Программа «химия в зеркале истории»





Скачать 65.08 Kb.
НазваниеПрограмма «химия в зеркале истории»
Дата публикации26.05.2015
Размер65.08 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Химия > Программа
Программа

«ХИМИЯ В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ»

Автор программы: учитель химии ОУ № 493

С.Б.Гунич
Пояснительная записка
Без знания прошлого нельзя предугадать будущего.

Программа элективного курса «Химия в зеркале истории» рассчитана на учащихся 9 класса. Реализация программы осуществляется на основе межпредметных связей химии с историей.

Цель данного элективного курса

  • Ориентировать учащихся на естественнонаучный профиль

  • Изучение истории развития химии

  • Проследить становление химии как науки

  • Рассмотреть развитие и становление основных теорий химии

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интереса к изучению химии,

  • умения самостоятельно мыслить

  • творческих способностей

  • умения работать в группе

Задачи курса

  • помочь ученику реализовать свои интересы к предмету

  • сделать осознанный выбор профиля для изучения предметов на следующей ступени

  • создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

  • наблюдать изучать явления и свойства веществ

  • описывать результаты наблюдений

  • выдвигать гипотезы

  • отбирать необходимые приборы и реактивы

  • интерпретировать результаты эксперимента

  • делать выводы.

Содержание курса рассчитано на 15 часов. Теоретические занятия организуются в форме лекций, бесед, дискуссий, на которых учащиеся знакомятся с циклом познания в естественных науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия, ролью эксперимента в познании, соотношение теории и эксперимента в познании. Экспериментальную часть программы учащиеся выполняют попарно или группами. Школьники ведут рабочий журнал, в котором оформляют ход и результаты эксперимента, составляют таблицы, вычерчивают графики, дают объяснение выявленным закономерностям, делают рисунки.

Заключительным этапом курса может стать самостоятельная разработка и постановка исторического (именного эксперимента), реферат о жизни и деятельности ученого.
Содержание
Занятие 1. Химия в древнейшие времена.

Первобытный человек – первый химик. Знакомство человечества с физическими свойствами природных соединений. Как добывали огонь? Первое знакомство с металлами: золото, серебро, медь. Химия и металлургия в Древнем Египте и Древней Греции. (1 час)

Занятие 2. Алхимия и алхимики.

Открытие алхимиками важнейших минеральных кислот: серной, азотной, «летучей щелочи» аммиака, разработка алхимиками приборов и оборудования, разработка методов очистки веществ. Несостоятельность попыток поиска философского камня и эликсира жизни.

Практическая работа: очистка веществ: фильтрование, перекристаллизация; перегонка воды.(2 часа)

Занятие 3. Вклад Парацельса в развитие химии.

Парацельс: история жизни, его вклад в становление химии как науки. Химия – служанка медицины?(1 час)

Занятие 4. Атомно-молекулярное учение.

Становление атомно-молекулярного учения. Зарождение атомистических представлений в Древней Греции – идеи Демокрита. Работы Д. Дальтона,

М.В. Ломоносова.

Практическая работа: опыты с воздушным шариком.(1 час)

Занятие 5. Закон сохранения массы веществ.

Не состоятельность теории о флогистоне и огненной материи. Опыты Р. Бойля и М. В. Ломоносова. Открытие закона сохранения массы веществ Ломоносовым. Работа А. Лавуазье.

Практическая работа: Опыты иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.(2 часа)

Занятие 6. Кислород. Открытие кислорода К. Пристли и Д. Шееле. Роль А. Лавуазье в исследовании кислорода. Жизнь и деятельность А. Лавуазье.

Практическая работа: Получение кислорода и изучение его свойств.(2 часа)

Занятие 7. Водород. Открытие водорода Г. Кавендишем. Ошибочность соответствия водорода и флогистона.

Практическая работа: Получение водорода и изучение его свойств, как восстановителя.(2 часа)

Занятие 8. Д. И. Виноградов – ученик Ломоносова и создатель русского фарфора.

Фарфор: состав, технология. Работы Д. И. Виноградова по созданию русского фарфора.(1 час)

Занятие 9. Первые попытки классификации химических элементов. Первые попытки классификации веществ. Работы И. В. Доберейнера, У. Одлинг, Д. Ньюлендс, А. де Шанкуртуа.

Их достоинства и недостатки.(1 час)

Занятие 10. Открытие и значение периодического закона Д.И. Менделеевым. Жизнь и деятельность Менделеева.

Практическая работа: Изменение кислотно-основных свойств элементов 3 периода.( 1 час)

Занятие 11. Заключительное занятие. Конференция.


Примерное тематическое планирование




п\п

Наименование темы

Количество часов

Вид работы




Химия в древнейшие времена.


1 час

Лекция




Алхимия и алхимики

2 часа

Лекция

Практическая работа




Вклад Парацельса в развитие химии.


1 час

Лекция (дискуссия)




Атомно-молекулярное учение.


1 час

Лекция

Практическая работа




Закон сохранения массы веществ.


2 часа

Лекция

Практическая работа




Кислород.

Открытие кислорода

К. Пристли и Д. Шееле. Роль А. Лавуазье в исследовании кислорода. Жизнь и деятельность А. Лавуазье.


2 часа

Лекция

Практическая работа




Водород.

Открытие водорода Г. Кавендишем. Ошибочность соответствия водорода и флогистона.


2 часа

Лекция

Практическая работа




Д. И. Виноградов – ученик Ломоносова и создатель русского фарфора.


1 час

Лекция (дискуссия)




Первые попытки классификации химических элементов.

Первые попытки классификации веществ. Работы И. В. Доберейнера,

У. Одлинг, Д. Ньюлендс, А. де Шанкуртуа.


1 час

Лекция





Открытие и значение периодического закона Д.И. Менделеевым. Жизнь и деятельность Менделеева.


1 час

Лекция

Практическая работа




Заключительное занятие

1 час

Конференция


Литература:

Для учителя

  1. О.С. Габриелян Настольная книга для учителя химии 9 класс

Москва: Блик и К0 2001г.

  1. В.Л. Рабинович «Образ мира в зеркале алхимии», Москва. Энергоиздат. 1981 г.

  2. А.А. Макареня, А.И. Нутрихин «Менделеев в Петербурге»

Лениздат, 1982 г.

  1. В.А. Волков, Е.В. Вонский, Г.И. Кузнецова «Выдающиеся химики мира» Москва: «Высшая школа» 1991 г.

  2. Журнал «Химия в школе»

  3. Книга для чтения по неорганической химии/ Сост. В.А. Крицман

Москва: «Просвещение», 1991 г. – Ч. 1.

  1. Э.Г. Злотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова и др. «Урок окончен – занятия продолжаются: внеклассная работа по химии»

Москва: «Просвещение» 1992 г.
Для учащихся
1. В.Л. Рабинович «Образ мира в зеркале алхимии», Москва. Энергоиздат. 1981 г.

2. А.А. Макареня, А.И. Нутрихин «Менделеев в Петербурге»

Лениздат, 1982 г.

3. Книга для чтения по неорганической химии/ Сост. В.А. Крицман

Москва: «Просвещение», 1991 г. – Ч. 1.

4. М. А. Курячая «Химия в картинках» Москва: «Детская литература»,

1992 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «химия в зеркале истории» iconАналитическая химия учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Программа «химия в зеркале истории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Программа «химия в зеркале истории» iconВысокомолекулярные соединения учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Программа «химия в зеркале истории» iconХимические основы биологических процессов учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия координационных соединений», «Физическая химия», «Химия окружающей среды,...
Программа «химия в зеркале истории» iconПрограмма дисциплины Советская повседневность в 1917-1953 гг в зеркале...
Федерации со всей очевидностью проявил интерес к его базовым элементам, формирующимся в предшествующий период советской истории....
Программа «химия в зеркале истории» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
...
Программа «химия в зеркале истории» iconПрограмма вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих...
«Неорганическая химия»; «Аналитическая химия»; «Органическая химия»; «Физическая химия»
Программа «химия в зеркале истории» iconРабочая программа по дисциплине б пищевая химия
Ооп впо направления 260100. 62 Продукты питания из растительного сырья. Дисциплина преподается в 5 семестре и методически взаимосвязана...
Программа «химия в зеркале истории» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очного...
Рабочая программа для студентов очного обучения по направлению 020100. 62 «Химия», профили подготовки: «Неорганическая химия и химия...
Программа «химия в зеркале истории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебник: Химия. Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010
Программа «химия в зеркале истории» iconПрограмма дисциплины ер. Р. 01 Химия окружающей среды цели и задачи...
Курс «Химия окружающей среды» проводится после изучения систематических курсов общая и неорганическая химия, органическая химия,...
Программа «химия в зеркале истории» iconПрактикум по хроматографии учебно-методический комплекс
«Химия», профили подготовки: «Органическая и биоорганическая химия», «Химия окружающей среды, химическая экспертиза и экологическая...
Программа «химия в зеркале истории» iconУтверждено на заседании Ученого совета философского факультета протокол №10 от 2 июля 2011 г
...
Программа «химия в зеркале истории» iconМоу голубинской сош на 2011-2012 учебный год
Учебник: Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс.: учеб для общеобразоват учреждений
Программа «химия в зеркале истории» iconОсновная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом...

Программа «химия в зеркале истории» iconРабочая программа дисциплины Химия синтетических лекарственных веществ
Дисциплина «Химия синтетических лекарственных веществ» входит в вариативную часть математического и естественнонаучного цикла (Б....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск