Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности





Скачать 368.01 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
страница1/2
Дата публикации27.05.2015
Размер368.01 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.6 Окружающая среда и здоровье человека


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

(код и наименование специальности/тей)



Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/






РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Автор программы: ст. преподаватель кафедры географии и экологии Шабакина И.Г.
1.2 Рецензенты:

- кандидат педагогических наук Крыштоп В. А.;

- учитель географии МОУ гимназии №4 Шабакаева Т. А.
1.3 Пояснительная записка

  • Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек - окружающая среда, здоровье; о заболеваниях человека, связанные с этими проблемами.

  • Задачи курса:

- изучить воздействие природной среды на человека;
- изучить основные среды жизни человека;

- изучить воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека;
-
выяснить основные загрязнения окружающей среды и их влияние на здоровье человека;

- показать историческое единство окружающей среды и здоровья человека.



В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

понятие, предмет, методы курса окружающая среда и здоровье человека;

Уметь:

- определять факторы риска окружающей среды для здоровья человека;

- объяснять воздействие антропогенных факторов на здоровье человека.
1.4 ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИЗ ГОСВПО

- нет
1.5 ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

3

6

120

50

20

20

10

70

зачет

2.

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

3

5-6

120

50

10

10

10

10

4

6

70

зачет


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах) примерное распределение учебного времени



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

Историческое единство окружающей среды и здоровья человека




2

-

-

7

2.

Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития




2

2

-

7

3.

Факторы риска окружающей среды для здоровья человека




2

4

2

-

4.

Воздействие природной среды на человека




2

2

2

14

5

Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека




2

2

2

7

6

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека




2

2

2

14

7

Социальные аспекты жизнедеятельности человека.




2

2

-

-

8

Адаптация человека к условиям окружающей среды.




2

2

-

14

9

Экологические катастрофы и их последствия для здоровья населения




2

2

-

-

10

Медико-экологические аспекты охраны природы.




2

2

2

7


Всего

50

20

20

10

70


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
рАЗДЕЛ 1. "Историческое единство окружающей среды и здоровья человека".
Актуализация проблемы взаимоотношений человек - окружающая среда. Определение понятий: окружающая среда, здоровье, болезнь, адаптация. Показатели состояния здоровья населения. Индивидуальное и популяционное (общественное) здоровье. Качество жизни и качество здоровья. Сущность антропоэкологической концепции. Экологические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показатель медико-экологического благополучия.

РАЗДЕЛ 2. Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития.
Медицинская география. Экология человека. Социальная экология. Медицинская экология. Геогигиена. Экологическая физиология. Медицинская антропология. Эпидемиологическая география. Географическая патология. Этноэкология. Валеология и др. Практическая значимость данного цикла наук, основная цель которых: обоснование и разработка профилактических мероприятий по защите здоровья населения от негативных воздействий окружающей среды. Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья населения и особенностями географической среды6 картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические и др. Аэрокосмический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.

РАЗДЕЛ 3. Факторы риска окружающей среды для здоровья человека.
Абиотические, биотические, антропогенные факторы внешней среды. Глобальные экологические потрясения, катастрофы и эпидемии. Влияние экологических факторов на организм человека. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. Концепция природных предпосылок болезней. Загрязнение окружающей среды как экологический процесс.

РАЗДЕЛ 4. Воздействие природной среды на человека.
Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях. Влияние геофизических факторов. Человек в условиях горной местности. Солнечно-земные связи, космические и земные ритмы. Понятие о циркадных, цирканных и циркасинодических, микро- и макроритмах. Воздействие природной радиации. Геохимические естественные факторы среды. Пороговые концентрации химических элементов. Природно-эндемичные заболевания. Взаимодействие с биообъектами. Учение о природной очаговости болезней. Географические закономерности распространения природно-очаговых болезней. Ландшафтоведение как основа ландшафтной эпидемиологии. Воздействие комплекса природных условий. Влияние климата на состояние здоровья человека. Эколого-физиологические механизмы терморегуляции в условиях жаркого климата и особенности образа жизни человека. Проблемы терморегуляции в условиях холодного климата и холодовых воздействий. Экология человека и водная среда обитания. Воздействие стихийных действий. Экстремальные условия природной среды. Экология человека пи автономном существовании в экстремальных условиях природной среды.

РАЗДЕЛ 5. Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека.
Преобразование природы и здоровья человека. Изменение ландшафтов в результате антропогенной деятельности и эволюция природных очагов инфекционных болезней. Эпидемиологические последствия различных форм преобразования природы (земледелие, эксплуатация лесов и лесоустроительные работы, сооружение искусственных водохранилищ, орошение засушливых территорий, осушение переувлажненных и заболоченных регионов, интенсификация животноводства, строительные работы). Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.

РАЗДЕЛ 6. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Антропогенные факторы и механизмы их токсического действия на организм человека. Влияние физических факторов. Последствия радиационного воздействия. Влияние химических факторов. Последствия воздействия мутагенных и канцерогенных веществ. Влияние биологических и других факторов. Комплексное воздействие антропогенных факторов (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, прочих отраслей и сфер деятельности). Состояние и оптимизация среды обитания. Заболевания, вызванные антропогенным загрязнением окружающей среды. Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека. Загрязнение космического пространства. Проблемы космической и авиационной экологии. Искусственная биосфера.
РАЗДЕЛ 7. Социальные аспекты жизнедеятельности человека.
Антропосфера. Социальная и биологическая эволюция человека. Антропоэкосистемы на различных этапах истории. Хозяйственно-культурные типы и антропогеоценозы. Демографическое развитие человечества и смена культур (общие тенденции). Экология, генетика и поведение человека. Этническая экология. Демографические проблемы. Экологические проблемы брака и семьи. Интеллектуальное развитие, интеллектуальная деятельность в различных экологических условиях. Урбанизация и здоровье человека. Гиподинамия. Стресс и другие психологические проблемы. Курение, алкоголизм, наркомания. Питание. Зависимость характера пищи от среды обитания. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью. Инфекционные и неинфекционные болезни. Основные механизмы и закономерности эпидемиологических процессов. История глобальных эпидемий человека. Войны и эпидемии. Современные глобальные и региональные эпидемиологические особенности. Иммунологические проблемы. Понятие о валеологии (здоровом образе жизни). Культурно-географические аспекты отдыха. Организация охраны здоровья населения.

РАЗДЕЛ 8 Адаптация человека к условиям окружающей среды.
Экологическая ниша вида Homo sapiens. Экология человечества: естественные пределы численности человеческой популяции. Биопродуктивность и ресурсы биосферы. Морфофизиологическая изменчивость человеческого организма. Нормы реакции и географические условия среды. Экологическая дифференциация человечества. Понятие об адаптации и акклиматизации человека. Общие закономерности адаптивного процесса. Специфическая и неспецифическая адаптация. Механизмы адаптации. Условия, влияющие на адаптацию. Типы адаптаций. Адаптация и наследственность. Врожденные аномалии. Генетическая адаптация, генетические манипуляции, генная
РАЗДЕЛ 9 Экологические катастрофы и их последствия для здоровья населения.
Определение, классификация, географическое распространение, предпосылки, частота и прогнозирование экологических катастроф. Природные и антропогенные (техногенные) катастрофы. Медицинские последствия катастроф: нарушение санитарно-гигиенического статуса, распространение инфекционных и паразитарных заболеваний, активизация природных очагов болезней, разрушение медицинской инфраструктуры и т.п. Медико-экологическая характеристика природных катастроф (землетрясений, извержений вулканов, цунами, наводнений, лавин и селей и т.д.). Экологические факторы риска, обусловленные техногенными авариями и военными действиями. Планирование мероприятий по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф.

РАЗДЕЛ 10. Медико-экологические аспекты охраны природы.
Задачи оптимизации окружающей среды в природоохранных проектах, направленные на повышение процессов жизнедеятельности населения и обеспечение экологической безопасности. Программа изучения конкретной территории с позиций здоровья человека. Медико-экологический паспорт региона.
1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ




ТЕМА

Название самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля



1

Историческое единство окружающей среды и здоровья человека

Качество жизни и качество здоровья. Сущность антропоэкологической концепции. Экологические предпосылки здоровья и болезней. Здоровье и болезни как интегральный (комплексный) показатель медико-экологического благополучия.


7

Конспект

2

Науки, объектом исследования которых является система "окружающая среда - здоровье человека" и краткий очерк их развития.

Методы выявления и оценки взаимосвязей между состоянием здоровья населения и особенностями географической среды: картографические, математико-статистические, эпидемиологические, биогеохимические и др. Аэрокосмический мониторинг. Системный подход к анализу взаимоотношений человека со средой его обитания.

7

Конспект

3

Воздействие природной среды на человека

Воспроизведение человеческой популяции и природная среда. Уровни влияния факторов среды на воспроизведение человечества. Генофонд человека и агрессивные факторы среды. Динамика изменчивости человеческой популяции. Онтогенез человека, его критические периоды, причины возникновения аномалий. Рост, развитие и старение в различных экологических условиях..

14

Конспект

4

Воздействие антропогенных факторов окружающей среды на человека.

Пути предупреждения негативных эпидемиологических последствий преобразования природы.

.

7

Конспект

5

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Проблемы качества жизни и экологической безопасности. Методы оценки экологического риска. Проблемы синергетического воздействия факторов техногенной среды на организм и личность человека. Загрязнение космического пространства. Проблемы космической и авиационной экологии. Искусственная биосфера.


6

Конспект

6

Жизненные формы организмов.

Классификация жизненных форм растений по Высоцкому-Казакевичу.

14

Конспект

7

Медико-экологические аспекты охраны природы.

Медико-экологический паспорт региона.



7

Конспект


1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

(ПР, СМ, ЛБ ) ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ
Темы практических занятий
Практическое занятие № 1.

Окружающая среда и этические нормы.

План:

- экологическая безграмотность человечества;

- Конференция ООН по окружающей среде и развитию человечества (Рио-де-Жанейро,1992)

- тест Байера;

- анализ результатов теста.
Практическое занятие №2, №3

Оценка экологических характеристик окружающей среды.

План:

- анализ и прогнозирование состояния определенной территории и перспектив ее развития по показателям:

численность населения, демографическая емкость;

репродуктивная способность, геохимическая активность;

экологическая емкость территории.
Практическое занятие №4., №5.

Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека.

План:

  • показатели здоровья, как наиболее объективные критерии влияния факторов внешней среды;

  • оценка влияние факторов окружающей среды на здоровье человека по различным показателям:

демографические показатели;

уровень заболеваемости и травматизма;

оценка физиологического состояния организма, соответствующая возрасту.
Практическое занятие №6.

Выявление экологически опасных веществ и факторов воздействия.

План:

- группы экологически опасных веществ;

- основные способы снижения загрязнения среды обитания человека;

- рекомендации по защите от опасных веществ.
Практическое занятие №7

Семинар. Медико-экологическая характеристика природных катастроф.

План:

Вопросы для обсуждения:

- распространение катастроф;

- классификация катастроф;

- землетрясения, извержения вулканов;

- цунами, наводнения;

- лавины и сели, оползни;

- циклоны и торнадо.
Практическое занятие №8

Семинар: Экологические факторы риска, обусловленные техногенными авариями и военными действиями.

План:

- распространение катастроф;

- классификация катастроф;

- карта катастроф.
Практическое занятие №9

Урбанизация и здоровье человека.

План:

- гиподинамия;

- стресс и другие психологические проблемы,

- курение, алкоголизм, наркомания.

Практическое занятие №10

Семинар: Питание. Зависимость характера пищи от среды обитания.

План:

- ПЗ занятость население с/х;

- глобализация и питание человека;

- витамины, минералы и калорийность продуктов питание;

- генно - модифицированные продукты на нашем столе.
Темы лабораторных занятий

Лабораторное занятие 1.

Мониторинг атмосферной среды обитания человека.

План:

- основные загрязнители атмосферы: угарный газ, оксиды серы, оксиды азота, хлор;

- количественный анализ проб;

- сравнение концентраций вредных примесей в атмосферном воздухе (Мурманска), полученные по данным служб экомониторинга с предельно допустимыми;

- вывод.

Лабораторное занятие 2.

Мониторинг загрязнения окружающей среды по физико – химическим характеристикам снега.

План:

- на 5 выбранных площадках размером 1кв. м отбирают образцы снега по 600 – 800 г каждый и помещают в пронумерованные емкости, плотно утрамбовывая; снег оставляют в теплом помещении.

- определение запыленности территории:

- определите с помощью индикаторной бумаги рН снега;

- метод количественного определения ионов хлора.
Лабораторное занятие 3.

Анализ качества воды.

План:

- отобрать из источника пробу воды;

- определите показатели воды: цвет, запах, вкус, образуется ли осадок;

- определите реакцию водной среды, наличие растворенных солей;

- сделайте вывод.
Лабораторное занятие 4.

Составление экологической карты населенного пункта.

План:

- составьте план населенного пункта;

- обследуйте участок: площадь зеленых насаждений;

видовой состав и состояние растений;

основные причины повреждений;

источники загрязнений, определите степень загрязнения атмосферы;

- на основании обобщения полученных результатов составьте экологическую карту.
Лабораторное занятие 5.

Разработка анкеты и проведение социологического опроса по теме «Человек и природа».

План:

- определите и сформулируйте цель социологического опроса по теме «Человек и природа»;

- сформулируйте вопросы по изучаемой проблеме;

- разработайте «ключ» к социологическому опросу;

- проведите анкету и проанализируйте ответы.

1.7.2 Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

  1. Науки, изучающие взаимосвязь окружающей среды и здоровья человека.

  2. Основные принципы изучения системы «окружающая среда – здоровье человека».

  3. Здоровье как универсальный критерий медико-экологического благополучия территории. Характеристики здоровья.

  4. Основные показатели, характеризующие здоровье человека, общности людей и состояние среды обитания.

  5. Классификация факторов риска окружающей среды для здоровья человека.

  6. Адаптация и акклиматизация. Механизмы адаптации человека к условиям окружающей среды. Экологическая дифференциация человечества.

  7. Основные загрязнители окружающей среды. Экологически обусловленные заболевания.

  8. Радиационное загрязнение среды и его влияние на здоровье человека.

  9. Медико-экологические аспекты загрязнения окружающей среды.

  10. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды.

  11. Болезни и патологии, связанные с геофизическими факторами.

  12. Болезни и патологии, связанные с геохимическими факторами. Микроэлементозы и их распространение по территории России.

  13. Эпидемиология и география болезней, вызываемых живыми возбудителями.

  14. Основные механизмы и закономерности эпидемиологического процесса.

  15. География основных природноочаговых болезней в России.

  16. Экология питания. Типы диет и их географическая обусловленность.

  17. Основные виды патологий, связанные с нарушением питания.

  18. Географическое распределение болезней, связанных с алиментарной недостаточностью.

  19. Основные мутагены и канцерогены окружающей среды.

  20. Медико-экологические последствия урбанизации. Основные факторы риска для здоровья городского населения. Болезни цивилизации.

  21. Роль социально-экономических факторов в формировании здоровья населения.

  22. Основные классификации катастроф.

  23. Природные и техногенные катастрофы и их медико-экологические последствия.

  24. Глобальные изменения климата и их влияние на здоровье и жизнедеятельность населения.


1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.8.1 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Небел Б. Наука об окружающей среде. М., 1993.
Прохоров Б.Б.. Экология человека. М., МНЭПУ, 2000.

Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 687 с.

Шилов А.А. Экология. М.: ВШ, 1999.

Экология человека: от прошлого к будущему. М., МНЭПУ, 2001.
Экология России в картах. Аннотированный библиографический указатель карт и атласов. М., 1995.
«Окружающая среда и здоровье человека». М., Геогр. фак-т, 2009.

Статистические сборники:
Демографический ежегодник России, 2002.
Здравоохранение в России, 2001.
Естественное движение населения Российской Федерации, 2001.
Информационный сборник статистических и аналитических материалов, 1995.
Материнство и детство. 1991, 1992.
Медицинское обслуживание населения в Российской Федерации, 1992.

Государственные доклады:
Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации, 2003.
Государственные доклады о состоянии природной среды Российской Федерации, 1994. 1996, 1998, 1999.

1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.9.1 Перечень используемых технических средств

Кадоскоп.

Видеотехника.

Микрокалькулятор.

Перечень используемых пособий

1. Плакаты.
2. Слайды.
3. Видеофильмы.
4. Наглядные образцы.

1.9.2 Перечень используемых пособий

1.9.3. перечень видео- аудиоматериалов программного обеспечения.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Социальное здоровье...
Писарев А. А., заместитель начальника управления по делам молодежи Мурманской области
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда и здоровье человека основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск