Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная)





НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная)
страница1/14
Дата публикации11.07.2014
Размер2.43 Mb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > Культура > Образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Полное наименование программы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная)
Руководитель коллектива

Щёкина Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Адрес учреждения дополнительного образования детей

МАОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества» г.Перми, ул.Сибирская, 29, 212 84 86
Данные об авторах-составителях

Щёкина Ольга Сергеевна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория (предметы: введение в искусство, цветоведение, дизайн)

Скрыльникова Ольга Андреевна - педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория (предметы: рисунок, живопись, композиция)

Микрюкова Фариза Матигуловна - педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория (предметы: рисунок, живопись, композиция)

Гавриш Елена Мустафаевна - педагог дополнительного образования, первая квалификационная категория (предмет: художественная керамика)

Банникова Лидия Борисовна - педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория (предмет: основы компьютерной графики и дизайна)
География программы - Ленинский район г.Перми

Целевая группа - обучающиеся художественной школы «Мечта» (107 обучающихся)
Цель программы

Содействие творческому самовыражению и самореализации обучающихся в процессе

занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством.
Направленность

Художественно-эстетическая
Срок реализации программы - 5 лет (курсов)
Вид – модифицированная
Уровень освоения – углублённый
Краткое содержание программы

Особенностью образовательной программы является её направленность на развитие мотивации личности ребенка к творчеству, на углублённое изучение изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Специфика программы заключается в том, что она лежит в плоскости интеграции нескольких видов художественной деятельности и помогает обучающимся наиболее полно раскрыть свои творческие способности. Таким образом, создаётся целостная система знаний, умений, навыков, несущая значительный образовательный и воспитательный потенциал.

Предметное содержание имеет практикоориентированный характер, что создаёт условия для творческой самореализации и раннего профессионального самоопределения воспитанников в процессе обучения. Программа адаптирована к возрастным особенностям обучающихся.
Содержание

Введение

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность, необходимость разработки программы

1.2. Особенности образовательного процесса

1.3. Отличие программы от других программ

1.4. Цель и задачи программы

1.5. Организация образовательного процесса

1.6. Возрастные особенности детей

1.7. Методы и формы организации образовательного процесса

1.8. Прогнозируемые результаты

1.9. Условия реализации программы

1.10. Критерии оценки эффективности реализации программы

2. Учебный план

3. Содержание программы по предметам:

3.1. Введение в искусствоведение

3.2. Цветоведение, колористика

3.3. Композиция

3.4. Рисунок

3.5. Живопись

3.6. Художественная керамика

3.7. Основы компьютерной грамотности и дизайна

3.8. Дизайн

Введение
Художественная школа «Мечта» впервые открыла свои двери во Дворце детского (юношеского) творчества г.Перми в 2005 году. Её появлению предшествовал многолетний опыт работы детских изостудий «Радуга» и «Синтез».

Сегодня «Мечта» - востребованный и стремительно развивающийся детский коллектив, который насчитывает более 100 детей от 10 лет до 15 лет. Все педагоги школы имеют успешный педагогический и профессиональный опыт, активно осваивают новые педагогические технологии. Предметная среда программы обширна: рисунок, живопись, композиция, история искусства, цветоведение, колористика, керамика, дизайн и компьютерная графика.

Новизна учебной обстановки, предметного материала, разнообразие практических заданий, возможность выбора техники исполнения – всё это позволяет увлечь обучающихся удивительным миром изобразительного искусства, обеспечить живое и непосредственное детское восприятие окружающего мира и отражение его в творчестве.

В 2010 году в художественной школе «Мечта» состоялся первый выпуск. Выпускные работы показали вдумчивый, серьёзный подход юных художников к выбору темы, их интерес к истории Перми, Пермского края, к истории искусства России и зарубежных стран.

Воспитанники художественной школы ежегодно успешно участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях изобразительного искусства, как на городском, так и на международном уровнях, проявляют инициативу в реализации социально-значимых проектов.

Видеть и передавать красоту окружающего мира помогают летние пленэры, география которых различна – Пермь, Геленджик, Владимир, Суздаль.

Значимые достижения воспитанников художественной школы «Мечта»:

  • Диплом 1 степени V Всероссийского фестиваля-конкурса «Маленький принц», г.Геленждик, 2008г.;

  • Диплом 1 степени VIII Международного пленэра юных художников на Владимиро-Суздальской земле, 2009г.;

  • Диплом 1 степени VII Международного конкурса детского и юношеского художественного творчества «Арт-Город», 2011г;

  • Наличие финалистов и лауреатов краевого телевизионного конкурса детского творчества «Формула успеха», 2012г.;

  • Диплом Российского Фонда Мира за участие в международном конкурсе детского рисунка «Картинки России и Австралии», Москва, 2012г.;

  • Диплом 1 степени VIII международного конкурса живописи и графики, 2012г.

Занятия в художественной школе «Мечта» содействуют формированию творческих личностей, способных самостоятельно решать задачи при создании художественного образа, реализуя свою идею и замысел.

Многие из выпускников после окончания художественной школы продолжают профессиональное обучение в художественных колледжах, высших учебных заведениях г.Перми, г.Москвы.

Художественная школа «Мечта» - особая творческая среда, максимально раскрывающая талант и способности юных художников, располагающая к сотрудничеству и сотворчеству детей и педагогов.

Пояснительная записка
Инновационные процессы, происходящие в современном российском образовании, способствуют развитию конкурентной образовательной среды, где потребитель (ребёнок) вправе сам выбирать траекторию своего образовательного развития, как в школе, так и в дополнительном образовании.

Важнейшими качествами личности становятся инициативность, активность, технологичность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, способность применять полученные знания в разных сферах деятельности. Поэтому для многих детей современные гаджеты, компьютер и телевизор становятся одними из основных средств познания мира. Информация, которую дети получают из этих источников, обычно предлагается в готовом, легком для восприятия виде. Поэтому у современного ребенка заметно сокращаются возможности для эмоционального восприятия окружающего мира, снижаются способности к анализу получаемой информации, развивается привычка к пассивному ее усвоению.

При этом виртуальная реальность, окружающая ребенка, не только существенно отличается от настоящей действительности, но и нередко носит агрессивный и опасный для детской психики характер. В результате, «компьютерно грамотный» ребенок очень часто оказывается неразвитой в культурном отношении, «эмоционально глухой» и творчески пассивной личностью.

Занятия же изобразительным творчеством, прежде всего, воспитывают творческую личность с позитивным мышлением. Поэтому программа «Художественная школа «Мечта»» представляется весьма актуальной и необходимой. Ее создание как раз обусловлено потребностью компенсировать недостаток эмоциональной, творчески активной и продуктивной деятельности у современных детей. В этом авторы видят актуальность программы.

Художественная школа как форма образовательного объединения сочетает изучение нескольких взаимосвязанных предметов, углубленное изучение предметов художественного профиля с устойчивой ступенчатой системой обучения. В связи с углублённым учебным планом и высокой недельной нагрузкой обучающихся, год обучения в художественной школе «Мечта» приравнен к учебному курсу, что в целом составляет 5 лет (5 курсов) обучения.

Занятия в художественной школе дают возможность не только познакомиться с основами рисунка и живописи, изучить принципы изображения пространства и формы, методы и техники рисунка, основы цветоведения, но также выявить и раскрыть индивидуальные творческие способности каждого ребенка. Рисование приносит не только радость, но и расширяет художественный кругозор, учит анализировать, сравнивать и соизмерять, развивает наблюдательность и память.

В системе дополнительного образования детей художественную школу принято рассматривать с нескольких важных позиций:

  • как специфическую среду, отличающуюся особым творческим укладом и неповторимостью;

  • как творческую деятельность в поиске новых путей и средств творческой выразительности;

  • как процесс творческого развития;

  • как место, где смыслом становится процесс творческого общения и созидания;

  • как процесс саморазвития, где важными факторами являются внутренняя творческая активность и мотивация к обучению;

  • как организацию учебного процесса средствами и способами художественного творчества.

Художественная школа «Мечта» и есть та особая среда и место, где процесс творческого общения и созидания объединяет педагогов и детей как творческих партнёров, как единомышленников, способных видеть прекрасное и в обыденной жизни. В основу деятельности школы заложены следующие ценностные аспекты:

  • эстетизм, ориентированный на область художественной деятельности;

  • приоритет чувственного восприятия окружающего мира;

  • нравственная доминанта - соответствие нравственным началам добра, красоты;

  • креативность, значимость порождения чего-то качественно нового, оригинального, своеобразного и творчески неповторимого.


Необходимость разработки данной образовательной программы обусловлена:

  • интересом и потребностью детей в получении глубоких прочных знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного творчества;

  • наличием педагогов-профессионалов, имеющих желание и опыт к обновлению содержания, к организации инновационной образовательной среды, к получению устойчивых результатов обучения;

  • возможностью профессионального самоопределения для обучающихся.


Программа направлена на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность, содержание соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям пермского региона.
Цель программы - содействие творческому самовыражению и самореализации обучающихся в процессе занятий изобразительным и декоративно-прикладным искусством.

Задачи:

Обучающие:

  1. Обучить основам композиции, рисования, живописи, декоративно-прикладного искусства.

  2. Познакомить с видами, жанрами, стилями и направлениями изобразительного искусства, с наследием мировой и отечественной художественной культуры.

  3. Научить воспринимать, анализировать и оценивать произведения искусства.

Развивающие:

  1. Формировать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, потребность «общения» с произведениями искусства.

  2. Развивать творческие способности, наглядно-образное, творческое, аналитическое мышление, эмоционально-эстетическое восприятие действительности.

  3. Приобщать к процессу творчества через самостоятельную творческую деятельность.

  4. Способствовать начальному профессиональному самоопределению обучающихся.

Воспитывающие:

  1. Способствовать формированию художественного вкуса, эстетическому воспитанию обучающихся.

  2. Воспитывать нравственные качества личности, эмоциональную отзывчивость на явления окружающего мира.

  3. Воспитывать морально-волевые свойства личности, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов.


Отличия программы художественной школы «Мечта» от других программ
1. В основе программы «Художественная школа «Мечта» - типовая программа художественной школы (Минкультуры России, 1975г.), содержание которой определяется освоением видов искусств через реализацию программ повышенного уровня комплекса предметов. Примерная программа включает 6 предметов (Рисунок, Живопись, Композиция, Скульптура, История изобразительного искусства, Предмет по выбору). Содержание программы художественной школы «Мечта» включает 9 предметов: рисунок, композиция, колористика, живопись, введение в искусство, цветоведение, художественная керамика, дизайн, компьютерная графика. Два предмета - дизайн, компьютерная графика – введены в программу в связи с актуальностью тем и их востребованностью современными детьми. Типовой учебный план и учебно-тематический план «Мечты» также различаются по количеству недельной учебной нагрузки на ребенка по каждому предмету. Такие отличия от типовой программы обусловлены реализацией программы художественной школы «Мечта» в системе дополнительного образования детей.

2. Программа Б.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1987г.) реализовывалась в советской школе с середины 80-х гг. и являлась альтернативой типовой программе. Программа была привлекательна более современным взглядом на процесс преподавания и направлена на «формирование у детей художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры». Программа Б.Неменского рассчитана на 10 лет обучения, отсюда ее более широкое содержание – включение всех основных видов пространственных искусств, а также архитектуры, театра, народных промыслов.

Главным смысловым стержнем, объединяющим программу Б.Неменского и программу «Мечта», является связь искусств с жизнью человека, роль искусства в его повседневной жизни, в жизни общества, значение искусства в жизни каждого ребенка, привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Основа, каркас обеих программ - плавное «перетекание» учебного материала из одного вида и жанра искусства в другой, где на эту основу, «каркас» нанизываются знания и умения, эмоции и переживания детей.

3. Программа Н.М.Сокольниковой «Изобразительное искусство» (1996г.) содержит интересный и доступный материал об основах художественного изображения, в ней даются сведения об истории русского и зарубежного искусства с древнейших времён до наших дней. Основной упор - на живопись, искусство цвета, «секреты мастеров». Учебник, изданный по этой программе, содержит специальную систему визуальных знаков и большое количество иллюстраций. Данная программа наиболее близка по специфике программе «Введение в искусство», но она рассчитана на школьников 13-14 лет. В художественной школе «Мечта» возрастной состав обучающихся 10-11 лет, что создаёт определённые сложности в восприятии теоретического и практического материала на занятиях. Поэтому предложенная программа максимально адаптирована на более младшую возрастную категорию обучающихся.
Особенности образовательного процесса
Программа соединяет академические занятия изобразительным искусством с занятиями прикладными видами творчества: обучающиеся осваивают навыки работы с красками, изучают основы рисунка и правила перспективы, знакомятся с историей искусства, лепят, приобретают навыки конструирования, осваивают основы компьютерной графики, дизайн. Всё это помогает в выполнении итоговой индивидуальной курсовой работы, в выборе будущей профессии.

Программа построена на идеях личностно-ориентированного обучения, где главным является личность ребёнка, именно ему отводится роль субъекта своей жизнедеятельности.

Программа имеет открытый характер. При необходимости вводятся новые темы, корректируются цели и содержание, вносятся изменения в мониторинг образовательных результатов.

По содержательной наполненности программа соответствует специфике дополнительного образования детей. Содержание программы и логика её построения соответствует постепенному и последовательному приобретению знаний, умений и навыков, их углублению и совершенствованию.

Занимаясь в художественной школе под руководством опытных педагогов дополнительного образования, дети превращаются из обычных мальчишек и девчонок в настоящих ценителей искусства, творческих и неравнодушных к красоте.

Программа рассчитана на детей 10-15 лет, она предлагает уникальную возможность многолетнего творческого общения и сотрудничества детей и педагогов.

Приём в художественную школу проводится без вступительного экзамена и конкурсного отбора, принимаются все желающие серьезно постигать изобразительное искусство. В течение 1 года педагоги внимательно следят за успехами, «продвижением» каждого обучающегося и по результатам учебного года дают рекомендации родителям и детям. Система просмотров, собеседований и тестирования позволяет педагогам сделать это максимально объективно и грамотно. Оптимальное количество обучающихся в группе – 15 человек.

Кроме того, наиболее способные дети, ранее занимавшиеся в различных изостудиях г.Перми могут поступить в художественную школу «Мечта» и продолжить обучение со 2 курса.

Программа школы имеет комплексный характер, так как включает 9 специальных предметов и широкие межпредметные связи с историей, информатикой, литературой, архитектурой, музыкой и др. Недельная нагрузка на одного ребёнка в соответствии с учебным планом коллектива не превышает требований санитарно-гигиенических норм.
Реализация программы обеспечивается следующими дидактическими принципами обучения:

  • сознательности и активности (проявление детьми познавательной активности, развитие интереса и потребности к получению глубоких и самостоятельно осмысленных знаний через проблемный характер образовательного процесса);

  • наглядности (построение процесса обучения на наблюдении и изучении предметов, явлений, событий с использованием на занятиях разнообразного иллюстративного материала, зрительного ряда, IT-технологий);

  • культуросообразности (ориентация на накопленный человеческий опыт и использование региональных особенностей в художественном образовании детей, учёт компонента самообразования через обсуждение и анализ творческих встреч, посещений выставок, музеев, галерей);

  • доступности (учёт особенностей художественного развития обучающихся, подача учебного материала от простого к сложному, поступательное движение от упражнения к учебной работе, к созданию авторской творческой композиции);

  • связи теории с практикой (раскрытие диалектической связи теоретических знаний с практикой, сочетание умственной деятельности с практической работой).


Возрастные особенности обучающихся
Младший школьный возраст (7-10 лет). Ожидание новизны – характерное состояние для младших школьников, поэтому они полностью доверяют педагогу и с готовностью выполняют предлагаемые им задания. Восприятие отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Особенности восприятия и запоминания детей этого возраста представляют им возможности для художественного, эстетического развития – ведь именно в этот возрастной период они активно интересуются рисованием, лепкой, музыкой, танцами.

Для детей характерно богатство воображения, сильно выражены эмоциональность и непосредственность реакций. Внимание непроизвольно, ограничено по объёму, в связи с этим, дети на занятиях быстро теряют темп и ритм, поэтому педагог учитывает это при построении занятий.

Дети обладают главным образом наглядно–образным характером запоминания, поэтому на занятиях в студии активно используется наглядный метод обучения и личный показ упражнений педагогом.
Средний школьный возраст (11-14 лет) - это переходный возраст от детства к юности, когда нервная высшая деятельность достигает определённой зрелости, повышается выносливость детей, и в связи с этим увеличивается продолжительность и интенсивность занятий.

Характер детей в этом возрасте только складывается, но они обладают уже некоторой настойчивостью, способны ставить перед собой определённые цели. Характерная черта внимания – его специфическая избирательность: интересные дела увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале или явлении, чем в полной мере пользуется педагог. Но быстрая смена настроений, эмоциональная неуравновешенность, лёгкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Все это учитывается при постановке образовательных целей конкретного занятия.

Продолжается развитие творческих способностей ребёнка, формирование творческой индивидуальности, что является особенно важным при выполнении самостоятельных практических работ.
Старший школьный возраст (15-17 лет). В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека, увеличивается мышечная сила, и ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Происходят изменения и в психическом складе подростков. Они уже могут организовывать и контролировать свои действия и настроения, управлять ими. Это возраст кипучей энергии, настойчивости, упорства в достижении цели. Идёт активный процесс формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов, идеалов. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Чувство взрослости становится глубже и острее, появляется стремление выразить свою индивидуальность. Педагог предоставляет детям возможность авторства и соавторства в творческом процессе. Особое значение приобретает статус (положение) личности в коллективе, характер отношений между членами коллектива, а отсюда и пристальное внимание педагога к вопросам межличностного общения.
Методы обучения
В зависимости от типа занятия и намеченной цели выбираются и используются следующие методы организации учебно-воспитательного процесса:

Объяснительно-иллюстративный. Этому методу принадлежит ведущая роль в реализации теоретической части программы преимущественно на первых порах обучения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей по футболу...
Муниципальное образовательное учреждение Комплексная детско-юношеская спортивная школа
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconОтчёт о работе моудод «Художественная школа» за 2012-2013 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Художественная школа» г. Оленегорска Мурманской области...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconОтчет о деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного...
Отчет о деятельности муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей «Комплексная детско-юношеская спортивная...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconАнализ деятельности Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Детская художественная школа была образованна в 2071 году решением исполкома Чаинского района Томской области
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconПубличный отчёт муниципального казенного образовательного учреждения...
Муниципальное казенное образовательного учреждения дополнительного образования детей Центр детского творчества «Мечта»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconГород югорск полное наименование учреждения
«Детская художественная школа» образовано 24. 12. 2001г., на основании Постановления главы города Югорска «О создании муниципального...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «чум мультфильмов»
«Чум мультфильмов» комплексная инновационная модифицированная экспериментальная образовательная программа открытого типа по методу...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconОтчет об организации и проведении мероприятий
...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconПринято на педагогическом совете
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей комплексная детско – юношеская спортивная школа...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconРабочая программа по художественной росписи текстиля в детских художественных...
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская художественная школа
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconТема внеклассного мероприятия
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconТема «Грачи прилетели…»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) icon«Конструирование сувенирной куклы»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconПроект «Мастерилка» Автор проекта
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconТема: «Великолепная птица Павлин»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма
Образовательная программа дополнительного образования детей «Художественная школа «Мечта»» (комплексная) iconКонспект занятия по конструированию из бумаги тема
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа» г. Верхняя Пышма


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск