Скачать 150.2 Kb.
|
Программа элективного курса «Химия и здоровье» 9 класс (34 часа). Учитель Ткачева Валентина Борисовна МОУ СОШ №2 С. Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края. Пояснительная записка. Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов на этапе предпрофильной подготовки. Целью курса является формирование мотивации для сознательного выбора химико-биологического профиля обучения. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся. Теоретическая часть курса содержит информацию о важнейших объектах, формирующих среду обитания человека: атмосфере, биосфере, гидросфере. Рассматриваются глобальные экологические проблемы и вопросы антропогенного воздействия человека на окружающую среду. В прикладной части программы учащимся предлагается провести самостоятельные исследования. Таким образом, изучение этого курса формирует систему знаний об окружающем мире, позволяет оценить качество и безопасность среды обитания человека. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности. Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснование необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нем, воспитание культуры поведения в мире веществ и химических превращений. Его актуальность обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. В содержание программы заложены следующие идеи:
Программа составлена с учетом уровня подготовки учащихся к восприятию предлагаемого материала, а используемые методики просты и доступны, не требуют специальной аппаратуры и могут быть реализованы в школьной химической лаборатории. Основные цели элективного курса:
Задачи курса:
Программа рассчитана на 34 часа. Содержательная часть программы. Введение. Биосфера – среда жизни человека. (1 час) Биосфера. Глобальные экологические проблемы, связанные с хозяйственной деятельностью человека. Тема 1. Атмосфера. Воздух, которым мы дышим. (7 часов) Атмосфера. Состав воздуха. Кислород. Растения как поставщики и потребители кислорода. Основные виды загрязнений воздуха и их источники. Кислотные дожди. Увеличение концентрации углекислого газа и метана в атмосфере. Парниковый эффект и его возможные последствия. Озоновый слой, его значение для жизни на Земле и нарушение целостности под действием фреонов (хладонов). Пути решения проблемы защиты атмосферы. Международное законодательство по охране атмосферы. Приемы поддержания чистоты воздуха в помещениях. Влияние на атмосферу Кочубеевского района химического комбината «АЗОТ». Практическая работа №1. Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Состав воздуха в кабинете химии. Практическая работа №2. определение кислотности атмосферных осадков. Тема 2. Гидросфера. Вода, которую мы пьем. (7 часов) Гидросфера. Распределение вод гидросферы. Круговорот воды в природе, его значение в сохранении природного равновесия. Вода – универсальный растворитель. Химический состав природных вод. Жесткость воды. Методы, применяемые для очистки воды, их эффективность. Водоочистительные станции. Санитария питьевой воды. Понятие о ПДК веществ в питьевой воде. Охрана природных вод: законодательство, международное сотрудничество. Минеральные воды Ставрополья. Практическая работа №3. сравнение водопроводной и технической воды по параметрам: запах, цвет, прозрачность, рН, наличие осадка после отстаивания, пригодность для использования. Практическая работа №4. Определение жесткости воды. Тема 3. Пища, которую мы едим. (8 часов) Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. Пищевая ценность белков, углеводов и жиров. Минеральные вещества: микро- и макроэлементы. Пищевые добавки. Синтетическая пища. Процессы происходящие при варке овощей. Содержание нитратов в растительной пище и советы по уменьшению приготовления пищи. Качество пищи и проблема сроков хранения пищевых продуктов. Практическая работа №5. Определение нитратов в плодах и овощах. Практическая работа №6. Изучение состава продуктов питания (по этикеткам), расшифровка кодов пищевых добавок, их значение и влияние на организм. Практическая работа №7. Определение витаминов АВD. Практическая работа №8. Химические опыты с жевательной резинкой. Тема 4. Дом, в котором мы живем. Экология жилища и здоровье человека. (4часа) Материалы из которых произведены дома, мебель, покрытия. Пылевые загрязнения помещений. Радиационные загрязнения. Влияние шума на здоровье человека. Растения в доме. Животные и насекомые в квартире. Вопросы экологии в современных квартирах. Приемы разумного ведения домашнего хозяйства. Практическая работа №9. определение относительной запыленности воздуха в помещениях. Решение задач с экологическим содержанием. (2 часа) Итоговая конференция: защита проектов. (3 часа) Методическая часть программы. Требования к усвоению учебного материала в результате изучения программы элективного курса:
Усвоение материала по программе курса можно проследить через отчеты по практическим работам, самостоятельные творческие работы, рефераты, анкетирование, тесты, проектные работы. Итоги деятельности учащихся обобщают на конференции, в устном журнале и др. Формы организации учебной деятельности в рамках элективного курса: лекции с элементами беседы, семинары, дискуссии, практические работы исследовательского характере, конференции по проблемам защиты окружающей среды и валеологии, ролевые и познавательные игры. Тематическое планирование учебного материала элективного курса.
Литература.
|
Программа элективного курса для 10 -11 классов «Химия и здоровье человека» Сохранение и углубление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | ||
Пояснительная записка к преподаванию элективного курса «Химия в быту» Элективные курсы «Химия для гуманитариев 10, 11 классы», Волгоград, издательство «Учитель», 2006 год. Составитель Н. В. Ширшина | Программа элективного курса «основы медицинских знаний, правил оказания помощи и зож» ... | ||
Элективный курс «Естественнонаучная картина мира» является адаптированным.... Однако в связи с этим сама наука претерпевает существенную трансформацию. В ней происходит переход от фрагментного, мозаичного познания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа элективного курса по химии «Химия и искусство» для 10-11 классов составлена на основании программы «Химия и искусство»... | ||
Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | Программа элективного курса для 9 класса по биологии «Фабрика здоровья» Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий... | ||
Программа «химия в зеркале истории» Программа элективного курса «Химия в зеркале истории» рассчитана на учащихся 9 класса. Реализация программы осуществляется на основе... | Пояснительная записка 1 Задачи курса: 1 Цели курса: 2 Три основных... Элективный курс «Физика и природа» является межпредметным. Он связан с предметами: физика, биология, география, химия, экология |