Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология





Скачать 244.63 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология
Дата публикации23.10.2014
Размер244.63 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД.4, СД.В.3.1. МИКОЛОГИЯ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)
032400 БИОЛОГИЯ

050102 БИОЛОГИЯ

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 12 от 26 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой


__________________ Харламова М.Н.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



    1. Автор программы: Прохорова С.А., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии.

    2. Рецензенты:Харламова М.Н., зав. кафедрой биологии и химии, к.б.н., доцент; Воскобойников Г.М., зав. лабораторией альгологии ММБИ КНЦ РАН, д.б.н., профессор

1.3. Пояснительная записка.
Микология – одна из дисциплин биологии, изучающая грибы. Предмет предназначен для подготовки студентов 3 курса, обучающихся по специальности «Биология».

«Микология» является факультативным курсом и базируется на знаниях, полученных в курсе «Систематика низших растений», а также способствует углубленному изучению объектов данной дисциплины.

«Микология» освещает не только теоретические вопросы, в которых, прежде всего, отражены: современная систематика грибов, морфология и ультраструктура, биохимия и наследственность грибов, но и прикладное значение этой своеобразной группы низших растений.

Среди грибов много патогенных форм для растений, животных и человека. Под воздействием грибных организмов повреждаются промышленные изделия и материалы, оптические детали, подвергаются разрушению книги и произведения искусства. Вместе с тем грибы являются продуцентами большого количества биологически активных соединений, которые широко используются в различных областях народного хозяйства, в том числе и в медицинской практике.

Основной целью «Микологии» является углубленное изучение различных аспектов жизнедеятельности грибных организмов. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи: современное положение грибов в систематике живых организмов, особенности морфологической и анатомической структур, биохимия и наследственность грибных организмов, их эволюция и филогения, а также практическое значение грибов.

По окончании изучения курса «Микология» студенты должны иметь представление о современной классификации грибов, знать особенности морфологической и анатомической структур, основные физиолого-биохимические процессы, которые происходят в организме как протистов, так и высших грибов, знать особенности генетического аппарата грибов, а также ориентироваться в основных направлениях эволюции грибов и их филогении.

Знания, полученные студентами при прохождении курса «Микология», должны быть основой при проведении исследовательских работ по микологическим специальностям, а также возможно их использование при подготовке студентов к урокам и факультативным занятиям во время прохождения педагогической практики в школе.

    1. Извлечение из ГОС ВПО специальности, содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.

    2. Объем дисциплины и виды учебной работы.




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-кость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1

032400 Биология

3

6

40

40

20

20




-

Зачет

2

050102 Биология

5

9

50

24

18

6




26

Зачет

    1. Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. раб.

1.

Введение. Предмет, задачи. Жизненные потребности и образ жизни грибов.

4

2

2







2

2







2

2.

Классификация грибов.

6

4

2







2

2







4

3.

Особенности морфологической структуры грибов.

4

2

2







4

2

2




4

4.

Строение грибной клетки.

4

2

2







2

2







4

5.

Особенности биохимических процессов у грибов.

8

4

4







6

4

2




4

6.

Размножение и наследственность у грибов.

8

4

4







4

4







4

7.

Экологические группы грибов; их практическое значение

6

2

4







4

2

2




4




Всего:

40

20

20

-

-

24

18

6

-

26



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Содержание разделов дисциплины отражает курс «Микология», изложенный в лекциях, целью которого является рассмотрение различных аспектов жизнедеятельности грибных организмов.

  1. Разделы лекций:

- Введение. Предмет, задачи. Жизненные потребности и образ жизни грибов.

Жизненные потребности и образ жизни грибов, как экологические аспекты микологии, включают: минимальные и специфические потребности грибов, биоценозы и географическое распределение, а также проявление жизнедеятельности грибов. Количественные аспекты микологии.

- Классификация грибов.

Современные аспекты классификации грибов, связанные с динамичностью развития микологии, как науки о грибных организмах.

- Особенности морфологической структуры грибов.

Основные фазы онтогенетического развития. Вегетативные структуры: таллом из гиф, характеризующийся прорастанием, ростом и типом гиф, а также видоизменения гиф; почкующиеся клетки и другие типы вегетативных талломов. Дифференцировка таллома. Органы репродуктивной фазы.

- Строение грибной клетки.

Облик грибной клетки. Строение клеточной стенки протистов и высших грибов. Органеллы грибной клетки. Митоз.

- Особенности биохимических процессов у грибов.

Макромолекулы грибной клетки, участвующие в реакциях биосинтеза. Метаболизм, участие различных биокатализаторов в этом процессе. Превращения низкомолекулярных веществ при первичном метаболизме. Вторичный метаболизм; вторичные метаболиты с морфогенетическим и без морфогенетического действия.

- Размножение и наследственность у грибов.

Основные способы воспроизводства у грибных организмов. Менделеевские механизмы наследования: гаплоидные и диплоидные грибы. Неменделевские механизмы наследования: внехромосомная наследственность, мутации, гетерокариоз, парасексуальность.

- Экологические группы грибов; их практическое значение.

Основные экологические группы грибных организмов. Использование грибов в различных отраслях народного хозяйства; вред и польза как для живых организмов, так и для окружающей среды.


      1. Темы для самостоятельного изучения.

Не предусмотрены.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Разделы практических занятий.

1). Жизненные потребности и образ жизни грибов.

Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:

  1. Экологические группы грибов и их местообитание.

  2. Питание грибов и вещества, которые им необходимы для жизнедеятельности.

  3. Взаимоотношения в биоценозах между грибами и другими организмами: симбиоз, антибиоз, сапробиоз и паразитизм; привести примеры взаимоотношений.

  4. Грибы и абиотические факторы.

  5. Географическое распространение грибов.

  6. Значение грибных организмов в природе и жизнедеятельности человека.

2). Классификация грибов.

Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:

  1. Развитие систематики грибов; ее основные положения, номенклатура.

  2. Современная классификация грибов.

  3. Грибоподобные протисты или протоктисты.

  4. Настоящие или высшие грибы.

3). Особенности морфологической структуры грибов.

Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:

  1. Таллом грибов, его прорастание и рост.

  2. Септированность гиф, типы септ и текстура клеточной стенки.

  3. Видоизменения вегетативных гиф.

  4. Почкующиеся клетки.

  5. Дифференциация таллома у грибов.

  6. Специализированные органы вегетативного таллома.

4). Строение грибной клетки.

Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:

  1. Строение клеточной стенки в грибной клетке, ее химизм и скульптурированность.

  2. Основные органеллы клетки, их строение и значение для жизнедеятельности клетки.

  3. Митоз грибных клеток.

  4. Формирование плектенхимы у грибов, ее строение и значение.

5). Особенности биохимических процессов у грибов.

Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:

  1. Макромолекулы грибной клетки; их участие в биосинтетических реакциях клетки.

  2. Фосфолипиды; их местоположение и роль в жизнедеятельности клетки.

  3. Потребность грибов в витаминах, микроэлементах и ростовых веществах; их основные функции.

  4. Превращения макромолекул в грибных клетках.

  5. Первичный метаболизм: углеводный и аминокислотный обмены.

  6. Вторичный метаболизм.

  7. Вторичные метаболиты с морфогенетическим действием и без морфогенетического действия.

  8. Ингибирование метаболизма у грибов.

6). Размножение и наследственность у грибов.

Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:

  1. Основные типы воспроизводства у грибных организмов; их особенности.

  2. Менделеевские механизмы наследования у грибов.

  3. Гаплоидные грибы; гомоталлизм и гетероталлизм у грибов.

  4. Биполярная несовместимость с одной парой и многими аллелями.

  5. Тетраполярная совместимость с двумя многоаллельными локусами.

  6. Диплоидные грибы.

  7. Неменделевские механизмы наследования: внехромосомная наследственность, мутации, гетерокариоз, парасексуальность.

7). Экологические группы грибов; их практическое значение.

Подготовиться и раскрыть тему по следующим вопросам:

  1. Основные экологические группировки грибных организмов.

  2. Значение грибов в жизнедеятельности человека; привести примеры.

  3. Грибы, как патогенны растений; привести примеры.

  4. Грибы, как возбудители болезней животных и человека; привести примеры.

  5. Роль грибных организмов в природных сообществах.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература.

Основная

  1. Белякова Г. А. Ботаника : учебник для студ., обуч. по направл. подгот. бакалавров, спец. и магистров 020200 "Биология" : в 4 т. : Т. 2 : Водоросли и грибы / Белякова Г. А., Дьяков Ю. Т., Тарасов К. Л. - М. : Академия, 2006. - 320 с.

  2. Белякова Г. А. Ботаника : учебник для студ., обуч. по направл. подгот. бакалавров, спец. и магистров 020200 "Биология" : в 4 т. : Т. 1 : Водоросли и грибы / Белякова Г. А., Дьяков Ю. Т., Тарасов К. Л. - М. : Академия, 2006. - 320 с.

  3. Дьяков Ю. Т. Введение в генетику грибов : учеб. пособие для студ., обуч. по направл. 020200 "Биология" и биолог. спец. / Дьяков Ю. Т., Шнырева А. В., Сергеев А. Ю. - М. : Академия, 2005. - 304 с.

  4. Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. 020200 "Биология" и биолог. спец. / Т. Н. Барсукова [и др.]. - М. : Академия, 2005. - 240 с.

  5. Микология:основные понятия и термины : учеб.-метод. пособие для студ. спец.G 1-31 01 01 "Биология",Н 1-33 01 01 "Биоэкология" и направл. G 1-31 01 01-03 "Биотехнология" / авт.-сост. А. С. Шуканов, В. Д. Поликсенова, А. И. Стефанович, А. К. Храмцов. - Минск : БГУ, 2004. - 122 с.

  6. Шошина Е. В. Грибы и лишайники : практикум по ботанике : учеб. пособие по дисц. "Ботаника" для спец. 020201 "Биология" [и др.] / Шошина Е. В. ; Федер. агентство по рыболовству, ФГОУВПО "Мурм. гос. техн. ун-т". - Мурманск : МГТУ, 2009. - 92 с.


Дополнительная

  1. Беккер З.Э. Физиология грибов и их практическое использование. – М.:МГУ,1963,1988.

  2. Билай В.И. Основы общей микологии. – К.,1989.

  3. Бурова Л.Г. Загадочный мир грибов. – М.:Наука,1991.

  4. Вассер С.П. Агариковые грибы СССР. – К.,1985.

  5. Горленко М.В. и др. Грибы СССР. – М.:Мысль,1980.

  6. Дудка И.А. Водные несовершенные грибы СССР. – К.,1985.

  7. Дудка И.А., Вассер С.П. Грибы. – К.,1987.

  8. Жизнь растений, т.2. Грибы /под ред. М.В.Горленко. – М.:Просвещение,1976.

  9. Коваль Э.З. Клавиципитальные грибы СССР. – К.,1984.

  10. Методы экспериментальной микологии: справочник /под ред. Билай В.И. – К.,1982.

  11. Мюллер Э., Леффлер В. Микология. – М.:Мир,1995.

  12. Новотельнова Н.С. Эволюция и систематика грибов. – Л.:Наука,1984.

  13. Селиванова И.А. Микориза и другие формы консортивных связей в природе. – П.,1987.

  14. Рудаков О.Л. Микофильные грибы, их биология и практическое значение. – М.: Наука,1981.

  15. Сержанина Г.И., Змитрович И.И. Макромицеты. – М.,1986.

  16. Титаев А.А. Биология высших грибов. – М.:Наука,1976.

  17. Феофилова Е.П. Клеточная стенка грибов. – М.:Наука,1983.

  18. Шубин В.И., Крутов В.И. Грибы Карелии и Мурманской области. – Л.:Наука,1979.

  19. Черепанова Н.П. Морфология и размножение грибов. – Л.:ЛГУ,1981.

  20. Черепанова Н.П. Систематика грибов. – С.-П.: изд-во С.-Петербургского университета, 2005.

  21. Черепанова Н.П. Экология грибов. – Л.: изд-во ЛГУ,1992.

  22. Определитель грибов России /под ред. В.А.Мельник. – С.-П.,1994.

  23. Определитель грибов России /под ред. И.В.Каратыгина. – С.-П.,1993.

  24. Ainsworth G.C. Introduction to the history of Mycology. – Cambridge Univ.Press, Cambridge.1976.

  25. Ainsworth G.C., Sussman A.S. The Fungi. An advanced treatise. – Academic Press, New York,1965,vol.1. The Fungal cell, 748p.,1966: vol.II: The Fungal organisms,805p,1968:vol.III The Fungal population ecology,738p.

  26. Burnett J. Fundamentals of mycology. 2nd Ed.Arnold. – London,1976,673p.

  27. Steyn P.S. The biosynthesis of Mycotoxins. A study in secondary metabolism. – Academic Press, New York,1980,432p.

  28. Turner W.B. Fungal metabolits. – Academic Press, London, New York,1971,446p.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Электронный учебно-методический комплекс.

1.9.1 Перечень используемых технических средств.

Нет

1.9.2 Перечень используемых пособий

Нет

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения.

Нет
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.

Не предусмотрены
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.

Не предусмотрены
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав.кафедрой до начала сессии).

Не предусмотрен
1.13 Примерная тематика рефератов.

Не предусмотрена
1.14 Примерная тематика курсовых работ.

1. Видовое разнообразие и размерно-весовые показатели плодовых тел высших грибов в районе питьевых озер г.Мурманска.
1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Видовое разнообразие и размерно-весовые показатели плодовых тел высших грибов в районе питьевых озер г.Мурманска.
1.16 Методика исследования.

Нет.

1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине.

Не используется.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Не предусмотрены
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Разделы лекций:

- Введение. Предмет, задачи. Жизненные потребности и образ жизни грибов.

Жизненные потребности и образ жизни грибов, как экологические аспекты микологии, включают: минимальные и специфические потребности грибов, биоценозы и географическое распределение, а также проявление жизнедеятельности грибов. Количественные аспекты микологии.

- Классификация грибов.

Современные аспекты классификации грибов, связанные с динамичностью развития микологии, как науки о грибных организмах.

- Особенности морфологической структуры грибов.

Основные фазы онтогенетического развития. Вегетативные структуры: таллом из гиф, характеризующийся прорастанием, ростом и типом гиф, а также видоизменения гиф; почкующиеся клетки и другие типы вегетативных талломов. Дифференцировка таллома. Органы репродуктивной фазы.

- Строение грибной клетки.

Облик грибной клетки. Строение клеточной стенки протистов и высших грибов. Органеллы грибной клетки. Митоз.

- Особенности биохимических процессов у грибов.

Макромолекулы грибной клетки, участвующие в реакциях биосинтеза. Метаболизм, участие различных биокатализаторов в этом процессе. Превращения низкомолекулярных веществ при первичном метаболизме. Вторичный метаболизм; вторичные метаболиты с морфогенетическим и без морфогенетического действия.

- Размножение и наследственность у грибов.

Основные способы воспроизводства у грибных организмов. Менделеевские механизмы наследования: гаплоидные и диплоидные грибы. Неменделевские механизмы наследования: внехромосомная наследственность, мутации, гетерокариоз, парасексуальность.

- Экологические группы грибов; их практическое значение.

Основные экологические группы грибных организмов. Использование грибов в различных отраслях народного хозяйства; вред и польза как для живых организмов, так и для окружающей среды.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий).
По разделам лекций.

  1. Введение. Предмет, задачи. Жизненные потребности и образ жизни грибов.

- Антибиоз (греч.anti-против, bios-жизнь) – невозможность существования одного вида в присутствии другого из-за интоксикации (отравление) среды.

- Биотоп (греч.bios-жизнь, topos-место) – участок суши или водоема с относительно однотипным комплексом абиотических факторов, занятый одним биоценозом.

- Биоценоз (греч.bios-жизнь, koinos-общий) – сообщество живых организмов, заселяющих определенную территорию.

- Гетеротроф (греч.heteros-другой, tropho-питание) – организм, использующий для питания органические вещества, произведенные другими видами.

-Дизъюнкция (лат.disjunccio-разобщение) – прерывистый ареал вида.

- Космополиты (греч.kosmopolites-гражданин мира) – виды, обитающие в разных районах Земного шара.

- Микология (греч.mykes-гриб, logos-учение) – наука, изучающая особое царство живых организмов – грибы.

- Паразитизм (греч.parasita-нахлебник) – форма межвидовых отношений, имеющая характер антагонизма.

- Психрофил (греч.psychros-холодный, phileo-люблю) – холодолюбивый организм, нормально живущий и размножающийся при относительно низких температурах (от +5 до -10ºС).

- Сапротрофы – организмы, которые питаются органическими веществами мертвых тел.

- Симбиоз (греч.symbiosis-совместная жизнь) – живая система, состоящая из двух различных организмов, тесно связанных друг с другом тем или иным типом взаимоотношений.

- Стенотерм (греч.stenos-узкий, term-теплый) – организм, живущий при постоянных температурных условиях.

- Термофилы (греч.therme-тепло, phileo-люблю) – организмы, обитающие в среде с постоянно высокой температурой.

- Толерантность (лат.tolerantia-терпение) – терпимость организма по отношению к воздействию какого-либо фактора внешней среды.

- Эврибионты (греч.eurys-широкий, biontos-живущий) – организмы, живущие в различных условиях среды.

- Эндемики (греч.endemos-местный) – вид или любой другой таксон, имеющий ограниченную область распространения.

2. Классификация грибов.

- Классификация (лат.classis-разряд, facire-делать) – условное распределение всей совокупности живых организмов по иерархическим соподчиненным группам в соответствии с каким-либо общим признаком или признаками.

- Номенклатура бинарная – введенное шведским естествоиспытателем К.Линнеем правило называть виды двумя словами, первое из которых обозначает род, а второе – вид; после видового наименования на латинском языке стоит сокращенное имя автора, давшего это наименование.

- Таксон (греч.taxis-расположение в порядке) – обособленная группа родственных организмов, которой можно присвоить определенный таксономический ранг.

3. Особенности морфологической структуры грибов.

- Дифференциация морфологическая (лат.differentia-разность) – развитие в процессе эволюции у организмов разнокачественных структур, выполняющих различные функции.

- Морфология (греч.morphe-форма, logos-учение) – раздел науки, изучающий форму и строение живых организмов.

- Онтогенез (греч.ontos-сущее, genesis-развитие) – индивидуальное развитие особи от зарождения до смерти.

- Репродукция – воспроизведение себе подобных в ходе процесса размножения с помощью репродуктивных органов.

- Таллом (греч.thallos-побег) – слоевище; вегетативное тело водорослей, грибов, лишайников.

- Филогенез (греч.phylon-род, genesis-происхождение) – историческое развитие органического мира в целом, а также отдельных групп живых организмов.

4. Строение грибных клеток.

- Диктиосома (греч.dictyon-сеть, soma-тело) – структурная единица комплекса Гольджи, представляющая собой систему плоских мембранных цистерн, расположенных стопкой по 5-8 штук.

.- Клетка – основная структурная, генетическая и функциональная единица всех живых существ; это самовоспроизводящаяся и саморегулируемая - элементарная живая система, прошедшая длительную эволюцию

- Митоз (греч.mitos-нить) – основной способ деления эукариотических клеток, сопровождающийся сложной реконструкцией ядерного аппарата.

- Митохондрия (греч.mitos-нить, chondrion-зерно) – органоид эукариотических клеток, место синтеза основного количества энергии в форме АТФ.

- Хромосома (греч.chroma-цвет, soma-тело) – основная структура ядра эукариотической клетки, материальный носитель наследственной информации.

- Цитоплазма (греч.kytos-клетка, plasma-оформленное) – внутреннее содержимое клетки, исключая ядро.

- Ядро – обязательная часть эукариотической клетки, отделенная от цитоплазмы двойной мембраной; впервые обнаружил в животной клетке чешский гистолог Я.Пуркине в 1825 г., в растительной клетке – Р.Броун в 1831 г.

5. Особенности биохимических процессов у грибов.

- Аденозинтрифосфат или АТФ – основной энергетический ресурс живой клетки; в состав его входят аденин, рибоза и три остатка фосфорной кислоты, соединенные макроэргическими связями.

- Акцептор – вещество, принимающее электроны и водород от окисляемых соединений и передающее их другим веществам.

- Антибиотик (греч.anti-против, bios-жизнь) – вещество биологического происхождения, способное убивать микроорганизмы или угнетать их рост; вырабатываются плесневыми грибами, бактериями и высшими растениями.

- Ауксотрофы (греч.auxo-выращиваю, trophe-пища) – организмы, утратившие способность к синтезу какого-либо метаболита (например, аминокислоты) из-за отсутствия нужного фермента.

- Белки – важнейший химический компонент живой клетки, биополимеры, состоящие из последовательно соединенных пептидными связями (-CO-NH-) аминокислотных остатков.

- Биосинтез (греч.bios-жизнь, synthesis-соединение) – процесс образования в клетке органических веществ из более простых химических соединений.

- Витамины (лат.vita-жизнь) – биологически активные низкомолекулярные органические соединения, необходимые для нормального развития живых организмов.

- Гормоны – биологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции или скоплениями специализированных клеток, выполняющие функцию регуляторов деятельности других клеток и органов.

- ДНК или дезоксирибонуклеиновая кислота – макромолекулярный биополимер, состоящий из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в форме двойной спирали.

- Ингибиторы (лат.inhibeo-сдерживаю) – общее название для различных веществ, подавляющих активность ферментативных систем живых клеток; они регулируют интенсивность обмена веществ, изменяя скорость биохимических процессов.

- Кофермент – сложное органическое вещество небелковой природы очень непрочно связанное с молекулой фермента, а потому легко отщепляющееся от него.

- Липиды (греч.lypos-жир) – жироподобные вещества, производные жирных кислот, спиртов или альдегидов, входящие в состав живых клеток.

- РНК или рибонуклеиновая кислота – нуклеиновые кислоты, содержащие углеводный компонент рибозу; один из важнейших химических соединений живых клеток.

- Сидерамины – это соединения, переносящие железо.

- Синергизм – комбинированное воздействие двух или более факторов, характеризующиеся тем, что их совместное биологическое действие значительно превышает эффект каждого компонента и их суммы.

- Споруляция – процесс, при котором образуются споры.

- Токсин – ядовитые белковые вещества, продукт обмена веществ некоторых микроорганизмов, животных и растений.

- Углеводы – важнейшие химические компоненты живой клетки; делятся на моно-, ди- и полисахариды.

- Ферменты (лат.fermentum-брожение) – биологически активные вещества белковой природы, катализирующие все процессы обмена веществ в клетке.

- Фосфорилирование – реакция включения в молекулу вещества фосфатной группировки, которая идет с поглощением большого количества энергии и образования макроэргических связей.

6. Размножение и наследственность грибов.

- Аллельные гены (греч.allelon-взаимно) – это гены, занимающие одинаковые локусы в гомологичных хромосомах и отвечающие за развитие альтернативных признаков; аллельные гены или аллели, представляют собой разные формы одного и того же гена.

- Гаплоид – клетка или особь с одинарным (гаплоидным) набором непарных хромосом, которые образуются в результате редукционного деления (мейоза).

- Ген – основная единица наследственной информации.

- Генотип (греч.genos-род, typos-отпечаток) – совокупность всех генов, имеющихся в наборе хромосом клетки или организма.

- Гетероталлизм – раздельнополость внешне неразличимых особей.

- Гомология – практическая идентичность двух хромосом, образующихся в процессе их редупликации в профазе митоза.

- Дикарион – двухъядерная клетка у некоторых грибов, содержащая гаплоидные женское и мужское ядра.

- Диплоид – клетка или особь с двумя гомологичными наборами хромосом, которые образуются в результате образования зиготы и развития из нее соматических клеток организма.

- Кариогамия – слияние ядер женских и мужских половых клеток (гамет) в процессе оплодотворения с образованием ядра зиготы.

- Локус (лат.locus-место) – место расположения гена в хромосоме; изменение местоположения гена в хромосоме ведет к изменению его функции.

- Мейоз – способ деления половых клеток растений и животных, в ходе которого осуществляется редукция числа хромосом вдвое; у грибов происходит на стадии зиготы, в результате образующиеся гаплоидные клетки дают начало гаплоидному таллому, на котором образуются споры, а затем гаметы.

- Менделизм – учение о закономерностях наследования признаков, разработанное Г.Менделем (1865 г.) на основе результатов экспериментов по скрещиванию различных сортов гороха посевного.

- Наследственность – присущая всем живым организмам способность передавать информацию о развитии своему потомству и тем самым

обеспечивать преемственность и непрерывность существования жизни.

- Парасексуальный процесс – аналог полового процесса, слияние соматических клеток с генетически неоднородными ядрами.

- Полиплоидия – явление увеличения числа хромосом.

- Рекомбинация – передача от родителей к потомству новых комбинаций родительских генов.

- Сальтация (лат.saltatio-скачу, прыгаю) – внезапные, скачкообразные изменения организмов, приводящие к быстрому видообразованию.

- Хромосома (греч.chroma-цвет, soma-тело) – основная структура ядра эукариотической клетки, материальный носитель наследственной информации.

- Фенотип (греч.phaino-являю, typus-тип) – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма, которые формируются за период онтогенеза на основе взаимодействия генотипа и внешней среды.

- Фертильность – способность организма к производству потомства на основе формирования нормальных половых клеток и оплодотворения.

- Элиминация (лат.elimino-удаляю) хромосом – исчезновение отдельных хромосом или целых наборов в результате вредных воздействий или по причине генетической несовместимости разных геномов; элиминация клеток, в том числе зигот, несущих генетические изменения, не совместимы с жизнедеятельностью.

7. Экологические группы и практическое значение грибов.

- Гумус (лат.humus-земля) – высокомолекулярное органическое вещество, образующееся в результате разложения растительных и животных остатков и продуктов жизнедеятельности.

- Рециклизация – альтернативный подход к утилизации органического мусора, использующий грибы, которые, обладая высокой ферментативной активностью, разлагают природные макромолекулы.

- Сапротрофы – организмы, которые питаются органическими веществами мертвых тел.

- Убиквисты – организмы, для которых характерна широкая экологическая амплитуда; способны развиваться в самых разнообразных условиях среды.
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач по темам лекций.

Нет.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений

в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение


Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение















РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Прохорова С.А.

К.б.н.,доцент

2008

ЕГФ

Биология

Прохорова С.А., к.б.н., доцент

2010/2011

ЕФКиБЖД

050102 Биология













Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология...
Рецензенты: Макаров М. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 032400 биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск