ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» Химия вокруг нас
Пояснительная записка 1. Особенности курса
Программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9-х классов.
Программа рассчитана на 16 часов.
Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ.
Цель программы: создание условий для реализации задачи предпрофильной подготовки, для ориентации учащихся в выборе естественно-научного профиля обучения. Задачи:
показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности, развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины и сферы обслуживания;
совершенствовать технику химического эксперимента;
развивать их учебную мотивацию;
формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала, развитие творческих способностей;
применять полученные знания в учебном курсе для исследования важнейших природных и промышленных продуктов в повседневной жизни;
формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения;
дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.
Всё меньше времени в основной школе уделяется ученическому химическому эксперименту. Освоение приёмов лабораторной техники, навыков использования химической посуды, нагревательных приборов в сочетании с соблюдением требований техники безопасности требует особенно много времени. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, демонстрационный эксперимент и обязательное практическое занятие.
Настоящий, глубокий интерес к предмету начинается с воспитания у учеников привычки и стремления к серьёзному умственному труду. Из этой привычки развивается потребность в творческой самостоятельности. Самостоятельная работа школьников, способствующая активизации их мыслительной деятельности, связана во многом с выполнением химического эксперимента. Поэтому в программе спецкурса «Химия вокруг нас» большое значение уделяется формированию экспериментальных умений и навыков.
Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.
Занятия по элективному курсу можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающимися демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; подготовки докладов, рефератов, исследовании исторических и теоретических материалов. По окончании занятий проводится конференция, которая подведёт итог всей работе учащихся.
Таким образом, у учащихся, прослушавших этот курс, будет сформировано целостное представление о веществах, которые окружают их в повседневной жизни, развит познавательный интерес, что приводит к повышению успеваемости по химии, повысит информационную и коммуникативную компетентность школьников и поможет им профессионально определиться в жизни.
На каком содержательном материале строится курс?
| На материале базового курса неорганической химии. Курс поможет ученику сориентироваться в выборе профиля высшего учебного заведения, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, даст возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
| Чем содержание курса качественно отличается от базового?
| Содержание курса адекватно возрасту детей и способствует развитию их интереса к химии. Важно не только добиться усвоения школьниками этих понятий, но и обучить их на этом материале приёмам умственной работы, что составляет важный компонент развивающего обучения.
| Чем содержание курса качественно отличается от базового?
| Содержание способствует внутрипрофильной специализации обучения и формирования профильных умений, для каких профессий полезны формируемые умения и навыки.
| Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс?
| Учебные пособия, дополнительная литература, справочники, энциклопедии, хрестоматии, электронные/мультимедийные пособия: 1. Астафуров В.И. Основы химического анализа: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10-х кл. М.: Просвещение, 1977. 2. Занимательные опыты по химии / Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968. 3. Краткая химическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, Т. 1—5. 4. Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 5. Ольгин. О. Опыты без взрывов. М.: «Химия» 1995г. б.Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000. 7. Совмиз М.А. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1999. 8. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория. 9. Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.
| Какие виды деятельности возможны в работе сданным содержанием?
| В данном курсе основными видами деятельности являются:
• использование методов химического анализа;
• проведение химического эксперимента, его описание и подтверждение химическими реакциями;
• составление отчёта о выполненной работе.
| Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чём он может проявить инициативу?
| Учащиеся могут выбрать:
• объект изучения;
• вид отчётных работ из предложенных (отчёт, статья в газету, сообщение, буклет);
• литературу, по которой они будут готовить отчётные работы.
| Какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса?
| Критерии оценки уровня достижений учащихся:
• наблюдение активности на занятиях;
• беседы с учащимися, родителями;
• экспертные оценки других педагогов;
• анализ работ учащихся;
• тестирование;
• анкетирование.
Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам отчётов о выполненных работах. Отметка будет выставляться в форме оценки.
| Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
| Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида обязательных работ (т.е. не менее 3 раз за цикл обучения)
| Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчётности?
| Итоговая конференция с защитой работ учащихся
|
2.Цели:
• иметь представление об общих теоретических основах аналитической химии, качественном и количественном анализе, физико-химических методах анализа, аналитических работах прикладного характера;
знать технику проведения лабораторных работ; основные профессии химической промышленности и др. отраслей н/х;
уметь осуществлять монтаж лабораторных приборов, получать растворы, продукты питания и др., проводить анализ почвы, продуктов питания в лабораторных условиях, наблюдать химический эксперимент, описывать его проведение, составлять отчёт о выполненной работе;
владеть навыками работы с методиками химического эксперимента, навыками работы в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы.
3.Структура курса
Модуль 1: Введение. Правила техники безопасности
Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ. Правила ТБ при работе в химической лаборатории.
Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».
Практическая работа № 2 «Химические вещества вокруг нас».
Модуль 2: Техника лабораторных работ
Цель: знакомство с техникой химического анализа, изготовление простейших лабораторных приборов, приготовление растворов, знакомство со свойствами стекла.
Операции химического эксперимента. Работа со стеклом. Сборка простейших приборов.
Практическая работа № 3 «Растирание, растворение, фильтрование, выпаривание».
Практическая работа № 4 «Сгибание, резка стеклянных трубок, изготовление капилляров. Сборка простейших приборов».
Модуль 3: Химия в природе
Цель: изучение строения и состава почвы; знакомство с методами качественного и количественного химического анализа, анализ катионов и анионов, входящих в почвенный раствор.
Почва и её состав. Практическая работа № 5 «Разделение почвы на составляющие части».
Модуль 4: Химия в промышленности
Цель: знакомство с отраслями химической промышленности, с профессиями химик-технолог, химик-лаборант, фармацевт.
Химия в промышленности. Экскурсии на очистные сооружения, в лабораторию химводоочистки, в аптеку, на химическое предприятие.
Модуль 5: Химия в быту
Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовления изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.
Сахар. Практическая работа № 6 «Получаем карамель».
Мёд и варенье. Практическая работа № 7 «Получение искусственного мёда».
Глюкоза. Практическая работа № 8 «Зеркало из глюкозы».
Мел, мрамор, яичная скорлупа. Практическая работа № 9 «Как очистить яйцо, не разбив скорлупы».
Белок. Практическая работа № 10 «Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)».
Клеи. Практическая работа № 11 «Приготовление крахмального и желатинового клея».
Краски. Чернила. Практическая работа № 12 «Получение акварельных красок».
Практическая работа № 13 «Секретные чернила».
Мыло. Практическая работа № 14 «Получение мыла из жиров».
Синтетические моющие средства и шампуни. Практическая работа № 15 «Сравнение моющей способности мыла и CMC в воде различной жёсткости».
Химия запахов Практическая работа № 16 «Получение сложных эфироароматизаторов».
Косметика. Практическая работа № 17 «Состав пудры, теней».
Модуль 6: Роль химии в жизни человека
Цель: закрепить знания и умения, полученные при изучении курса «Химия вокруг нас».
Конференция «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие».
4. Содержание курса и учебная деятельность
Ссылка
на цели
| часы
| Тема занятий
| Деятельность |
| учащихся
| Введение. Правила техники безопасности | Иметь представление о содержании данного курса.
Знать технику про-
ведения лабораторных работ; основные профессии
химической про-
мышленности
| 1
| Правила ТБ при работе в химической
лаборатории
| Учитель представляет учащим-
ся содержание элективного
курса, знакомит с правилами
ТБ. Учащиеся самостоятельно
по инструкционным картам
выполняют практические ра-
боты.
Практическая работа № 1
«Знакомство с лабораторным
оборудованием и реактивами».
Практическая работа № 2
«Химические вещества вокруг
нас»
| Техника лабораторных работ | Иметь представление об общих теоретических основах аналитической
химии, качествен-
ном и количественном анализе,
физико-химических методах анализа, аналитических работах прикладного характера.
Знать технику про-
ведения лабора-
торных работ
| 1
| Операции химичес-
кого эксперимента.
Работа со стеклом.
Сборка простейших
приборов
| Представление основных операций химического эксперимента с использованием виртуальной химической лаборатории. Учащиеся самостоятельно по инструкционным картам выполняют практические ра-
боты.
Практическая работа № 3
«Растирание, растворение,
фильтрование, выпаривание».
Практическая работа № 4
«Сгибание, резка стеклянных
трубок, изготовление капилляров. Сборка простейших приборов»
| Химия в природе | Уметь проводить анализ почвы в лабораторных условиях, наблюдать химический эксперимент, описывать его проведение, составлять отчёт о выполненной работе
| 1
| Почва и ее состав
| Учащиеся изучают строение и состав почвы, используя мультимедийный учебник «Химия 8-9» урок 15. Учитель знакомит с методами качественного и количественного химического анализа, анализ катионов и анионов, входящих в почвенный раствор. Практическая работа № 5 «Разделение почвы на составляющие части»
| Химия в промышленности | Знать основные профессии химической промышленности и др. отраслей н/х
| 1
| Химия в промышленности
| Экскурсии на очистные сооружения, в лабораторию химводоочистки, в аптеку, на химическое предприятие
| Химия в быту | Уметь осуществлять монтаж лабораторных приборов, получать растворы, продукты питания и др., в лабораторных условиях, наблюдать химический эксперимент, описывать его проведение, составлять отчёт о выполненной работе
| 1
| Сахар
| Лекция «Химия в быту». Методики получения веществ в лабораторных условиях. Практическая работа № 6 «Получаем карамель»
| 1
| Мед и варенье
| Практическая работа № 7 «Получение искусственного мёда»
| 1
| Глюкоза
| Практическая работа № 8 «Зеркало из глюкозы»
| 1
| Мел, мрамор, яичная скорлупа.
| Практическая работа № 9 «Как очистить яйцо, не разбив скорлупы»
|
| 1
| Белок
| Практическая работа № 10 «Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)»
|
|
| 1
| Практическая работа № 11 «Приготовление крахмального и желатинового клея»
|
| 1
| Краски. Чернила
| Практическая работа № 12 «Получение акварельных красок». Практическая работа № 13 «Секретные чернила»
|
| 1
| Мыло
| Практическая работа № 14 «Получение мыла из жиров»
|
| 1
| Синтетические моющие средства и шампуни
| Практическая работа № 15 «Сравнение моющей способности мыла и CMC в воде различной жёсткости»
|
| 1
| Химия запахов
| Практическая работа № 16 «Получение сложных эфиро-ароматизаторов»
|
| 1
| Косметика
| Практическая работа № 17 «Состав пудры, теней»
| Роль химии в жизни человека | Владеть навыками работы с методиками химического эксперимента, навыками работы в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы
| 1
| Конференция «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие»
| Учащиеся представляют и защищают отчёты по выполненным практическим работам, полученные при изучении курса «Химия вокруг нас». Критерии оценки проекта (реферата):
I. Оформление и выполнение проекта: 1. Актуальность темы, реальность, практическая направленность и значимость работы.
2. Объём и полнота разработок, самостоятельность.
3. Уровень творчества.
4. Качество оформления проекта.
5. Качество и полнота рецензии.
II. Процедура защиты:
1. Качество доклада.
2. Объём и глубина знаний по теме
3. Культура речи, манера держаться перед аудиторией.
4. Ответы на вопросы.
5. Деловые и волевые качества докладчика
| ИТОГО:
| 16
|
|
|
5.Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
правила ТБ при работе в химической лаборатории;
операции химического эксперимента;
устройство простейших химических приборов;
состав почвы;
химические производства;
вещества, применяемые в быту;
Учащиеся должны уметь:
наблюдать химический эксперимент, описывать его проведение;
нагревать вещества, проводить фильтрование и выпаривание;
уметь выбирать способ разделения смесей на основании знаний о различии свойств веществ;
готовить водные растворы;
распознавать кислоты и щёлочи индикаторами.
6.Учебно-методическое обеспечение
Анкеты.
Методики выполнения практических работ.
Инструкционные карты по выполнению практических работ.
Оборудование и реактивы:
Практическая работа
| Оборудование и реактивы
| Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами»
| Лабораторное оборудование
| Практическая работа № 2 «Химические вещества вокруг нас»
| Презентация «Химические вещества вокруг нас»
| Практическая работа № 3 «Растирание, растворение, фильтрование, выпаривание»
| Оборудование для приборов для фильтрования, выпаривания и т.д.
| Практическая работа № 4 «Сгибание, резка стеклянных трубок, изготовление капилляров. Сборка простейших приборов»
| Стеклянные трубки, спиртовка, капилляры
| Практическая работа № 5 «Раз-целение почвы на составляющие части»
| Пробы почвы, вода, сушильный шкаф, весы технохимические, разновесы, 5% раствор хлорида калия, колба с пробкой, воронка, фильтр, универсальная индикаторная бумага, шкала значений рН
| Практическая работа № 6 «Получаем карамель»
|
| Практическая работа № 7 «Получение искусственного мёда»
| Слабый сахарный раствор, разбавленная соляная кислота, водяная баня, сода или магнезия, метиленовый голубой, чашка для выпаривания, пробирки
| Практическая работа № 8 «Зеркало из глюкозы»
| Колба на 100 мл, мыльный раствор, вода, хромовая смесь, 2% раствор нитрата серебра, раствор аммиака, формалин или 2% раствор глюкозы, стакан, водяная баня или спиртовка
| Практическая работа № 9 «Как очистить яйцо, не разбив скорлупы»
| Раствор соляной кислоты, яйцо, стакан
| Практическая работа № 10 «Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)»
| Белок куриного яйца, концентрированная азотная кислота, сульфат меди, гидроксид натрия, ацетат свинца, спиртовка, пробирки
| Практическая работа № 11 «Приготовление крахмального и желатинового клея»
| Крахмал, желатин, вода, спиртовка, пробирки
| Практическая работа № 13 «Секретные чернила»
| Вода, раствор йода в йодистом калии и соляной кислоте, раствор крахмала
| Практическая работа № 14 «Получение мыла из жиров»
| Жиры, сода, поташ, эл. плитка, колбонагреватель, гидроксид натрия или хлорид натрия
| Практическая работа № 15 «Сравнение моющей способности мыла и CMC в воде различной жёсткости»
| Вода разной жёсткости, мыло и CMC, пробирки, бюретка, пипетка на 100 мл, колба для титрования, воронка, штатив, титрованный раствор соляной кислоты, раствор метилового оранжевого
| Практическая работа № 16 «Получение сложных эфироароматизаторов»
| Пробирки с пробками, диэтиловый эфир, свежесорванные лепестки розы, сирени, фиалки и т.п., листья тополя, пахучей герани, корки лимона и апельсина, хвоя сосны, ели, пихты
| Практическая работа № 17 «Состав пудры, теней»
| Тальк, каолин, ZnO, ТЮ2, MgCO3, крахмал, цинковые и магниевые соли стеариновой кислоты, Fe2O3
|
Список рекомендуемой литературы:
Для учителя
Астафуров В. И. Основы химического анализа: Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9—10-х кл. М.: Просвещение,1977.
Занимательные опыты по химии/ Сост. М.И. Шкурко. Минск: Народная асвета, 1968.
Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. Пособие для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Олъгин. О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1995.
Совмиз М.А. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение,1999.
Для учащихся
Энциклопедия для детей. Химия. М.: Аванта +, 2003.
Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни: Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. М.: АРКТИ, 2000.
Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.
Мультимедийный учебник «Химия. 8—9». Урок 15.Приложение
Список литературы, использованной при подготовке программы:
Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. 2003. №5. С. 49—55.
Артёмова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения//Школьные технологии. 2003. №4. С. 22—31.
Артёмова Л.К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. 2003. №4. С. 84—88.
Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения // Химия: методика преподавания в школе. 2003. №6. С. 3—11.
Методические рекомендации по разработке элективных курсов для профильной подготовки учащихся.
О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы. Министерство образования Российской Федерации, 25.08.2003.
Синько Т.П. Элективные курсы. Естественно-научное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей. Новосибирск, 2004.
|