Скачать 244.63 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫ ФТД.4, СД.В.3.1. МИКОЛОГИЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям) 032400 БИОЛОГИЯ 050102 БИОЛОГИЯ (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав. кафедрой__________________ Харламова М.Н. РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.3. Пояснительная записка. Микология – одна из дисциплин биологии, изучающая грибы. Предмет предназначен для подготовки студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Биология». «Микология» является факультативным курсом и базируется на знаниях, полученных в курсе «Систематика низших растений», а также способствует углубленному изучению объектов данной дисциплины. «Микология» освещает не только теоретические вопросы, в которых, прежде всего, отражены: современная систематика грибов, морфология и ультраструктура, биохимия и наследственность грибов, но и прикладное значение этой своеобразной группы низших растений. Среди грибов много патогенных форм для растений, животных и человека. Под воздействием грибных организмов повреждаются промышленные изделия и материалы, оптические детали, подвергаются разрушению книги и произведения искусства. Вместе с тем грибы являются продуцентами большого количества биологически активных соединений, которые широко используются в различных областях народного хозяйства, в том числе и в медицинской практике. Основной целью «Микологии» является углубленное изучение различных аспектов жизнедеятельности грибных организмов. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи: современное положение грибов в систематике живых организмов, особенности морфологической и анатомической структур, биохимия и наследственность грибных организмов, их эволюция и филогения, а также практическое значение грибов. По окончании изучения курса «Микология» студенты должны иметь представление о современной классификации грибов, знать особенности морфологической и анатомической структур, основные физиолого-биохимические процессы, которые происходят в организме как протистов, так и высших грибов, знать особенности генетического аппарата грибов, а также ориентироваться в основных направлениях эволюции грибов и их филогении. Знания, полученные студентами при прохождении курса «Микология», должны быть основой при проведении исследовательских работ по микологическим специальностям, а также возможно их использование при подготовке студентов к урокам и факультативным занятиям во время прохождения педагогической практики в школе.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Содержание разделов дисциплины отражает курс «Микология», изложенный в лекциях, целью которого является рассмотрение различных аспектов жизнедеятельности грибных организмов.
- Введение. Предмет, задачи. Жизненные потребности и образ жизни грибов. Жизненные потребности и образ жизни грибов, как экологические аспекты микологии, включают: минимальные и специфические потребности грибов, биоценозы и географическое распределение, а также проявление жизнедеятельности грибов. Количественные аспекты микологии. - Классификация грибов. Современные аспекты классификации грибов, связанные с динамичностью развития микологии, как науки о грибных организмах. - Особенности морфологической структуры грибов. Основные фазы онтогенетического развития. Вегетативные структуры: таллом из гиф, характеризующийся прорастанием, ростом и типом гиф, а также видоизменения гиф; почкующиеся клетки и другие типы вегетативных талломов. Дифференцировка таллома. Органы репродуктивной фазы. - Строение грибной клетки. Облик грибной клетки. Строение клеточной стенки протистов и высших грибов. Органеллы грибной клетки. Митоз. - Особенности биохимических процессов у грибов. Макромолекулы грибной клетки, участвующие в реакциях биосинтеза. Метаболизм, участие различных биокатализаторов в этом процессе. Превращения низкомолекулярных веществ при первичном метаболизме. Вторичный метаболизм; вторичные метаболиты с морфогенетическим и без морфогенетического действия. - Размножение и наследственность у грибов. Основные способы воспроизводства у грибных организмов. Менделеевские механизмы наследования: гаплоидные и диплоидные грибы. Неменделевские механизмы наследования: внехромосомная наследственность, мутации, гетерокариоз, парасексуальность. - Экологические группы грибов; их практическое значение. Основные экологические группы грибных организмов. Использование грибов в различных отраслях народного хозяйства; вред и польза как для живых организмов, так и для окружающей среды.
Не предусмотрены. 1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Разделы практических занятий. 1). Жизненные потребности и образ жизни грибов. Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:
2). Классификация грибов. Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:
3). Особенности морфологической структуры грибов. Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:
4). Строение грибной клетки. Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:
5). Особенности биохимических процессов у грибов. Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:
6). Размножение и наследственность у грибов. Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:
7). Экологические группы грибов; их практическое значение. Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература. Основная
Дополнительная
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. Электронный учебно-методический комплекс. 1.9.1 Перечень используемых технических средств. Нет 1.9.2 Перечень используемых пособий Нет 1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. Нет 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. Не предусмотрены 1.11 Примерный перечень вопросов к зачету. Не предусмотрены 1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав.кафедрой до начала сессии). Не предусмотрен 1.13 Примерная тематика рефератов. Не предусмотрена 1.14 Примерная тематика курсовых работ. 1. Видовое разнообразие и размерно-весовые показатели плодовых тел высших грибов в районе питьевых озер г.Мурманска. 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Видовое разнообразие и размерно-весовые показатели плодовых тел высших грибов в районе питьевых озер г.Мурманска. 1.16 Методика исследования. Нет. 1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Не используется. РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Не предусмотрены РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала. Разделы лекций: - Введение. Предмет, задачи. Жизненные потребности и образ жизни грибов. Жизненные потребности и образ жизни грибов, как экологические аспекты микологии, включают: минимальные и специфические потребности грибов, биоценозы и географическое распределение, а также проявление жизнедеятельности грибов. Количественные аспекты микологии. - Классификация грибов. Современные аспекты классификации грибов, связанные с динамичностью развития микологии, как науки о грибных организмах. - Особенности морфологической структуры грибов. Основные фазы онтогенетического развития. Вегетативные структуры: таллом из гиф, характеризующийся прорастанием, ростом и типом гиф, а также видоизменения гиф; почкующиеся клетки и другие типы вегетативных талломов. Дифференцировка таллома. Органы репродуктивной фазы. - Строение грибной клетки. Облик грибной клетки. Строение клеточной стенки протистов и высших грибов. Органеллы грибной клетки. Митоз. - Особенности биохимических процессов у грибов. Макромолекулы грибной клетки, участвующие в реакциях биосинтеза. Метаболизм, участие различных биокатализаторов в этом процессе. Превращения низкомолекулярных веществ при первичном метаболизме. Вторичный метаболизм; вторичные метаболиты с морфогенетическим и без морфогенетического действия. - Размножение и наследственность у грибов. Основные способы воспроизводства у грибных организмов. Менделеевские механизмы наследования: гаплоидные и диплоидные грибы. Неменделевские механизмы наследования: внехромосомная наследственность, мутации, гетерокариоз, парасексуальность. - Экологические группы грибов; их практическое значение. Основные экологические группы грибных организмов. Использование грибов в различных отраслях народного хозяйства; вред и польза как для живых организмов, так и для окружающей среды. РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий). По разделам лекций.
- Антибиоз (греч.anti-против, bios-жизнь) – невозможность существования одного вида в присутствии другого из-за интоксикации (отравление) среды. - Биотоп (греч.bios-жизнь, topos-место) – участок суши или водоема с относительно однотипным комплексом абиотических факторов, занятый одним биоценозом. - Биоценоз (греч.bios-жизнь, koinos-общий) – сообщество живых организмов, заселяющих определенную территорию. - Гетеротроф (греч.heteros-другой, tropho-питание) – организм, использующий для питания органические вещества, произведенные другими видами. -Дизъюнкция (лат.disjunccio-разобщение) – прерывистый ареал вида. - Космополиты (греч.kosmopolites-гражданин мира) – виды, обитающие в разных районах Земного шара. - Микология (греч.mykes-гриб, logos-учение) – наука, изучающая особое царство живых организмов – грибы. - Паразитизм (греч.parasita-нахлебник) – форма межвидовых отношений, имеющая характер антагонизма. - Психрофил (греч.psychros-холодный, phileo-люблю) – холодолюбивый организм, нормально живущий и размножающийся при относительно низких температурах (от +5 до -10ºС). - Сапротрофы – организмы, которые питаются органическими веществами мертвых тел. - Симбиоз (греч.symbiosis-совместная жизнь) – живая система, состоящая из двух различных организмов, тесно связанных друг с другом тем или иным типом взаимоотношений. - Стенотерм (греч.stenos-узкий, term-теплый) – организм, живущий при постоянных температурных условиях. - Термофилы (греч.therme-тепло, phileo-люблю) – организмы, обитающие в среде с постоянно высокой температурой. - Толерантность (лат.tolerantia-терпение) – терпимость организма по отношению к воздействию какого-либо фактора внешней среды. - Эврибионты (греч.eurys-широкий, biontos-живущий) – организмы, живущие в различных условиях среды. - Эндемики (греч.endemos-местный) – вид или любой другой таксон, имеющий ограниченную область распространения. 2. Классификация грибов. - Классификация (лат.classis-разряд, facire-делать) – условное распределение всей совокупности живых организмов по иерархическим соподчиненным группам в соответствии с каким-либо общим признаком или признаками. - Номенклатура бинарная – введенное шведским естествоиспытателем К.Линнеем правило называть виды двумя словами, первое из которых обозначает род, а второе – вид; после видового наименования на латинском языке стоит сокращенное имя автора, давшего это наименование. - Таксон (греч.taxis-расположение в порядке) – обособленная группа родственных организмов, которой можно присвоить определенный таксономический ранг. 3. Особенности морфологической структуры грибов. - Дифференциация морфологическая (лат.differentia-разность) – развитие в процессе эволюции у организмов разнокачественных структур, выполняющих различные функции. - Морфология (греч.morphe-форма, logos-учение) – раздел науки, изучающий форму и строение живых организмов. - Онтогенез (греч.ontos-сущее, genesis-развитие) – индивидуальное развитие особи от зарождения до смерти. - Репродукция – воспроизведение себе подобных в ходе процесса размножения с помощью репродуктивных органов. - Таллом (греч.thallos-побег) – слоевище; вегетативное тело водорослей, грибов, лишайников. - Филогенез (греч.phylon-род, genesis-происхождение) – историческое развитие органического мира в целом, а также отдельных групп живых организмов. 4. Строение грибных клеток. - Диктиосома (греч.dictyon-сеть, soma-тело) – структурная единица комплекса Гольджи, представляющая собой систему плоских мембранных цистерн, расположенных стопкой по 5-8 штук. .- Клетка – основная структурная, генетическая и функциональная единица всех живых существ; это самовоспроизводящаяся и саморегулируемая - элементарная живая система, прошедшая длительную эволюцию - Митоз (греч.mitos-нить) – основной способ деления эукариотических клеток, сопровождающийся сложной реконструкцией ядерного аппарата. - Митохондрия (греч.mitos-нить, chondrion-зерно) – органоид эукариотических клеток, место синтеза основного количества энергии в форме АТФ. - Хромосома (греч.chroma-цвет, soma-тело) – основная структура ядра эукариотической клетки, материальный носитель наследственной информации. - Цитоплазма (греч.kytos-клетка, plasma-оформленное) – внутреннее содержимое клетки, исключая ядро. - Ядро – обязательная часть эукариотической клетки, отделенная от цитоплазмы двойной мембраной; впервые обнаружил в животной клетке чешский гистолог Я.Пуркине в 1825 г., в растительной клетке – Р.Броун в 1831 г. 5. Особенности биохимических процессов у грибов. - Аденозинтрифосфат или АТФ – основной энергетический ресурс живой клетки; в состав его входят аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты, соединенные макроэргическими связями. - Акцептор – вещество, принимающее электроны и водород от окисляемых соединений и передающее их другим веществам. - Антибиотик (греч.anti-против, bios-жизнь) – вещество биологического происхождения, способное убивать микроорганизмы или угнетать их рост; вырабатываются плесневыми грибами, бактериями и высшими растениями. - Ауксотрофы (греч.auxo-выращиваю, trophe-пища) – организмы, утратившие способность к синтезу какого-либо метаболита (например, аминокислоты) из-за отсутствия нужного фермента. - Белки – важнейший химический компонент живой клетки, биополимеры, состоящие из последовательно соединенных пептидными связями (-CO-NH-) аминокислотных остатков. - Биосинтез (греч.bios-жизнь, synthesis-соединение) – процесс образования в клетке органических веществ из более простых химических соединений. - Витамины (лат.vita-жизнь) – биологически активные низкомолекулярные органические соединения, необходимые для нормального развития живых организмов. - Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции или скоплениями специализированных клеток, выполняющие функцию регуляторов деятельности других клеток и органов. - ДНК или дезоксирибонуклеиновая кислота – макромолекулярный биополимер, состоящий из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в форме двойной спирали. - Ингибиторы (лат.inhibeo-сдерживаю) – общее название для различных веществ, подавляющих активность ферментативных систем живых клеток; они регулируют интенсивность обмена веществ, изменяя скорость биохимических процессов. - Кофермент – сложное органическое вещество небелковой природы очень непрочно связанное с молекулой фермента, а потому легко отщепляющееся от него. - Липиды (греч.lypos-жир) – жироподобные вещества, производные жирных кислот, спиртов или альдегидов, входящие в состав живых клеток. - РНК или рибонуклеиновая кислота – нуклеиновые кислоты, содержащие углеводный компонент рибозу; один из важнейших химических соединений живых клеток. - Сидерамины – это соединения, переносящие железо. - Синергизм – комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующиеся тем, что их совместное биологическое действие значительно превышает эффект каждого компонента и их суммы. - Споруляция – процесс, при котором образуются споры. - Токсин – ядовитые белковые вещества, продукт обмена веществ некоторых микроорганизмов, животных и растений. - Углеводы – важнейшие химические компоненты живой клетки; делятся на моно-, ди- и полисахариды. - Ферменты (лат.fermentum-брожение) – биологически активные вещества белковой природы, катализирующие все процессы обмена веществ в клетке. - Фосфорилирование – реакция включения в молекулу вещества фосфатной группировки, которая идет с поглощением большого количества энергии и образования макроэргических связей. 6. Размножение и наследственность грибов. - Аллельные гены (греч.allelon-взаимно) – это гены, занимающие одинаковые локусы в гомологичных хромосомах и отвечающие за развитие альтернативных признаков; аллельные гены или аллели, представляют собой разные формы одного и того же гена. - Гаплоид – клетка или особь с одинарным (гаплоидным) набором непарных хромосом, которые образуются в результате редукционного деления (мейоза). - Ген – основная единица наследственной информации. - Генотип (греч.genos-род, typos-отпечаток) – совокупность всех генов, имеющихся в наборе хромосом клетки или организма. - Гетероталлизм – раздельнополость внешне неразличимых особей. - Гомология – практическая идентичность двух хромосом, образующихся в процессе их редупликации в профазе митоза. - Дикарион – двухъядерная клетка у некоторых грибов, содержащая гаплоидные женское и мужское ядра. - Диплоид – клетка или особь с двумя гомологичными наборами хромосом, которые образуются в результате образования зиготы и развития из нее соматических клеток организма. - Кариогамия – слияние ядер женских и мужских половых клеток (гамет) в процессе оплодотворения с образованием ядра зиготы. - Локус (лат.locus-место) – место расположения гена в хромосоме; изменение местоположения гена в хромосоме ведет к изменению его функции. - Мейоз – способ деления половых клеток растений и животных, в ходе которого осуществляется редукция числа хромосом вдвое; у грибов происходит на стадии зиготы, в результате образующиеся гаплоидные клетки дают начало гаплоидному таллому, на котором образуются споры, а затем гаметы. - Менделизм – учение о закономерностях наследования признаков, разработанное Г.Менделем (1865 г.) на основе результатов экспериментов по скрещиванию различных сортов гороха посевного. - Наследственность – присущая всем живым организмам способность передавать информацию о развитии своему потомству и тем самым обеспечивать преемственность и непрерывность существования жизни. - Парасексуальный процесс – аналог полового процесса, слияние соматических клеток с генетически неоднородными ядрами. - Полиплоидия – явление увеличения числа хромосом. - Рекомбинация – передача от родителей к потомству новых комбинаций родительских генов. - Сальтация (лат.saltatio-скачу, прыгаю) – внезапные, скачкообразные изменения организмов, приводящие к быстрому видообразованию. - Хромосома (греч.chroma-цвет, soma-тело) – основная структура ядра эукариотической клетки, материальный носитель наследственной информации. - Фенотип (греч.phaino-являю, typus-тип) – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма, которые формируются за период онтогенеза на основе взаимодействия генотипа и внешней среды. - Фертильность – способность организма к производству потомства на основе формирования нормальных половых клеток и оплодотворения. - Элиминация (лат.elimino-удаляю) хромосом – исчезновение отдельных хромосом или целых наборов в результате вредных воздействий или по причине генетической несовместимости разных геномов; элиминация клеток, в том числе зигот, несущих генетические изменения, не совместимы с жизнедеятельностью. 7. Экологические группы и практическое значение грибов. - Гумус (лат.humus-земля) – высокомолекулярное органическое вещество, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков и продуктов жизнедеятельности. - Рециклизация – альтернативный подход к утилизации органического мусора, использующий грибы, которые, обладая высокой ферментативной активностью, разлагают природные макромолекулы. - Сапротрофы – организмы, которые питаются органическими веществами мертвых тел. - Убиквисты – организмы, для которых характерна широкая экологическая амплитуда; способны развиваться в самых разнообразных условиях среды. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач по темам лекций. Нет. РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология... Рецензенты: Макаров М. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |