МОУ «Субботинская общеобразовательная школа»
Каримова Г.Н.
Учитель химии.
с.Субботино
2007 год.
Элективный курс
«Химия в нашем доме»
пояснительная записка.
Элективный курс «Химия в нашем доме» предназначен для учащихся 8-9 классов основной школы. Курс ориентирован на углубление и расширение знаний, на развитие любознательности, интереса к химии, умение правильно обращаться с химическими препаратами в быту.
Также этот курс предполагает усилие общекультурного компонента, что позволяет учащимся иметь целостное представление о природе и месте человека в ней, воспитать культуру поведения в мире веществ и химических превращений. Курс рассчитан на 16 человек.
Цели: расширение знаний веществ в повседневной жизни; оказание помощи в борьбе дальнейшего образования.
Задачи:
Изучение химического состава жизненного пространства жилого дома.
Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применять знания о веществах повседневной жизни.
Совершенствовать экспериментальные умения:
Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
Учащиеся должны знать:
Ядовитые и едкие вещества простейшие противоядие, способы оказания первой медицинской помощи.
Технику выведения пятен различного происхождения, приемы чистки мебели, одежды.
Состав мыла и СМС, причины жесткости воды и образование накипи, способы устранения жесткости воды.
Назначение зубных паст, порошков, макияжа.
Знать химический состав и строение волокон, их свойства, соответственно свойствам применения ВМС для пошива одежды и обуви; правила их ношения.
Значение белков, жиров, углеводов в питании человека, их состав, сущность процессов брожения и распада этих ОВ.
Назначение самых необходимых веществ из аптечки.
Правила техники безопасности.
Учащиеся должны иметь:
Выводить пятна различного происхождения, чистить верхнюю одежду, мебель, мех.
Подбирать и применять СМС по видам материалов и загрязнению, удалять накипь, ржавчину, устранять жесткость воды.
Уметь применять косметику в зависимости от возраста, цели, времени года; подбирать цветовую гамму; подбирать зубную пасту и щетки.
Носить одежду и обувь из ВМС соответственно требованиям гигиены; проводить чистку и глажения одежды из хим. волокон.
Пользоваться разрыхлителями; готовить пищу в соответствии с технологией (сохранение в пище белков, жиров, углеводов и других полезных веществ, находящихся в продуктах).
Применять часто используемые вещества из аптечки.
Соблюдать во всех случаях инструкции по применению веществ, правила техники безопасности.
Формы проведения контроля: деловая игра «Умники и умницы»; минипроекты; практикум, лекции; презентация, отчеты по практикуму, семинары, зачет, защита проекта.
Практика – 7 часов.
Теории – 9 часов. Учебно-тематический план.
№ п.п.
| Тема
| Количество часов
| Форма проведения
| Образовательный
продукт
| всего
| лекции
| Практика
| 1
| Введение
| 2ч.
| 2
| -
| Лекция
| Записи, стендовый доклад
| 2
| Химчистка на дому
| 2ч.
| 1
| 1
| Лекция
Практикум
| Оформление эксперимента
| 3
| СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода
| 3ч.
| 1
| 2
| Лекция
Практикум
| Отчеты о работе
| 4
| Химический салон красоты
| 2
| 1
| 1
| Семинар
практикум
| Отчет
| 5
| Моя одежда
| 2
| 1
| 1
| Семинар
практикум
| Газета стендовый доклад
| 6
| Химия и питание
| 2
| 1
| +
| Деловая
Игра
| Бюллетень здоровья
| 7
| Скорая помощь на дому
| 2
| 1
| 1
| Семинар с элементами
Практической работы
| Оформление работы
| 8
| Итоговые занятия
| 1
| 1
|
| Презентация защита
Мини проекта
|
|
| Итого
| 16ч.
| 9ч.
| 7ч.
|
|
|
Содержание программы Введение. Ознакомление с содержанием курса, целями и задачами, формами проведения занятий, отчета и контроля. Выбор тем рефератов, презентаций и минипроектов.
Многообразие химических веществ, используемы в домашних условиях.
Отравление бытовыми химикатами (раствор аммиака, уксусная кислота, перманганат калия, бытовой газ, угарный газ, гербициды, растворители, лакокрасные материалы, лекарствами, средствами косметики и т.д.). Оказание первой помощи при отравление и ожогах. Химчистка на дому. Что такое химчистка. Техника выведения пятен. Пятновыводители. Удаление пятен разного происхождения, чистка верхней одежды, обивки мебели, ковров, меха. СМС и средства ухода за предметами домашнего обихода.
Мыло. Отбеливатели. Временная и постоянная жесткость воды и способы её устранения. Образование и удаление накипи. Удаление ржавчины. Правила безопасности при использовании СМС и других средств для ухода и чистки предметов домашнего обихода.
Получение мыла; воды, удаление накипи и предотвращение её образования; удаление ржавчины.
Из истории косметики и косметологии. Средства ухода за зубами. Дезодоранты. Декоративная косметика (макияж). Духи. Помада, кремы, лаки, краски для волос.
Салон «Декоративный макияж»
Салон «Бархатная кожа»
Салон «Империя ароматов»
Салон «Золотистый локон» Моя одежда. Понятие о разновидностях тканей и волокон. Химические волокна, их Свойства и применение для пошива одежды и обуви. Правила пользования изделиями из химических волокон.
Работа с различными видами тканей, распознавание их. Этикетки одежды, условные знаки на них. Химия и питание. Биохимические основы питания. Белки, углеводы, липиды, витамины, ферменты и их роль в питании. Микроэлементы и пищевые добавки.
Способы приготовления пищи.
Гашение соды, приготовление инвертного сахара; использование уксусной кислоты, дрожжей.
Скорая помощь на дому.
Знакомые незнакомцы на аптечных полках. Допустимо ли самолечение?
Растворы. Настойки, микстуры, отвары.
Химическая природа и безопасные способы применения лекарственных препаратов.
Работа с формокологическими терминами.
Проведение итогов. Защита минипроектов и презентация по выбранной теме. Список литературы.
Кукушкин Ю.Н. «Химия вокруг нас» М., «Высшая школа», 1992г.
Гроссе Э, Вайсмантель Х. «Химия для любознательных»; Ленинград «Химия»; 1987г.
Золотой фонд. Энциклопедия. Химия; научное издательство «Большая Российская энциклопедия» М., 2003г.
Бирюлина Е.В. по теме «Лекарства» (химия в школе 2005г. №1,с.25-28).
Хальзова С.А. «Красители» (Химия в школе 2005г. № 1 стр.29-31).
Коротышева Ю.Н. Химические салоны красоты (Химия в школе, 2005г.,№ 1 стр. 59-68).
Запольских Т.Ю. Элективный курс «Химия в быту» (химия в школе, 2005г. №5 стр.25-28).
Соболева Э.А. Использование не органических веществ в медицине (Химия в школе, 2002г; № 10 стр.27-30)
Радецкий А.М. Тематическая викторина «Химия в медицине» (Химия в школе 2002г. №10,стр. 79-80)
Малютина Г.И. Урок-игра «Многоликая уксусная кислота» (химия в школе 2003г. №1, стр.36-40)
Малиновская Ю.В. Из чего сделана наша одежда (химия в школе 1998г. №4 стр. 37-39)
Коренкова З.И., Зазыбина А.Г. От мыла к СМС (химия в школе 1998г. №4 стр.40-42)
Колыфчева З.И. Химия и питание (химия в школе 1997г. № 4 стр.86-89)
Харлакевич С.А. Домашняя химическая лаборатория (химия в школе 2002г. №9, стр. 84-86)
|