Скачать 84.69 Kb.
|
МБОУ ВМР «Надеевская основная общеобразовательная школа» Урок элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» Кубасова М.А., учитель биологии, высшая квалификационная категория. Тема: Шумовое загрязнение и его влияние на организм человека. Цели: 1. Рассмотреть вопрос о шумовом загрязнении атмосферы и его воздействии на организм человека. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно добывать знания в процессе групповой организации познавательной деятельности школьников. 3. Вести профориентационную работу. Оборудование: - аудиомагнитофон, кассеты с записью природных и техногенных шумов, информационные листы для индивидуальной работы учащихся, механические часы, линейки, листы ватмана, фломастеры, таблица «Влияние шума». План урока:
1. Жители поселка. 2. Директор совхоза, специалисты. 3. Архитекторы, строители. Вывод по уроку: В заключительной части урока учащиеся заполняют лист самооценки. (см. информационный лист). Ход урока. «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща». Б.Васильев. 1. Мы дети малые одной большой природы, Мы делим с ней удачи и невзгоды, Одна судьба у нас и у неё. Моя планета – человечий дом, Но как ей жить под дымным колпаком, Где сточная канава – океан, Где вся природа поймана в капкан?! Где места нет ни аисту, ни льву, Где стонут травы: больше не могу! Вопрос: Какая проблема затронута в стихах? Вопрос о загрязнении окружающей среды на сегодняшний день стоит актуально. Задача: Рассмотреть один из видов загрязнения окружающей среды. А вот о каком виде пойдёт речь, определите сами, прослушав отрывок из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Зачитывается отрывок на фоне музыки «Лунная соната». Лёгкий туман ещё держался кое-где над водой, ещё цеплялся за мокрые кусты лозняка, и в тихой воде чётко отражалось всё, что гляделось в неё в это утро. Странное чувство полного, почти торжественного спокойствия охватило его. Он вдруг услышал эту тишину и понял, что вот это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствие звуков, а означает лишь отдых природы, её сон, её предрассветные вздохи. Он всем телом ощутил свежесть тумана, уловил его запах, настоянный на горьковатом, мокром лозняке. Он увидел в глубине воды белые стволы берёз, чёрную крону ольхи: они переплетались с всплывшими навстречу солнцу кувшинками, почти, что неуловимо размываясь у самого дна.… И вдруг он догадался, чего ему хочется: зачерпнуть эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести её людям…». Задача: Изучить влияние шума на организм человека, установить связь между охраной окружающей среды и охраной здоровья человека. План (на доске). 1. Итак, что такое шум? - это один из видов звука, правда, его ещё называют «нежелательным звуком». Шум – громкие звуки, слившиеся в нестройное звучание. А что такое звук? - это механические колебания внешней среды, которые воспринимаются слуховым аппаратом человека (от 16 до 20.000 колебаний в секунду). Человек всегда жил в мире звуков. Это шелест листвы, птичьи голоса, шум ветра, прибоя, ручейка. Послушайте некоторые из них и подумайте, какие чувства они у вас вызывают, как влияют на ваш организм. Включается магнитофон. Звучат птичьи голоса, прибой. (успокаивают, приятны, снимают стрессы). Но естественные звучания голосов природы становятся всё более редкими, исчезают совсем или заглушаются промышленными, транспортными и другими шумами. (представьте крупный промышленный город). Зачитать стр. 210 «Экология», 9 класс. А как вам понравиться вот такая «современная шумовая симфония»? Как она влияет на наш организм? Включается магнитофон. Запись шума города. Самостоятельная работа с информационным листом. 2. Виды шумов? Примеры – воздействие. Шум по-разному воздействует на человека. От чего это зависит? - от источника шума; - уровня громкости; - возраста; - состояния здоровья; - окружающих условий. Каждый вид шума имеет свой уровень громкости, измеряемый в децибелах. Он выражает степень звукового давления. Таблица. Её анализ.
Это давление воспринимается не беспредельно. Уровень шума в 20 – 30 децибелов безвреден, это естественный шумовой фон. Что касается громких звуков, то здесь норма 80. Звук в 130 децибелов вызывает у человека болевые ощущения, а в 150 – становится не переносимым, вызывает шок. В средние века – казнь «под колокол». Гул мучил и медленно убивал преступника. Как можно оценить уровень шума в школе в течение дня? Какие выводы можно сделать? 3. Воздействие громких звуков на работу слухового анализатора. Какой орган реагирует на чрезмерный шум, прежде всего? По статистике 20 млн. из 150 млн. россиян страдают сегодня тугоухостью. У 20% юношей и девушек из числа увлекающихся рок – музыкой наблюдается снижение слуха на уровне 85-летних стариков. Выполняем тест. (проверим остроту слуха). Как мы слышим? Звуковая волна преобразуется в электрическую, под действием громких звуков барабанная перепонка теряет эластичность и снижается чувствительность, поэтому требуется больший уровень звука, чтобы она начала колебаться. Разрушаются слуховые рецепторы. 4. Влияние шума на организм. Только ли органы слуха страдают от чрезмерного шума? (ответ в информационном листе). - анализируют. Выводы: Врачи говорят о шумовой болезни. Шум коварен, незаметно воздействует на организм. 5. Итак, шум вреден, его можно назвать медленным убийцей. Можно ли снизить его воздействием? Что может сделать каждый из нас? 6. Групповая работа. Создание проектов защиты человека от шумового воздействия. 1 группа – жители посёлка. 2 группа – директор совхоза во главе со специалистами. 3 группа – архитекторы, строители. (Каждая группа создаёт свой проект, оформляет на листе и представляет классу). Вывод: С шумом можно и нужно бороться, чтобы сохранить своё здоровье. Листья поглощают 25% шума, отражают 74%. Умение соблюдать тишину – показатель культуры человека и его доброго отношения к людям, тишина нужна людям как солнце и свежий воздух. «Коль суждено дышать нам воздухом одним, Давайте же мы все на век объединимся. Давайте наши души сохраним, Тогда мы на Земле и сами сохранимся». Н. Старшинов. Заполняем лист самооценки. Информационный лист. Тема урока:___________________________________________________________________
Тест на определение остроты слуха. Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Данные статистики о влиянии шума на организм человека.
Лист самооценки учащегося.
|
Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда... Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о... | ||
Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами... | ||
Рабочая программа по предмету естествознание и окружающая среда Рабочая программа по естествознанию для 10-11 классов составлена на основе примерной программы элективного курса «Естествознание... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... | ||
Реферат по экологии на тему: «Окружающая среда и здоровье человека» Здоровье это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем | Рабочая программа Дисциплины «Экология человека» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | ||
Рабочая программа Дисциплины «Экологическое проектирование и овос» Направление – 022000. 68 «Экология и природопользование» профиль «Окружающая среда и здоровье человека» | «Учебно-методический комплекс 151001 «Промышленность и окружающая среда» Целью изучения курса Промышленность и окружающая среда является формирование у инженерно-технических специалистов представления об... | ||
Программа состоит из 3 основных разделов: «Окружающая среда и здоровье человека» Министерством образования Российской Федерации: М. З. Федорова, В. С. Кучменко, Т. П. Лукина Экология человека. Культура здоровья:... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно- тематическое планирование курса допрофессионального обучения старшеклассников «Здоровье и окружающая среда» | ||
Программа элективного курса «Физика в профессиях» Элективный курс предназначен для изучения в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 11 часов. Содержание курса... | Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека одна из главных задач биологии. Наиболее систематично... | ||
Рабочая программа Элективные курсы «Здоровье человека и окружающая... Биология сборник программ элективных курсов. Санкт- петербург смио пресс 2005 год | Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» Учебная дисциплина «Человек и окружающая среда» включена в учебный план на V курсе и состоит из лекционных занятий (в общей сложности... |