Скачать 211.2 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.1. ОСНОВЫ ФИТОДИЗАЙНА Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 050102 «Биология» (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 9от 23 апреля 2009 г.) Зав.кафедрой _______________________________ РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1 Автор программы: Меньшакова М.Ю., старший преподаватель кафедры биологии 1.2 Рецензенты: Харламова М.Н., к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии и биоэкологии Прохорова Т.А., м.н.с. лаборатории пелагических рыб ПИНРО 1.3 Пояснительная записка: Цель курса: формирование начальных представлений о современном фитодизайне Задачи курса: усвоение студентами знаний об основных направлениях современного фитодизайна формирование умений анализировать композиции из растений и растительного материала формирование представлений о возможностях использования флористических и ландшафтных композиций в учебном процессе Факультативный курс «Основы фитодизайна» базируется на знаниях студентов, полученных при освоении дисциплин «Анатомия и морфология растений», «Экология растений», «Физиология растений». После изучения курса студенты должны знать: - основные направления современного фитодизайна - особенности различных стилей фитодизайна - области применения флористических и ландшафтных композиций - способы подготовки и модификации растений для нужд фитодизайна должны уметь: - характеризовать флористические и ландшафтные композиции по их составу, струкруре, стилю - изготавливать простейшие флористические композиции - сравнивать фитоценозы по видовому составу и участию разных видов 1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка). 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Тема 1. Введение. Краткая история фитодизайна. Предмет, объекты и задачи фитодизайна. Фитодизайн в Европе в античную эпоху, средневековье, эпоху Возрождения. Развитие фитодизайна в 19-20 вв. Тема 2. Композиции из живых растений Основные стили композиций из живых растений. Европейское и восточное направление в фитодизайне. Сосуды для композиций из живых растений. Использование нерастительного материала. Способы продления свежести срезанных цветов. Совместимость различных видов растений в одной композиции. Использование плодов в композициях из живых цветов. Тема 3. Флорариумы и оранжерейные композиции Принципы создания флорариума. Материалы и оборудование для создания флорариума. Ассортимент растений для флорариума. Принципы создания оранжерейных композиций Тема 4. Композиции из сухих растений Особенности композиций из сухих растений. Сосуды, крепеж и нерастительные аксессуары для композиций из сухих растений. Способы плоскостной и объемной сушки. Окрашивание засушенных растений. Уход за композициями из сухих растений. Тема 5. Основные принципы ландшафтного дизайна. Элементы ландшафтного дизайна. Основные европейские и восточные стили ландшафтного дизайна. Принципы составления миксбордера. Газоны. Однолетники в ландшафтном дизайне. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Практическая работа №1 Семинар История фитодизайна.
Вопросы для коллективного обсуждения: Каковы основные направления развития европейского фитодизайна? Каковы различия фитодизайна эпохи Расцвета Римской империи и раннего христианства? Вопросы для самостоятельной работы: Флористические композиции в натюрмортах эпохи Классицизма, Возрождения, Барокко Литература:
Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с.
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Практическая работа №2 Семинар. Цвет и форма – основа композиции в европейской флористике.
Вопросы для коллективного обсуждения: Применение принципов золотого сечения в фитодизайне Параллельная и спиральная форма цветочной композиции Вопросы для самостоятельной работы: Каковы основные отличия в представлениях о форме в европейском и японском фитодизайне? Литература:
Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М. 1994. 174 с.
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Лабораторная работа №3 Семинар. Основные стили современной западной и восточной аранжировки цветов
Вопросы для коллективного обсуждения: В каких случаях применяется флористическая губка и кензан? Каковы основные отличия западной и восточной (японской) флористики? Вопросы для самостоятельной работы: Каковы исторические предпосылки появления школы Икэбана Согецу? Символика восточной флористики Литература:
Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с.
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. Практическая работа №4 Семинар. Флорариум.
Вопросы для коллективного обсуждения: Каковы критерии отбора видов растений для создания флорариума? Каковы эстетические принципы разработки композиций для флорариума? Вопросы для самостоятельной работы: Использование мхов, папоротников, плаунов и саговников во флорариумах Литература:
Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с.
Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. Практическая работа №5 Создание композиций с использованием горшечных растений 1. Принципы создания пот-а-флер 2. Создание моновидовых композиций из гошечных растений 3. Композиции из нескольких видов суккулентов в одном сосуде 4. Создание композиций из крупномерных оранжерейных растений 5. Аллелопатические выделения растений и их совместимость в одном сосуде Вопросы для коллективного обсуждения: Причины несовместимости разных видов оранжерейных растений в композициях 1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии: . Рекомендуемая литература:
Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М. 1994. 174 с. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. 2002, 176 с.
Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1988 Галактионов И.И., Ву А.В., Осин В.А. Декоративная дендрология . М. 1967 Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. 1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины (учебные и учебно-методические средства дистанционного обучения: специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, электронные учебно-методические комплексы, включающие электрон-ные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-теститирующие комплекты, учебные видеофиль-мы, аудиозаписи, иные материалы, предназначенные для передачи по телекоммуникаци-онным каналам связи). 1.9.1 Перечень используемых технических средств: мультимедийный проектор 1.9.2 Перечень используемых пособий: готовые композиции из сухих растений 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. Не предполагается использовать аудио и видеоматериалы 1.9.4 Материалы: стеклянные и керамические сосуды, засушенные и свежие цветы, мхи, лишайники, побеги древесных растений, плоды и семена. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Тестовые задания по теме «Стили Икэбана» 1. Обязательным компонентом стиля рикка является А побег сосны Б побег ели В кора ясеня Г побег кедра 2. Композиция в стиле рикка создаются А на кензане Б в высокой вазе В в круглой вазе Г на собственных стеблях 3. В композициях в стиле сека используется А. один вид растений Б. два вида растений В не более трех видов растений Г не менее четырех видов 4. Назначение композиций в стиле сека А украшение храмов Б. украшение чайного домика В украшение жилых помещений Г украшение свадебного стола 5. Название стиля нагеирэ буквально означает А «стоящие цветы» Б «две веточки и цветок» В «взброшенные цветы Г «сад внутри дома» 6. В низких плоских вазах создаются композиции в стиле А рикка Б нагеирэ В сека Г морибана 7. В композициях в стиле морибана используются компоненты, символизирующие А небо, землю, солнце Б небо, воду, землю В огонь, воду, воздух Г небо, человека, землю 8. Число учебных форм в школе Согецу А 16 Б 20 В 18 С 12 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену). 1. Основные этапы развития флористики в Европе 2. Современные западные стили фитодизайна 3. Классические и современные стили восточного фитодизайна 4. Способы крепления растений в западных и восточных композициях 5. Возможности использования сухих растительных материалов в фитодизайне 6. Способы сушки растений 7. Посуда и оборудование для создания композиций из растений 8. Создание композиций из оранжерейных растений 9. Флорариумы, их устройство и назначение 10. Основные принципы ландшафтного дизайна 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии) Проведение экзамена по данной дисциплине не предусмотрено 1.13 Примерная тематика рефератов.
1.14 Примерная тематика курсовых работ. нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). нет 1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. бально-рейтинговая система не используется РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Задание 1. Проанализировать композицию, приведенную на фото, по следующему плану:
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.Теоретический (лекционный) материал предлагается представить схематично, в виде: Тема1. Введение. Краткая история фитодизайна. Лекция 1. История фитодизайна План
- культурные предпосылки для развития фитодизайна - ассортимент растений для фитодизайна - особенности стилей и структуры композиций 3. Флористика Средневековья - религиозные причины упадка флористики - растения как религиозные символы - развитие ботанических садов - храмовые цветочные композиции - украшение интерьеров средневековых замков цветами 4. Флористика Ренессанса - исторические предпосылки развития фитодизайна в Эпоху Возрождения - растения как символы в изобразительном искусстве Ренессанса - интерьерные композиции - цветочные украшения одежды - цветочные портреты 5. Флористика Барокко - стилистические и цветовые особенности - назначение композиций 6. Флористика классицизма 7. Флористика модерна 8. Викторианский стиль Литература:
Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М. 1994. 174 с. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. 2002, 176 с.
Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1988 Галактионов И.И., Ву А.В., Осин В.А. Декоративная дендрология . М. 1967 Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. Тема 2. Композиции из живых цветов Лекция 2. Современный фитодизайн План.
- «огня и воды» - «земли и воздуха» - «виртуального мира»
Литература: Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М. 1994. 174 с. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. 2002, 176 с.
Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1988 Галактионов И.И., Ву А.В., Осин В.А. Декоративная дендрология . М. 1967 Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. Лекция 3. Техника составления и крепления растений в современных западных композициях План
- использование емкости-вкладыша - использование пробирок - крепление проволокой - другие способы крепления в напольных вазах 4. Крепление на кензане 5. Композиции на собственных стеблях 6. Техника флористической работы: - связывание - втыкание - тейпирование - ваттирование - нанизывание - плетение Литература:
Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М. 1994. 174 с. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. 2002, 176 с.
Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1988 Галактионов И.И., Ву А.В., Осин В.А. Декоративная дендрология . М. 1967 Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. Лекция 4. Современные стили западной флористики План
Литература: Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М. 1994. 174 с. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. 2002, 176 с.
Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1988 Галактионов И.И., Ву А.В., Осин В.А. Декоративная дендрология . М. 1967 Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. Лекция 5. Классические и современные стили восточного (японского фитодизайна) План
Литература:
Григорьева Н. А. Цветочный этикет. М. 2005. 160 с. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. 2000. 246 с. Наумова Н.В., Осипова Н.В. Цветов таинственная сила. М. 1993. 182 с. Осипова Н.В. Искусство флориста-дизайнера. М. 1996. 242 с. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. 2001.-М.: 256 с. Солошенко В.М., Ипполитова Н.Я., Фирсов В.И. Цветы для сада и букета. 1991. 192 с. Суханова Н.П., Амбарян С.А. Вторая жизнь цветов: выращивание, высушивание, аранжировка. М. 1994. 174 с. Титова Н.П., Черняева Е.В. Ландшафтный дизайн вашего сада. М. 2002, 176 с.
Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство. М. 1988 Галактионов И.И., Ву А.В., Осин В.А. Декоративная дендрология . М. 1967 Миронова Л.Н. Цветоведение. Минск. 1984 Хессайон Д.Г. Все об оранжировке цветов М. 1997. 127 с. Хессайон Д.Г. Все о розах. М. 2005. 142 с. РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий).Аллелопатия – выделение различными частями растения веществ, оказывающих негативное воздействие на другие растения Декоративный стиль – одно из направлений современного западного фитодизайна, в основе которого лежит цвет и фактура составных элементов Десикант – вещество, ускоряющее сушку цветков и других частей растений. В качестве десиканта используют силикагель, песок, крупу Кензан – способ крепления растения в низкой вазе с помощью свинцовых пластин с иглами Оазис – флористическая влагопоглощающая губка Рикка – один из классических стилей Икебана Согецу – современная школа японской флористики Формалинейный стиль – одно из направлений современной западной аранжировки, в основе которого лежат линейные элементы Цветология – наука, изучающая восприятие цвета человеком РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темамлекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). Решение задач не предусмотрено РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Указания по использованию формы программы учебной дисциплины:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология... Рецензенты: Макаров М. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |