Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность»





Скачать 373.03 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность»
страница1/2
Дата публикации04.05.2015
Размер373.03 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Культура > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.11 ОСНОВЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
071401 «Социально-культурная деятельность»

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

русского языка

факультета филологии и журналистики

(протокол № 11 от 22.05.2008 г.)
Зав. кафедрой

________________Л.Л.Иванова


Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Токарева Н.В., ассистент кафедры РЯЛиМП;

при участии Антошиной С.А., кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка МГПУ.

1.2 Рецензенты:

Антошина С.А., кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МГПУ;

Девяткова Т.Н., директор гимназии № 3 г.Мурманска, учитель высшей квалификационной категории.

1.3 Пояснительная записка:

Цель курса – обучение студентов языковым формам общения; формирование лингвистической компетентности как компонента общепрофессиональной подготовки менеджеров социально-культурной сферы.

Задачи курса:

  1. Познакомить студентов с понятием «речевая коммуникация», его особенностями.

  2. Познакомить студентов с особенностями устного и письменного делового общения.

  3. Помочь студентам овладеть правилами перевода языковой информации с одного типа речи на другой.

  4. Выработать навыки составления деловых документов.

  5. Помочь студентам освоить нормы речевого этикета, повысить общую культуру студентов.

Место курса в общей системе подготовки специалиста: данный курс преемственно связан с такими курсами, как «Технология речевой деятельности», «Риторика», «Русский язык и культура речи», и нацелен на формирование профессиональной компетенции и совершенствование коммуникативных навыков студентов, обучающихся на факультете культуры и искусства.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

После усвоения курса студенты должны знать:

  • понятия языка и речи, ревой деятельности, речевой коммуникации;

  • основные риторические умения и навыки, качества хорошей речи;

  • понятия жанра и стиля речи;

  • особенности и составляющие звучащей речи;

  • особенности сценической речи.

После усвоения курса студенты должны уметь:

  • применять технологии различных видов речевой деятельности на практике;

  • владеть различными жанрами речи;

  • создавать публичную речь, исходя из её цели;

  • выразительно читать текст;

  • совершенствовать звучащую сторону речи.

При разработке данного курса использовались программы и пособия Введенской Л.А., Павловой Л.Г., Кохтева Н.Н., Михальской А.К. и др.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО специальности.

Основы коммуникативной культуры

Сущность и особенности общения как социально-психологического феномена; потребность в общении; мотивы, обуславливающие вступление в социальное взаимодействие; основные функции общения; предмет общения и средства общения; основные виды и типы межличностного общения; основные структурные компоненты процесса общения; восприятие человека человеком; взаимодействие как компонент общения; общение и межличностные отношения; общее понятие и процесс формирования коммуникативной культуры личности; общение и нравственные установки человека; характеристики личностных качеств, необходимых для полноценного участия в общении; роль и место этикета в составе коммуникативной культуры; коммуникативные стереотипы и коммуникативное творчество; сущность и особенности коммуникативной культуры организатора социально-культурной деятельности; профессиональная этика организатора; основные принципы и правила его взаимоотношений с субъектами социокультурной деятельности.

Речевое общение. Предмет и основные категории риторики. Национально-этнические и исторические особенности повседневной и публичной речи. Современная риторика: этнориторика, риторика и профессиональная речь; риторика и речевое поведение человека; риторика и лингвистика; речевое событие дискурс. Речевая ситуация. Речевое действие. Речевой поступок. Требования к поведению говорящего. Законы современной общей риторики. Стратегии речевого поведения. Риторика специалиста социально-культурной деятельности.

Деловая риторика. Особенности официально-делового общения. Убеждение и манипулирование. Языковое выражение доводов. Средства изобразительности и выразительности. Создание текста в сфере делового общения. Деловая переписка. Приемы речевого воздействия. Деловые переговоры. Стратегия слушающего. Стратегия говорящего. Групповые формы деловых переговоров. Методы коллективного принятия решений. Коллективные двухсторонние деловые переговоры. Дискуссия.

Мода. Внешний вид. Искусство соответствовать социально-психологической ситуации. Эстетические основы и техника движения. Процесс общения, методы общения. Техника общения.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудое-мкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

Сам. работа

1.

071401 Социально-культурная деятельность

2

3

136

8

4

4

128

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


Вариант 1. Для специальности 071401 Социально-культурная деятельность.


№ п/п

Наименование раздела, темы

Всегоаудит

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

СР

1.

Общение как социально-психологический феномен

0,5

0,5







10

2. 1

Речевое общение

0,5

0,5







10

2. 2

Предмет и основные категории риторики

0,5

0,5







10

2. 3

Законы современной риторики

1,5

0,5

1




10

2. 4

Стратегии речевого поведения

0,5

0,5







10

2. 5

Этнориторика

0,5




0,5




10

3. 1

Деловая риторика

0,5

0,5







10

3. 2

Спор, его виды и составляющие

0,5

0,5







10

3. 3

Убеждение и манипулирование

0,5




0,5




10

3. 4

Деловые переговоры

0,5




0,5




10

3. 5

Создание текста в сфере делового общения

0,5

0,5







10

4. 1

Техника общения. Речевой этикет, деловой речевой этикет

0,5




0,5




9

4. 2

Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой

1




1




9




Итого:

8

4

4



128





1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

Общение как социально-психологический феномен. Сущность и особенности общения как социально-психологического феномена; основные функции общения; характеристики личностных качеств, необходимых для полноценного участия в общении; причины коммуникативных неудач.

Речевое общение. Язык и речь. Понятие «речевая коммуникация». Структура речевой коммуникации. Вербальное и невербальное общение, их средства. Успешность речевого общения. Речевой акт. Речевое событие – дискурс. Речевая ситуация. Речевое действие. Речевой поступок. Речь и самораскрытие. Речь и самооценка. Жанры речевого общения. Предмет и основные категории риторики. Национально-этнические и исторические особенности повседневной и публичной речи. Современная риторика и профессиональная речь. Риторика и речевое поведение человека. Требования к поведению говорящего. Законы современной общей риторики. Стратегии речевого поведения. Риторика специалиста социально-культурной деятельности. Образ оратора. Ораторские типы. Стратегии говорящего и слушающего. Средства изобразительности и выразительности.

Этнориторика.

Деловая риторика. Особенности официально-делового общения. Деловая беседа. Деловое совещание. Групповые формы деловых переговоров. Методы коллективного принятия решений. Мозговой штурм. Перехват инициативы в деловом общении.

Спор. Виды спора. Аргументация в логике и риторике. Соотношение доказательства и внушения. Уловки в споре.

Убеждение и манипулирование. Убеждение и манипулирование в СМИ. Постановка вопросов и техника ответов на них.

Деловые переговоры. Актуализация деловых контактов. Реализация деловых контактов. Контроль и оценка деловых контактов.

Создание текста в сфере делового общения. Официально-деловая письменная речь. Деловая переписка. Язык документов. Резюме.

Техника общения. Речевой этикет. Культура поведения, речевой этикет. Предмет и функции речевого этикета в деловом общении. Обстановка общения и этикетные формулы Ты- и Вы-общения. Система обращений. Церемонии и этикетные тексты. Знакомство. Рекомендации. Этикет делового письма. Этикет делового телефонного разговора.

Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой. Образ выступающего. Основные принципы организации радио- и телевизионной речи.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема

Форма

самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма

контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Общение как социально-психологиче-ский феномен.

Невербальные средства общения

– рефераты


2

    • выполнение тестов;

    • защита

рефератов

2. 1

Речевое общение. Учебно-научная речь. Речь СМИ.

Ораторское искусство и политика

– рефераты



6

    • защита

рефератов


2. 2

Стратегии речевого поведения.

Контакт с аудиторией

– рефераты


4

    • защита

рефератов

2. 3

Этнориторика.

Особенности речевого поведения в деловой сфере разных стран

    • вопросы для самостоятельного изучения;

    • рефераты

4

    • выполнение тестов;

    • защита

рефератов

3. 1

Деловая риторика.

Индивидуальные качества оратора. Изучение внутреннего состояния оратора по голосу и манере говорить

– рефераты


4

    • защита

рефератов


3. 2

Убеждение и манипулирование.

Понятие и основные принципы НЛП в деловой сфере

– рефераты


6

    • защита

рефератов


3. 3

Создание текста в сфере делового общения.

Язык рекламы

– рефераты


8

    • защита

рефератов


3. 4

Спор, его виды.

Полемика как искусство.

Современное искусство полемики.

Полемика в СМИ

– рефераты


4

    • защита

рефератов


3. 5

Деловые переговоры.

Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях. Протокольные жанры

– рефераты


8

    • защита

рефератов


4.1

Техника общения. Служебный речевой этикет.

Особенности русской и зарубежной школ делового письма

    • вопросы для самостоятельного изучения

4

    • защита

рефератов

4.2

Особенности речи перед микрофоном и телевизионной камерой. Тактика речевого поведения интервьюируемого. Качества речи интервьюируемого

    • вопросы для самостоятельного изучения;

    • рефераты




4

    • защита

рефератов

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие (семинар)№ 1.

«Общение как социально-психологический феномен. Речевое общение»

План:

  1. Понятие общения, речевого общения.

  2. Понятие коммуникативной культуры.

  3. Виды общения.

  4. Личностные качества, необходимые для полноценного общения.

  5. Причины коммуникативных неудач.

  6. Вербальные и невербальные средства общения.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    • Какими умениями необходимо обладать, чтобы успешно участвовать в процессе общения? Назовите основные причины коммуникативных неудач.

Задания для самостоятельной работы:

    • Подберите и запишите три афоризма, говорящих о роли общения в жизни людей.

Литература:

  1. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.

  2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.

  3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003.


Практическое занятие (семинар) № 2.

«Речевое общение»

План:

  1. Структура речевой коммуникации.

  2. Жанры речевого общения.

  3. Типы речи.

  4. Культура речи.

  5. Нормы литературного языка.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему важно владеть нормами русского литературного языка в сфере личного и делового общения?

  2. Почему требования к хорошей речи не ограничиваются только соблюдением ее правильности?

Задания для самостоятельной работы:

    1. Подберите примеры (3–5) наиболее частотных нарушений норм литературного языка в публичной речи.

    2. Объясните значение всех составляющих схемы акта коммуникации (см. материалы для подготовки к практическому занятию) на примере выбранного вами высказывания.

    3. Опишите 2–3 речевые ситуаций (по выбору), опираясь на схему модели речевой ситуации (см. материалы для подготовки к практическому занятию).

Литература:

  1. Введенеская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.

  2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие. – М., 1996

  3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996


Практическое занятие (семинар) № 3

«Стратегии речевого поведения»

План:

  1. Понятие речевой ситуации.

  2. Речь и социализация.

  3. Стратегии слушающего и виды слушания.

  4. Стратегии говорящего.

  5. Типы ораторов.

  6. Контакт с аудиторией.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • От чего зависят особенности речевого поведения человека?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Приведите примеры использования разных видов слушания в повседневном общении.

  2. Охарактеризуйте 2–3 ораторов (широко известных лиц) с точки зрения их принадлежности к различным типам выступающих с публичной речью. Докажите свою точку зрения.

  3. Законспектируйте содержание темы «Ораторские типы» пособия Анисимовой Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. –
    С. 225–230.

Литература:

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – Москва; Воронеж, 2002.

  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.

  3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.


Практическое занятие (семинар) № 4

«Деловая риторика»

План:

  1. Понятие риторики, ее виды.

  2. Понятие деловой риторики.

  3. Законы деловой риторики.

  4. Принципы и эффекты речевого воздействия.

  5. Презентационная речь как разновидность публичной речи.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему риторические умения и навыки важны в сфере делового общения?

  2. Почему не все рекомендации американских специалистов по ведению деловых переговоров можно использовать в России?

Задание для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте текст презентационной речи1, выделите основные элементы её структуры:

Уважаемые господа!

Сегодня мы рады открыть в... представительство Группы Компаний АМОЛИ, которая начала свою деятельность в виде отдельных компаний более 40 лет назад в Индии и является в настоящее время одним из лидирующих торговых домов Дальнего Востока в областях электроники, химического и фармацевтического сырья, компьютеров и пе риферии, копировальной техники.

Наш торговый дом состоит из нескольких компаний, занимающихся производством и экспортным и импортным бизнесом в разных областях и объединенных в 1986 году под общим названием «Амоли». Это – «Кемфар», «Амоли Органикс ЛТД» и «Умедика лабораториз ЛТД».

Сегодня «Амоли» имеет эффективную торговую сеть по всей Европе. На основе своего опыта компания уже заняла сильную позицию на международном рынке, поставляя качественную продукцию по конкурентным ценам.

Сфера деятельности компании:

«Амоли энтерпрайзис ЛТД» (созд. в 1986 г.) – компьютеры и автоматизация офисного оборудования.

Это одна из ведущих организаций в Гонконге, имеющая репутацию одного из основных поставщиков фирменной продукции в сфере компьютеров, копировальной техники, оборудования и автоматизации офиса. В настоящее время мы имеем свое производство в этой сфере.

«Кемфар», созданная в 1987 году, производит химическую и фармацевтическую продукцию. Компания имеет свое производство в Индии.

Основная торговая сеть, представляющая рынок сбыта, в основном размещена в Индии и Китае, а также во многих других странах – Японии, Корее, Пакистане, Бангладеш, Кении, Нигерии и большинстве европейских стран.

Остальные дочерние компании успешно работают в сфере производства лекарственных препаратов в конечной и составной форме. Все производство согласуется с параметрами Who и USFDA.

Сегодня мы являемся лидером по качественному и количественному производству субстанций и имеем успешные результаты использования и налаженные торговые отношения со многими странами Азии, Америки, Африки и Европы.

На территории России «Амоли» является дилером таких компаний, как Нewlett Packard, Сапоп, Riсоп, Ерsоn.

Кроме своих складских мощностей в Гонконге и Сингапуре, мы имеем склады по многим видам продукции в Европе: Гамбурге, Вене и Москве.

Благодаря налаженным отношениям с производителями в Японии, на Тайване и в Китае мы имеем возможность предложить Вам конкурентные цены и своевременную доставку. Если вы уже имеете торговую сеть, мы можем действовать как ваш постоянный поставщик. Будем рады с Вами сотрудничать и надеемся установить прочные деловые контакты с торговыми компаниями в России. Мы рады Вам представить всю гамму нашей продукции.

Приглашаем к взаимовыгодному сотрудничеству торговые организации, как крупные торговые компании, так и небольшие салоны, торгующие офисной техникой. Высокое качество нашей продукции и оптимальные цены – залог нашего и Вашего преуспевания.

Позвольте выразить надежду на взаимовыгодные контакты и успешные перспективы нашего бизнеса в России.

Благодарю за внимание.

2. Напишите текст-презентацию своей любимой газеты (журнала).

Литература:

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. –Москва; Воронеж, 2002.

  2. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.

  3. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.


Практическое занятие) № 5

Деловая игра по теме «Деловая риторика»
Открытие фирмы: набор сотрудников и комплектование штата.

Цель игры – проверить коммуникативные навыки участников в жанре саморекламы (составление резюме, саморекомендации), навыки монологической речи.

На роль директора фирмы выбирается наделенный лидерскими задатками коммуникативно раскрепощенный студент. Он вместе с группой решает, какую фирму они будут открывать (важно, чтобы интересы участников игры совпадали). Он же выбирает себе помощников – секретаря и двух сотрудников фирмы (главного бухгалтера и менеджера по персоналу). Остальные хотят устроиться в эту фирму на работу. Задача претендентов на вакансии – эффективно представить себя. Задача руководства – грамотно провести собеседование и укомплектовать штат.

Литература:

  1. Введенеская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.

  2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие. – М., 1996

  3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996


Практическое занятие (семинар) № 6

«Искусство спора»

План:

  1. Понятие спора, его виды.

  2. Доводы в споре. Виды аргументации.

  3. Полемические приёмы.

  4. Искусство отвечать на вопросы.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Зависит ли содержание и виды доводов от аудитории, участников спора?

  2. Чем отличается убеждение от манипулирования?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Приведите примеры использования полемических приёмов или уловок в повседневном общении.

  2. Познакомьтесь с основными правилами ведения спора (см. раздел «Материалы для подготовки к практическим занятиям»).

  3. Назовите 2–3 вопроса (из сферы культуры, этики, нравственности), предполагающие существование разнообразных точек зрения, обсуждение которых, на ваш взгляд, будет интересно вашей учебной группе.

Литература:

  1. Введенеская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2005.

  2. Кохтев Н.Н. Риторика: Учебное пособие. – М., 1996

  3. Михальская А.К. Основы риторики. – М., 1996


Практическое занятие (семинар) № 7

«Убеждение и манипулирование»

План:

  1. Убеждение и манипулирование в СМИ.

  2. Спекулятивные методы аргументирования.

  3. Техника нейтрализации замечаний собеседника.

  4. Приёмы защиты от некорректных собеседников.

  5. Перехват инициативы в общении.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Какие методы убеждения и манипулирования на ваш взгляд часто используются в повседневном общении, в учебной деятельности?

  2. Назовите приёмы манипулирования, использующиеся в рекламных текстах.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Приведите 5 примеров использования различных методов аргументирования.

  2. Приведите примеры использования спекулятивных методов аргументирования (на материале публичной речи политиков).


Литература:

  1. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.

  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2003.


Практическое занятие (деловая игра) № 8.

«Убеждение и манипулирование»
Выступление перед спонсорами

Цель игры – отработка навыков монологической спонтанной речи, диалогической речи, отработка навыков убеждения, отбора аргументов. Коммуникативные роли: каждый член группы выступает в роли директора школы (студии, детского спортклуба), произносящего речь перед потенциальными спонсорами. Цель выступления – убедить спонсоров (всех остальных членов группы) выделить определённую сумму на проект, предлагаемый выступающим. Таким образом, каждый член группы должен выступить с речью. Задача спонсоров – определить ценность проекта и выбрать из всех предлагаемых только 3, на которые будут выделены 10, 20, 30 тыс. у.е. соответственно. Победители определяются путём письменного голосования (в нём участвуют все участники игры).
Практическое занятие (семинар) № 9.

«Деловые переговоры»

План:

  1. Виды деловых переговоров.

  2. Структура переговоров.

  3. Методы и тактики ведения переговоров.

  4. Резюмирование.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Почему для менеджера являются важными этапы контроля и анализа ведения переговоров?

  2. Какие стратегии ведения переговоров кажутся вам наиболее успешными?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Назовите законы риторики, соответствующие каждому этапу переговорного процесса.

  2. Изучите схему переговоров (см. материалы для подготовки к практическим занятиям); какие стандартные речевые конструкции можно использовать на каждом этапе переговоров?

Материалы для подготовки к практическим занятиям

Схема переговоров:

  1. Приветствие и введение в проблематику.

  2. Характеристика проблемы и предложения в ходе переговоров.

  3. Изложение позиций.

  4. Обмен мнениями.

  5. Решение проблемы.

  6. Завершение, резюмирование.

Литература:

  1. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002

  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2003.

  3. Фишер Р., Браун С. Путь к совместному успеху. – СПб., 1997.

  4. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – М., 1990.



Практическое занятие (деловая игра) № 10

«Деловые переговоры.

Искусство переговоров: целенаправленный сбыт»
Цель игры – отработка речевых тактик и стратегий успешного ведения переговоров, совершенствование навыков диалогической речи.

Ведущий и разработчик определяют, в какой последовательности участники будут «проигрывать» ситуацию переговоров, делят аудиторию на небольшие группы по 2–3 человека.

Ход игры: одновременно за передний стол с обеих сторон садятся по две группы, представляющие фирму-производителя (крупную торгующую фирму) и фирму посредника. Переговоры проходят в несколько этапов. Результатом является не только достижение договоренности, но и оценка успешности применяемых тактических приемов.

Материалы для подготовки к практическим занятиям

Речевые стандарты, помогающие провести деловые переговоры.

ФРАЗЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ПРЕДСТАВИТЬ СВОЮ ФИРМУ

Наша фирма создана (образована) в... году. Ее учредителями являются... Годовой оборот фирмы составляет... Фирма специализируется на…, в области... Фирма оказывает услуги... Фирма осуществляет посредничество... Фирма производит продажу... Фирма выпускает...

ФРАЗЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ ВИЗИТА

Мы приехали, чтобы (обсудить вопрос, предложить свои услуги).

Целью нашего визита является (подписание договора, контракта, открытие СП и т.п.)...

Наша фирма намерена...

ФРАЗЫ, СВЯЗАННЫЕ С ВЫРАЖЕНИЕМ КОММЕРЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Наша фирма (компания):

готова осуществлять поставки...

может поставлять...

готова продавать (производить продажу)...

может закупать в больших и малых партиях...

ищет партнера (для, с целью)...

намерена создать СП по производству...

планирует строительство...

предполагает открыть магазины по продаже...

предлагает услуги в области...

ФРАЗЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ УКАЗАТЬ НА ФОРМУ СДЕЛКИ

Фирма готова обсудить валютные сделки. Фирма предлагает использовать бартерные контракты. Фирма готова рассмотреть варианты бартерных и компенсационных сделок.

Мы предлагаем заключить бартерную сделку. Мы можем согласиться на клиринговые сделки.
Практическое занятие (семинар) № 11.

«Деловая переписка»

План:

  1. Композиция и язык служебных документов.

  2. Договоры. Трудовой договор.

  3. Деловые письма, их виды.

  4. Резюме.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    • Приведите примеры внешних и внутренних документов. Назовите их основные реквизиты.

Задания для самостоятельной работы:

    • Составьте собственное резюме.


Материалы для подготовки к практическим занятиям

Образец типового резюме1

Антонова Белла Михайловна,

Род. в г. Ростове-на-Дону

30 августа 1978 г.

Домашний адрес, Адрес университета

Домашний телефон, Рабочий телефон, факс

Позиция: гид-переводчик в летнее время

Сведения об образовании и имеющемся опыте работы:

РГУ, 3-й курс, факультет иностранных языков, студентка заочного отделения – сент. 1998 – настоящее время.

Курсы иностранных языков при МИДе РФ 1997–1993.

Средняя школа № 36 – 1985–1995.

Работала в качестве переводчика с группой американских туристов – июль–авг. 1997 г. (вне штата в «Интуристе»).

Дополнительные сведения:

Переводчик на международной конференции «Безопасность в больших городах» (г. С.-Петербург, май 1998 г.).

Прочие сведения:

Читаю, говорю и перевожу с английского. Пользователь ПЭВМ (свободно владею программами Word , Excel). Имею водительские нрава на управление транспортом категории А и В.

Интересы, склонности: Увлекаюсь живописью, театром (драматический жанр).

Иная вспомогательная информация: По характеру общительна, открыта, коммуникабельна. К порученному делу отношусь ответственно.

Сведения о рекомендациях: Рекомендации имеются и при необходимости могут быть предоставлены.
«29» марта 2000 г. ________________ Антонова Б.М.

Литература:

  1. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.

  2. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2003.

  3. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003.

  4. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. – М., 1998.


Практическое занятие (семинар) № 12.

«Речевой этикет»

План:

  1. Функции речевого этикета в деловом общении.

  2. Этикетные формулы Ты- и Вы-общения.

  3. Знакомство.

  4. Этикет делового телефонного разговора.

Вопросы для коллективного обсуждения:

      • В чём заключается специфика сложившейся в русском речевом этикете системы обращений?

Задания для самостоятельной работы:

      • Назовите, какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:

1) к секретарю в приёмной;

2) потенциальному начальнику при устройстве на работу.

Литература:

  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону,1995.

  2. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.

  3. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте! Речевой этикет в нашем общении. – М., 1989.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. –Москва; Воронеж, 2002.

  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2002.

  4. Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.

  5. Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.

  6. Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2003.

  7. Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

  8. Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2005.

  9. Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003.

  10. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. – М., 1998.


Дополнительная

  1. Акиншина А.А., Формановская Н.П. Русский речевой этикет. – М., 1978.

  2. Андреев В.П. Деловая риторика. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993.

  3. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1998.

  4. Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М., 1987.

  5. Одинцов В.В. Структура публичной речи. – М., 1978.

  6. Снелл Ф. Искусство делового общения. – М., 1990.

  7. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992.

  8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.

  9. Фишер Р., Браун С. Путь к совместному успеху. – СПб., 1997.

  10. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – М., 1990.

  11. Формановская Н.И. Вы сказали «Здравствуйте!» Речевой этикет в нашем общении. – М., 1989.

  12. Якокка Ли. Карьера менеджера. – М.,1991.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины.

1.9.1 Перечень используемых технических средств:

а) мультимедийный проектор,

б) ноутбук,

в) презентации,

г) обучающие СD.

1.9.2 Перечень используемых пособий:

      • Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на- Дону, 1995.

      • Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2002.

      • Казарцева О.М. Культура речевого общения. – М., 2003.

      • Колтунова М.В. Язык и деловое общение. – М., 2002.

      • Кузин Ф.А. Культура делового общения. – М., 2003.

      • Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. – М., 2000.

      • Мальханова И.А. Деловое общение. – М., 2005.

      • Русский язык и культура речи / Под ред. В.И. Максимова. – М., 2003.

1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов, программного обеспечения.
1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
1. Элементарная единица речевого общения – это:

  1. речевая ситуация;

  2. речевая коммуникация;

  3. речевой акт;

  4. речевое поведение.

2. Модель «Окно Джохари» описывает стили речевого поведения людей в зависимости от:

  1. социализации;

  2. самораскрытия;

  3. статуса;

  4. темперамента.

3. Стиль общения, вызывающий у людей желание возражать, называется:

  1. менторский;

  2. информационный;

  3. конфронтационный.

4. Закон деловой риторики, заключающийся в том, что прежде, чем начать говорить, нужно представить себе слушателя, называется:

  1. закон продвижения к цели;

  2. закон ориентации на адресата;

  3. закон о действенности речи, которая доставляет удовольствие слушателю.

5. Первым этапом деловой беседы является:

  1. приветствие;

  2. обмен информацией;

  3. замысел беседы;

  4. принятие решения.

6. Причиной ложных выводов из истинных посылок является:

  1. убеждение;

  2. манипулирование.

7. В структуру рекламы не входит:

  1. слоган;

  2. реквизиты;

  3. товарный знак.

8. Точное воспроизведение чьей-либо подписи называется:

  1. факсимиле;

  2. ордер;

  3. реквизиты.

9. Деловые письма являются документами для:

  1. внутреннего;

  2. внешнего пользования.

10. Первым заканчивает телефонный разговор:

  1. позвонивший;

  2. поднявший трубку.


1.11 Примерный перечень вопросов к зачету.


  1. Сущность и особенности общения как социально-психологического феномена.

  2. Основные функции общения.

  3. Личностные качества, необходимые для полноценного участия в общении.

  4. Понятие речевого общения.

  5. Предмет и основные категории риторики.

  6. Законы современной общей риторики.

  7. Стратегии речевого поведения.

  8. Риторика специалиста социально-культурной деятельности.

  9. Средства изобразительности и выразительности.

  10. Деловая риторика.

  11. Этнориторика.

  12. Особенности официально-делового общения.

  13. Убеждение и манипулирование.

  14. Постановка вопросов и техника ответов на них.

  15. Языковое выражение доводов.

  16. Перехват инициативы в деловом общении.

  17. Создание текста в сфере делового общения (на примере презентационного текста).

  18. Деловая переписка.

  19. Язык и стиль документов.

  20. Деловые переговоры.

  21. Групповые формы деловых переговоров.

  22. Методы коллективного принятия решений.

  23. Дискуссия. Стратегия слушающего.

  24. Дискуссия. Стратегия говорящего.

  25. Служебный речевой этикет.

  26. Предмет и функции речевого этикета в деловом общении.

  27. Обстановка общения и этикетные формулы Ты- и Вы-общения.

  28. Система обращений. Церемонии и этикетные тексты.

  29. Этикет делового телефонного разговора.

  30. Знакомство. Культура поведения, речевой этикет.


1.12 Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Нет
1.13 Примерная тематика рефератов.


  1. Риторические традиции в России.

  2. Индивидуальные особенности оратора.

  3. Оратор и слушатели.

  4. Невербальные средства общения.

  5. Национально-этнические и исторические особенности русской публичной речи.

  6. Изучение внутреннего состояния оратора по голосу и манере говорить.

  7. Особенности речи СМИ.

  8. Ораторское искусство и политика.

  9. Методы коллективного принятия решений.

  10. Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях.

  11. Протокольные жанры.

  12. Язык рекламы.

1.14 Примерная тематика курсовых работ. Нет

1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. Нет

1.16 Методика(и) исследования (если есть). Нет

1.17 Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Аксиология искусства...
О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии мгпу
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс специальности 071401 «Социально-культурная деятельность»
Учебно-методический комплекс «Информатика» составлен в соответствии с требованиями профессиональной образовательной программой по...
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 21 Методы географических...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 25 (опд. Ф. 13) «Специальная психология»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 4, Сд. В микология основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 11, Сд. Ф. 11 Зоология...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 5 Экология почв основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14, Сд. Ф. 14 Биологическая...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной культуры основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) 071401 «Социально-культурная деятельность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 «основы предпринимательской деятельности»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск