Скачать 126.9 Kb.
|
Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Автор программы: Миначетдинова Д.М. учитель биологии и химии МОУ «ООШ №2» г. Новочебоксарск 2008 год Пояснительная записка. Здоровье не всё – но всё без здоровья ничто… Сократ Курс «Здоровье человека и окружающая среда» строится с учетом современного состояния окружающей среды, которая может представлять опасность для здоровья человека. Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит не только от наследственности, но и от окружающей среды и от того образа жизни, который ведет человек. Курс носит обобщающий характер, что позволяет не только систематизировать ранее полученные учащимися знания из различных предметов, но и побудит учащихся серьезнее изучать организм человека, поможет организовать здоровый образ жизни, научит заботиться об окружающей среде. Цель курса: расширить и углубить знания учащихся по биологии, дать представления о влиянии окружающей среды на организм человека Задачи курса:
Элективный курс «Здоровье человека и окружающая среда» рассчитан на 17 часов. Предусматриваются практические занятия, лекции, беседы, семинары, защита творческих проектов, рефератов, доклады. Контроль достижений учащихся проводится по 5 бальной системе по каждой теме, за каждый вид деятельности. По окончании курса выставляется оценка «зачет», «незачет». Ожидаемые результаты изучения курса. Образовательные: Учащиеся должны знать: - причины функциональных нарушений в организме человека; - давать определения основных терминов; - уметь устанавливать связь между организмом и окружающей средой; - делать выводы о физиологических основах здорового образа жизни и сохранения здоровья. Педагогические: Учащиеся должны уметь: - самостоятельно организовывать учебную деятельность; - научиться вести диалог, выслушивать, выступать перед одноклассниками; - обобщать, систематизировать собранный материал. Содержание курса.
Здоровье и болезнь. Жизнедеятельность здоровья человека. Определение «здоровье». Связь между индивидуальным здоровьем человека и состоянием здоровья всего населения страны. Факторы здоровья и риск болезни в реальных ситуация. Связь между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Место человека в системе животных. Является ли человек совершенным существом. Носители наследственности. Наследственные болезни. Предупреждение наследственных болезней. Основные признаки человека как одного из видов живых существ. Три группы наследственных болезней, анализ причин их возникновения. Профилактика наследственных болезней, проблемы дородовой диагностики наследственных болезней. Темы рефератов:
Биологические ритмы. Погода и самочувствие. Ландшафт и здоровье. Природная среда – источник инфекционных заболеваний. Эндемичные заболевания. Человек в экстремальных условиях. Поселение как среда жизни. Среда жилого и рабочего помещений. Особенности сред обитания, их компоненты. Влияние факторов природной среды (космических, ландшафтных, климатических) на состояние здоровья. Характеристика природной среды своей местности. Причины инфекционных и неинфекционных эндемичных заболеваний. Природная среда – неотъемлемое условие жизни человека, способы улучшения реального природного окружения нашей местности. Практическая работа: «Среда жилого помещения» Творческий проект: «Город будущего» Темы рефератов:
Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Шум и здоровье. Радиация и здоровье. Организм, защищающийся от загрязнений. Основные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы. Отрицательные последствия влияния на организм человека шума, излучений, химических веществ. Механизм защиты организма от чужеродных веществ. Практическая работа: «Изучение загрязнения бытовым мусором»
Профессия и здоровье. Семья и здоровье. Культура питания. Информация на упаковке. Алкоголизм и наркомания – болезни химической зависимости. Табакокурение. Культура движения. Физическая и духовная красота. Анализ и оценка образа жизни своей семьи и своего собственного. Значимость каждого компонента здорового образа: рационального питания, культуры движения, высоконравственного отношения к окружающим людям, обществу, природе, полноценной семейной жизни, творческой активности. Упаковка, продуктов. Обозначение пищевых добавок и красителей. Сроки и условия хранения продуктов питания. Обоснование основных требований к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления его здоровья. Правильная организация своего образа жизни. Практическая работа: «Меню на один день». Практическая работа: «Проведение первичной экспертизы упакованных продуктов питания». Семинар «Генетически модифицированные продукты: за и против» Темы рефератов:
Профессия – врач. Медицина будущего. Заботы эколога. Этические и профессиональные основы медицинской профессии. Основные проблемы современной медицинской науки. Важнейшие направления деятельности эколога. Творческая работа: «Профессия и здоровье» Поурочное планирование элективного курса «Здоровье человека и окружающая среда» (17 часов)
Литература:
Приложение 1.Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования (по методике Д. Хорна – О.Эстерберга в модификации А.А. Путилова) Тест. Что вы за “птица”.
2.Практическая работа «Среда жилого помещения» Внутренняя среда квартиры, или жилая среда, - результат взаимодействия многих физических, химических и биологических факторов. Воздействуя на человека, они оказывают влияние на его физическое и психическое здоровье, на эмоциональное состояние. Составьте экологический паспорт квартиры, в которой живет ваша семья. Для этого используйте приведенный ниже план.
3.Практическая работа« Проведение первичной экспертизыупакованных продуктов питания»Алгоритм проведения первичной экономической экспертизы упакованных продуктов питания. 1. Наименование продукта: _________________ 1. Экспертиза упаковки. а) Вид упаковки – __________. б) Механические повреждения ___________. 2. Экспертиза этикетки. а) Полная информация на этикетке или упаковке.
б) Штрих – код.
г) пищевые добавки ______________. 3. Заключение. Продукт может быть использован или нет. 3.Список некоторых генетически модифицированных продуктов на российском рынке (по данным организации Greenpeace) Хлопья: Kellog's Corn Flakes, Raisin Bran Crunch, Cracklin' Oat Bran, Frosted Flakes, Smart Start, All-Bran, Rice Krispies, Just Right Fruit & Nut, Corn Pops, Honey Crunch Corn Flakes, Smacks, Froot Loops (цветные хлопья-колечки), Apple Jacks (хлопья-колечки со вкусом яблока), All-bran Apple Cinnamon/Blueberry (отруби со вкусом яблока, корицы, голубики). Chocolate Chip (шоколадные чипсы), Pop Tarts (печенье с начинкой, все вкусы), Nutri-grain (тосты с наполнителем, все виды), Crispix (печенье), Toblerone (шоколад, все виды), Mini Kisses (конфеты), Kit-Kat (шоколадный батончик), Kisses (конфеты), Semi-Sweet Baking Chips (печенье), Milk Chocolate Chips (печенье), Reese's Peanut Butter Cups (арахисовое масло), Special Dark (темный шоколад), Milk Chocolate (молочный шоколад), Chocolate Syrup (шоколадный сироп), Special Dark Chocolate Syrup (шоколадный сироп), Strawberry Syrop (клубничный сироп), M&M's, Snickers, Milky Way, Twix, Nestle, Crunch (шоколадно-рисовые хлопья), Milk Chocolate Nestle (шоколад), Nesquik (шоколадный напиток), Cadbury (Cadbury/Hershey's), Fruit & Nut, Heinz Ketchup (regular & no salt) (кетчуп), Heinz Chilli Sauce (соус чили), Heinz 57 Steak Sauce (соус к мясу), Hellman's Real Mayonnaise (майонез), Hellman's Light Mayonnaise (майонез), Hellman's Low-Fat Mayonnaise (майонез), Coca-Cola, Sprite, Cherry Coca, Minute Maid Orange, Minute Maid Grape, Pepsi, Pepsi Cherry, Mountain Dew, Lays Potato Chips (all), Cheetos (all), 7-Up, Dr. Pepper, Pringles (чипсы со вкусом Original, Low Fat, Pizza-licious, Sour Cream & Onion, Salt & Vinegar, Cheezeums). Будьте бдительны! |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда... Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о... | Урок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» Цели: Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами... | ||
Рабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Реферат по экологии на тему: «Окружающая среда и здоровье человека» Здоровье это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем | Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» Министерством образования Российской Федерации: М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина Экология человека. Культура здоровья:... | ||
«Учебно-методический комплекс 151001 «Промышленность и окружающая среда» Целью изучения курса Промышленность и окружающая среда является формирование у инженерно-технических специалистов представления об... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно- тематическое планирование курса допрофессионального обучения старшеклассников «Здоровье и окружающая среда» | ||
Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | Программа элективного курса «Физика в профессиях» Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса... | ||
Рабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая... Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год | Программа элективного курса «основы медицинских знаний, правил оказания помощи и зож» ... |