Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации»





Скачать 206.21 Kb.
НазваниеЭлективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации»
страница1/2
Дата публикации03.09.2014
Размер206.21 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > Литература > Элективный курс
  1   2
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УРУКУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Согласовано

руководитель МО

_________Ф.Н.Кутасина

«30» августа 2013

 

Согласовано

зам. директора по УВР

_________А.Ш. Янтурина

«__» ____________2013

Утверждаю

директор школы:

______________Э.Х. Каримова

«__» ____________2013

Элективный курс по русскому языку

«Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации»

Среднее (полное) образование

срок реализации программы 1 год

класс 10

учитель Кутасина Розалия Хабиловна

2013 год


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» для 10 класса составлена на основе следующих нормативных документов: 

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), 

- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Постановление Правительства РФ №334 от 09.06.2003 г., приказ МОиН РТ от 14.04.2008 г. №1096/08.

Курс «Трудные случаи орфографии» представляет собой систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся качественно подготовиться к выполнению заданий теста и написанию мини-сочинения часть 3 (С) в формате ЕГЭ.

Цель курса:

Расширение и углубление знаний учащихся в области орфографии, а также совершенствование практических навыков письма.

Задачи курса:

Систематизировать и углублять знания по теории орфографии;

Закреплять умения работы с орфограммами;

Развивать навыки самоконтроля и потребность обращаться к справочной литературе;

Учить осознанно применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.

В результате освоения курса учащиеся должны

Знать:

Специфику принципов орфографии;

Основные положения трудных случаев орфографических норм;

Отдельные примечания к правилам и исключения из них.

Уметь:

Опознавать трудные случаи написания орфограмм;

Работать со справочной литературой, с тестами ЕГЭ;

Анализировать сложные языковые явления орфографии с учетом основных норм.

Курс «Трудные случаи орфографии» рассчитан на 35 учебных часов и может быть реализован в течение 10 класса.

Данный элективный курс актуален., открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования, являясь этапом обобщения и систематизации материала по орфографии и пунктуации, изученных в среднем звене. Курс способствует практической подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

 Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии и пунктуации, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии и пунктуации на фоне общей системы русского правописания и синтаксиса.

Учебно-методическое обеспечение

1. Власенков А. И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учебник для 10-11 кл. 

^ 2. Влодавская Е. А. Единый государственный экзамен. Поурочное планирование. 

3. Тростенцова Л. А. Пунктуация без секретов. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. 

^ 4. Львова С. И. Русский язык. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных по русскому языку. 11 класс. 

^ 5. Соколова Г. П. Уроки русского языка и словесности. Опыт лингвистического анализа текста. 

6. Гац И. Ю. Методический блокнот учителя русского языка. 

7. Скобликова Е. С. Обобщающая работа по орфографии. 

8. Купалова А. Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. 

9. «Единый государственный экзамен. 2007: Русский язык: контрольные измерительные материалы»/ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, С. И. Львова. 

10. «Русский язык. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы». 

Тематический план

Кол-во

часов.

Наименование разделов и тем.

1

Опознавательные признаки орфограмм.

3

Правописание безударных гласных в корне.

4

Правописание безударных гласных в приставках.

3

Правописание безударных гласных в суффиксах.

2

Правописание безударных гласных в окончаниях.

1

Правописание безударных гласных между основами.

2

Правила правописания гласных после шипящих и Ц.

1

Правописание согласных в корне.

1

Правописание согласных в приставках.

4

Правописание согласных в суффиксах.

2

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

3

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1

Частицы НЕ и НИ, союз НИ-НИ.

1

Слитное и раздельное написание служебных слов.

2

Слитное и раздельное написание наречий.

2

Дефисное написание слов.

Содержание обучения по учёбному курсу

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

Соотношение между русской фонетикой и графикой. Особенности русской графики. Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и отступления от слогового принципа русской графики. Основные орфографические правила. Варианты формулировок. Выбор гласных после шипящих и «ц». Употребление букв «е» и «э» в различных позициях. Функции Ъ и Ь знаков.

Формы работы: мониторинговая работа, практическое занятие, консультация, самоконтроль и самоанализ, семинарское занятие.  

Понятие «орфографический принцип». Морфологический принцип русского правописания. Отступления от морфологического принципа правописания. Фонетические написания. Традиционные и дифференцирующие написания. Принцип морфолого-графических аналогий. Трудные случаи орфограмм из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу. Употребление букв «е» («ё») и «о» после шипящих. Правописание одного и двух «н» в словах. Употребление и правописание частиц НЕ и НИ.
Формы работы: лекция-беседа, анкетирование, работа с раздаточным материалом, тестирование, анализ тестов, индивидуальная консультация, практикум, самодиагностика, семинарское занятие.

Формы работы: лекция-беседа, тестирование, анализ тестов, самодиагностика, консультация, практикум.

Трудные вопросы орфографии, связаннее со слитным, полуслитным и раздельным написанием.

Общие принципы слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаний. Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на « - мый». Слитное и дефисное написание сложных прилагательных. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Формы работы: лекция-беседа, тестирование, анализ тестов, мозговой штурм, самодиагностика, консультативная помощь, практическая работа, семинарское занятие.


Трудные вопросы орфографии, связанные с правописанием служебных частей речи.

Характерные особенности служебных частей речи. Морфологический состав предлогов и морфологическая характеристика союзов. Основные отличительные признаки самостоятельных частей речи и служебных. Трудные вопросы орфографии, возникающие вследствие смешения самостоятельных и служебных частей речи.

Формы работы: лекция-беседа, тестирование, анализ тестов, консультативная помощь, практическая работа.

• Основные орфографические правила. Варианты формулировок. Систематизация основных орфографических правил.

• Традиционные и дифференцирующие написания.

• Слитное, раздельное и дефисное написание различных частей речи. 


Содержание образования по пунктуации:

* Понятие нормы в русском языке. Назначение знаков препинания, системный характер пунктуации. Общие и ситуативные нормы.

* Назначении пунктуации – «держать текст» (К. Г. Паустовский). Обозначение границ предложений. Знаки разделения и знаки выделения. Основные знаки препинания: точка, точка с запятой, запятая, тире, скобки, двоеточие, многоточие – и их нормативное употребление.

* Функционально-целевое использование пунктуации. Стандартизация синтаксических структур в официально-деловых и художественных текстах.

* Разговорные конструкции и пунктуация. Комбинаторика знаков препинания в текстах разговорного и художественного стилей.

* Структурные знаки препинания, отражающие регламентированное строение предложений и текста. Смысловое членение речи. Интонационный принцип пунктуации. Выражение в знаках препинания эмоциональности речи. Совмещение структурного, смыслового и интонационного принципов. 

* Специфика рекламных знаков препинания. Концентрация в знаках препинания информационных качеств текста.

* Исторические изменения в русской пунктуации. Отражение в пунктуации индивидуальности носителя речи, особенности его коммуникативной компетенции. Знание контекста в использовании знаков препинания. Богатство стилистических возможностей пунктуации в выражении индивидуального стиля автора. Тенденции свободного использования знаков препинания в современной литературе.

* Возможность синтаксиса русского языка. Различные комбинации знаков препинания в тексте. Выбор оптимального варианта при комбинации и их сочетании друг с другом – показатель общей культуры речи пользователя языка

Требования к уровню подготовки

В результате изучения данного элективного курса формируются и развиваются  умения и навыки.

Специальные:

Понимание системного устройства языка, взаимосвязи его единиц;

Понимание языковой нормы, ее функций;

Проведение различных видов анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов;

Объяснение взаимосвязи фактов языка и истории;

Извлечение необходимой информации из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы и др.;

Овладение основными приемами информационной переработки текста;

Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний в соответствии с учебной задачей;

Применение в практике письма орфографических норм современного русского литературного языка;

Углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области филологии.

Общеучебные:

Осуществление самоконтроля и самоанализа, сотрудничества;

Умение конспектировать звучащую речь, печатный текст;

Составление плана, таблицы, развернутой схемы;

Публичное выступление; 

Умение анализировать учебный материал, сравнивать, классифицировать, ранжировать, выделять главное.

Умение обобщать и систематизировать, устанавливать причинно-следственные связи, находить аналогии.
Изучение орфографии и пунктуации в среднем звене, когда дети не достигли определенного уровня интеллектуального развития и систематизация учебного материала – слишком сложный для них вид деятельности, не дает возможности осознанно понять и усвоить сущность разных типов орфограмм и пунктограмм в определенной системе. Кроме того, традиционная программа, разноуровневость класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии и пнктуации на достаточном уровне. В результате при работе с целостным текстом учащиеся не дают желаемых результатов. Задача данного курса – устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить грамотность.

 Курс рассчитан на 35 часа

Изложение трудных вопросов орфографии и пунктуации предлагается вести по разделам (темам) и на основе орфографических и пунктуационных принципов, действующих в каждом из отдельных разделов русской орфографии и пунктуации.
Курс имеет практическую направленность. Работа над вопросами теории – необходимое звено для осознанного овладения научной информацией и разумного применения полученных сведений в практической деятельности. Поэтому для изучения теоретической информации предлагаются лекции-беседы.

В результате работы, организованной преимущественно как лекционно-практические занятия, учащиеся должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм и пунктограмм, приведя их в определенную систему, познакомиться с различными толкованиями одного и того же правила, определить его место в общей системе, расширить представление о возможностях слова и тенденциях развития языка, отработать ряд основополагающих теоретических понятий. Учащиеся, посетившие данный курс, должны повысить свою грамотность. Решить эту задачу помогут предлагаемые формы работы:  тестирование и анализ тестов, мониторинговая работа, самоконтроль, самоанализ, самодиагностика, мозговой штурм. 

На семинарском занятии, где планируется обсудить основные вопросу, рассмотренные в ходе работы, учащиеся должны продемонстрировать свое умение отбирать и излагать информацию по определенному вопросу теории на достаточном научном уровне.

В ходе работы предлагается использовать традиционные учебные пособия, которые имеются в школьной библиотеке. Большое внимание предлагается уделить индивидуальной работе. Для подтверждения успешности в будущем профильном обучении предполагается выполнение разноуровневых заданий, рассчитанных как на учащихся, находящихся на репродуктивном уровне, так и на учащихся с творческим уровнем обучаемости (тестовый контроль, контрольная работа, творческая переработка и подача материала). Таким образом, работа, осуществляемая учащимися во время занятий и дома, организуется по традиционным учебникам, заданиям индивидуального и дифференцированного характера. 

В целях успешности освоения учащимися предлагаемого материала и развития интереса к курсу, к будущему профилю предполагается организация индивидуально-групповой консультативной помощи.

 Курс будет считаться завершенным успешно, если будет выполнена одна из работ, соответствующих уровню обучаемости каждого слушателя курса. Уровень обучаемости и обученности, выбирая тот или иной вид итогового контроля (контрольная работа, индивидуальное выступление, тестовый контроль, объяснение учебного материала учащимся среднего звена), учащиеся определяют самостоятельно. Возможность рекомендаций со стороны руководителя курса не исключается.

Работа над содержанием курса предполагает освоение следующих профильноориентированных видов деятельности:

• добывание информации посредством применения методов познания: наблюдение, моделирование, прогнозирование;

• осмысление и систематизация информации: «разворачивание» информации (обработка схем, таблиц), анализ фактов, мнений, теорий, правил (абстрагирование, выделение главного, установление причинно-следственных связей, аналогий), «сворачивание» информации (план, конспект, таблица);

• работа с понятием как единицей осознанной информации, составление системы понятий;

• применение приемов запоминания (ассоциации, аналогии, ранжирование, классификация, построение логической цепочки и др.);

• передача информации в форме сообщения, творческой работы;

• выступление перед аудиторией.

 Повторение ряда орфографических и пунктуационных правил, расширит, углубит и систематизирует информацию, полученную ранее, с целью отработки орфографической зоркости и пунктуационной грамотности.

 Изучение данного элективного курса направлено на достижение следующих целей:

• формирование представления о русском языке как целостной      структуре, овладение основными приемами самоконтроля и самоанализа;

• развитие и совершенствование информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профиля обучения, познавательного интереса к русскому языку;

• углубление знаний о языке как развивающейся системе, языковой норме; 

• овладение умениями оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности;

• применение полученных знаний и умений в собственной практической деятельности;

• совершенствование логического мышления, аналитических навыков.

Формы. Методы работы и виды деятельности учащихся: 

*тренировочные упражнения

*практикум

*работа со словарями

*знакомство с многоаспектностью существования слова

* викторины, творческие работы

*исследовательская и проектная деятельность

В ходе изучения данного курса дети должны уметь:

*осуществлять самоконтроль и самоанализ

* конспектировать звучащую речь. печатный текст

* составлять план, таблицы, развернутые схемы

* публично выступать

В ходе изучения данного курса дети должны знать:

* Системное устройство языка, взаимосвязь его единиц

* Языковые нормы, их функции
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconПрограмма элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. Т. Баранова. (М. «Просвещение»,...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconПрограмма элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» icon5а, 6а, 9а, элек в 9а, 1ч внеур. Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Почетный работник общ образ-я рф, Почётная Грамота Министерства общего образования РФ. Пр. №239/38-17 от 12. 04. 2004
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconЭлективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса....
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconУрок итогового повторения
«Текст»; совершенствовать навыки грамотного письма по орфографии и пунктуации за курс 5 класса; учитывая уровень развития личностных...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconПротокол №1 от Р. Р. Гимаев
Программа элективного курса «Учись писать грамотно. Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 9-х классов
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Таблицы по русскому языку 5-11 классы. Основные правила орфографии и пунктуации. (Абросимова Л. П., Андрианова Л. В.)
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconПрограмма индивидуальных занятий по русскому языку и литературе «Подготовка...
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconРабочая программа учебной дисциплины «Трудные вопросы орфографии...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconЭлективный курс "История русской культуры"
Элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к истории русской культуры
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconЭлективный курс по русскому языку «Необычные истории обычных слов»
Элективный курс «Необычные истории обычных слов (история языка и история общества)» рассчитан на 35 часов (1 раз в неделю) для учащихся...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconТесты на сайте
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconПротокол Решения педсоветов
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconI. Методологический компонент Образовательной программы
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...
Элективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» iconО конфликтной комиссии белгородской области
Гэ по русскому языку и литературе. Данная программа позволяет подготовиться к сдаче егэ. Особенностью данного курса является то,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск