Протокол №1 от





Скачать 153.41 Kb.
НазваниеПротокол №1 от
Дата публикации17.10.2014
Размер153.41 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Физика > Документы

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____ Габтелхакова Р.Р.

Протокол №1 от

«23»августа 2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по

УР МБОУ «Смаильская СОШ»

_________ Якупова Г.З.

«26» августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Смаильская СОШ»

_____Файзрахманов.Ф.Ф

Приказ № 174 от «30» августа 2013 г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Смаильская СОШ»

Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «История физической науки: события,факты,люди.»

для XI класса
на 2013-2014 учебный год
учителя Ибрагимовой Нурзиды Бадегетдиновны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета.

Протокол № 1 от 29 августа 2013 г.

Пояснительная записка.

Данная программа по элективному курсу по физике для 11 класса составлена из расчета 1час в неделю, всего 34 часа. В основу данного элективного курс а положены матер иалы авторской программой учителя физики Леоненко Анны Николаевны размещенной на сайтегазеты, «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. адрес: festival@1september.ru   

Физика представляет сердцевину гуманитарного образования нашего времени… (И.Раби, лауреат Нобелевской премии по физике 1944 г.)

Проблема гуманизации преподавания естественных наук является одной из самых важных и неотложных.

Обращение к истории науки - один из важнейших путей раскрытия человеческого смысла любой науки, а значит, осуществления принципа гуманизации.

История физики - синтез естественнонаучного и гуманитарного подходов к изучению природы и общества. Первый из них характеризуется точностью, обоснованностью, логическими связями частей. Гуманитарный подход привносит в эту дисциплину мощное эмоциональное воздействие, ощущение сопричастности к происходящим событиям, характерные для всех областей исторической науки. Историю физики можно рассматривать как одно из главных направлений гуманитаризации естественнонаучного образования, а так же как наилучший способ реализации его гуманизации.

Именно поэтому данный элективный курс можно использовать как обобщающий курс в 11 классе, направленный на углубление и расширение знаний по физике,

так как его изучению обязательно должно предшествовать изучение физики как таковой в рамках основной школы.

Данный элективный курс создан с целью раскрытия учащимся эволюции важнейших идей курса физики, определения этапов становления и развития научной картины мироздания и позволяет решать следующие задачи:

• помочь школьникам овладеть знаниями о культурологических ценностях как гуманитарного, так и естественнонаучного характера; о единой научной картине мира;

• способствовать расширению научного и культурного потенциала учащихся, формированию научного мировоззрения, развития интереса к изучению физики, уважения к науке;

• создать условия для становления комплекса компетенций, позволяющих реализовать свои замыслы в рамках информационного и коммуникативного пространства.

При реализации данного элективного курса появляется возможность реализовать современную тенденцию образования, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

По окончании курса учащиеся должны уметь:

Составить реферат по творческому плану:

1.Детские годы ученого и семья, в которой он воспитывался.

2. Начало творчества.

3. Причины, побуждающие ученого к выбору предмета исследования (социальный запрос и логика развития науки).

4.Механизм решения научной проблемы (влияние мировоззрения на путь поиска решения, выбор методов исследования).

5.Мировоззрение, творческий метод и отношение к науке.

6.Трудности научного поиска.

7.Оценка вклада ученого в развитие науки.

8.Отношение к общественно-политическим проблемам и событиям.

9.Этические убеждения и поступки, нравственные идеалы

10.Последние годы жизни.

11.Определите значение данной работы для собственного развития.

2. В сознании школьников должна формироваться современная картина мира как итог длительного исторического развития научных представлений об окружающей природе.

3. Самостоятельно проводить собственные исследования по биографиям и творчеству ученых.

По окончании курса учащиеся должны знать и понимать:

Физика – это изучение мира вокруг нас, постановка самых глубоких вопросов в истории человека: как функционирует Вселенная, что не дает ей распасться, и что это за сила, которая одновременно достаточно нежна, чтобы сорвать с дерева листок и достаточно сильна, чтобы удерживать луну на её орбите. Наше стремление : «Понимать всё» спровоцировало самые великие открытия человечества - от овладения невероятной силы атома и обнаружения природы света до раскрытия сил, которые связали нашу Вселенную воедино . Всё это величайшие открытия в физике.

Построение содержания элективного курса совпадает с периодами (эпохами) развития науки.

1. Эпоха возникновения первичных физических учений охватывает период с древнейших времён до XVI в.н. э. Она включает древний мир, античные времена, Средние века (как в Европе, так и на арабском Востоке) и эпоху Возрождения.

2. Эпоха формирования физики как науки обычно определяется как период с начала XVII до конца XVIII в. В это время был заложен фундамент физики как самостоятельной науки.

3. Эпоха “классической” физики. Начавшись примерно в 1800 г., она продлилась до 1912 г. И закончилась с появлением квантовых и релятивистских представлений, революционным образом изменивших наши понятия об окружающем мире и строении материи.

4. Эпоха квантово-релятивистской и субатомной физики длится с 1900-1905 гг. по настоящее время.

ФИЗИКА В НАЧАЛЕ ПУТИ

I. Эпоха возникновения первичных физических учений (с древнейших времен до XVI в.)

Содержание

Биографии выдающихся ученых

Предыстория науки. Античная наука.

Атомисты (Левкипп, Демокрит, Эпикур)

Механика (Архимед, Евклид)

Гидростатика (Архимед, Герон Александрийский, Аристотель)

Акустика (Пифагор)

Оптика (Евклид, Архимед, Герон Александрийский, Птолемей)

Физические знания Средневековья и эпохи Возрождения.

Период развития науки на Востоке (VII-XV в. в)

Период развития европейской феодальной науки (XI-XV в.в.)

Период возникновения опытного естествознания (конец XV-первая половина XVII в).

Научная революция Н.Коперника

Борьба за гелиоцентрическую систему мира (Д.Бруно, И.Кеплер).

Формирование основ научного знания (Галилей)

Возникновение экспериментального и математического методов (Ф.Бэкон, Р.Декарт)

Успехи экспериментальной физики (Р.Бойль, О.Герике, Х.Гюйгенс, Р.Гук)

Научный метод Ньютона.

Демокрит ( 460-370 г. до н.э.)

Аристотель (384-322 г. до н.э.)

Евклид (III в. до н. э.)

Архимед (286 -212 г. до н.э.)

Герон Александрийский (450-250 г. н.э.)

Птолемей (II в н.э.)

Альхазен (Абу Али ибн аль-Хайсом (965-1039))

Бируни (Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (973-1048))

Р.Бэкон (1214-1294)

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Н. Коперник (1473-1543)

Д.Бруно (1548-1600)

И.Кеплер (1571-1630)

Г.Галилей (1654-1642)

Ф. Бэкон (1561-1626)

Р.Декарт (1596-1630)

Р.Гук (1635-1703)

Х.Гюйгенс (1629-1699)

И.Ньютон (1643-1727)

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

II. Эпоха формирования физики как науки (конец XVII века - конец XVIII века)

Содержание

Биографии выдающихся ученых

Развитие классической механики (Л.Эйлер, И. и Д. Бернулли, Ж.Лагранж, Ж.Даламбер, Ж. Понселе, У.Гамильтон, К.Гаусс).

Экспериментальное обоснование МКТ и возникновение статистической физики (М.В.Ломоносов, А.Лавуазье, П.Лаплас, Д.Блэк, Г.Фаренгейт, Р.Реомюр, А.Цельсий, Ж.Фурье, С.Карно)

Открытие основных законов электромагнетизма (П.Мушенбрук, Г.Рихман, Б.Франклин, Ш.Кулон, Г.Кавендиш, Л.Гальвани, А.Вольта).

Л.Эйлер (1707-1783)

Ж.Лагранж (1736-1813)

М.Ломоносов (1714-1765)

С.Карно (1796-1832)

Б.Франклин (1706-1790)

Г.Рихман (1711-1753)

Г.Кавендиш (1731-1810)

Ш.Кулон (1736-1806)

Ш. Эпоха “классической” физики (1800-1900 г.)

Содержание

Биографии выдающихся учёных

Открытие закона сохранения и превращения энергии (Р.Майер, Д.Джоуль, Г.Гельмгольц).

Развитие термодинамики и кинетической теории газов (Р.Клаузиус, У.Томсон, Д.Дальтон, Ж.Гей-Люссак, А.Авогадро, Д.Максвелл, Д.Менделеев, И.Ван-дер-Ваальс, Д.Гиббс, Л.Больцман, Г.Камерлинг-Оннес).

Возникновение и развитие теории электромагнитного поля (Х.Эрстед, А.Ампер, Г.Ом, М.Фарадей, Э.Ленц, Д.Максвелл, И.Умов, Г.Герц, А.Столетов, П.Лебедев, А.Попов).

Развитие волновой оптики (Т.Юнг, Э.Малюс, Ж.Френель, Й.Фраунгофер, И.Физо, Л.Фуко).

Р.Майер (1814-1878)

Д.Джоуль (1818-1889)

Г.Гельмгольц (1821-1884)

Р.Клаузиус (1822-1888)

У.Томсон (Кельвин) (1824-1907)

Л.Больцман (1844-1906)

Х.Эрстед (1777-1851)

А.Ампер (1775-1836)

М.Фарадей (1791-1867)

Д.Максвелл (1831-1879)

Э.Ленц (1804-1865)

Г.Герц (1857-1894)

А.Столетов (1839-1896)

П.Лебедев (1866-1912)

А.Попов (1859-1906)

Т.Юнг (1773-1829)

Ж.Френель (1785-1827)

Й.Фраунгофер (1787-1912)

Э.Малюс (1775-1812)

СОВРЕМЕННАЯ ФИЗИКА

IV. Эпоха квантово-релятивистской и субатомной физики (1990-1905 г.г. - по настоящее время)

Содержание

Биографии выдающихся учёных

Научная революция конца XIX-начала XX в. - зарождение квантовой теории (Г.Кирхгофф, И.Стефан, В.Вин, У.Рэлей, Д.Джинс, М.Планк).

Электродинамика движущихся сред и электронная теория (А.Майкельсон, Э.Морли, Г.Лоренц, Н.Лобачевскийй, А.Эйнштейн, Г.Минковский).

Возникновение атомной и ядерной физики (А.Беккерель, Д.Томсон, Э.Резерфорд, П.Кюри, М.Склодовская-Кюри, Ф.Содди, Н.Бор, В.Рентген).

Возникновение квантовой механики (В.Гейзенберг, Шредингер, Луи де Бройль, П.Дирак, В.Паули)

Русская и советская физика (А.Иоффе, А.Фридман, Я.Френкель, Л.Ландау, П.Капица, Л.Мандельштам, И.Курчатов, С. Вавилов)

Лауреаты Нобелевской премии по физике (А.Нобель, Ж. Алферов, В. Гинзбург, А. Абрикосов)

Физика на рубеже веков: XX - XXI век

М Планк (1858-1947)

А.Эйнштейн (1879-1955)

В Рентген (1845-1923)

А.Беккерель (1852-1908)

Э.Резерфорд (1871-1937)

П.Кюри (1859-1906)

М.Склодовская-Кюри (1967-1934)

Н.Бор (1885-1962)

В.Гейзенберг (1901-1976)

Э.Шрёдингер (1887-1961)

Луи де Бройль (1892-1986)

А. Иоффе (1880 - 1960)

И. Курчатов (1903 - 1960)

Ж. Алферов (1930)

В. Гинзбург (1916)

И. Пригожин (1917)


Учебно-тематическое планирование




Темы занятий.

Кол-во

часов

Дата проведения

Виды деятельности

Планируемая

Факт.

ФИЗИКА В НАЧАЛЕ ПУТИ

1.

Предыстория науки. Античная наука.

Изучение биографии ученых: Архимеда, Евклида, Герона Александрийского.

1

07.09




Лекция

2.

Изучение биографии ученых: Птолемея, Альхазена.

1

14.09




Лекция

3.

Натурфилософская картина мира (НФКМ). Изучение биографии ученых: Аристотеля, Эпикура, Демокрита.

1

21.09




Сообщения учащихся.

4

Период развития науки на Востоке (VII-XV в. в)

1

28.09




Лекция

5

Период развития европейской феодальной науки (XI-XV в.в.)

1

05.10




Лекция

6

Научная революция Н.Коперника

Борьба за гелиоцентрическую систему мира (Д.Бруно, И.Кеплер).

1

12.10




Сообщения учащихся.

7

Формирование основ научного знания (Галилей)

Возникновение экспериментального и математического методов (Ф.Бэкон, Р.Декарт)

1

19.10




Сообщения учащихся.

8

Успехи экспериментальной физики (Р.Бойль, О.Герике, Х.Гюйгенс, Р.Гук)

Научный метод Ньютона

1

26.10




Сообщения учащихся.

9

Механическая картина мира (МКМ)

1

02.11




Лекция

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА

10

Развитие классической механики (Л.Эйлер, И. и Д. Бернулли, Ж.Лагранж, Ж.Даламбер, Ж. Понселе, У.Гамильтон, К.Гаусс).

1

16.11




Сообщения учащихся.

11

Экспериментальное обоснование МКТ и возникновение статистической физики (М.В.Ломоносов, А.Лавуазье, П.Лаплас, Д.Блэк, Г.Фаренгейт, Р.Реомюр, А.Цельсий, Ж.Фурье, С.Карно)

1

23.11




Сообщения учащихся.

12

Открытие основных законов электромагнетизма (П.Мушенбрук, Г.Рихман, Б.Франклин, Ш.Кулон, Г.Кавендиш, Л.Гальвани, А.Вольта).

1

30.11




Сообщения учащихся.

13

Развитие термодинамики и кинетической теории газов (Р.Клаузиус, У.Томсон, Д.Дальтон, Ж.Гей-Люссак, А.Авогадро

1

07.12




Сообщения учащихся.

14

Развитие термодинамики и кинетической теории газов ( Д.Максвелл, Д.Менделеев, И.Ван-дер-Ваальс, Д.Гиббс, Л.Больцман, Г.Камерлинг-Оннес).

1

14.12




Сообщения учащихся.

15

Открытие закона сохранения и превращения энергии (Р.Майер)

1

21.12




Лекция

16

Открытие закона сохранения и превращения энергии (Д.Джоуль, Г.Гельмгольц).

1

11.01




Сообщения учащихся.

17

Возникновение и развитие теории электромагнитного поля (Х.Эрстед, А.Ампер, Г.Ом, М.Фарадей, Э.Ленц, Д.Максвелл)

1

18.01




Сообщения учащихся.

18

Возникновение и развитие теории электромагнитного поля( И.Умов, Г.Герц, А.Столетов, П.Лебедев, А.Попов).

1

25.01




Сообщения учащихся.

19

Развитие волновой оптики(Т.Юнг, Э.Малюс, Ж.Френель)

1

01.02




Сообщения учащихся.

20

Развитие волновой оптики (Й.Фраунгофер, И.Физо, Л.Фуко).

1

08.02




Сообщения учащихся.

21

Электродинамическая картина мира (ЭДКМ)

1

15.02




Лекция

Современная физика

22

Научная революция конца XIX-начала XX в. - зарождение квантовой теории (Г.Кирхгофф, И.Стефан, В.Вин, У.Рэлей, Д.Джинс, М.Планк).

1

22.02




Семинар с докладами обучающихся

23

Электродинамика движущихся сред и электронная теория (А.Майкельсон, Э.Морли, Г.Лоренц)

1

01.03




Семинар с докладами обучающихся

24

Электродинамика движущихся сред и электронная теория (Н.Лобачевскийй, А.Эйнштейн, Г.Минковский).

1

15.03




Сообщения учащихся.

25

Возникновение атомной и ядерной физики (А.Беккерель, Д.Томсон, Э.Резерфорд)

1

22.03




Сообщения учащихся.

26

Возникновение атомной и ядерной физики (П.Кюри, М.Склодовская-Кюри, Ф.Содди)

1

05.04




Сообщения учащихся.

27

Возникновение атомной и ядерной физики (Н.Бор, В.Рентген).

1

12.04




Сообщения учащихся.

28

Возникновение квантовой механики (В.Гейзенберг, Шредингер, Луи де Бройль)

1

19.04




Сообщения учащихся.

29

Возникновение квантовой механики (П.Дирак, В.Паули)

1

26.04




Лекция

30

Квантово-полевая картина мира (КПКМ)

1

03.05




Лекция

31

Русская и советская физика (А.Иоффе, А.Фридман, Я.Френкель, Л.Ландау, П.Капица, Л.Мандельштам, И.Курчатов, С. Вавилов)

1

10.05




Сообщения учащихся.

32

Лауреаты Нобелевской премии по физике (А.Нобель, Ж. Алферов, В. Гинзбург, А. Абрикосов)

1

17.05




Лекция

33

Физика на рубеже веков: XX - XXI век

1

24.05




Лекция

34

Итоговое занятие

1

24.05




Беседа.

Литература для учителя

1.А.А.Космодемьянский «.К.Э.Циолковский” “Атаклы галимнәр”М. Просвещение. 1980

2.Д .Тарджеманов.”Встречи,встречи”Татарское книжное издательство.1990

3.Марк Колтун”Мир физики”М.Детская литература.1984

4. Б.И. Спасский “Развитие физики в России” М. Просвещение. 1970

5.Газеты и журналы “ Физика в школе”

Литература для ученика

1.М.И.Блудов” Беседы по физике” М. Просвещение. 1985

2.Б.И. Спасский “ Хрестоматия по физике” М. Просвещение. 1987

3. Б.И. Спасский “Физика в её развитии” М. Просвещение. 1979

4.М.Н.Алексеев “ Физика –юным” М. Просвещение. 1980

5.И.Г.Кириллова”Книга для чтения по физике” М. Просвещение. 1978

6.Газеты и журналы “ Физика в школе”

11. http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.

12. http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

13.http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.

14. http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.

15. http://www.proshkolu.ru библиотека – всё по предмету «Физика»

16.Video.studu.ru

Материально-техническое обеспечение :

- компьютер

- портреты физиков (35 шт )

- интернет ресурсы


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Протокол №1 от iconДепартамент научно-технологической политики и образования
Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета...
Протокол №1 от iconПротокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т
Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш
Протокол №1 от iconПротокол № от 2011 г
Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол №
Протокол №1 от iconСогласовано утверждено и введено
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол №1 от iconПротокол от «28» 08. 2012г. №1
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № )
Протокол №1 от iconПротокол №1 от «25» августа 2011 г
Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9
Протокол №1 от iconПротокол заседания от «30» августа 2011г. №01
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Протокол №1 от iconПриказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Протокол №1 от iconПротокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от
Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос
Протокол №1 от iconПротокол№1 Протокол №1 Приказом школы №
Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе
Протокол №1 от iconПротокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол»
Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма
Протокол №1 от iconПротокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего...
До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали...
Протокол №1 от iconПрограмма по дпи, разработана на основе базисного учебного плана...
Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20
Протокол №1 от iconПротокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8)
Протокол №1 от iconПротокол №1 от 31. 08. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )
Протокол №1 от iconПротокол №3 от 01. 03. 2012 г
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № )


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск