МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮРКИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________________Е.А.Кулькова
Приказ № ____ от «____» _________ 2013
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
Уровень: базовый
Класс: 8
Учитель: Лазуков Н.М.
Учебник: Химия. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман,Химия. Неорганическая химия. 8 класс, Просвещение, Москва 2010
2013 год
Пояснительная записка
Статус программы
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2010.-190с. Программа рассчитана на 70 часов в IX классе, из расчета - 2 учебных часа в неделю, из них: для проведения контрольных - 4 часа, практических работ - 10 часов, лабораторных опытов - 7. Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
Закон «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 г №273
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана Примерная программа основного общего образования по химии (базовый уровень). (Химия. Естествознание. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 192 с. – (Современное образование).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/2014 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005 г.;
Учебный план МБОУ «Юркинская ООШ» 2013-2014 учебный год
Данная программа содержит все темы, включенные в Федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 70 часов (2ч в неделю), в том числе на контрольные работы – 4 часа ,практические работы 6-7 часов, лабораторные работы – 14 часов.
Курс «Химия» имеет комплексный характер, включает основы общей, неорганической химии. Главной идеей является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту учащихся. Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия», 8 класс
Цели:
освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.
Задачи обучения:
привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний;
создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;
-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ и экскурсии;
- продолжить развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки. Задачи развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:
- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;
-эстетических эмоций;
-положительного отношения к учебе;
-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика. Задачи воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;
формирование у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей;
формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;
воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.
Содержание учебного предмета
«Химия», 8 класс: Тема 1. Первоначальные химические понятия (18ч.)
Химия в системе наук. Связь химии с другими науками. Вещества. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Химические элементы. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Химические формулы. Простые и сложные вещества. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам. Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций. Количество вещества. Молярная масса. Число Авогадро. Молярная масса. Вычисление по химической формуле вещества: относительной молекулярной массы, отношения масс, массовых долей элементов. Вычисление молярной массы вещества по формуле, вычисление массы и количества вещества.
Демонстрации:
Занимательные опыты, различные виды химической посуды, предметы, сделанные из различных веществ, приборы для измерения массы, плотности жидкости ,температуры, твердости.
Однородные и неоднородные смеси, способы их разделения.
Физические и химические явления (растирание сахара в ступке, кипение воды, горение свечи, изменение цвета и выпадение осадка при взаимодействии различных веществ).
Соединения железа с серой; шаростержневые модели молекул различных веществ.
Опыт, иллюстрирующий закон сохранения массы вещества.
Разложение малахита при нагревании, горение серы в кислороде и другие типы химических реакций
Лабораторная работа:
«Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».
«Разделение смеси».
«Примеры химических и физических явлений».
«Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов».
«Разложение основного карбоната меди (II) CuCO3 ∙Cu(OH)2».
«Реакция замещения меди железом».
Практическая работа:
«Отработка правил техники безопасности. Приемы обращения с химическим оборудованием».
«Очистка загрязненной поваренной соли».
Тема 2 «Кислород. Оксиды. Горение» (5ч).
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Окисление. Оксиды. Понятие о катализаторе. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топливо и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Закон сохранения массы и энергии. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации:
Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
Получение кислорода из перманганата калия при разложении.
Опыты, выясняющие условия горения.
Ознакомление с различными видами топлива (Коллекция «Топливо»).
Лабораторная работа: «Ознакомление с образцами оксидов».
Практическая работа: «Получение и свойства кислорода».
Тема 3. Водород (3 ч) Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород — восстановитель. Получение, применение. Демонстрации.
Получение водорода в аппарате Киппа,
Проверка водорода на чистоту.
Горение водорода.
Собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.
Лабораторная работа
Получение водорода и изучение его свойств. Взаимодействие водорода с оксидом меди(II).
Тема 4. Растворы. Вода (8 ч)
Вода — растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Вода. Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Демонстрации:
Взаимодействие воды с металлами (натрием, кальцием).
Взаимодействие воды с оксидами кальция, фосфора. Определение полученных растворов индикаторами..
Практическая работа: «Приготовление раствора с определенной массовой долей». Тема 5 «Важнейшие классы неорганических соединений» (9 ч).
Состав и строение оксидов, кислот, оснований, солей. Классификация, физические и химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей. Способы получения и области применения оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между оксидами , основаниями, кислотами и солями.
Демонстрации:
Некоторые химические свойства оксидов, кислот, оснований, солей.
Плакат «Связь между классами неорганических веществ».
Лабораторная работа:
«Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».
«Взаимодействие щелочей с кислотами».
«Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами».
«Взаимодействие кислот с оксидами металлов».
Практическая работа: «Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений ». Тема 6 «Периодический закон и периодическая система химических элементов» (8ч)
Классификация химических элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства. Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Взаимодействие натрия с водой; показ образцов щелочных металлов и галогенов.
Плакат «Элементы и их свойства».
Плакат «Строение атома».
Плакат «Электронные оболочки атомов».
Лабораторная работа: «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей». Тема 7 «Химическая связь» (9ч).
Понятие о химической связи и причинах её образования. Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Кристаллические решетки. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации: Модели пространственных решеток поваренной соли, графита, твердого оксида углерода (IV).
Лабораторная работа: «Составление моделей веществ с различной кристаллической решеткой». Тема 8 «Галогены» (8ч).
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Закон Авогадро. Объемные отношения газов при химических реакциях. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и ее свойства. Биологическое значение галогенов. Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Лабораторная работа:
«Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений».
«Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов».
Практическая работа: «Химические свойства соляной кислоты».
Учебно – тематический план по химии 8 класс.
№п/п
| Наименование раздела и тем
| Часы
| Лабораторные работы
| Практические работы
| Контрольные работы
| 1
| Первоначальные химические понятия
| 18
| 6
| 2
| 1
| 2
| Кислород. Оксиды. Горение
| 5
| 1
| 1
|
| 3
| Водород.
| 3
| 1
|
|
| 4
| Вода. Растворы. Основание
| 8
|
| 1.
| 1
| 5
| Основные классы неорганических веществ
| 9
| 4
| 1
|
| 6
| Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.
| 8
| 1
|
|
| 7
| Химическая связь. Строение вещества.
| 9
| 1
|
| 1
| 8
| Галогены
| 8
| 2
| 1
|
|
| Обобщение
| 2
|
|
| 1
| Всего
| 70
| 16
| 6
| 4
| |