Учебно-методический комплекс дисциплины





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины
страница1/16
Дата публикации11.04.2015
Размер2.41 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ГСЭ.Ф.7 ЭКОНОМИКА
(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ НАЗВАНИЕ В СТРОГОМ

СООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ

СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)

020201.65 – Биология

со специализацией Теория образования и методика

преподавания биологии

(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании кафедры

технологии и сервиса

факультета ХОТиД

(протокол №1 от 05.09.2012 г.)
Зав.кафедрой

________________М.В. Игнатенко

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


1.1 Автор программы: Сафонов Г.Б., к.э.н., доцент кафедры Технологии и сервиса МГГУ


1.2. Рецензенты: Милякова Л.В., кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой

Экономики и управления Международного института бизнес образования

Белевских Т.В. к.э.н., доцент кафедры Технологии и сервиса МГГУ

1.3 Пояснительная записка:
Развитие экономики России связано с формированием условий сбалансированного и устойчивого экономического роста. Решение данной задачи предусматривает формирование адекватной текущим условиям развития мировой экономики современной инфраструктуры рынка. Современная модель хозяйствования предусматривает развитие различных форм экономических отношений, что требует развития адекватных методов их изучения и эффективных механизмов регулирования.

Переход к рынку и реализуемая структура рыночных отношений придает особую значимость изучению экономической науки в различных сферах профессиональной деятельности, как и практических основ применения современных экономических знаний о специфике и закономерностях хозяйственной жизни. Изучение экономической теории призвано прежде всего научить экономическому образу мысли, умению анализировать конъюнктуру и принимать грамотные с точки зрения эффективности и целесообразности управленческие решения.

Курс «Экономика» призван дать студентам необходимые знания в экономической и хозяйственной сферах современного общества. Курс базируется на знании основ философии, политологии, психологии, математики, социологии и других наук. Он является методологической основой для изучения ряда прикладных курсов, связанных с экономикой (маркетинг, менеджмент, менеджмент и экономика образования, менеджмент и экономика физической культуры и спорта, менеджмент общественных связей, менеджмент и экономика социально-культурной деятельности, статистика, информатика и других) в рамках профессиональной подготовки специалистов на факультетах МГГУ. Настоящая программа составлена в соответствии со следующими целями, стоящими перед учебным курсом «Основы экономики».
Целью курса «Экономика» является: формирование студентом компетенций в экономической области знаний; развитие умения применять полученные знания в профессиональной деятельности в условиях глобализации мировой экономики, навыков анализа и оценки быстро меняющейся конъюнктуры рынков с целью принятия оптимальных управленческих решений. Также курс «Основы экономики» предусматривает:

  • развитие экономического мышления, изучение принципов функционирования рынков, закономерностей экономических процессов;

  • раскрытие основных понятий, тенденций, категорий и за­конов экономического развития применительно к историческому процессу в целом, к условиям рыночной экономики, в частности;

  • формирование представлений о поведении потребителей и производителей, изучение причин и последствий нарушения равновесного ценообразования;

  • рассмотрение экономической системы с точки зрения от­дельных субъектов рыночной экономики и законов их поведения в ме­няющихся рыночных условиях;

  • ознакомление с методами государственной экономической политики, оценки ее эффективности;

  • изучение характеристики различных типов экономических систем на макроэко­номическом уровне;

  • развитие умений самостоятельно оценивать конъюнктуру рынков на основе имеющихся экономических показателей, прогнозировать развитие ситуации;

  • максимальное приближение теоретических экономиче­ских понятий и положений к реальной хозяйственной практике;

  • формирование навыков принятия управленческих решений в условиях усиления взаимозависимости национальных экономик.



Задачи курса состоят:

- в понимании сущности и содержания экономических процессов, принципов и методов хозяйствования на различных уровнях обществен­ного производства;

- в уяснении поведения человека в условиях ограниченности ресур­сов и безграничности потребностей;

- в увязке основных положений экономической теории с реальными условиями реализации практической хозяйственной деятельности экономических субъектов;

- в методологической помощи студентам при выборе и принятии решений на микро-, макро- и глобальном уровнях экономики.
Студенты должны знать:

- основные научные понятия и категории экономической теории;

- закономерности развития природы экономических явлений, общества и мышления;

- основные концепции развития экономической науки;

- причинно-следственные связи социально-экономического развития российского общества;

- мировоззренческие социально-, политико- и личностно значимые проблемы в экономике;

- экономические законы и категории рыночной экономики;

- основные события, процессы и исторические этапы развития экономики Российского государства в контексте мировой экономической истории;

- механизм и инфраструктуру рыночной экономики;

- главные элементы экономической политики, которые привели целую группу стран к высокому уровню экономического благосостояния;

- тенденции и направления развития науки в современной действительности;

- базовые дисфункции современного рынка и направления регулирования в экономике.
Студенты должны уметь:

- анализировать экономические процессы и явления, протекающие в современном обществе;

- формировать гражданскую и мировоззренческую позицию в современном обществе;

- проводить микроэкономический анализ работы учреждений сферы образования и культуры;

- охарактеризовать макроэкономические показатели и их динамику;

- давать объективную оценку различным социально-экономическим явлениям и процессам;

- анализировать и оценивать исторические факты, события и процессы;

- выражать и обосновывать свою позицию по отношению к экономической истории;

- пользоваться экономической информацией, решать цифровые эко­номические задачи, объяснить конкретные экономические ситуации на макро- и микроэкономическом уровнях, на уровне мирового рынка;

- ориентироваться в мировом экономическом процессе.
Студенты должны владеть:

- базовой научной терминологией по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам;

- методами систематизации экономических знаний;

- навыками публичного выступления, аргументации, ведения дискуссии по современным экономическим проблемам;

- методами исследований, приемами и методами анализа проблем социально-экономического развития общества и государства;

- целостного и системного подхода к анализу экономических проблем;

  • технологиями приобретения, использования и обновления экономических знаний в процессе решения задач образовательной и профессиональной деятельности;

  • методами изучения экономических процессов и явлений;

  • методами формально-правового, исторического и экономического анализа социальных явлений и процессов.


Студенты должны иметь представление:

- об основных понятиях и категориях в экономике;

- об основных закономерностях развития природы экономических явлений, общества и мышления;

- об основных концепциях развития экономической науки и направлениях совершенствования методологического аппарата применяемого в рамках проводимых исследований в данной сфере;

- об причинно-следственных связях социально-экономического развития российского общества;

- о значимых проблемах в экономике и возможных путях их решения;

- о механизмах и инфраструктуре рыночной экономики;

- об основных элементах реализуемой и перспективной экономической политики, как основы стабилизации и устойчивого экономического развития;

- о тенденциях и направлениях развития науки в современной действительности;

- о базовых дисфункциях современного рынка и направлениях, а также методах регулирования в экономике.

1.4. Извлечение из ГОС ВПО по дисциплине «Экономика»


Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической теории

Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские предпочтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип максимизации прибыли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирование. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства.

Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие на денежном рынке. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.


1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(для всех специальностей, на которых читается дисциплина: «Экономика»)


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

020201.65 – Биология со специализацией Теория образования и методика преподавания биологии

4

8

100

56

36

20

-

56

экзамен


1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

(очная форма обучения)

Вариант 2

(заочная форма обучения)

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб




ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

1

Предмет и метод экономической науки


2

2

-




4
















2

Основы экономического анализа. Базовые экономические понятия

4

2

2




4



















МИКРОЭКОНОМИКА

3

Основы обмена. Рыночная система хозяйствования

4

2

2




4
















4

Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений

2

2

-




4
















5

Конкуренция: виды, методы и роль в рыночной экономике

2

2

-




4
















6

Спрос, предложение, рыночное равновесие. Равновесная цена

4

2

2




2
















7

Поведение потребителя

4

2

2




2
















8

Фирма. Производство и издержки.

4

2

2




2
















9

Рынки факторов производства и формирование факторных доходов

2

2

-




4



















МАКРОЭКОНОМИКА

10

Макроэкономическое равновесие и его обеспечение

6

4

2




2
















11

Денежно-кредитная система

4

2

2




4
















12

Финансовая система. Финансовая и фискальная политика государства

4

2

2




2
















13

Инфляция. Система антиинфляционных мер

6

2

4




2
















14

Государственное регулирование экономики

2

2

-




4
















15

Теория и действительность экономического роста

2

2

-




4
















16

Международные аспекты экономического развития

2

2

-




4
















17

Переходная экономика России

2

2

-




4



















ИТОГО:

56

36

20




56

















1.6.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Тема 1. Предмет и метод экономической науки

Экономика как наука: предмет и функции. Основные методы экономической теории. Уровни экономи­ческого анализа: микро-, макро-, мезо-, мегаэкономика. Позитивная и нормативная экономика.

Основные исторические этапы развития экономических знаний и экономической науки (меркантилизм, физиократы, монетаризм, неолиберализм, маржинализм, марксизм, кейнсианство, институционализм, теория социально-ориентированного рыночного хозяйства). Нобелевские лауреаты в области экономики.

Основные понятия и термины: экономика, политическая экономия, экономикс, экономические категории и экономиче­ские законы, процесс труда, экономические ресурсы, производительные силы, производственные отношения.
Тема 2. Основы экономического анализа. Базовые экономические понятия

Объективные условия и противоречия экономического развития. Блага. Безграничные потребности общества. Виды потребностей. Экономические ресурсы и их ограниченность. Выбор альтернатив использования ресурсов.

Эффективность использования ограниченных ресурсов. Проблема занятости ресурсов. Кривая производственных возможностей. Вмененные издержки. Закон возрастания вмененных издержек. Альтернативная стои­мость.

Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом. Что производить? Как должны быть произведены товары и услуги? Для кого произведен продукт? Экономические отношения.

Экономический рост. Незанятость и неполное использование ресур­сов. Изменение количества и качества ресурсов. Современные производст­венные альтернативы и будущий экономический рост.

Основные понятия собственности: экономические и правовые аспек­ты. Права собственности как «правила игры» в хозяйственной системе. «Пучок прав». Спецификация прав собственности. Виды и формы собст­венности. Субъекты собственности. Объект собственности. Отношения собственности

Модели экономических систем (рыночная экономика, административно-командная экономика, смешанная экономика). Критерии классификации экономических систем.

Основные понятия и термины: блага, воспроизводство, производство, распределение, обмен, потребление, эконо­мическая система, факторы производства, вмененные издержки, альтернативная стоимость, собственность, при­ватизация, разгосударствление.
МИКРОЭКОНОМИКА

Тема 3. Основы обмена. Рыночная система хозяйствования

Условия появления товарного производства и возникновения рыноч­ной организации производства. Свойства товара.

Ограниченность ресурсов. Общественное разделение труда и спе­циализация. Обмен. Принцип «невидимой руки».

Черты, цели и субъекты рыночной экономики. Модели рыночной системы хозяйствования. Рынок: виды и функции, «провалы» рынка. Развитый рынок. Деформированный рынок. Рыночная структура. Инфраструктура рынка. Российский вариант возрождения рынка. Рынок и государство: цели вмешательства и границы.

Основные понятия и термины: общественное разделение труда, на­туральная форма хозяйства, товарное хозяйство, простое и расширенное произ­водство, первоначальное накопление капитала, рынок, товар, стоимость, це­на, рыночная инфраструктура.
Тема 4. Деньги как развитая форма товарно-денежных отношений

Концепции возникновения и сущности денег: рационалистическая и эволюционная. Функции денег. Эволюция денег: товарные, металлические, бумажные, кредитные и электронные. Денежные реформы.

Денежные агрегаты. Уравнение обмена. Денежный запас.

Основные понятия и термины: деньги, денежное обращение, инфляция.
Тема 5. Конкуренция: виды, методы и роль в рыночной экономике

Совершенная и несовершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия (чистая монополия, естественная монополия). Монопсония.

Методы конкурентной борьбы. Эффективность конкурентной борьбы. Ценовая дискриминация. Рыночная власть. Монополия «за» и «против». Двойственная роль монополии.

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Особенно­сти монополизма в российской Федерации. Антимонопольное регулирова­ние в России.

Основные понятия и термины: конкуренция, совершенная конку­ренция, несовершенная конкуренция, неценовая конкуренция, монополия, естественная монополия, монопсония, ценовая дискримина­ция.
Тема 6. Спрос, предложение, рыночное равновесие

Спрос и факторы, влияющие на спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Функция спроса. Спрос и вели­чина спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение товаров на рынке. Факторы, влияющие на предложе­ние. Закон предложения. График предложения. Предложение и объем (величина) предложения.

Эластичность спроса и эластичность предложения: расчет и практи­ческое значение показателей.

Цена спроса и цена предложения, равновесная цена. Равновесие. Устойчивое и неустойчивое равновесие. Нарушения ры­ночного равновесия.

Основные понятия и термины: спрос, предложение, эластичность, рав­новесие.
Тема 7. Поведение потребителя

Основы теории потребительского поведения. Предельная полезность. Анализ потребитель­ских предпочтений. Кривые безразличия. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия. Прави­ло потребительского поведения. Эффект дохода и эффект замещения.

Основные понятия и термины: потребности, полезность, потреби­тельский выбор, правило максимизации полезности, закон убывающей предельной полезности, предельная норма замеще­ния, эффект дохода и эффект замещения.
Тема 8. Фирма. Производство и издержки

Фирма как субъект рыночной экономики. Основные формы пред­принимательской деятельности.

Издержки, их сущность, виды и структура. Поведение фирмы в крат­косрочном и долгосрочном периодах. Минимизация издержек. Производ­ственная функция. Основные пути сокращения издержек. Эффект масштаба. Закон убывающей предельной производительности.

Закон убывающей производительности (доходности). Общий и пре­дельный доход. Выручка. Прибыль: виды, условия и принцип максимизации. Равновесие фир­мы. Банкротство.

Основные понятия и термины: издержки производства, виды издержек производства: постоян­ные, переменные, общие, средние, предельные; себестоимость, прибыль: экономическая, бухгалтерская.
Тема 9. Рынки факторов производства. Формирование факторных доходов

Рынки факторов производства. Особенности спроса и предложения. на факторы производства.

Земля как фактор производства. Рынок земли и рентные отношения. Рента и ее виды.

Труд как фактор производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Цена труда как заработная плата. Номинальная и реальная. Отклонение от равновесия на рынке труда и без­работица. Виды и последствия безработицы. Занятость. Роль профсоюзов в регулиро­вании рынка труда. Особенности рынка труда в РФ. Трудовой кодекс РФ.

Капитал как фактор производства. Рынок капитальных активов (капитала). Дис­контирование. Процент на капитал: сущность, динамика. Процентные ставки в финансовой политике государства в РФ. Инвестиции.

Закон взаимозамещения и ценообразования на факторы производства. Предпринимательство как фактор производства. Экономическая природа прибыли.

Политика распределения доходов в обществе. Общее равновесие. Благосостояние. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства в распределении доходов.

Основные понятия и термины: доход, факторные доходы, валовый и предельный доход; закон убывающей доход­ности, норма прибыли, заработная плата, прибыль, процент, номинальная и реальная процентная ставка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика»
Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconПояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)...
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс «дисциплины»
Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «информатика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Риторика»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск