Скачать 325.56 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ФТД.5, СД.В.01 АЛЬГОЛОГИЯОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ 050102 Биология 050103 География с дополнительной специальностью Биология (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-экологического факультета (протокол № 12 от 26 марта 2008 г.) Зав. кафедрой __________________М.Н. Харламова РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Харламова М.Н., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии МГПУ. 1.3 Пояснительная записка: «Альгология» – специализированный курс биологической дисциплины, при изучении которого основной целью является ознакомление студентов 5 курса естественно-географического факультета с историей становления «Альгологии», как науки в процессе развития современной цивилизации человеческого общества. Особое внимание уделяется возникновению альгологических, эволюционных и филогенетических концепций и научных школ, которые способствовали формированию современной альгологии во всем ее разнообразии. Альгология – это наука о водорослях. Эволюционное разнообразие и широкий спектр занимаемых биотопов по всему земному шару, а также важность водорослей как продуцентов органических веществ и первого звена пищевой цепи, использование их в различных физиологических, биохимических, генетических и экологических экспериментах; участвуя как индикатор качества окружающей среды – привлекают интерес, как ученых, так и инженеров. Альгология – наука динамичная, которая развивается одновременно с совершенствованием различных методов, позволяющих изучать водоросли, как биологические объекты, в различных аспектах и на разных уровнях их организации. А это, в свою очередь, позволяет найти применение водорослям в новых отраслях народного хозяйства, а также охарактеризовать их коммерческую ценность, наметить перспективы добычи водорослей, дальнейшего использования и воспроизводства. Курс «Альгология», изучающий различные аспекты жизнедеятельности водорослей, рассматривает: историческое развитие альгологии, как науки, а также – цитологию, морфологию, физиологию, биохимию, экологию, классификацию водорослей, их эволюцию и филогению. Программа по курсу «Альгологии» рассчитана на студентов, обучающихся по специальности «Биология» и включает 20 часов лекций и 20 часов практических занятий. Основной задачей курса является расширение и углубление знаний о водорослях, которые были получены студентами при изучении курса «Систематика низших растений». Кроме того, при проведении курса «Альгология» будут поставлены следующие задачи:
По окончанию изучения курса «Альгология» студенты должны иметь представление о современной классификации водорослей, характерных особенностях представителей разных отделов водорослей, основных физиолого-биохимических процессах, которые происходят в организме как одноклеточных водорослей, так и макрофитов, знать основные уровни организации водорослей, а также ориентироваться в основных направлениях эволюции водорослей и их филогении. Блок полученных знаний по курсу «Альгология» должен быть основой при проведении исследовательских работ по альгологическим специальностям. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности, содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности (050102 Биология) Вариант 2 для специальности (050103.00 География с дополнительной специальностью Биология) 1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Раздел 1. Альгология как наука. Краткий очерк исторического развития альгологии, как науки на разных этапах развития человеческого общества. Основные задачи и перспективы на будущее альгологии. Методы сбора, фиксации и изучения фитопланктонных водорослей, фитобентоса и перифитона. Раздел 2. Классификация водорослей. Первые систематические работы и распределение водорослей по таксономическим рангам. Современная классификация водорослей; их положение в системе живых органзмов. Раздел 3. Молекулярный уровень организации водорослей. Основной фундамент молекулярного уровня организации водорослей. Строение и расположение фотосинтетического аппарата у прокариотических и эукариотических водорослей. Основные группы пигментов. Хлорофилл: его молекулярное строение, наличие у прокариот и эукариот. Каротиноиды: химическое строение молекул основных каротиноидов у водорослей. Фикобилипротеиды: молекулярное строение, наличие у водорослей различных таксономических рангов. Продукты ассимиляции: молекулярное строение, места запасания у водорослей. Стигма: строение и расположение у разных представителей различных таксонов, ее роль в фотосинтезе. Значение пигментов и запасных веществ в жизнедеятельности водорослей. Раздел 4. Клеточный уровень организации водорослей. Основной фундамент клеточного уровня организации водорослей. Цитологические особенности клеток прокариотических и эукариотических водорослей. Клеточные покровы водорослей. Разнообразие клеточных стенок по размерам, форме, структуре и химическому составу у прокариот и эукариот. Двигательный аппарат у монадных форм, его строение, различные типы ундулиподиев, роль в жизнедеятельности водорослей. Органеллы прокариотических и эукариотических клеток, сходство, различие. Деление прокариотических клеток. Митоз и цитокинез эукариотических клеток. Раздел 5. Организменный уровень организации водорослей. Основной фундамент организменного уровня организации водорослей. Морфологическая структура водорослей. Важность морфологической организации водорослей при рассмотрении их эволюции и классификации. Морфологическое разнообразие прокариотических и эукариотических водорослей. Основные физиолого-биохимические процессы у водорослей. Процесс фотосинтеза: основные стадии, роль пигментов и спектры их действия. Хроматическая адаптация. Долгота дня и фотопериодические реакции. Метаболизм углерода: фиксация углерода, темновое дыхание, фотодыхание, гликолатный метаболизм, потеря органического углерода. Накопление и запасание продуктов фотосинтеза. Эндогенные ритмы: циркадные и лунные. Биогены, необходимые водорослям для питания: азот, фосфор, кальций, кремний, калий, сера, микроэлементы. Витамины и ростовые факторы. Феромоны. Тропизмы.Размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Циклы развития водорослей: гаметический, спорический, соматический и зиготический; чередование поколений. Раздел 6. Популяционно-биоценотический уровень организации водорослей. Основной фундамент популяционно-биоценотического уровня организации водорослей. Водоросли, как продуценты органических веществ и первое звено в пищевой цепи. Географическое распространение водорослей. Основные экологические группы водорослей. Фитопланктон; его адаптация к основным абиотическим факторам: температуре, свету и солености. Бентосные водоросли; причина вертикального распределения от супралиторали до сублиторали; мозаичное заселение литорали и сублиторали, генотипические и фенотипические адаптации. Адаптация макрофитов к основным экологическим факторам: температуре, свету, солености. Действие биотических и антропогенных факторов на альгоценозы различных биотопов. Эпифитные, эпипелитные, эписаммитные водоросли; симбиотические ассоциации. Почвенные водоросли и рыхлых осадков. Значение водорослей и применение. Раздел 7. Эволюция водорослей. Основные этапы эволюции водорослей. Происхождение прокариот и фотоавтотрофов. «Век синезеленых водорослей». Происхождение эукариот. Эволюция мейоза, сингамии и чередование поколений. Раздел 8. Филогения водорослей. Филогенетическое древо Э.Геккеля. Основные принципы, положенные в филогенетические схемы водорослей. Происхождение прокариотических водорослей; фенотипическая систематика прокариот Г.А.Заварзина. Симбиоз. Хромофитная и хлорофитная линии в филогении водорослей. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Не предусмотрены. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ): Тема 1. Историческое развитие альгологии как науки. План.
Литература.
Тема 2. Классификация водорослей. План.
Литература.
Тема 3-4. Фотосинтез у водорослей План.
Литература.
Тема 5. Процесс фотосинтеза у водорослей План.
Литература.
Тема 6-7. Цитология водорослей План.
Литература.
Тема 8. Биогены. Феромоны. Тропизмы у водорослей. План.
Литература.
Тема 9. Эволюция водорослей. План.
Литература.
Тема 10. Использование водорослей. План.
Литература.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература: |
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс.... Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |