Скачать 373.03 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет» (МГПУ) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.11 ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» (код и наименование специальности/тей) Утверждено на заседании кафедры русского языка факультета филологии и журналистики (протокол № 11 от 22.05.2008 г.) Зав. кафедрой ________________Л.Л.Иванова Структура учебно-методического комплекса дисциплины РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины. Структура программы учебной дисциплины 1.1 Автор программы: Токарева Н.В., ассистент кафедры РЯЛиМП; при участии Антошиной С.А., кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка МГПУ. 1.2 Рецензенты: Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ; Девяткова Т.Н., директор гимназии № 3 г.Мурманска, учитель высшей квалификационной категории. 1.3 Пояснительная записка: Цель курса – обучение студентов языковым формам общения; формирование лингвистической компетентности как компонента общепрофессиональной подготовки менеджеров социально-культурной сферы. Задачи курса:
Место курса в общей системе подготовки специалиста: данный курс преемственно связан с такими курсами, как «Технология речевой деятельности», «Риторика», «Русский язык и культура речи», и нацелен на формирование профессиональной компетенции и совершенствование коммуникативных навыков студентов, обучающихся на факультете культуры и искусства. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: После усвоения курса студенты должны знать:
После усвоения курса студенты должны уметь:
При разработке данного курса использовались программы и пособия Введенской Л.А., Павловой Л.Г., Кохтева Н.Н., Михальской А.К. и др. 1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности. Основы коммуникативной культуры Сущность и особенности общения как социально-психологического феномена; потребность в общении; мотивы, обуславливающие вступление в социальное взаимодействие; основные функции общения; предмет общения и средства общения; основные виды и типы межличностного общения; основные структурные компоненты процесса общения; восприятие человека человеком; взаимодействие как компонент общения; общение и межличностные отношения; общее понятие и процесс формирования коммуникативной культуры личности; общение и нравственные установки человека; характеристики личностных качеств, необходимых для полноценного участия в общении; роль и место этикета в составе коммуникативной культуры; коммуникативные стереотипы и коммуникативное творчество; сущность и особенности коммуникативной культуры организатора социально-культурной деятельности; профессиональная этика организатора; основные принципы и правила его взаимоотношений с субъектами социокультурной деятельности. Речевое общение. Предмет и основные категории риторики. Национально-этнические и исторические особенности повседневной и публичной речи. Современная риторика: этнориторика, риторика и профессиональная речь; риторика и речевое поведение человека; риторика и лингвистика; речевое событие дискурс. Речевая ситуация. Речевое действие. Речевой поступок. Требования к поведению говорящего. Законы современной общей риторики. Стратегии речевого поведения. Риторика специалиста социально-культурной деятельности. Деловая риторика. Особенности официально-делового общения. Убеждение и манипулирование. Языковое выражение доводов. Средства изобразительности и выразительности. Создание текста в сфере делового общения. Деловая переписка. Приемы речевого воздействия. Деловые переговоры. Стратегия слушающего. Стратегия говорящего. Групповые формы деловых переговоров. Методы коллективного принятия решений. Коллективные двухсторонние деловые переговоры. Дискуссия. Мода. Внешний вид. Искусство соответствовать социально-психологической ситуации. Эстетические основы и техника движения. Процесс общения, методы общения. Техника общения. 1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:
1.6 Содержание дисциплины. 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени: Вариант 1. Для специальности 071401 Социально-культурная деятельность.
1.6.2 Содержание разделов дисциплины. Общение как социально-психологический феномен. Сущность и особенности общения как социально-психологического феномена; основные функции общения; характеристики личностных качеств, необходимых для полноценного участия в общении; причины коммуникативных неудач. Речевое общение. Язык и речь. Понятие «речевая коммуникация». Структура речевой коммуникации. Вербальное и невербальное общение, их средства. Успешность речевого общения. Речевой акт. Речевое событие – дискурс. Речевая ситуация. Речевое действие. Речевой поступок. Речь и самораскрытие. Речь и самооценка. Жанры речевого общения. Предмет и основные категории риторики. Национально-этнические и исторические особенности повседневной и публичной речи. Современная риторика и профессиональная речь. Риторика и речевое поведение человека. Требования к поведению говорящего. Законы современной общей риторики. Стратегии речевого поведения. Риторика специалиста социально-культурной деятельности. Образ оратора. Ораторские типы. Стратегии говорящего и слушающего. Средства изобразительности и выразительности. Этнориторика. Деловая риторика. Особенности официально-делового общения. Деловая беседа. Деловое совещание. Групповые формы деловых переговоров. Методы коллективного принятия решений. Мозговой штурм. Перехват инициативы в деловом общении. Спор. Виды спора. Аргументация в логике и риторике. Соотношение доказательства и внушения. Уловки в споре. Убеждение и манипулирование. Убеждение и манипулирование в СМИ. Постановка вопросов и техника ответов на них. Деловые переговоры. Актуализация деловых контактов. Реализация деловых контактов. Контроль и оценка деловых контактов. Создание текста в сфере делового общения. Официально-деловая письменная речь. Деловая переписка. Язык документов. Резюме. Техника общения. Речевой этикет. Культура поведения, речевой этикет. Предмет и функции речевого этикета в деловом общении. Обстановка общения и этикетные формулы Ты- и Вы-общения. Система обращений. Церемонии и этикетные тексты. Знакомство. Рекомендации. Этикет делового письма. Этикет делового телефонного разговора. Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой. Образ выступающего. Основные принципы организации радио- и телевизионной речи. 1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. 1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Практическое занятие (семинар)№ 1. «Общение как социально-психологический феномен. Речевое общение» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие (семинар) № 2. «Речевое общение» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие (семинар) № 3 «Стратегии речевого поведения» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие (семинар) № 4 «Деловая риторика» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задание для самостоятельной работы: 1. Проанализируйте текст презентационной речи1, выделите основные элементы её структуры: Уважаемые господа! Сегодня мы рады открыть в... представительство Группы Компаний АМОЛИ, которая начала свою деятельность в виде отдельных компаний более 40 лет назад в Индии и является в настоящее время одним из лидирующих торговых домов Дальнего Востока в областях электроники, химического и фармацевтического сырья, компьютеров и пе риферии, копировальной техники. Наш торговый дом состоит из нескольких компаний, занимающихся производством и экспортным и импортным бизнесом в разных областях и объединенных в 1986 году под общим названием «Амоли». Это – «Кемфар», «Амоли Органикс ЛТД» и «Умедика лабораториз ЛТД». Сегодня «Амоли» имеет эффективную торговую сеть по всей Европе. На основе своего опыта компания уже заняла сильную позицию на международном рынке, поставляя качественную продукцию по конкурентным ценам. Сфера деятельности компании: «Амоли энтерпрайзис ЛТД» (созд. в 1986 г.) – компьютеры и автоматизация офисного оборудования. Это одна из ведущих организаций в Гонконге, имеющая репутацию одного из основных поставщиков фирменной продукции в сфере компьютеров, копировальной техники, оборудования и автоматизации офиса. В настоящее время мы имеем свое производство в этой сфере. «Кемфар», созданная в 1987 году, производит химическую и фармацевтическую продукцию. Компания имеет свое производство в Индии. Основная торговая сеть, представляющая рынок сбыта, в основном размещена в Индии и Китае, а также во многих других странах – Японии, Корее, Пакистане, Бангладеш, Кении, Нигерии и большинстве европейских стран. Остальные дочерние компании успешно работают в сфере производства лекарственных препаратов в конечной и составной форме. Все производство согласуется с параметрами Who и USFDA. Сегодня мы являемся лидером по качественному и количественному производству субстанций и имеем успешные результаты использования и налаженные торговые отношения со многими странами Азии, Америки, Африки и Европы. На территории России «Амоли» является дилером таких компаний, как Нewlett Packard, Сапоп, Riсоп, Ерsоn. Кроме своих складских мощностей в Гонконге и Сингапуре, мы имеем склады по многим видам продукции в Европе: Гамбурге, Вене и Москве. Благодаря налаженным отношениям с производителями в Японии, на Тайване и в Китае мы имеем возможность предложить Вам конкурентные цены и своевременную доставку. Если вы уже имеете торговую сеть, мы можем действовать как ваш постоянный поставщик. Будем рады с Вами сотрудничать и надеемся установить прочные деловые контакты с торговыми компаниями в России. Мы рады Вам представить всю гамму нашей продукции. Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству торговые организации, как крупные торговые компании, так и небольшие салоны, торгующие офисной техникой. Высокое качество нашей продукции и оптимальные цены – залог нашего и Вашего преуспевания. Позвольте выразить надежду на взаимовыгодные контакты и успешные перспективы нашего бизнеса в России. Благодарю за внимание. 2. Напишите текст-презентацию своей любимой газеты (журнала). Литература:
Практическое занятие) № 5 Деловая игра по теме «Деловая риторика» Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штата. Цель игры – проверить коммуникативные навыки участников в жанре саморекламы (составление резюме, саморекомендации), навыки монологической речи. На роль директора фирмы выбирается наделенный лидерскими задатками коммуникативно раскрепощенный студент. Он вместе с группой решает, какую фирму они будут открывать (важно, чтобы интересы участников игры совпадали). Он же выбирает себе помощников – секретаря и двух сотрудников фирмы (главного бухгалтера и менеджера по персоналу). Остальные хотят устроиться в эту фирму на работу. Задача претендентов на вакансии – эффективно представить себя. Задача руководства – грамотно провести собеседование и укомплектовать штат. Литература:
Практическое занятие (семинар) № 6 «Искусство спора» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие (семинар) № 7 «Убеждение и манипулирование» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Литература:
Практическое занятие (деловая игра) № 8. «Убеждение и манипулирование» Выступление перед спонсорами Цель игры – отработка навыков монологической спонтанной речи, диалогической речи, отработка навыков убеждения, отбора аргументов. Коммуникативные роли: каждый член группы выступает в роли директора школы (студии, детского спортклуба), произносящего речь перед потенциальными спонсорами. Цель выступления – убедить спонсоров (всех остальных членов группы) выделить определённую сумму на проект, предлагаемый выступающим. Таким образом, каждый член группы должен выступить с речью. Задача спонсоров – определить ценность проекта и выбрать из всех предлагаемых только 3, на которые будут выделены 10, 20, 30 тыс. у.е. соответственно. Победители определяются путём письменного голосования (в нём участвуют все участники игры). Практическое занятие (семинар) № 9. «Деловые переговоры» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Материалы для подготовки к практическим занятиям Схема переговоров:
Литература:
Практическое занятие (деловая игра) № 10 «Деловые переговоры. Искусство переговоров: целенаправленный сбыт» Цель игры – отработка речевых тактик и стратегий успешного ведения переговоров, совершенствование навыков диалогической речи. Ведущий и разработчик определяют, в какой последовательности участники будут «проигрывать» ситуацию переговоров, делят аудиторию на небольшие группы по 2–3 человека. Ход игры: одновременно за передний стол с обеих сторон садятся по две группы, представляющие фирму-производителя (крупную торгующую фирму) и фирму посредника. Переговоры проходят в несколько этапов. Результатом является не только достижение договоренности, но и оценка успешности применяемых тактических приемов. Материалы для подготовки к практическим занятиям Речевые стандарты, помогающие провести деловые переговоры. ФРАЗЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПРЕДСТАВИТЬ СВОЮ ФИРМУ Наша фирма создана (образована) в... году. Ее учредителями являются... Годовой оборот фирмы составляет... Фирма специализируется на…, в области... Фирма оказывает услуги... Фирма осуществляет посредничество... Фирма производит продажу... Фирма выпускает... ФРАЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ ВИЗИТА Мы приехали, чтобы (обсудить вопрос, предложить свои услуги). Целью нашего визита является (подписание договора, контракта, открытие СП и т.п.)... Наша фирма намерена... ФРАЗЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Наша фирма (компания): готова осуществлять поставки... может поставлять... готова продавать (производить продажу)... может закупать в больших и малых партиях... ищет партнера (для, с целью)... намерена создать СП по производству... планирует строительство... предполагает открыть магазины по продаже... предлагает услуги в области... ФРАЗЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УКАЗАТЬ НА ФОРМУ СДЕЛКИ Фирма готова обсудить валютные сделки. Фирма предлагает использовать бартерные контракты. Фирма готова рассмотреть варианты бартерных и компенсационных сделок. Мы предлагаем заключить бартерную сделку. Мы можем согласиться на клиринговые сделки. Практическое занятие (семинар) № 11. «Деловая переписка» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Материалы для подготовки к практическим занятиям Образец типового резюме1 Антонова Белла Михайловна, Род. в г. Ростове-на-Дону 30 августа 1978 г. Домашний адрес, Адрес университета Домашний телефон, Рабочий телефон, факс Позиция: гид-переводчик в летнее время Сведения об образовании и имеющемся опыте работы: РГУ, 3-й курс, факультет иностранных языков, студентка заочного отделения – сент. 1998 – настоящее время. Курсы иностранных языков при МИДе РФ 1997–1993. Средняя школа № 36 – 1985–1995. Работала в качестве переводчика с группой американских туристов – июль–авг. 1997 г. (вне штата в «Интуристе»). Дополнительные сведения: Переводчик на международной конференции «Безопасность в больших городах» (г. С.-Петербург, май 1998 г.). Прочие сведения: Читаю, говорю и перевожу с английского. Пользователь ПЭВМ (свободно владею программами Word , Excel). Имею водительские нрава на управление транспортом категории А и В. Интересы, склонности: Увлекаюсь живописью, театром (драматический жанр). Иная вспомогательная информация: По характеру общительна, открыта, коммуникабельна. К порученному делу отношусь ответственно. Сведения о рекомендациях: Рекомендации имеются и при необходимости могут быть предоставлены. «29» марта 2000 г. ________________ Антонова Б.М. Литература:
Практическое занятие (семинар) № 12. «Речевой этикет» План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
1) к секретарю в приёмной; 2) потенциальному начальнику при устройстве на работу. Литература:
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 1.8.1 Рекомендуемая литература: Основная
Дополнительная
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины. 1.9.1 Перечень используемых технических средств: а) мультимедийный проектор, б) ноутбук, в) презентации, г) обучающие СD. 1.9.2 Перечень используемых пособий:
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения. 1.10 Примерные зачетные тестовые задания. 1. Элементарная единица речевого общения – это:
2. Модель «Окно Джохари» описывает стили речевого поведения людей в зависимости от:
3. Стиль общения, вызывающий у людей желание возражать, называется:
4. Закон деловой риторики, заключающийся в том, что прежде, чем начать говорить, нужно представить себе слушателя, называется:
5. Первым этапом деловой беседы является:
6. Причиной ложных выводов из истинных посылок является:
7. В структуру рекламы не входит:
8. Точное воспроизведение чьей-либо подписи называется:
9. Деловые письма являются документами для:
10. Первым заканчивает телефонный разговор:
1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.
1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет 1.13 Примерная тематика рефератов.
1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет 1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет 1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет 1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения. |
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства... О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу | Учебно-методический комплекс специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» Учебно-методический комплекс «Информатика» составлен в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программой по... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности» Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |