Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология





Скачать 325.56 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология
страница1/2
Дата публикации31.12.2014
Размер325.56 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ФТД.5, СД.В.01 АЛЬГОЛОГИЯ



ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
050102 Биология

050103 География с дополнительной специальностью Биология

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-экологического факультета

(протокол № 12 от 26 марта 2008 г.)
Зав. кафедрой

__________________М.Н. Харламова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



    1. Автор программы: Прохорова С.А., к.б.н.,доцент кафедры биологии и химии.

    2. Рецензенты: Макаров М.В., к.б.н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ММБИ КНЦ РАН;

Харламова М.Н., к.б.н., доцент кафедры биологии и химии МГПУ.

1.3 Пояснительная записка:
«Альгология» – специализированный курс биологической дисциплины, при изучении которого основной целью является ознакомление студентов 5 курса естественно-географического факультета с историей становления «Альгологии», как науки в процессе развития современной цивилизации человеческого общества. Особое внимание уделяется возникновению альгологических, эволюционных и филогенетических концепций и научных школ, которые способствовали формированию современной альгологии во всем ее разнообразии.

Альгология – это наука о водорослях. Эволюционное разнообразие и широкий спектр занимаемых биотопов по всему земному шару, а также важность водорослей как продуцентов органических веществ и первого звена пищевой цепи, использование их в различных физиологических, биохимических, генетических и экологических экспериментах; участвуя как индикатор качества окружающей среды – привлекают интерес, как ученых, так и инженеров.

Альгология – наука динамичная, которая развивается одновременно с совершенствованием различных методов, позволяющих изучать водоросли, как биологические объекты, в различных аспектах и на разных уровнях их организации. А это, в свою очередь, позволяет найти применение водорослям в новых отраслях народного хозяйства, а также охарактеризовать их коммерческую ценность, наметить перспективы добычи водорослей, дальнейшего использования и воспроизводства.

Курс «Альгология», изучающий различные аспекты жизнедеятельности водорослей, рассматривает: историческое развитие альгологии, как науки, а также – цитологию, морфологию, физиологию, биохимию, экологию, классификацию водорослей, их эволюцию и филогению.

Программа по курсу «Альгологии» рассчитана на студентов, обучающихся по специальности «Биология» и включает 20 часов лекций и 20 часов практических занятий.

Основной задачей курса является расширение и углубление знаний о водорослях, которые были получены студентами при изучении курса «Систематика низших растений». Кроме того, при проведении курса «Альгология» будут поставлены следующие задачи:

  1. изучение исторического развития альгологии, как науки, на разных этапах развития человеческого общества;

  2. изучение систематики водорослей, начиная с классификации К.Линнея и заканчивая современными концепциями о положении водорослей в системе живых организмов;

  3. изучение различных уровней организации водорослей;

  4. изучение эволюции и филогении водорослей.

По окончанию изучения курса «Альгология» студенты должны иметь представление о современной классификации водорослей, характерных особенностях представителей разных отделов водорослей, основных физиолого-биохимических процессах, которые происходят в организме как одноклеточных водорослей, так и макрофитов, знать основные уровни организации водорослей, а также ориентироваться в основных направлениях эволюции водорослей и их филогении.

Блок полученных знаний по курсу «Альгология» должен быть основой при проведении исследовательских работ по альгологическим специальностям.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности, содержащее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

1.

050102 Биология

5

9

40

40

20

20



-

зачет

2.

050103.00 География с дополнительной специальностью Биология

4

7

90

90

50

40





зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование

Раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2







Всего

Ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Всего

Ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

1.

Альгология, как наука.

2

2

-

-

4

4

-

-

2.

Классификация водорослей.

2

2

-

-

4

4

-

-

3.

Молекулярный уровень организации водорослей.

4

2

2

-

8

6

4

-

4.

Клеточный уровень организации водорослей.

4

2

2

-

8

6

2

-

5.

Организменный уровень организации водорослей.

8

4

4

-

16

8

8

-

6.

Популяционно-биоценотический уровень организации водорослей.

12

4

8

-

24

12

12

-

7.

Эволюция водорослей.

4

2

2

-

8

4

4

-

8.

Филогения водорослей.

4

2

2

-

8

6

2

-







40

20

20

-

80

50

30

-


Примечание: Вариант 1 для специальности (050102 Биология)

Вариант 2 для специальности (050103.00 География с дополнительной специальностью Биология)
1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Альгология как наука.

Краткий очерк исторического развития альгологии, как науки на разных этапах развития человеческого общества. Основные задачи и перспективы на будущее альгологии. Методы сбора, фиксации и изучения фитопланктонных водорослей, фитобентоса и перифитона.

Раздел 2. Классификация водорослей.

Первые систематические работы и распределение водорослей по таксономическим рангам. Современная классификация водорослей; их положение в системе живых органзмов.

Раздел 3. Молекулярный уровень организации водорослей.

Основной фундамент молекулярного уровня организации водорослей. Строение и расположение фотосинтетического аппарата у прокариотических и эукариотических водорослей. Основные группы пигментов. Хлорофилл: его молекулярное строение, наличие у прокариот и эукариот. Каротиноиды: химическое строение молекул основных каротиноидов у водорослей. Фикобилипротеиды: молекулярное строение, наличие у водорослей различных таксономических рангов. Продукты ассимиляции: молекулярное строение, места запасания у водорослей. Стигма: строение и расположение у разных представителей различных таксонов, ее роль в фотосинтезе. Значение пигментов и запасных веществ в жизнедеятельности водорослей.

Раздел 4. Клеточный уровень организации водорослей.

Основной фундамент клеточного уровня организации водорослей. Цитологические особенности клеток прокариотических и эукариотических водорослей. Клеточные покровы водорослей. Разнообразие клеточных стенок по размерам, форме, структуре и химическому составу у прокариот и эукариот. Двигательный аппарат у монадных форм, его строение, различные типы ундулиподиев, роль в жизнедеятельности водорослей. Органеллы прокариотических и эукариотических клеток, сходство, различие. Деление прокариотических клеток. Митоз и цитокинез эукариотических клеток.

Раздел 5. Организменный уровень организации водорослей.

Основной фундамент организменного уровня организации водорослей. Морфологическая структура водорослей. Важность морфологической организации водорослей при рассмотрении их эволюции и классификации. Морфологическое разнообразие прокариотических и эукариотических водорослей. Основные физиолого-биохимические процессы у водорослей. Процесс фотосинтеза: основные стадии, роль пигментов и спектры их действия. Хроматическая адаптация. Долгота дня и фотопериодические реакции. Метаболизм углерода: фиксация углерода, темновое дыхание, фотодыхание, гликолатный метаболизм, потеря органического углерода. Накопление и запасание продуктов фотосинтеза. Эндогенные ритмы: циркадные и лунные. Биогены, необходимые водорослям для питания: азот, фосфор, кальций, кремний, калий, сера, микроэлементы. Витамины и ростовые факторы. Феромоны. Тропизмы.Размножение водорослей: вегетативное, бесполое и половое. Циклы развития водорослей: гаметический, спорический, соматический и зиготический; чередование поколений.

Раздел 6. Популяционно-биоценотический уровень организации водорослей.

Основной фундамент популяционно-биоценотического уровня организации водорослей. Водоросли, как продуценты органических веществ и первое звено в пищевой цепи. Географическое распространение водорослей. Основные экологические группы водорослей. Фитопланктон; его адаптация к основным абиотическим факторам: температуре, свету и солености. Бентосные водоросли; причина вертикального распределения от супралиторали до сублиторали; мозаичное заселение литорали и сублиторали, генотипические и фенотипические адаптации. Адаптация макрофитов к основным экологическим факторам: температуре, свету, солености. Действие биотических и антропогенных факторов на альгоценозы различных биотопов. Эпифитные, эпипелитные, эписаммитные водоросли; симбиотические ассоциации. Почвенные водоросли и рыхлых осадков. Значение водорослей и применение.

Раздел 7. Эволюция водорослей.

Основные этапы эволюции водорослей. Происхождение прокариот и фотоавтотрофов. «Век синезеленых водорослей». Происхождение эукариот. Эволюция мейоза, сингамии и чередование поколений.

Раздел 8. Филогения водорослей.

Филогенетическое древо Э.Геккеля. Основные принципы, положенные в филогенетические схемы водорослей. Происхождение прокариотических водорослей; фенотипическая систематика прокариот Г.А.Заварзина. Симбиоз. Хромофитная и хлорофитная линии в филогении водорослей.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Значение различных пигментов и продуктов ассимиляции в жизнедеятельности водорослей

рефераты


5

защита рефератов


2.

Особенности органелл прокариотических водорослей

рефераты

5

защита рефератов

3.

Органеллы мезо- и эукариотических водорослей; их особенности и отличие от животной клетки

рефераты

5

защита рефератов

4.

Использование водорослей

рефераты

5

защита рефератов


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Не предусмотрены.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ):
Тема 1. Историческое развитие альгологии как науки.

План.

  1. Очерк исторического развития альгологии, как науки на разных этапах развития человеческого общества.

  2. Основные задачи и перспективы на будущее альгологии.

  3. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии альгологии. Будущее альгологии.

Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Голлербах М.М. Водоросли, их строение, жизнь и значение. – М.: Изд-во МОИП, 1951.

  4. Возжинская В.Б. и др. Промысловые водоросли СССР. Справочник. – М., 1971.

  5. Камнев А.Н. Структура и функции бурых водорослей. – М., 1989.

  6. Kinne O. Marine ecology. V. 1, part 2, 1971.

  7. Хайлов К.М., Парчевский В.П. Иерархическая регуляция структуры и функции морских растений. – К., 1983.


Тема 2. Классификация водорослей.

План.

  1. Первые систематические работы и распределение водорослей по таксономическим рангам.

  2. Концепции и классификации различных систематиков водорослей.

  3. Современная классификация водорослей; их положение в системе живых организмов.

  4. Спорный вопрос о прокариотических водорослях: бактерии или микроальге?

Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Голлербах М.М. Водоросли, их строение, жизнь и значение. – М.: Изд-во МОИП, 1951.

  4. Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990.

  5. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

  6. Воскобойников Г.М., Камнев А.Н. Морфофункциональные изменения в онтогенезе водорослей. – Л., 1991.

  7. Камнев А.Н. Структура и функции бурых водорослей. – М., 1989.

  8. Раймонт Дж. Планктон и продуктивность океана. – М., 1983.


Тема 3-4. Фотосинтез у водорослей

План.

  1. Строение и расположение фотосинтетического аппарата у прокариот и эукариот.

  2. Основные группы пигментов, их строение.

  3. Продукты ассимиляции: их строение и запасание в клетках водорослей.

  4. Строение и роль стигмы в альгоклетках.

Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Голлербах М.М. Водоросли, их строение, жизнь и значение. – М.: Изд-во МОИП, 1951.

  4. Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990.

  5. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

  6. Александров В.Л. Клетки, макромолекулы и температура. – Л., 1975.

  7. Барашков Г.К. Химия водорослей. – М., 1963.

  8. Барашков Г.К. Сравнительная биохимия водорослей. – М., 1972.

  9. Chapman A.R.O. Population and community ecology of seaweeds. Adv. Mar. Biol., 1986, V. 23, P. 1-161.

  10. Kinne O. Marine ecology. V. 1, part 2, 1971.

  11. Dodge Y.D. The fine structure of algae cells. – № Y, 1973.


Тема 5. Процесс фотосинтеза у водорослей

План.

  1. Основные стадии фотосинтеза.

  2. Хроматическая адаптация у фитопланктонных водорослей и макрофитов.

  3. Эндогенные ритмы у водорослей.

Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990.

  4. Седова Т.В. Основы цитологии водорослей. – Л., 1977.

  5. Библь Р. Цитологические основы экологии растений. – М.: Мир, 1965.

  6. Александров В.Л. Клетки, макромолекулы и температура. – Л., 1975.

  7. Барашков Г.К. Химия водорослей. – М., 1963.

  8. Барашков Г.К. Сравнительная биохимия водорослей. – М., 1972.

  9. Chapman A.R.O. Population and community ecology of seaweeds. Adv. Mar. Biol., 1986, V. 23, P. 1-161.

  10. Evans L.V. Seaweed bioproducts. Sci. Progr., 1986, V.70, Pt3, № 279, p. 287-303.

  11. Kinne O. Marine ecology. V. 1, part 2, 1971.

  12. Хит О. Фотосинтез. – М., 1972.

  13. Перес Ж.М. Жизнь в океане. – М., 1969.

  14. Тресков И.А. Вопросы управления биосинтезом низших растений. – М., 1982.


Тема 6-7. Цитология водорослей

План.

  1. Органеллы прокариотических водорослей, их расположение и функции.

  2. Органеллы эукариотических водорослей, их расположение и функции.

  3. Эукариотические клетки водорослей, высших растений и животных.

Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990.

  4. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

  5. Библь Р. Цитологические основы экологии растений. – М.: Мир, 1965.

  6. Dodge Y.D. The fine structure of algae cells. – № Y, 1973.

  7. Хайлов К.М., Парчевский В.П. Иерархическая регуляция структуры и функции морских растений. – К., 1983.


Тема 8. Биогены. Феромоны. Тропизмы у водорослей.

План.

  1. Биогены пресных и морских водоемов; их значение для водорослей.

  2. Феромоны; их строение и значение для водорослей.

  3. Тропизмы у водорослей.

Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Голлербах М.М. Водоросли, их строение, жизнь и значение. – М.: Изд-во МОИП, 1951.

  4. Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990.

  5. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

  6. Александров В.Л. Клетки, макромолекулы и температура. – Л., 1975.

  7. Воскобойников Г.М., Камнев А.Н. Морфофункциональные изменения в онтогенезе водорослей. – Л., 1991.

  8. Камнев А.Н. Структура и функции бурых водорослей. – М., 1989.

  9. Evans L.V. Seaweed bioproducts. Sci. Progr., 1986, V.70, Pt3, № 279, p. 287-303.

  10. Kinne O. Marine ecology. V. 1, part 2, 1971.

  11. Dodge Y.D. The fine structure of algae cells. – № Y, 1973.


Тема 9. Эволюция водорослей.

План.

  1. Основные этапы эволюции водорослей.

  2. Происхождение прокариотических и эукариотических водорослей.

  3. «Вес синезеленых водорослей».

  4. Эволюция мейоза, сингамии и чередование поколений.


Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Голлербах М.М. Водоросли, их строение, жизнь и значение. – М.: Изд-во МОИП, 1951.

  4. Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990.

  5. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

  6. Седова Т.В. Основы цитологии водорослей. – Л., 1977.

  7. Гапочка Л.Д. Об адаптации водорослей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

  8. Библь Р. Цитологические основы экологии растений. – М.: Мир, 1965.

  9. Александров В.Л. Клетки, макромолекулы и температура. – Л., 1975.

  10. Барашков Г.К. Химия водорослей. – М., 1963.

  11. Барашков Г.К. Сравнительная биохимия водорослей. – М., 1972.

  12. Возжинская В.Б. и др. Промысловые водоросли СССР. Справочник. – М., 1971.

  13. Воскобойников Г.М., Камнев А.Н. Морфофункциональные изменения в онтогенезе водорослей. – Л., 1991.

  14. Камнев А.Н. Структура и функции бурых водорослей. – М., 1989.

  15. Раймонт Дж. Планктон и продуктивность океана. – М., 1983.

  16. Чэплин В. Морские водоросли и их использование. – М., 1953.

  17. Chapman A.R.O. Population and community ecology of seaweeds. Adv. Mar. Biol., 1986, V. 23, P. 1-161.

  18. Evans L.V. Seaweed bioproducts. Sci. Progr., 1986, V.70, Pt3, № 279, p. 287-303.


Тема 10. Использование водорослей.

План.

  1. Значение и использование прокариотических водорослей.

  2. Значение и использование эукариотических водорослей.

Литература.

  1. Водоросли. Справочник / Под ред. С.П.Вассера. – Киев, 1989.

  2. Горбунова Н.П. Альгология. – М.: Высшая школа, 1991.

  3. Голлербах М.М. Водоросли, их строение, жизнь и значение. – М.: Изд-во МОИП, 1951.

  4. Саут Р., Уиттик А. Основы альгологии. – М.: Мир, 1990.

  5. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

  6. Седова Т.В. Основы цитологии водорослей. – Л., 1977.

  7. Гапочка Л.Д. Об адаптации водорослей. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

  8. Библь Р. Цитологические основы экологии растений. – М.: Мир, 1965.

  9. Возжинская В.Б. и др. Промысловые водоросли СССР. Справочник. – М., 1971.

  10. Раймонт Дж. Планктон и продуктивность океана. – М., 1983.

  11. Чэплин В. Морские водоросли и их использование. – М., 1953.

  12. Evans L.V. Seaweed bioproducts. Sci. Progr., 1986, V.70, Pt3, № 279, p. 287-303.

  13. Айзатуллин Т.А. и др. Распределение жизни в океане. // Физическая география Мирового океана. – Л., 1980.

  14. Перес Ж.М. Жизнь в океане. – М., 1969.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия...
«Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология»
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология...
Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 6, Сд. Ф. 6, Сд. Дс....
Рецензенты: Рыжик И. В., к б н., старший научный сотрудник лаборатории альгологии ммби кнц ран
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 5, Сд. В. 01 Альгология основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям 050102 Биология iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск