Скачать 221.65 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С.П. Шпунякова» Рассмотрена УТВЕРЖДАЮ на педагогическом совете школы Директор школы № 15 № 5 от 10.05.2012. _____________ Чеснокова Т.А. «10» мая 2012 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Химия вокруг нас» Автор программы: Шашкова О.В. Возраст обучающихся 14 – 17 лет Срок реализации программы – 2 года Педагог дополнительного образования Ерохина Алла Анатольевна Великий Новгород 2012 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Химия вокруг нас» разработана Шашковой О.В. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 года №06 – 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и реализуется в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15 имени С.П. Шпунякова» Образовательная программа объединения «Химия вокруг нас» имеет естественнонаучную направленность, и предполагает углубленный уровень освоения. Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время выпускнику школы предъявляются требования, по применению своих знаний не только в знакомой ситуации, но и для решения проблем безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Выпускники должны уметь генерировать новые идеи, творчески мыслить. Поэтому весьма важно уделять больше внимания самостоятельной познавательной деятельности каждого ученика, с учетом его особенностей и возможностей. Актуальность данной программы состоит в том, что она не только дает воспитанникам практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует самоопределению учащихся, осознанному выбору профессии. Члены кружка смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту. Педагогическая целесообразность заключается в том, что базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков. Для этого в курс «Химия вокруг нас» включены наиболее яркие, наглядные, интригующие эксперименты, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией. На занятиях учащиеся получат широкое представление об истории развития науки химии, областях применения знаний о химических веществах и их превращениях, о профессиях, связанных с химическими процессами. Занятия способствуют развитию творческого мышления, формированию навыков экспериментальной и самостоятельной познавательной деятельности. Объединение «Химия вокруг нас» предполагает экспериментальную деятельность, поэтому состав учащихся должен быть постоянным. Кружок организован по принципу добровольности. В нем могут заниматься как сильные, так и слабые ученики. Занятия в кружке проводятся индивидуальные и групповые. Подбор заданий проводится с учётом возможностей обучающихся и, конечно, с учётом их потребностей. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов и их применение. Таким образом, объединение «Химия вокруг нас» является составляющей образовательного пространства, работа которого направлена на формирование устойчивого интереса к предмету, понимание тесной взаимосвязи химии с другими науками, а также на развитие таких важных качеств личности, как творчество, активность, инициатива, способность к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию. Новизной в данной программе является использование при изучении химии информационных технологий для выполнения и защиты проектов. На занятиях происходит обучение выполнению проектов с применением программ РowerPoint, Publisher, CorelDrow и др. Для поиска информации воспитанники используют различные источники информации, в т.ч. Интернет. Обучение в рамках образовательной программы «Химия вокруг нас» позволит формировать основные ключевые компетенции:
ЗСФр Цель программы: формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков экспериментирования. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
- воспитать чувство взаимопомощи, коллективизма, умение работать в команде;
Условия реализации программы: Возраст обучающихся Программа ориентирована на воспитанников в возрасте 14-17 лет без специальной подготовки. Сроки реализации Программа рассчитана на 2 года обучения. Наполняемость групп В соответствие с Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарно-эпидимиологических требований к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» СанПин 2.4.2. 2821 - 10 от 29.12.2010. до 15 человек. Режим занятий В ходе обучения по программе «Химия вокруг нас» занятия проводятся в следующем режиме: 72 часа в год - 2 раза в неделю по 1 часу, за 2 года – 144 часа. Формы занятий В образовательном процессе используются различные формы проведения занятия:
Ожидаемые результаты К концу обучения воспитанники будут знать:
Уметь:
Способы определения результативности:
Формы подведения итогов реализации программы.
В конце учебного года обучающийся должен выполнить и защитить проект.
Содержание Тема 1. Химия – экспериментальная наука. Теория История развития химии, как науки. Цели и задачи современной химии. Разделы и отрасли химии. Методы химии. Роль химии в жизни человека и развитии человечества. Перспективы развития химии. Тема 2. Правила работы в химической лаборатории. Теория Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Мытье и сушка химической посуды. Изготовление и ремонт простейших лабораторных приборов. Марки химических реактивов. Правила их хранения и использования. Дистиллированная вода и ее получение. Практика 1.Изготовление буклета «Правила выживания в химической лаборатории» в программе Publisher 2. Приемы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и химической посудой общего назначения. 3. Изготовление изогнутых стеклянных трубок. 4. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения. Тема 3. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Теория Агрегатное состояние вещества. Величины, характеризующие состояние вещества, газообразных, жидких и твердых состояний вещества, перехода между агрегатными состояниями. Практика
Тема 4. Чистые вещества и смеси Теория Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Однородные и неоднородные смеси в быту. Свойства смесей. Дистилляция, выпаривание, центрифугирование, хроматография, кристаллизация и возгонка. Решение задач на нахождение массовой и объемной доли компонента смеси. Практика
Тема 5. Вода удивительная и удивляющая. Теория Вода в природе. Содержание воды в природе. Физические свойства воды. Аномалии физических свойств. Химические свойства воды. Растворяющая способность воды. Проблемы питьевой воды. Практика
Тема 6. Растворы. Кристаллогидраты. Теория Процесс растворения и растворимость веществ. Виды растворов. Зависимость растворимости от температуры и давления. Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Значение растворов для природы и сельского хозяйства. Нахождение процентной концентрации вещества в растворе. Практика
Тема 7. Химические вещества, их свойства. Теория Номенклатура кислот, оснований, кислот, солей. Составление формул. Примеры нахождения веществ в природе, быту. Основные физические и химические свойства. Типы химических реакций. Закон сохранения массы веществ в химических реакциях. Практика
Тема 8. Химия и человек. Теория Присутствие химических элементов в организме человека. Вещества в организме человека. Химические явления в организме человека. Тема 9. Химия и продукты питания. Теория Пищевая ценность продуктов питания. Витамины. Пищевые добавки. Вещества под буквой Е. Синтетическая пища и ее влияние на организм. Содержание нитратов в растениях и пути уменьшения их содержания при приготовлении пищи. Качество пищи и сроки хранения пищевых продуктов. Практика 1. Определение нитратов в плодах и овощах. 2. Расшифровка кода пищевых продуктов, их значение. 3. Изготовление буклета «Советы химика по употреблению продуктов питания». Тема 10. Химия и косметические средства. Теория Состав и свойства как современных, так и старинных средств гигиены; грамотный выбор средств гигиены; полезные советы по уходу за кожей, волосами и полостью рта. Состав и свойства некоторых препаратов гигиенической, лечебной и декоративной косметики, грамотное их использование. Химические процессы, лежащие в основе ухода за волосами, их завивки, укладки, окраски; правильный уход за волосами, грамотное использование препаратов для окраски и укладки волос, ориентирование в их многообразии. Практика 1. Изучение состава декоративной косметики по этикеткам. Тема 11. Химия и медицина. Теория Лекарства и яды в древности. Антидоты. Средства дезинфекции. Антибиотики. Физиологический раствор. Отравления и оказание первой помощи. Лекарства первой необходимости. Домашняя аптечка и ее состав. Диеты и их влияние на организм. Практика
Тема 12. Химия в быту. Теория Средства бытовой химии и меры безопасности при работе с ними. Азбука химчистки. Пятновыводители и удаление пятен. Техника выведения пятен различного происхождения. Синтетические моющие средства их виды. Жесткость воды и ее устранение. Практика
Тема 13. Химия и строительство. Теория Строительные растворы. Известь. Мел. Песок. Цемент. История стекла. Кирпичи. Фарфор и фаянс. Древесина – уникальный строительный материал. Виды бумаги и их использование. Свойства олифы, масляных красок, эмалей, растворителей. Понятие об экологически чистых материалах. Виды загрязнений (пылевые, радиационные, биологические, шумовые), значение живых организмов в домах и квартирах. Практика
Тема 14. Химия и автомобиль. Теория Материалы, которые используются для изготовления автомобилей. Химические процессы, происходящие при эксплуатации автомобиля. Экология и автомобиль. Практика
Тема 15. Химия в сельском хозяйстве. Теория Агротехнические приемы, основанные на закономерностях протекания химических реакций; практические знания, необходимые для работы на даче, приусадебном участке. Удобрения. Развитие производства минеральных удобрений. Современные требования к качеству минеральных удобрений. Химические средства защиты растений, их правильное применение. Химические вещества в животноводстве: минеральные подкормки, химический состав кормов, пищевых добавок, устройство вентиляционных систем животноводческих помещений. Практика 1. Получение азотных, фосфорных и калийных удобрений. Анализ исходного сырья для получения продукции. Тема 16. Химия и искусство. Теория Химия на службе искусства. Бумага. Карандаш. Книгопечатание. Краски. Виды живописи. Роспись по штукатурке. Синтетические красители. Химия и прикладное искусство. Золотая хохлома. Городецкая роспись. Практика 1. Приготовление натуральных красителей. Тема 17. Биосфера – среда жизни человека. Теория Биосфера. Всеобщая взаимосвязь живой и неживой природы. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Задачи охраны природы и окружающей среды. Способы разрешения создавшейся экологической ситуации на Земле, в нашем городе. Практика 1. Творческие работы на тему «Идеальный город…» 2. Решение экологических задач. 3. Конкурс знатоков. Тема 18. Выполнение проектов. Теория Понятие проекта. Типы проектов, основные этапы выполнения. Критерии оценивания выполнения и защиты проектов. Практика Выполнение проектов с использованием компьютерных технологий. Тема 19. Итоговое занятие. Практика Защита проектов. Методическое обеспечение образовательной программы
Литература для педагога
Литература для учащихся
|
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Дополнительна образовательная программа «Мир вокруг нас» реализуется для детей 9–11 лет | Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир вокруг нас» Программа «Мир вокруг нас» направлена на организацию деятельности обучающихся по изучению ближайшего природного окружения и участия... | ||
Образовательная программа курса по выбору «Химия вокруг нас» Программа курса «Химия вокруг нас» рассчитана на 17 часов (1 час в неделю) и разработана в рамках Концепции профильного обучения,... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Ручное ковроделие. Гобелен» Номинация: «Внедрение и реализация инновационных технологий в системе дополнительного образования детей» | ||
Программа кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей... Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв | Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный исследователь» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Заседание педсовета ддию образовательная программа дополнительного... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детства и юношества города галича | Образовательная программа дополнительного образования детей «Бумажная пластика» ... | ||
Виды детских объединений в системе дополнительного образования детей Образовательная деятельность в учреждении дополнительного образования детей осуществляется в детских объединениях. Основания, по... | Образовательная программа «Следопыт» Возраст детей: 11-15 лет Срок... Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Эколог-исследователь» ... | Образовательная программа дополнительного образования детей "В мире... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «дом детского творчества» муниципального образования –... | ||
Программа элективного курса «Химия вокруг нас» Программу подготовила Евдокимова А. С., учитель химии мкоу «сош №1» г. Николаевска Волгоградской области | Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная... Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории | ||
Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... | Образовательная программа дополнительного образования детей «Друзья нашего дома» Предлагаемый комплекс программ является авторским. Данная программа отмечена дипломом 2 степени областного конкурса авторских образовательных... |