Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 1
___________ Л.Г.Андреева
«___» _______20___ г.
«Рекомендовано»
Председатель НМС МОУ «СОШ № 1»
_________В.П.Болтунова
Программа элективного курса
по основам исторической антропологии
«Человек и эпоха» Рассчитан на учащихся 10 класса (16 лет).
Направленность: общекультурная, духовно-нравственная
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Яшина Н.М. – учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 1» Гусь-Хрустальный
2010 год
Пояснительная записка Программа элективного курса «Человек и эпоха» предназначена для изучения учащимися 10 классов. Курс рассчитан на 36 часов (количество часов курса может быть увеличено за счет изучения дополнительного материала, а также расширения данного материала).
Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России.
Цель элективного курса «Человек и эпоха» – расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности;
5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
Технология учебно-познавательной работы при изучении курса отличается от работы в обязательных курсах, так как направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутрипредметным связям, нацеленным на просвещение учащихся, высказывание личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Иными словами, ориентирует учащихся на творческий характер обучения.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
– анализ документов;
– оформление сообщений и рефератов.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки:
– определять достоверность исторических фактов;
– устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
– сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;
– высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:
лекции с последующим опросом;
лекции с обсуждением документов;
беседы;
семинары;
дискуссии;
практические работы;
«мозговой штурм»;
викторины.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:
– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
– умение выдвинуть гипотезу;
– умение делать обобщения;
– умение систематизировать материал;
– умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности).
– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
– самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, отбор необходимых фактов;
– представление в виде выступлений на семинарах, эссе, презентаций рефератов;
– анализ точек зрения современников и историков на деятельность исторических личностей, формирование собственной позиции.
Предполагается сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы работы: анализ исторической литературы и исторических источников, эвристическая беседа, лекция, дискуссия.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, рефераты.
Условия успешного освоения содержания элективного курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе, электронным образовательным ресурсам, возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.
Тематическое планирование
№ п/п
| Кол-во часов
| Тема
| Примечания
| Раздел 1
| 12
| Социальное развитие современного общества
|
|
| 1
| Социальная структура и социальные отношения
| Лекция
|
| 3
| Социальные институты
| Презентация
Видеофильмы
Документы.
|
| 2
| Социальные интересы и формы социального взаимодействия
| Видеофильм Документы.
|
| 2
| Этнос. Нация
| Видеофильм
Документы.
|
| 2
| Межэтнические отношения и национальная политика
| Анимированная презентация.
DVD-фильм.
Документы.
|
| 1
| Демография в современной России
| Анимированная презентация.
Видеофильмы, DVD.
Документы.
|
| 2
| Молодежь в современном обществе
| Презентация. Документы.
|
| 1
| Тестирование по теме
| Видеофильм. Видеофрагменты. Документы.
| Раздел 2
| 9
| Политическая жизнь современного общества
|
|
| 1
| Государство в политической системе
| Видеофильм. Документы.
|
| 2
| Роль СМИ в политической жизни
| Видеофильм. Документы.
|
| 1
| Политическое сознание. Политическое поведение
| Видео-ролики.
Документы.
|
| 1
| Лидеры и элита в политической жизни
| Работа с периодической печатью.
Документы.
|
| 1
| Выборы в демократическом обществе
| Анализ школьных выборов.
Документы.
|
| 2
| Человек в политической жизни
| Психологическое тестирование.
Документы.
|
| 1
| Повторение и обобщение темы
| Эссе.
| Раздел 3
| 8
| Духовная культура
|
|
| 1
| Духовный мир личности
| Документы.
|
| 2
| Мораль и нравственность
| Интернет-ролики.
Документы.
|
| 1
| Образование
| Периодическая печать.
Документы.
|
| 2
| Место искусства в духовной жизни человека
| Просмотр фильма.
|
| 1
| Массовая культура
| Периодическая печать.
|
| 1
| Повторение
| Документы.
| Раздел 4
| 7
| Современный этап мирового развития
|
|
| 1
| Глобализация и ее проблемы
| Видео-ролики
|
| 2
| Сетевые структуры в мировой политике современности
| Работа с Интернетом.
|
| 2
| Целостность и противоречивость современного общества
| Аналитическая работа.
|
| 2
| Защита презентаций
|
| Итого
| 36
|
|
|
Литература
Чернова М.Н. Личность в истории. Россия – век 20. – М.: Эксмо, 2005.
История России. ХХ в.: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы / В.А. Мазур, Н.Н. Баранов и др.; Под ред. Главацкого – М.: Дрофа, 1999.
Чернова М.Н., Румянцев В.Я. Работа с документами на уроках истории. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Кочегаров К.А., Прокудин Д.В. Политические лидеры России. ХХ век.9-11 классы - ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2010.
Россия. ХХ век. Мультимедиа учебник из 4 частей.- Издательство «Клио Софт»,2001.
Великое наследие: власть, политики, события.(2 СД). Энциклопедическое электронное издание. - ООО «ИД «Равновесие», 2004.
История России. 1945-2008. 11 класс. Электронное приложение к учебнику. - ЗАО «Образование-Медиа», ОАО Издательство «Просвещение», 2008.
Интернет – ресурсы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
«Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 1
___________ Л.Г.Андреева
«___» _______20___ г.
«Рекомендовано»
Председатель НМС МОУ «СОШ № 1»
_________В.П.Болтунова
Программа элективного курса
«ВЗОР (Все знать о Родине)» Рассчитан на учащихся 9 класса (15 лет).
Направленность: общекультурная, поисково-краеведческая, духовно-нравственная
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Яшина Н.М. – учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 1»
Гусь-Хрустальный
2010 год
Пояснительная записка
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», регионального компонента школьного образования.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение – всегда краелюбие. С.О.Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле…»
История – это история людей, корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны. В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности – в этом заключается основной смысл кружка «ВЗОР».
Цели программы:
Обучающие:
Знакомство и овладение детьми начальными знаниями о культурно-исторических и природно-географических факторах ЧР.
Знакомить учащихся со вспомогательными историческими дисциплинами как: нумизматика, сфрагистика, хронология, историческая метрология.
Развить умение систематизировать и использовать полученные знания для практической деятельности.
Развивающие:
Расширение кругозора учащихся в изучении культуры, истории, географии родного края.
Формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность.
Воспитывающие:
Привить детям интерес к истории культуре родного края, его природе и географии.
Выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать, самостоятельно мыслить.
Воспитывать любовь к родному краю.
Задачи:
Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
Знакомить учащихся с историей школы.
Обучать навыкам правильного поведения во время экскурсий.
Принимать участие в городской и областной краеведческих конференциях.
Вести сбор материалов об истории школы и города. Продолжать работу по выявлению и развитию интересов учащихся и составить исследовательскую работу по теме: «Моя родословная».
Методы и формы познавательной деятельности учащихся
организация походов, путешествий и экспедиций;
проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;
создание конкретных баз данных по выбранным темам;
составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;
подготовка Книг Памяти;
формирование музейных коллекций;
выполнение исследовательских работ, выпуск буклетов;
участие на конференциях, олимпиадах и конкурсов;
пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.
Краеведом может быть ученик, заинтересованный историей своего села, своей родословной, умеющий интересно рассказывать, стремящийся к новым знаниям.
Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны:
Знать историю своего села, школы, свою родословную.
Уметь анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию. Овладевать приемами работы с книгой, навыками составления проекта, плана.
Уметь понимать и сочувственно воспринимать исторический опыт других эпох, поколений.
Овладеть приемами работы с книгой, выписок, конспекта, текста экскурсии, методикой ведения экскурсии.
Ожидаемый результат:
Выступление на городских и областных конкурсах и олимпиадах.
Написание и защита исследовательских и поисковых работ.
Тематическое планирование
№ п/п
| Кол-во часов
| Тема
|
| 1
| Наш край к началу 20 века
|
| 1
| Гусь-Хрустальный к началу 20 века
|
| 1
| Наш край в начале 20 века
|
| 2
| Знаменитые люди края
|
| 2
| Промышленные предприятия
|
| 2
| Исторические центры города
|
| 1
| Город в начале 20 века
|
| 2
| Развитие образование в Гусь-Хрустальном
|
| 1
| Название старых улиц
|
| 1
| Соборы города
|
| 2
| Меценаты нашего края
|
| 1
| Революционные события
|
| 1
| Социально-экономическое развитие
|
| 2
| Экскурсии по Гусь-Хрустальному
|
| 1
| Мэры Гусь-Хрустального
|
| 1
| Развитие культуры в Гусь-Хрустальном
|
| 1
| Развитие медицины
|
| 1
| Музеи города Гусь-Хрустальный
|
| 1
| Памятники Гусь-Хрустального
|
| 1
| Современный город, достижения и проблемы
|
| 1
| Наши выпускники – «Надежда Мещеры»
|
| 2
| Владимирский край во 2-ой половине 19 века
|
| 2
| Памятники истории области 19-20 веков
|
| 1
| Современные праздники и традиции города
|
| 4
| Нам есть чем гордиться (защита презентаций)
| Итого
| 36
|
|
Методические рекомендации
Программа кружка предусматривает теоретические и практические занятия:
теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся средних и старших классов. Список литературы
Владимирское региональное отделение Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» – 10 лет / фот. В. Стохальский.- Владимир: Граф Цеппелин, 200-.- 14 с.: ил.
Гарина Р.В. Ты любая мне, Русь, дорога: повесть, стихи / Р.В. Гарина.- Владимир: ООО «ВладимирПолиграф», 2006.- 159 с.: портр.
Головицын С.К. К.П. Пынеев: очерк жизни и творчества / С.К. Головицын, М.В. Головицына; Александров. худож. музей.- Александров: б.и., 200-.- 160 с., 8 л. ил. Илья Муромец.- М.: Вагриус, 2004.- 317 с.- (Русские былины и сказки).
Молодежь – социальный и профессиональный потенциал кооперации: материалы науч. студенч. конф., 12 апр. 2006 г. / Центросоюз РФ, Автономная некоммерч. орг. высшего проф. образования «Рос. ун-т кооперации», Владим. филиал.- Владимир: Собор, 2006.- 371 с.
Поликарпов Ю.В. Герои атомного фронта: посвящается 20-летию со дня чернобыльской катастрофы / Ю. Поликарпов.- Владимир: Транзит-Икс, 2006.- 191 с.: ил. Полякова Т.В. Закон семи: роман / Т. Полякова.- М.: Эксмо, 2006.- 348 с.
Фоминцева Л.А. Божией милостью адмирал Михаил Лазарев / Л.А. Фоминцева.- СПб.: Сатисъ: Держава, 2006.- 286 с.: ил. «Школьные вести»: избранное: материалы деятельности объединения юнкоров «Первопроходцы» школы № 1 г. Петушки / сост. С.Н. Рябова.- Петушки: би. Ч. 3.- 2006.- 157 с.
|