Скачать 78.19 Kb.
|
Приложение 3 Программа элективного курса «Питание и здоровье» (10-11 кл.) Шугурова Л.С., учитель биологии и химии МОУ «Балабаш - Баишевская СОШ» Батыревского района ЧР Пояснительная записка Биология как учебный предмет в числе других задач призвана давать учащимся представление о научно обоснованных правилах и нормах использования окружающей среды и живой природы, а совместно с другими естественнонаучными предметами формировать основы здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту. Здоровый образ жизни – это, прежде всего, сбалансированное питание, от которого напрямую зависит наше здоровье. Поэтому формирование у учащихся правильного представления о природе питания человека - одна из главных задач биологии. Наиболее систематично и последовательно данная работа может быть проведена на занятиях элективного курса. Предлагаемая мною программа элективного курса на тему «Питание и здоровье» основана на современных представлениях валеологии и задумана для учащихся профильных 10- 11 классов. Цель элективного курса: - расширение знаний о свойствах важнейших органических соединений, способах их извлечения. Задачи элективного курса: - ознакомить учащихся с валеологическими знаниями; - углубить знания о процессе пищеварения в организме человека; - дать понятие о пищевых добавках и их биологической роли; - ознакомить лечебно- профилактической ролью питания. Формы обучения: лекция, семинарские занятия, беседа, практическая работа. В программе предусмотрено изучение теоретических вопросов, формирование практических навыков для более глубокого овладения знаниями. Формой итогового контроля является защита рефератов. Содержание программы Тема I. «Общая характеристика питания человека» (2 часа) Питание и культура. Решение проблемы питания в процессе развития цивилизации. Современный взгляд на питание человека и его энергетическую целесообразность. Вегетарианское, видовое, саттвическое, естественное, раздельное, целебное и другие виды питания. Работы И. П. Павлова, И. И. Мечникова, А. М. Уголева, Г. С. Шаталова и других по проблеме питания. Тема II. «Биохимические основы питания» (2 часа) Состав пищи: вода, белки, углеводы, липиды, минеральные вещества, витамины и витаминоподобные вещества; ферменты, ароматические вещества, фитонциды, дубильные вещества, органические кислоты и др. пластические и энергетические вещества. Основные этапы переваривание пищи в желудочно- кишечном тракте человека. Ферменты пищеварения. Симбиозное пищеварение. Тема III. «Белки как важнейшие питательные вещества» (4 часа) Биологическая роль, состав и строение белков. Потребность человека в белках и аминокислотах. Основная белковосодержащая пища. Химические реакции при утилизации белков. Белковая недостаточность, ее причины и симптомы. Выделение белков из биологического материала. Исследование свойств белков: денатурация, осаждение, высаливание, разложение. Практическая работа 1. Количественное определение белков в растительных и животных продуктах. Практическая работа 2. Хроматографическое исследование аминокислотного состава белков. Тема IV. «Углеводы и их роль в питании» (5 часов) Биологическая роль углеводов. Их строение, классификация и основные свойства. Углеводсодержащие продукты. Особенности утилизации углеводов в организме человека, потребность в углеводах. Методы определения углеводов. Практическая работа 3. Извлечение углеводов из биологических объектов (моносахариды, дисахариды, крахмал, гликоген). Практическая работа 4. Качественные реакции на присутствие углеводов (альдозы и кетозы, восстанавливающие и невосстанавливающие дисахариды, крахмал, гликоген). Практическая работа 5. Количественное определение углеводов (глюкоза, фруктоза, сахароза, крахмал). Тема V. «Липиды и их роль в питании» (4 часа) Биологическая роль липидов. Их строение, классификация и свойства. Потребность организма в липидах, основная липидсодержащая пища. Химические реакции, происходящие при усвоении липидов в организме человека. Основные нарушения липидного обмена. Особенности важнейших липидов и методы их определения. Выделение липидов из продуктов питания. Практическая работа 6. Качественные реакции на липиды. Определение физико- химических констант жиров. Практическая работа 7. Определение общего содержания липидов в биологических объектах. Тема VI. «Витамины, ферменты, их биологическая роль и значение в питании» (5 часов) Общая характеристика, номенклатура и классификация витаминов. Основные жиро- и водорастворимые витамины. Биологическая роль основных витаминов. Авитаминозы и их причины. Влияние характера питания на витаминную недостаточность. Ферменты в живом организме. Их характеристика, классификация и основные свойства. Роль ферментов в процессе переваривания и усвоения пищи. Автолиз. Особенности выделения ферментов, методы их определения и изучения свойств. Качественные реакции на основные витамины. Практическая работа 8. Определение содержания витаминов в различных продуктах питания. Количественное определение аскорбиновой кислоты и каротинов. Исследование изменения содержания витаминов в продуктах питания при термической и других видах обработки. Практическая работа 9. Определение наличия ферментов в пищевых продуктах. Получение ферментных препаратов и изучение основных свойств ферментов. Изучение изменения активности ферментов при кулинарной обработке пищевых продуктов Тема VII. «Минеральные вещества» (4 часа) Минеральные элементы. Макро- микро- и ультрамикроэлементы. Биологическая роль отдельных элементов (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо и др.). Причины недостаточности минеральных элементов. Основные продукты питания, содержащие минеральные элементы. Содержание, состояние и роль воды в организме человека. Структурированная вода (магнитная, талая и др.). Практическая работа 10. Определение содержания зольных элементов в растительных продуктах питания. Приемы озоления. Практическая работа 11. Определение содержания кальция, фосфора, железа, магния и других элементов. Содержание нитратов и нитритов. Практическая работа 12. Определение общего содержания воды в биологических объектах (семена, овощи, плоды, травы). Тема VIII. «Пищевые добавки и их биологическая роль» (4 часа) Основные пищевые добавки, используемые при лечебном питании. Мед и продукты пчеловодства, пивные дрожжи, яблочный уксус и пищевые кислоты, проросшее зерно и др. Съедобные дикорастущие травы. Антистрессовый препарат, здоровый хлеб. Практическая работа 13. Приготовление пищевых добавок и блюд с пищевыми добавками Практическая работа 14. Биологическое значение активной кислотности и ее определение. Общая кислотность органических кислот (лимонная, янтарная, щавелевая и др.). Тема IX. «Способы приготовления пищи. Лечебно- профилактическая роль питания» (4 часа) Голод и аппетит. Кулинарная обработка пищевых продуктов, «живая» и «мертвая» пища. Правильное сочетание пищевых продуктов. Гигиенисты и их взгляд на питание человека (П. Брэгг, Г.М. Шелтон, Н.У.Уокер и др.). Концепция чистого организма. Очищение организма и здоровье. Голодание, пост, разгрузочно- диетическая терапия. Правила приема пищи. Профилактика различных заболеваний и питание. Питание и продолжительность жизни. Индивидуализация собственного питания. Подбор индивидуальных продуктов и составление индивидуального рациона. Составление рецептов из «живой» пищи. Практическая работа 15. Составление меню при различных видах заболеваний: сердечно- сосудистых, желудочно-кишечного тракта и др. Учебно-тематический план
Заключение Предпрофильная подготовка учащихся позволяет учащимся определиться в выборе профессии. Посещение элективных курсов позволяет расширить кругозор знаний в разных областях наук, подготавливает школьников к сдаче ЕГЭ. Элективные курсы завершаются зачетом или итоговыми занятиями, что и позволяет добиться конечных результатов обучения. Также элективные курсы могут завершаться защитой проектов и исследовательских заданий, защитой рефератов. В результате этого происходит углубление знаний по данному предмету. Литература
|
Программа элективного курса. «Здоровье человека и окружающая среда» Содержание курса поможет понять, почему здоровье – физическое и духовное, главное богатство человека; каким образом здоровье зависит... | Программа элективного курса по биологии "Здоровье человека и окружающая среда" Лекционная и практическая части курса предполагают широкое использование видеофильмов, слайдов, сети Интернет, наглядных пособий.... | ||
Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | Реферат на тему «Сбалансированное питание это здоровье нации» Здоровье человека важный показатель его личного успеха. Одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья является сбалансированное... | ||
Реферат на тему «Сбалансированное питание это здоровье нации» Здоровье человека важный показатель его личного успеха. Одним из важнейших условий сохранения и укрепления здоровья является сбалансированное... | Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | ||
Программа элективного курса «основы медицинских знаний, правил оказания помощи и зож» ... | Программа элективного курса «Правильное питание» для 10 класса Автор программы учитель обж 1 квалификационной категории Тутуева Елена Викторовна | ||
Программа элективного курса для 10 -11 классов «Химия и здоровье человека» Сохранение и углубление здоровья населения – одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование... | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Реферат в номинации «Питание» На тему «Диета и здоровье школьника» Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (воз), здоровье – это состояние полного физического,... | Программа элективного курса для 9 класса по биологии «Фабрика здоровья» Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | ||
Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... |