Скачать 166.23 Kb.
|
Элективный курс по химии «Химия вокруг нас» 9 класс Пояснительная записка Предпрофильная подготовка по химии предполагает существенное углубление знаний по этим предметам. Программа элективного курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов с ориентацией на химико-биологический профиль. Содержание учебного материала программы соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по химии в 9-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности. Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений. Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Этот элективный курс даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды. Общими принципами отбора содержания материала программы являются: -системность; -целостность; -объективность; -научность; -доступность для учащихся основной школы; -реалистичность; -практическая направленность. Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера. Курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным, соответственно получить более высокие результаты. В содержание программы заложены следующие идеи: -природа в своём развитии находится в динамическом равновесии; -при взаимодействии природы и человека изменяются компоненты окружающей среды, что приводит к смещению природного равновесия; -химические знания необходимы для разумного решения возникших проблем. Ведущая идея курса развитие химической науки служит интересам общества, призвано улучшать жизнь человека и решать проблемы, стоящие перед человеком и человечеством. Следовательно, вещества нужно изучать, чтобы правильно их применять. Основные цели элективного курса:
Задачи курса:
- заботиться о своём здоровье; - изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.
Химия как наука, занимая одно из центральных положений в естествознании, составляет основу для формирования научного мировоззрения учащихся. Химические знания необходимы каждому человеку, они определяют рациональное поведение человека в окружающей среде, необходимы в повседневной жизни. Элективные курсы будут в какой-то степени решать те задачи, которые на уроках химии не удаётся решить в полном объёме из-за дефицита времени. Программа курса рассчитана на 35 часов. Содержательная часть программы Введение. Биосфера - среда жизни Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Тема 1 Атмосфера. Воздух, которым мы дышим Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребитель кислорода. Основные виды загрязнений и их источники. Кислотные дожди. Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов). Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы. Приёмы поддержания чистоты воздуха в помещениях. Практическая работа Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Определение кислотности атмосферных осадков. Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьём Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода - универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жёсткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. Практическая работа Сравнение водопроводной и технической воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования . Лабораторная работа " «Где встречается вода" ( эксперимент "Есть ли вода в рисе", "Прокаливание гипса", "Водяной пар в воздухе" Выполнение интерактивных упражнений. Тема 3. Пища, которую мы едим Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Классификация продуктов питания. Натуральные и искусственные продукты. Диетические продукты. Химический состав и энергетическая ценность продуктов. Правила рационального питания. Органические вещества, их роль в организме человека. Белки как важнейшие питательные вещества. Липиды простые (жиры, масла) и сложные. Углеводы, их роль в питании. Химизм процесса варки пищи. Лабораторная работа Качественные реакции на крахмал, сахарозу. Цветные реакции белков. Практическая работа «Обнаружение крахмала и белка в пищевых продуктах». Витамины, их многообразие и роль в организме человека. Ферменты. Практическая работа. «Качественные реакции на витамины». Роль минеральных веществ в организме человека. Причины недостатка и избытка минеральных веществ в продуктах питания. Нитраты и нитриты в растениях, их влияние на здоровье человека. Лабораторная работа. Качественные реакции на нитраты и нитриты. Демонстрации. Коллекция «Минеральные удобрения», видеофрагмент «Минеральные удобрения». Практическая работа. «Анализ продуктов питания на содержание нитратов и нитритов». Практическая работа «Определение обеспеченности организма человека витаминами и минеральными веществами». Химическая структура веществ и вкус. Вкусовые продукты: пряности, их виды. Чай. Кофе. Пищевые приправы и пищевые кислоты. Пищевые добавки, их влияние на качество продуктов и здоровье человека. Практическая работа «Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок» Тема 4. Дом, в котором мы живём. Экология жилища и здоровья человека Материалы, из которых произведены дома, мебель, покрытия. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Вопросы экологии в современных квартирах. Приёмы разумного ведения домашнего хозяйства. Практическая работа 5. Определение относительной запыленности воздуха в помещениях. Решение задач с экологическим содержанием Подведение итогов. Методическая часть программы Требования к усвоению учебного материала учащимися в результате изучения программы элективного курса. Учащиеся должны знать: - качественный и количественный состав воздуха; - последствия загрязнения окружающей среды веществами, содержащимися в выхлопных газах автомобилей, промышленных отходах, средствах бытовой химии; - проблемы загрязнения воздушного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты); - роль озонового слоя в биосфере, причины и последствия его истощения (понятие «озоновой дыры»); - содержание понятий «парниковый эффект», «кислотные дожди», пути решения проблем; - примерный качественный состав природных вод; - метод очистки пресной воды от загрязнений; - нормирование качества питьевой воды; - проблемы загрязнения водного бассейна (причины, источники, пути сохранения чистоты); - проблемы пресной воды (запасы, получение, экономия, рациональное использование); - проблемы загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами, основные способы очистки водоемов от нефтяного загрязнения; - состав пищи, пищевые добавки, их действие на организм; - проблемы, связанные с избытком минеральных удобрений в почве; - состав строительных материалов, возможные негативные последствия, фенольные строения, аллергические заболевания; - основные источники и причины загрязнения окружающей среды металлами; - требования законодательства в области охраны атмосферного воздуха и водных ресурсов планеты; - экологические проблемы местного значения; - роль химии в решении экологических проблем. Учащиеся должны уметь: - составлять схему круговорота воды в природе, обосновывать его роль в сохранении природного равновесия, анализировать причины и последствия его нарушения; - оценивать состояния воздушной и водной сред, сопоставляя фактические данные и нормы качества; - раскрывать сущность проблем загрязнения воздушной и водной сред планеты и находить их пути решения; - бережно относиться к воде, экономно ее расходовать; - применять простейшие методы очистки питьевой воды; - анализировать состав питьевых продуктов по этикеткам, выбирать безвредные продукты; - использовать дополнительный информационный материал по изучению местных экологических проблем; - приводить примеры загрязнения окружающей среды некоторыми соединениями; - вести себя в природной среде в соответствии экологическими требованиями; - критически оценивать состояние экологической среды своей местности и находить пути его улучшения. Элективный курс предусматривает оптимальное использование современных технологий, в частности личностно-ориентированных и развивающих, различные организационные формы обучения: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, познавательные игры. Во вводной части курса рекомендуется основное внимание сосредоточить на тех явлениях, которые вызывают серьезную обеспокоенность за состояние природной среды и будущее цивилизации. К таким явлениям следует отнести глобальное потепление климата, истощение стратосферного озонового слоя, кислотные дожди, накопление в почве токсичных тяжелых металлов, нефтяные загрязнения. В основной части, состоящей из четырех тем, учащиеся должны найти ответы на вопросы: «Чем мы дышим?», «Что мы пьем?», «Что мы едим?», «Где мы живем?» Предполагается, что учащиеся вместе с учителем будут обсуждать и исследовать эти жизненно важные аспекты с экологических и валеологических позиций. Особое внимание следует уделить изучению последствий вредных веществ на организм человека и способом защиты от этих воздействий. Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Выполнение его формирует у учащихся навыки работы с веществами, практические умения и навыки, необходимые каждому гражданину. Кроме того, химический эксперимент выступает в роли источника знаний и формирует научную картину мира. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, т.к. предполагается исследовать жизненно важные объекты: воздух, воду, пищу. Необходимо использовать местный материал, по возможности организовать экскурсии в лаборатории СЭС, на водоочистительную станцию, кислородную станцию и др. Часть времени рекомендуется отвести на решение задач проблемного характера с экологическим содержанием, что обеспечит не только закрепление и развитие специальных навыков, но и формирование активной жизненной позиции. Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты. Итоги работы можно сообщить на конференции, устном журнале и др. Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характера, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры. Тематическое планирование учебного материала элективного курса
Литература
|
Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | Элективный курс Разработала: Т. Н. Лавриненко учитель химии г. Горно-Алтайск... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Горно-Алтайска» | ||
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике... | Программа элективного курса «Законы физики вокруг нас» Элективный курс создан с целью развития познавательного интереса и творческих способностей, учащихся 9 класса по теме «Законы физики... | ||
Пояснительная записка Элективный курс «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» «Золотая пропорция и симметрия вокруг нас» направлен на интеграцию знаний, формирование общекультурной компетентности, создание представлений... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Химия вокруг нас» Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О. В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации | ||
Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Программу подготовила Евдокимова А. С., учитель химии мкоу «сош №1» г. Николаевска Волгоградской области | ||
Элективный курс по химии Элективный курс «Рациональное питание» разработан в соответствии с концепцией предпрофильного образования | Видеокассеты, dvd, cd-r по химии и биологии Уроки химии Кирилла и... Мбоу «Камскополянская средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым изучением отдельных предметов» Нижнекамского муниципального... | ||
Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе федерального государственного образовательного... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Элективный курс «Химия в нашем доме» предназначен для учащихся 8-9 классов основной школы. Курс ориентирован на углубление и расширение... | ||
Рабочая программа спецкурса «Химия для восьмиклассников» Элективный курс должен способствовать развитию устойчивого интереса к химии, выбору профессии, содействовать формированию диалектико... | Программа окружающий мир плешаков «мир вокруг нас» Учебный курс «Окружающий мир» («Мир вокруг нас») преподается в 1—4 классах четырехлетней начальной школы | ||
Элективный курс «Экспериментальная химия» по учебному предмету «Химия» 9 класс Концепция модернизации российского образования предусматривает переход на новые формы обучения | Программа элективного курса по математике «Симметрия вокруг нас» «математического» курса было изменить отношение этих учащихся к математике. Для учащихся классов с углубленным изучением математики... |