Скачать 190.07 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (МГГУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫГСЭ.В.2.2. Устойчивое развитие человечества ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям) 020201 «Биология» (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол №_1 от 23 сентября_2010 г.) Зав. кафедрой__________________М.Н. Харламова РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. 1.1. Автор программы: к.б.н., доцент Е.Г. Митина 1.2. Рецензенты: к.б.н., доц. Е.Н. Луппова, д.б.н., профессор, зав. лабораторией альгологии ММБИ Г.М. Воскобойников. 1.3. Пояснительная записка: Курс «Устойчивое развитие» является междисциплинарным и опирается на знания студентов по биологии, географии и экологии. В ходе изучения курса предполагается сформировать у студентов представления о проблемах устойчивого развития, выработать навыки активной позиции при обсуждении проблем УР и способствовать творческому подходу к рассмотрению различных моделей УР. Цель: сформировать понятие исторической необходимости принятия модели УР человечеством, разработки стратегии развития цивилизации в рамках мирового сообщества в целях сохранения среды обитания, обеспечения благосостояния человека и подготовки общества к решению проблем, с которыми оно столкнется в 21 веке. Задачи:
Место курса в общей системе подготовки специалиста: курс предназначен для студентов 4 и 5 курсов как интегрирующий и обобщающий. Он дает возможность студентам ориентироваться в сложной социально - экономической ситуации в мире и сформулировать свои суждения о путях выхода человечества из глобального кризиса. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате изучения данного курса студенты должны получить системное представление: - об основных причинах и предпосылках постановки современным мировым сообществом задачи перехода к устойчивому развитию; - о главных противоречиях, возникающих при попытке сочетания экономических и экологических интересов общества; - о биосферных ограничениях экономического развития человечества; - о разработанных Мировым сообществом принципах и методах достижения устойчивого развития; - о предпринимаемых в России действиях, направленных на гармонизацию социальных, экономических и экологических задач. При подготовке использовались программа Н.Н. Марфенина «Устойчивое развитие человечества», Г.М. Абдурахманова и А. Д. Урсула «Основы устойчивого развития». 1.4. Извлечение из ГОС ВПО: изучение данной дисциплины не предусмотрено федеральным компонентом ГОС ВПО 1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6. Содержание дисциплины. 1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
1.6.2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Предмет и задачи курса. Экологический кризис: региональные и глобальные проявления, темп нарастания, степень опасности для человечества, воздействие на каждого человека. Составляющие экологического кризиса. Основные этапы исторического развития охраны природы. Становление концепции «устойчивого развития человечества». Значение международных усилий для предотвращения экологического кризиса и обеспечения устойчивого развития человечества. Биосферные ограничения экономического развития. Условия стабильности жизни на Земле. Основные законы жизни. Биосфера. Роль живого в преобразовании оболочек планеты. Антропогенное воздействие на биосферу. Рост численности человечества. Развитие природопользования, прогнозирование его последствий. Продовольственная проблема. Потребление природных ресурсов. Экологические проблемы и условия энергетического обеспечения прогресса. Загрязнение окружающей среды. Глобальные проблемы изменения климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли. Устойчивое развитие человечества и экологическая политика. Экологическая политика. Правовые и организационные механизмы обеспечения экологической безопасности. Экономические механизмы экологической политики. Международные усилия по преодолению социальных и экологических кризисов. Концепция УР. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении УР человека. Участие граждан и общественных объединений в охране ОС и органах управления. Предпринимаемые в России меры для реализации концепции УР человечества. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения. 050102 Специальность «Биология», 050102 Специальность «Биология-География»,
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Практическое занятие № 1 (2ч) Биосферные ограничения экономического развития. План
Практическое занятие № 2 (2ч) Антропогенное воздействие на биосферу План
Практическое занятие № 3 Ключевые принципы устойчивого развития
Практическое занятие № 4 Практическое занятие № 5 Рост численности человечества. Развитие природопользования, прогнозирование его последствий. Продовольственная проблема. Потребление природных ресурсов. Экологические проблемы и условия энергетического обеспечения прогресса. Загрязнение окружающей среды. Глобальные проблемы изменения климата, истощения озонового слоя атмосферы Земли. Практическое занятие № 3 (8ч) Устойчивое развитие человечества и экологическая политика. Экологическая политика. Правовые и организационные механизмы обеспечения экологической безопасности. Экономические механизмы экологической политики. Международные усилия по преодолению социальных и экологических кризисов. Концепция УР. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении УР человека. Участие граждан и общественных объединений в охране ОС и органах управления. Предпринимаемые в России меры для реализации концепции УР человечества. Практическое занятие №1 Экологическая политика План
Литература Н.Ф. Реймерс Охрана природы и окружающей человека среды, М., 1992 Бганба В.Р. Социальная экология. М., 2004 В.В. Глухов, Т.П. Некрасова. Экономические основы экологии. М. 2003 Экологические проблемы северо-запада России и пути их решения/под ред. С.Г. Инге-Вечтомова, К.Я. Кондратьева, А.К. Фролова 1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная
1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины. 8.1. Ноутбук, мультимедийный проектор для демонстрации презентаций 1.10. Примерные зачетные тестовые задания. 1. Что определило необходимость создания концепции УР? 2. Как бы вы определили, что такое устойчивое развитие территорий? 3. Что такое «коэволюция общества и природы»? 4. В чем особенность экологической, экономической и социальной компонент УР? 5. В чем сущность информационного обеспечения УР? 6. В чем особенность оптимизации взаимодействия общества и природы? 7. Поясните роль культуры и традиций в разработке моделей УР? 8. Что такое духовная составляющая УР? 9. Что такое индикаторы УР и для чего они нужны? 10. В чем особенность информационного общества? 11. Возможно ли создание экологизированной экономики? 12. В чем особенности УР России? 13. Охарактеризуйте вероятные сценарии развития России? 14. Что такое экологическая политика предприятия? 15. Перечислите основные документы, определяющие мировую экологическую политику. 1.11. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену). 1. Понятие «Биосфера». Гомеостатические свойства биосферы, круговорот веществ в биосфере. 2. Роль живого в эволюции биосферы. Значение сохранения биологического разнообразия на Земле. 3. Экосистемы, их структура, развитие экосистем 4. Особо охраняемые природные территории, их значение в сохранении биологического разнообразия 5. Проблема народонаселения Земли. «Демографический взрыв». Прогнозы дальнейшего хода событий 6. Природопользование. Принципы рационального природопользования. Возобновимые и невозобновимые ресурсы. Проблема вторичного использования ресурсов. 7. Экологические проблемы энергетики. Альтернативные энергоисточники. 8. Загрязнение окружающей среды и его основные причины. Влияние загрязнения среды на здоровье человека. 9. Система государственного контроля состояния окружающей среды и регулирования природопользования в России. 10. Решения конференции ООН по окружающей среды и развитию в Рио-де - Жанейро в 1992 году. 11. Программные стратегические документы в области УР и их значение 12. Предпосылки перехода России на путь УР. Специфика перехода Росси к УР. 13. Россия на экологической карте мира. Экологически значимые характеристики России. 14. Внутренние и внешние условия экологической безопасности России. Сценарии устойчивого и неустойчивого развития. 15. Реализация стратегии УР России. Стратегия УР регионов России. 16. УР и реформы образования. Роль высшей школы в формировании ноосферного мышления. 17. Роль общественности в принятии экологически значимых решений 18. Экологическая доктрина РФ 19. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» 20. Глобализация и ее последствия. 21. Критерии и показатели УР. 1.12. Комплект экзаменационных билетов: форма контроля не предусмотрена учебным планом 1.13. Примерная тематика рефератов. 1. Законы народонаселения 2. Дискуссионные вопросы концепции УР России 3. Глобальные проблемы современности: техногенный и нравственный аспект 4. Деятельность Римского клуба. Пределы роста. 5. Человек в современном информационном поле. 6. Единство природного и культурного наследия. 7. Решение продовольственной проблемы как необходимое условие УР. 8. Противоречия между концепцией УР и «биосферной» концепцией развития цивилизации. 1.14-15. Примерная тематика курсовых и ВКР: не предусмотрены учебным планом 1.16. Методика(и) исследования: нет 1.17. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине: не предусмотрена РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или её разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. Практическое занятие №1 Экологическая политика План
Задания К 1 вопросу: 1. Познакомьтесь с документом «Экологическая доктрина Российской Федерации». Какие проблемы позволяет решить данный документ? Ко 2 вопросу:
К 3 вопросу: 1. Подберите информацию о внедрении малоотходных и безотходных технологий производства и прогрессивных методов очистки выбросов на территории нашего региона 2. Составьте список источников информации, которые могут быть использованы при освещении данной проблемы на международном, федеральном и региональном уровнях. К 5 вопросу: 1. Подберите информацию о действиях аварийных экологических служб при ликвидации аварийных разливов нефти, авариях на атомных станциях, на сельскохозяйственных предприятиях 2. Заполните таблицу Организация природоохранных мероприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве
Литература Н.Ф. Реймерс Охрана природы и окружающей человека среды, М., 1992 Бганба В.Р. Социальная экология. М., 2004 В.В. Глухов, Т.П. Некрасова. Экономические основы экологии. М. 2003 Экологические проблемы северо-запада России и пути их решения/под ред. С.Г. Инге-Вечтомова, К.Я. Кондратьева, А.К. Фролова РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (Глоссарий).РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темамлекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации). 15. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
16.Учебные занятия по дисциплине ведут:
|
Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)... Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Химия: высокомолекулярные... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 1 Основы культурологии... Второй этап изучения ориентирован на освоение истории культуры, структуры и типологии, понятийно-категориального аппарата | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 8, Сд. Ф. 8 Анатомия... «Биология с дополнительной специальностью География» 050103. 00 «География с дополнительной специальностью Биология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) гсэ. Р. 3 Основы... ... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф ботаника с основами... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 12, Сд. Ф. 12 Зоология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1, сд. В 1 водная токсикология... Автор программы: к б н., доцент, зав кафедрой биологии и химии Марина Николаевна Харламова |