Скачать 0.91 Mb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.12, СД.Ф.12 ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ Основная образовательная программа подготовки специалистапо специальностям 050102, 020201, 032400 «Биология» 050102.00, 032400.00 «Биология с дополнительной специальностью География» (код и наименование специальностей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно- географического факультета (протокол № 13 от 02 апреля 2008 г.) Зав. кафедрой биологии и химии _____________(М.Н. Харламова) РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1 Автор программы: к.б.н., доцент, зав. кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова. 1.2 Рецензенты: д.б.н., профессор кафедры биологии и химии Г.М. Воскобойников; к.б.н., старший научный сотрудник ПИНРО М.А. Новиков. 1.3 Пояснительная записка: Зоология позвоночных – один из основных предметов в общетеоретической подготовке биологов всех специальностей. Данный курс является логическим продолжением курса «Зоологии беспозвоночных». Он предназначен для студентов второго курса естественно-географического факультета Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ), обучающихся по специальностям «Биология» и «Биология-география» и составлен с учетом государственного образовательного стандарта. Его целью является углубление знаний о строении, жизнедеятельности, распространении и экономическом значении хордовых животных. Позвоночные – одна из наиболее глубоко и всесторонне изученных групп животных, поэтому общетеоретические проблемы (взаимоотношение формы и функции, эволюция и видообразование, соподчинение таксономических категорий и т.п.) решаются преимущественно или в значительной степени на позвоночных. Хорошая сохранность палеонтологических остатков ряда групп позволяет выявить общий ход эволюции и ее взаимосвязь с имеющимися во времени условиями жизни лучше и нагляднее, чем на любых других живых организмах. В процессе изучения курса решаются следующие задачи: 1. Овладение теоретическими знаниями по дисциплине. 2. Выработка способностей к анализу сравнительно-физиологической информации. 3. Приобретение навыков практической работы (вскрытия, препарирования изучаемых объектов). Изучение зоологии позвоночных включает теоретический лекционных курс, лабораторные занятия и летнюю учебно-полевую практику. В лекционном курсе можно обозначить следующие основные блоки: 1. Анатомическое и морфологическое строение крупнейших таксонов; 2. Сравнительная физиология функционирования жизненно важных систем органов; 3. Особенности размножения и развития у разных классов позвоночных животных; 4. Систематический обзор и характеристика важнейших отрядов хордовых; 5. Происхождение и эволюция основных групп позвоночных животных. Кроме того, в курсе рассматриваются вопросы особенностей поведения хордовых, их роль в биоценозах, возможное экономическое значение. Лабораторные занятия предусматривают изучение морфологических и анатомических особенностей представителей разных классов позвоночных на естественном (фиксированном или свежеумерщвленном) материале. В ходе лабораторных работ предполагается определять возраст (например, рыб), таксономическую принадлежность изучаемых объектов, знакомиться с видовым разнообразием каждого класса на примере фауны Кольского полуострова, Баренцева и Белого морей. По окончании изучения курса студенты должны: знать особенности строения, процессов жизнедеятельности, современные взгляды на происхождение и систематику позвоночных животных; уметь определять представителей позвоночных, фиксировать и препарировать животных. Учебно-полевая практика завершает курс зоологии позвоночных. Она призвана закрепить теоретический материал по систематике и морфологии животных, а также расширить экологическую сторону учебной дисциплины, для которой в лекционном и лабораторном разделах нет подобающего места. На практике студенты знакомятся с фауной позвоночных животных Мурманской области, методиками полевых зоологических и экологических исследований, правилами сбора научного материала, приобретают навыки наблюдений в природе. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО требований к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12 Зоология позвоночных... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2, Дс. Ф. 3 Экология животных Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | Учебно-методический комплекс по дисциплине дс. 2 Экология животных опд. Р. 1 Программа предназначена для подготовки студентов третьего и четвертого курсов естественно-географического факультета Мурманского... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |