ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.6 Окружающая среда и здоровье человека
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза
(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании
кафедры географии и экологии
естественно-географического факультета
(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)
Зав. кафедрой ______________
/А.В. Николаев/
|
|
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры географии и экологии Шабакина И.Г. 1.2 Рецензенты:
- кандидат педагогических наук Крыштоп В. А.;
- учитель географии МОУ гимназии №4 Шабакаева Т. А. 1.3 Пояснительная записка
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек - окружающая среда, здоровье; о заболеваниях человека, связанные с этими проблемами.
Задачи курса:
- изучить воздействие природной среды на человека; - изучить основные среды жизни человека;
- изучить воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека; - выяснить основные загрязнения окружающей среды и их влияние на здоровье человека;
- показать историческое единство окружающей среды и здоровья человека.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать:
понятие, предмет, методы курса окружающая среда и здоровье человека;
Уметь:
- определять факторы риска окружающей среды для здоровья человека;
- объяснять воздействие антропогенных факторов на здоровье человека. 1.4 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСВПО
- нет 1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
№ п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчётности)
| Трудо-ёмкость
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. работа
| 1.
| 020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза
| 3
| 6
| 120
| 50
| 20
| 20
| 10
| 70
| зачет
| 2.
| 020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза
| 3
| 5-6
| 120
| 50
| 10
10
| 10
10
| 4
6
| 70
| зачет
|
1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) примерное распределение учебного времени
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Всего ауд.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 1.
| Историческое единство окружающей среды и здоровья человека
|
| 2
| -
| -
| 7
| 2.
| Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития
|
| 2
| 2
| -
| 7
| 3.
| Факторы риска окружающей среды для здоровья человека
|
| 2
| 4
| 2
| -
| 4.
| Воздействие природной среды на человека
|
| 2
| 2
| 2
| 14
| 5
| Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека
|
| 2
| 2
| 2
| 7
| 6
| Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
|
| 2
| 2
| 2
| 14
| 7
| Социальные аспекты жизнедеятельности человека.
|
| 2
| 2
| -
| -
| 8
| Адаптация человека к условиям окружающей среды.
|
| 2
| 2
| -
| 14
| 9
| Экологические катастрофы и их последствия для здоровья населения
|
| 2
| 2
| -
| -
| 10
| Медико-экологические аспекты охраны природы.
|
| 2
| 2
| 2
| 7
| Всего
| 50
| 20
| 20
| 10
| 70
|
1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ рАЗДЕЛ 1. "Историческое единство окружающей среды и здоровья человека". Актуализация проблемы взаимоотношений человек - окружающая среда. Определение понятий: окружающая среда, здоровье, болезнь, адаптация. Показатели состояния здоровья населения. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Качество жизни и качество здоровья. Сущность антропоэкологической концепции. Экологические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показатель медико-экологического благополучия.
РАЗДЕЛ 2. Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития. Медицинская география. Экология человека. Социальная экология. Медицинская экология. Геогигиена. Экологическая физиология. Медицинская антропология. Эпидемиологическая география. Географическая патология. Этноэкология. Валеология и др. Практическая значимость данного цикла наук, основная цель которых: обоснование и разработка профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий окружающей среды. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья населения и особенностями географической среды6 картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические и др. Аэрокосмический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.
РАЗДЕЛ 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека. Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Концепция природных предпосылок болезней. Загрязнение окружающей среды как экологический процесс.
РАЗДЕЛ 4. Воздействие природной среды на человека. Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях. Влияние геофизических факторов. Человек в условиях горной местности. Солнечно-земные связи, космические и земные ритмы. Понятие о циркадных, цирканных и циркасинодических, микро- и макроритмах. Воздействие природной радиации. Геохимические естественные факторы среды. Пороговые концентрации химических элементов. Природно-эндемичные заболевания. Взаимодействие с биообъектами. Учение о природной очаговости болезней. Географические закономерности распространения природно-очаговых болезней. Ландшафтоведение как основа ландшафтной эпидемиологии. Воздействие комплекса природных условий. Влияние климата на состояние здоровья человека. Эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека. Проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий. Экология человека и водная среда обитания. Воздействие стихийных действий. Экстремальные условия природной среды. Экология человека пи автономном существовании в экстремальных условиях природной среды.
РАЗДЕЛ 5. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека. Преобразование природы и здоровья человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы). Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.
РАЗДЕЛ 6. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов. Последствия радиационного воздействия. Влияние химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека. Загрязнение космического пространства. Проблемы космической и авиационной экологии. Искусственная биосфера. РАЗДЕЛ 7. Социальные аспекты жизнедеятельности человека. Антропосфера. Социальная и биологическая эволюция человека. Антропоэкосистемы на различных этапах истории. Хозяйственно-культурные типы и антропогеоценозы. Демографическое развитие человечества и смена культур (общие тенденции). Экология, генетика и поведение человека. Этническая экология. Демографические проблемы. Экологические проблемы брака и семьи. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях. Урбанизация и здоровье человека. Гиподинамия. Стресс и другие психологические проблемы. Курение, алкоголизм, наркомания. Питание. Зависимость характера пищи от среды обитания. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. История глобальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Современные глобальные и региональные эпидемиологические особенности. Иммунологические проблемы. Понятие о валеологии (здоровом образе жизни). Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.
РАЗДЕЛ 8 Адаптация человека к условиям окружающей среды. Экологическая ниша вида Homo sapiens. Экология человечества: естественные пределы численности человеческой популяции. Биопродуктивность и ресурсы биосферы. Морфофизиологическая изменчивость человеческого организма. Нормы реакции и географические условия среды. Экологическая дифференциация человечества. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация. Механизмы адаптации. Условия, влияющие на адаптацию. Типы адаптаций. Адаптация и наследственность. Врожденные аномалии. Генетическая адаптация, генетические манипуляции, генная РАЗДЕЛ 9 Экологические катастрофы и их последствия для здоровья населения. Определение, классификация, географическое распространение, предпосылки, частота и прогнозирование экологических катастроф. Природные и антропогенные (техногенные) катастрофы. Медицинские последствия катастроф: нарушение санитарно-гигиенического статуса, распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, активизация природных очагов болезней, разрушение медицинской инфраструктуры и т.п. Медико-экологическая характеристика природных катастроф (землетрясений, извержений вулканов, цунами, наводнений, лавин и селей и т.д.). Экологические факторы риска, обусловленные техногенными авариями и военными действиями. Планирование мероприятий по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф.
РАЗДЕЛ 10. Медико-экологические аспекты охраны природы. Задачи оптимизации окружающей среды в природоохранных проектах, направленные на повышение процессов жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности. Программа изучения конкретной территории с позиций здоровья человека. Медико-экологический паспорт региона. 1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
№
| ТЕМА
| Название самостоятельной работы
| Кол-во часов
| Форма контроля
| 1
| Историческое единство окружающей среды и здоровья человека
| Качество жизни и качество здоровья. Сущность антропоэкологической концепции. Экологические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показатель медико-экологического благополучия.
| 7
| Конспект
| 2
| Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития.
| Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья населения и особенностями географической среды: картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические и др. Аэрокосмический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.
| 7
| Конспект
| 3
| Воздействие природной среды на человека
| Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях..
| 14
| Конспект
| 4
| Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека.
| Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.
.
| 7
| Конспект
| 5
| Загрязнение окружающей среды и здоровье человека
| Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека. Загрязнение космического пространства. Проблемы космической и авиационной экологии. Искусственная биосфера.
| 6
| Конспект
| 6
| Жизненные формы организмов.
| Классификация жизненных форм растений по Высоцкому-Казакевичу.
| 14
| Конспект
| 7
| Медико-экологические аспекты охраны природы.
| Медико-экологический паспорт региона.
| 7
| Конспект
|
1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ Темы практических занятий Практическое занятие № 1.
Окружающая среда и этические нормы.
План:
- экологическая безграмотность человечества;
- Конференция ООН по окружающей среде и развитию человечества (Рио-де-Жанейро,1992)
- тест Байера;
- анализ результатов теста. Практическое занятие №2, №3
Оценка экологических характеристик окружающей среды.
План:
- анализ и прогнозирование состояния определенной территории и перспектив ее развития по показателям:
численность населения, демографическая емкость;
репродуктивная способность, геохимическая активность;
экологическая емкость территории. Практическое занятие №4., №5.
Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека.
План:
показатели здоровья, как наиболее объективные критерии влияния факторов внешней среды;
оценка влияние факторов окружающей среды на здоровье человека по различным показателям:
демографические показатели;
уровень заболеваемости и травматизма;
оценка физиологического состояния организма, соответствующая возрасту. Практическое занятие №6.
Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия.
План:
- группы экологически опасных веществ;
- основные способы снижения загрязнения среды обитания человека;
- рекомендации по защите от опасных веществ. Практическое занятие №7
Семинар. Медико-экологическая характеристика природных катастроф.
План:
Вопросы для обсуждения:
- распространение катастроф;
- классификация катастроф;
- землетрясения, извержения вулканов;
- цунами, наводнения;
- лавины и сели, оползни;
- циклоны и торнадо. Практическое занятие №8
Семинар: Экологические факторы риска, обусловленные техногенными авариями и военными действиями.
План:
- распространение катастроф;
- классификация катастроф;
- карта катастроф. Практическое занятие №9
Урбанизация и здоровье человека.
План:
- гиподинамия;
- стресс и другие психологические проблемы,
- курение, алкоголизм, наркомания.
Практическое занятие №10
Семинар: Питание. Зависимость характера пищи от среды обитания.
План:
- ПЗ занятость население с/х;
- глобализация и питание человека;
- витамины, минералы и калорийность продуктов питание;
- генно - модифицированные продукты на нашем столе. Темы лабораторных занятий
Лабораторное занятие 1.
Мониторинг атмосферной среды обитания человека.
План:
- основные загрязнители атмосферы: угарный газ, оксиды серы, оксиды азота, хлор;
- количественный анализ проб;
- сравнение концентраций вредных примесей в атмосферном воздухе (Мурманска), полученные по данным служб экомониторинга с предельно допустимыми;
- вывод.
Лабораторное занятие 2.
Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико – химическим характеристикам снега.
План:
- на 5 выбранных площадках размером 1кв. м отбирают образцы снега по 600 – 800 г каждый и помещают в пронумерованные емкости, плотно утрамбовывая; снег оставляют в теплом помещении.
- определение запыленности территории:
- определите с помощью индикаторной бумаги рН снега;
- метод количественного определения ионов хлора. Лабораторное занятие 3.
Анализ качества воды.
План:
- отобрать из источника пробу воды;
- определите показатели воды: цвет, запах, вкус, образуется ли осадок;
- определите реакцию водной среды, наличие растворенных солей;
- сделайте вывод. Лабораторное занятие 4.
Составление экологической карты населенного пункта.
План:
- составьте план населенного пункта;
- обследуйте участок: площадь зеленых насаждений;
видовой состав и состояние растений;
основные причины повреждений;
источники загрязнений, определите степень загрязнения атмосферы;
- на основании обобщения полученных результатов составьте экологическую карту. Лабораторное занятие 5.
Разработка анкеты и проведение социологического опроса по теме «Человек и природа».
План:
- определите и сформулируйте цель социологического опроса по теме «Человек и природа»;
- сформулируйте вопросы по изучаемой проблеме;
- разработайте «ключ» к социологическому опросу;
- проведите анкету и проанализируйте ответы.
1.7.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.
Науки, изучающие взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека.
Основные принципы изучения системы «окружающая среда – здоровье человека».
Здоровье как универсальный критерий медико-экологического благополучия территории. Характеристики здоровья.
Основные показатели, характеризующие здоровье человека, общности людей и состояние среды обитания.
Классификация факторов риска окружающей среды для здоровья человека.
Адаптация и акклиматизация. Механизмы адаптации человека к условиям окружающей среды. Экологическая дифференциация человечества.
Основные загрязнители окружающей среды. Экологически обусловленные заболевания.
Радиационное загрязнение среды и его влияние на здоровье человека.
Медико-экологические аспекты загрязнения окружающей среды.
Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды.
Болезни и патологии, связанные с геофизическими факторами.
Болезни и патологии, связанные с геохимическими факторами. Микроэлементозы и их распространение по территории России.
Эпидемиология и география болезней, вызываемых живыми возбудителями.
Основные механизмы и закономерности эпидемиологического процесса.
География основных природноочаговых болезней в России.
Экология питания. Типы диет и их географическая обусловленность.
Основные виды патологий, связанные с нарушением питания.
Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью.
Основные мутагены и канцерогены окружающей среды.
Медико-экологические последствия урбанизации. Основные факторы риска для здоровья городского населения. Болезни цивилизации.
Роль социально-экономических факторов в формировании здоровья населения.
Основные классификации катастроф.
Природные и техногенные катастрофы и их медико-экологические последствия.
Глобальные изменения климата и их влияние на здоровье и жизнедеятельность населения.
1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Небел Б. Наука об окружающей среде. М., 1993. Прохоров Б.Б.. Экология человека. М., МНЭПУ, 2000.
Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 687 с.
Шилов А.А. Экология. М.: ВШ, 1999.
Экология человека: от прошлого к будущему. М., МНЭПУ, 2001. Экология России в картах. Аннотированный библиографический указатель карт и атласов. М., 1995. «Окружающая среда и здоровье человека». М., Геогр. фак-т, 2009.
Статистические сборники: Демографический ежегодник России, 2002. Здравоохранение в России, 2001. Естественное движение населения Российской Федерации, 2001. Информационный сборник статистических и аналитических материалов, 1995. Материнство и детство. 1991, 1992. Медицинское обслуживание населения в Российской Федерации, 1992.
Государственные доклады: Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 2003. Государственные доклады о состоянии природной среды Российской Федерации, 1994. 1996, 1998, 1999.
1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.9.1 Перечень используемых технических средств
Кадоскоп.
Видеотехника.
Микрокалькулятор.
Перечень используемых пособий
1. Плакаты. 2. Слайды. 3. Видеофильмы. 4. Наглядные образцы.
1.9.2 Перечень используемых пособий
1.9.3. перечень видео- аудиоматериалов программного обеспечения.
|