р: «знакомство с альтернативными источниками энергии», «Знакомство с простыми механизмами», «Вычисление механической работы». Решение задач. Часть 5. Мир с очки зрения химии. (1 час). Цель: Показать, что изучение выводов отдельных наук не может гарантировать глубоко понимания процессов, происходящих в окружающем мире и требует синтеза знаний, полученных отдельными науками. Химия и экология. Часть 6. Основные классы неорганических соединений и их физико – химические свойства. ( 4 часа). Цель: Сформировать знания об основных классах неорганических соединений. Рассмотреть их влияние на окружающую среду. Оксиды, соли, кислоты, основания. Кислотные дожди. Минеральные удобрения. Оксиды углерода, серы и азота и их влияние на окружающую среду. Решение задач с экологическим содержанием. Часть 7. Химические процессы в гидросфере. (4 часа) Цель: Сформировать знания об экологии гидросферы, ознакомить учащихся с основными видами загрязнителей гидросферы. Физико – химические свойства воды. Вода как растворитель. Природные воды. Жесткость воды. Способы очистки воды. П/Р: «определение пригодности воды для питья», «Приготовление растворов с заданной концентрации», «Удаление жесткости воды». Часть 8. Химические процессы в атмосфере.(4 часа). Цель: Сформировать знания об экологии атмосферы, ознакомить учащихся с экологическими проблемами загрязнения воздуха. Образование водорода, озона, кислорода и их круговорот. Экологические проблемы загрязнения воздуха. Озоновый слой и экологическая проблема его сохранения. «Парниковый эффект» как экологическая проблема. Экологический мониторинг воздуха. (практическое занятие). Часть9. Презентация работ учащихся. (4 часа). Цель: Подведение итогов работы курса. Защита работ учащихся. (Презентации, рефераты, проекты). Выводы: Элективный курс «Естественнонаучная картинна мира» воспитывает у учащихся бережное отношение к природе, учит экологической культуре жизни. Дидактические, ролевые, деловые экологические игры способствуют формированию экологических знаний при изучении предметов естественнонаучного цикла. Применение их на занятиях позволит в активной форме провести проверку уровня усвоения экологических знаний, а также обеспечить путь получения учащимися новых знаний. Физические знания раскрывают физическую сущность процессов, происходящих в природе в результате хозяйственной деятельности человека. Экологические знания характеризуют человека и последствия его деятельности, и определяет параметры пределов вмешательства человека в ход естественных процессов. В связи с этим учебные задания для старшеклассников являются в большей степени количественными. Практическая часть курса позволяет организовать деятельность учащихся в рамках нетрадиционных методов и приемов обучения, таких как: экологическое прогнозирование, конструирование, моделирование, исследование и изучение свойств веществ. Такие сведения важны для учащихся. Тематическое планирование элективного курса «Естественнонаучная картина мира»
Всего 32 часа (1 час резервного времени). Учебно – методическое обеспечение 1. дидактические материалы. 2.тесты 3.темы рефератов А) История открытия законов электричества. Б) история развития электрической техники. В) История климата Земли. Г) Основные источники энергии на Земле. Д) Проблемы современной энергетики. Ж) Энергетические процессы в живых организмах. И) Вода и жизнь. К) Экологические проблемы современности. Л) «Парниковый эффект»: споры и проблемы. М) Экология и автомобиль. Н) Круговорот веществ в биосфере. 4. темы сообщений А) Облака. Б) Климат. В) Погода. Г) Ветер. Д) Имеет ли вода память? Е) Вода в космосе. Ж) Кислотные дожди. И) Удобрения и плодородие почвы. 5. тепы проектных работ. А) анализ проб воды в различных районах города. Б) Мое представление о городе будущего. В) Слайд – презентация «Моя любимая планета». Г) Нитраты – в продуктах питания. Д) Современная модель двигателя внутреннего сгорания. Е) Современные тепловые двигатели. Ж) Экологические катастрофы. И) Необходимость экономии природных ресурсов и использование новых технологий. 6. Список литературы для учителя. 1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д: Феникс, 2003 г. 2. Химия в школе, 2000, №7,8. 3. Химия в школе, 2003 №1,2,6. 4. Попов В.А. Биосфера и проблемы ее охраны. Казань. Татарское кн. Изд-во, 1981г. 5. В.Г. Разумовская, А.Т. Глазунов «Физика и научно- технический прогресс» Москва. Просвещение. 1980 г. 6. Г.А. Фадеев, В.А. Попова «Физика и экология» Волгоград. 2004 г. 7. А.П. Рыженков «Физика. Человек. Окружающая среда» Москва. Просвещение. 1996 г. 8. В.В. Дежкин «Беседы об экологии» 2 издание. Москва. Молодая гвардия. 1989г. 9. Л.М. Игольницына. Сборник экологических заданий, деловых игр. Иркутский университет. 1997г. 7. Список литературы для учащихся 1. . Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов н/Д: Феникс, 2003 г. 2. Плечова З.Н. Школьный экологический словарь – Чебоксары, 1997 г. 3. Хабарова Е.И. Панова С.А. Экология. Краткий справочник школьника. 9 -11 класс, 1997 г. 4. В.М. Варикаш, Б. А. Кимбар, И.М. Варикаш «Физика в живой природе» Минск. 1984 г. 5. Г.А. Фадеева, В.А. Поповпа «Физика и экология» Волгоград. 2004 г. 6. В.Г. Разумовская, А.Т. Глазунов «Физика и научно – технический прогресс» Москва. 1980г. Список литературы, который использовался при составлении программы
Приложение. Разработка уроков.
|
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы» Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится... | ||
Программа элективного курса на тему: «Математика метод познания окружающего мира» Цель данного элективного курса: подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня их математической культуры | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа элективного курса «Химия и здоровье» Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки. Целью курса является формирование мотивации... | ||
Рабочая программа элективного курса по биологии «экология человека» Программа элективного курса содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета экология. Программа включает... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
II. Химия клетки (5 час) Предлагаемый элективный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Изучение элективного курса поможет в выборе дальнейшего... | Программа элективного курса по основам исторической антропологии «Человек и эпоха» Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество... | ||
Элективный курс по теме «Алгебра матриц. Методы решения систем линейных... Данный элективный курс рассчитан на 14 часов. Разработаны конспекты всех уроков элективного курса | Протокол №1 от В основу данного элективного курс а положены матер иалы авторской программой учителя физики Леоненко Анны Николаевны размещенной... | ||
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике... | Программа элективного курса «Избранные вопросы математики» Каждая тема связана непосредственно с материалом основного курса математики. Кроме вопросов из алгебры, в элективный курс включены... |