Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека»





Скачать 235.38 Kb.
НазваниеПрограмма состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека»
Дата публикации04.05.2015
Размер235.38 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
h:\рабочие программы все\биология география химия\scan10121.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе программы авторского коллектива М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина (сб. программ по природоведению, биологии, экологии - М.: Вентана-Граф, 2010 г.,) рассчитанной на 34 часа (1 урок в неделю) в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Т.П. Лукина Экология человека. Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М. : Вентана - Граф, 2010 г.

В рабочую программу внесены следующие изменения. Так как Уставом школы предусмотрена 35-ти недельная годовая нагрузка, количество часов увеличено на 1 час, на изучение «Введение» добавлено 0,5ч; «Заключение» – 0,5ч; Всего – 35 часов (1 урок в неделю).

Сроки реализации данной программы – 2012-2013 учебный год.

Курс экологии человека направлен на формирование у учащихся представлений о приспособлении человека к различным экологическим условиям, а также влияние природных и антропогенных факторов на здоровье. Большое внимание уделяется основам здорового образа жизни. Изучение данного курса в 8 классах базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретенные ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения.

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на системы органов», «Репродуктивное здоровье».

Новизна рабочей программы заключается в том, что она отражает сведения о современной естественнонаучной картине мира, затрагивая связи между природой и человеком. Актуальность рабочей программы связана с прикладной, практической направленностью содержания курса экологии человека, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Главные цели курса — формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.

Основными задачами курса являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работах.

В программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов.

Программа включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела, материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы.

В ходе изучения курса у учащихся формируются знания:

• о взаимосвязи здоровья и образа жизни;

• о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;

• о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;

• об основных условиях сохранения здоровья;

• о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;

• о необходимости участия в охране окружающей среды.

В результате усвоения учебного материала курса у учащихся формируются умения:

• оценивать состояние здоровья;

• находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;

• соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);

• применять способы закаливания и ухода за кожей;

• уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;

• проводить наблюдения и самонаблюдения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч)

Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественнонаучного цикла. Значимость и практическая направленность курса.

I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)

Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни.

История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой.

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.

Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.

Лабораторная работа. Оценка состояния здоровья. Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.

II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22 ч)

1. Опорно-двигательная система (2 ч)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений.

Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.

Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.

2. Кровь и кровообращение (5ч)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия. Анемия. Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД.

Условия полноценного развития системы кровообращения. Юношеская гипертония. Профилактика нарушений деятельности органов кровообращения.

Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердечнососудистой системы.

Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).

3. Дыхательная система (1ч) Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.

4. Пищеварительная система (4ч)

Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм.

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).

Проектная деятельность. Рациональное питание.

5. Кожа (3 ч)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.

Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.

Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.

Практическая работа. Развитие утомления. Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.

7. Анализаторы (2ч)

Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

Лабораторная работа. Острота слуха и шум. Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполняется по желанию).

III. Репродуктивное здоровье (4 ч)

Половая система. Развитие организма (4ч)

Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания. Половая жизнь.

Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.

Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.

Заключение (1ч)

Подведение итогов по курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.

В 8 классе выбор лабораторных и практических занятий основан на важности получаемой информации для учащихся как участников учебно-воспитательного процесса (определение запыленности воздуха, шумового и радиационного фона) и как членов своей семьи (определение влияния сигаретного дыма на легкие курящего человека или выявление индивидуальных биоритмов). Таким образом, в 8 классе отрабатываются в большей степени практические умения по использованию полученной теоретической информации для практических целей различных социальных групп.

Тематический план

Название темы

Количество часов


Введение


1


I. Окружающая среда и здоровье человека


7


Всего


8


II. Влияние факторов среды на функционирование систем органов

1. Опорно-двигательная система


2


2. Кровь и кровообращение


5


3. Дыхательная система


1


4. Пищеварительная система


4


5. Кожа


3


6. Нервная система. Высшая нервная деятельность


5


7. Анализаторы


2


Всего


22


III. Репродуктивное здоровье

Половая система. Развитие организма


4


Заключение


1


Всего


5


Итого


35


Календарно-тематическое планирование предмета

«Экология человека. Культура здоровья»



п/п

Дата

план.

Тема урока

Лабораторные и

практические работы

Домаш

нее за

дание

Примеча

ние

1

03. 09

Введение (1ч)

Что изучает экология человека. Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные.




§1,составитьтавить схему

С. 8










I. Окружающая среда и здоровье человека (7 ч)








2

13. 09

Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье. Здоровый образ жизни

Лабораторная работа.№1

«Оценка состояния здоровья»

§2, подг.

проект

С. 13




3

20. 09

История развития представлений о здоровом образе жизни.




§3,




4

27. 09

Этапы развития взаимоотношений человека с природой.




§4




5

04. 10

Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы

человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография.




§5, воп

р. С. 25




6

11. 10

Климат и здоровье. Биометеорология.




§6




7

18. 10

Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация.




§7




8

25. 10

Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение,

употребление алкоголя и наркотических веществ.




§8










II. Влияние факторов среды на функционирование

систем органов (22 ч)










9

08.11

1. Опорно-двигательная система (2 ч)

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы Двигательная активность. Гиподинамия.




§9




10

15. 11

Основные категории физических упражнений.

Лабораторная работа №2

«Оценка подготовки организма

к занятиям физической культурой»

§10, подг.

проект

с. 47




11

22. 11

2. Кровь и кровообращение (5ч)

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови Гипоксия. Анемия.




§11




12

29. 11

Изменение клеток иммунной системы.

Онкологические заболевания.

Лабораторная работа№3

«Оценка состояния

протиивоинфекционного

иммунитета»

§12

с.51-54




13

06. 12

Аллергия. СПИД.




§12

с.54-56




14

13.12

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Юношеская гипертония.




§13




15

20.12

Профилактика нарушений деятельности органов

кровообращения

Лабораторная работа№4

«Определение стрессоустойчивости

сердечнососудистой системы»

§14




16

27.12

3. Дыхательная система (1ч)

Правильное дыхание. Горная болезнь.

Лабораторная работа №5

«Влияние холода на частоту

дыхательных движений»

§15




17

17. 01

4. Пищеварительная система (4ч)

Состав и значение основных компонентов пищи.

Гиповитаминозы.




§16




18

24. 01

Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их

воздействие на организм.




§17




19

31. 01

Рациональное питание. Режим питания. Диета.

Практическая работа №1. О чем может рассказать

Упаковка продукта (выполняется по желанию).




§18, повт

§9- 17




20

07. 02

Контрольное тестирование №1 по темам «Опорно-двигательная система», « Кровь и кровообращение», «Дыхательная система», «Пищеварительная система».




Повт.термины




21

14. 02

5. Кожа (3ч)

Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное

голодание. Правила пребывания на солнце.




§19




22

21. 02

Правила пребывания на солнце. Закаливание.




§ 20,доп.инф




23

28. 02

Роль кожи в терморегуляции. Практическая работа №2.

Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.




§ 21




24

07. 03

6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 ч)

Факторы, влияющие на развитие и функционирование

нервной системы

Лабораторные работы №6

«Оценка температурного

режима помещений»

§ 22




25

14. 03

Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость

и типы высшей нервной деятельности.




§25




26

21. 03

Темпераменты




§26




27

04. 04

Биоритмы. Биологические часы.

Лабораторная работа №7

«Оценка суточных изменений

некоторых физиологических

показателей»

§27, вопр




28

11. 04

Гигиенический режим сна. Практическая работа №3.

Развитие утомления




§28




29-


18. 04

7. Анализаторы (2ч)

Профилактика нарушений функционирования

зрительного анализатора, органов слуха и равновесия.

Лабораторная работа №8.

«Острота слуха и шум»

§23,24, повт.

§19-28




30

25. 04

Контрольное тестирование№2 по темам «Кожа»,

« Нервная система. Высшая нервная деятельность», «Анализаторы».




Подготовить проект










III. Репродуктивное здоровье (4ч)










31

02. 05

Половые железы. Вторичные половые признаки.

Период полового созревания. Половая жизнь.




§30, 31




32

10. 05

Беременность. Факторы риска, влияющие на

внутриутробное развитие.




§ 32




33

16. 05

Заболевания, передающиеся половым путем.

Значение ответственного поведения.




§33, 34




34

23. 05

Значение ответственного поведения.




§35, подг.

к зачету




35

30. 05

Заключение (1 ч)

Подведение итогов по курсу «Экология человека.

Культура здоровья». Здоровье как одна из главных

ценностей. Влияние биологических и социальных

факторов на организм человека. Зачет.










Место предмета в базисном учебном плане

Количество часов, отводимых на изучение курса экологии в 8 классе, предусматривается в соответствии с федеральным учебным планом средней общеобразовательной школы.

Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых зачетов - 1

Тестов -2

Лабораторных работ - 8.

Практических работ - 3.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В результате изучения дисциплины учащийся должен

знать:

  • о воздействии экологических факторов на организм человека, какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека;

  • влияние климатических факторов на здоровье;

  • влияние электрических и магнитных полей, ионизирующей радиации на организм человека;

  • последствия вредных привычек;

  • факторы, влияющие на формирование опорно-двигательной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем; на развитие и функционирование нервной системы; внешние воздействия на органы зрения, слуха и равновесия, на кожный покров;

  • особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.

  • причины заболеваний, передающихся половым путем, их профилактика и лечение;

  • правила гигиены, сохраняющие здоровье человека;

  • основные принципы лекарственной помощи;

  • факторы здоровья и факторы риска болезни;

уметь:

  • объяснять, как связаны здоровье и образ жизни, какое влияние оказывает климат на здоровье; от чего зависит возникновение перегрузок; как вредные привычки и пагубные пристрастия влияют на организм человека; роль белков, жиров, углеводов в организме; какой вред организму наносят нитраты, нитриты, пестициды, тяжелые металлы;

  • приводить примеры факторов, влияющих на кровеносную, опорно-двигательную, дыхательную, пищеварительную и др. системы; факторов риска внутриутробного развития; оказывающих положительное и отрицательное влияние на организм человека в подростковом возрасте;

  • давать оценку диетам;

  • перечислять биологические и социальные различия мужчин и женщин;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и бактериальных заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • выполнения основных видов физических упражнений;

  • применения правил пребывания на солнце; правил закаливания; правил гигиены сна; методов релаксации; гигиенических рекомендаций работы на компьютере;

  • предупреждения переутомления;

  • оказания первой помощи при травмах и несчастных случаях;

  • уходе за больными.

Возможные виды самостоятельной работы учащихся:

1. Подготовка рефератов и докладов.

2. Выполнение заданий письменной контрольной работы.

3. Ответы на тесты.

4. Групповые дискуссии.

5. Самостоятельная работа с учебником.

6. Устные ответы на вопросы.

7. Заполнение таблиц.

Темы рефератов (проектов)

1. История возникновения отдельных экологических проблем.

2. Группы населения и природно-климатические условия.

3 Климат и здоровье.

4 Формирование навыков активного образа жизни.

5 Рациональное питание.

6.Закаливание и уход за кожей.

7 Бережное отношение к здоровью.

8. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

2. Учебные материалы иллюстративного характера (таблицы, рисунки, схемы, фотографии по всем разделам биологии на электронном носителе):

Структура экологии человека.

Экологические факторы.

Здоровый образ жизни.

Загрязнение окружающей среды.

Экологическая катастрофа.

Представители разных рас, различных типов телосложения.

Приспособления человека к сезонным изменениям.

Экстремальные факторы.

Вредные привычки.

Опорно-двигательная система человека.

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Кровеносная система человека.

Дыхательная система.

Состав пищи.

Содержание питательных веществ и природных пищевых компонентов в продуктах питания.

Культура питания.

Воздействие солнечных лучей на кожу человека.

Средства и способы закаливания.

Чередование труда и отдыха.

Причины болезней движения.

Источники шума.

Типы темпераментов.

Изменения функций и работоспособности человека в течение суток.

Фазы сна.

Железы внутренней секреции.

Строение женской и мужской репродуктивной системы.

Этапы развития организма человека.

Классификация факторов риска внутриутробного развития.

Список литературы

Основные источники

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-Граф, 2010.- 144 с.

2. Воронина Г.А., Федорова М.З. Экология человека. Культура здоровья: 8 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2008. – 64 с.

Методическая литература

Список рекомендуемой литературы для учителя

  1. Алексашина И.Ю. Глобальное образование: проблемы и решения. — СПб.: СпецЛит, 2002.

  2. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования. — СПб., 1997.

  3. Байкулова Н.Г., Удовиченко Н.А., Кузьмина Н.В. ПМП при травмах. – Саратов. 2001.

  4. Борман Дж. Компьютерная энциклопедия для школьников и их родителей. — СПб., 1996.

  5. Бухвалов В.А., Богданова Л. В. Введение в антропоэкологию. — М., 1995.

  6. Мовчан В.Н. Экология человека. Учебное пособие. СПб.: СПбГУ, 2006. – 292 с.

  7. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. — М.: Просвещение, 1990.

  8. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007. - 320 с.

  9. Ткаченко С.С., Шаповалов В.М. Оказание доврачебной помощи. – М. 1984.

Дополнительные источники

Список рекомендуемой литературы для учащихся

  1. Горшков А.И., Липатова О.В. Гигиена питания. - М.: Медицина, 1987. - С.20-69, 134-259.

  2. Волынская Е.В. Гигиенические основы здоровья. – Липецк: Изд-во ЛГПИ, 2000. - 110 с.

  3. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. - М.: Сов. спорт, 1995. - 64 с.

  4. Каневская Л.Я. Питание школьника. - М.: Медицина, 1989. - С.3-42.

  5. Петровский Н.С., Ванханен В.Д. Гигиена питания. М.:Медицина, 1982.

  6. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека (курс лекций). М., 1999.

  7. Чусов Ю.А. Закаливание школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 126 с.

Энциклопедии

  1. Биологический энциклопедический словарь/Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Большая энциклопедия школьника/Пер. с англ. Н. Моррис. — М.: Махаон, 2002.

  3. Крейг А., Росни К. Наука: Энциклопедия. — М.: Росмэн, 1995.

Образовательные диски

1. Экология человека. Учебное пособие. Томск. Томский государственный университет Н.В. Мамонова, 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда...
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда»
Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconРеферат по экологии на тему: «Окружающая среда и здоровье человека»
Здоровье это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconУрок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека»
Цели: Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconМетодические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда»
Учебная дисциплина «Человек и окружающая среда» включена в учебный план на V курсе и состоит из лекционных занятий (в общей сложности...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экология человека»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» icon«Учебно-методический комплекс 151001 «Промышленность и окружающая среда»
Целью изучения курса Промышленность и окружающая среда является формирование у инженерно-технических специалистов представления об...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconРабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос»
Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека»
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconРабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда»
Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconРабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая...
Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconРабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда
Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ознакомление с основными пунктами концепции экологической безопасности. Окружающая среда, оптимальная среда обитания, загрязнение...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconПрограмма элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда"
Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий....
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconРеферат по биологии на тему: «Иммунитет и проблемы современности»
Одним факторов, оказывающих влияние на сохранение и укрепление здоровья, является иммунитет. На занятиях спецкурсом «Окружающая среда...
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно- тематическое планирование курса допрофессионального обучения старшеклассников «Здоровье и окружающая среда»
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» iconПлешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс,2008 Плешаков...
В соответствии с учебным планом мбоу «Средняя школа №2» на 2013/2014 учебный год курс рассчитан на 70 часов по 2 часа в неделю федеральный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск