Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии»





Скачать 169.13 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса «Трудные вопросы орфографии»
Дата публикации03.09.2014
Размер169.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Программа элективного курса

«Трудные вопросы орфографии»
Пояснительная записка

В основу изучения элективного курса «Трудные вопросы орфографии» положена работа над трудными орфограммами с целью ликвидации пробелов в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущность разных типов орфограмм, научиться находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Создание курса по трудным вопросам орфографии диктуется острой необходимостью в связи со сдачей экзамена по русскому языку в виде ЕГЭ.

Курс ориентирован на учащихся 10 – 11 классов, включает в себя 34 часа. Десятиклассникам он поможет разобраться в трудных орфографических написаниях и закрепить их на практике, а учащимся 11 классов – лучше подготовиться к выпускным экзаменам.

Основным принципом создания этого элективного курса автор считает научность обучения – это ещё один способ более глубоко понять строение нашего языка. Опираясь на современную лингвистическую теорию, автор ставит задачу интеллектуального развития современного школьника, « так как игра с языком открывает большие возможности для выдумки и изобретательности» ( Ф.И.Буслаев).

Данный элективный курс может развивать содержание одного из базисных курсов, например, раздела «Орфография», изучение трудных вопросов орфографии в школе осуществляется на минимальном уровне; может быть направлен на удовлетворение практических интересов отдельных школьников.

Актуальность элективного курса определяется тем, что ученик, изучивший данный курс, будет допускать меньше ошибок.

Программа элективного курса может быть использована:

- в общеобразовательных школах;

- как школьный компонент учебного плана в виде предмета по выбору.

Содержание элективного курса разработано с учётом государственного стандарта общего образования по предметной области «Русский язык», касающейся изучения сущности разных типов трудных орфограмм

Обзор содержания программы
Элективный курс «Трудные вопросы орфографии» обобщает, но не повторяет ключевые знания, полученные учащимися ранее при изучении раздела русского языка «Орфография»

Элективный курс охватывает достаточно широкий круг проблем по вопросу трудных случаев орфографии.

Изложение трудных вопросов русской орфографии ведётся по разделам и на основе орфографических принципов, действующих в каждом из отдельных разделов орфографии. При отборе тем автор руководствовался принципом частотности той или иной орфограммы.

В программе представлены 5 разделов, охватывающих как теорию, так и практику по предложенным вопросам. В каждом из них выделены темы.

* Введение включает в себя ознакомление учащихся с целями и задачами элективного курса «Трудные вопросы орфографии», кругом вопросов и тем, с которыми учащимся предстоит работать на уроках.

* Первый раздел –«Общие вопросы письма и правописания» - знакомит учащихся с историей возникновения правил орфографии, на чём они строятся и возможностями графики.

* Второй раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики» - раскрывает особенности слогового принципа русской графики, вытекающие отсюда орфографические вопросы, отступления от слогового принципа русской графики. Касается некоторых орфограмм, пишущихся на основе исторического принципа. Употребление буквы ё.

* Третий раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова» - даёт возможность узнать о принципах орфографии, лежащих в основе буквенного обозначения фонем: морфологического, фонетического, традиционного; об отымённых, отглагольных моделях. Употребление и правописание букв О – Ё после шипящих для обозначения ударного звука О; правописание одного и двух Н; употребление и правописание частиц НЕ и НИ.

* Четвёртый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв» - раскрывает особенности, связанные с написанием этих букв.

* Пятый раздел – «Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием» - посвящён общим принципам слитного, дефисного и раздельного написания слов; разграничению приставки НЕ – и частицы НЕ; слитному и раздельному написанию не с формами на – мый; слитному и дефисному написанию сложных прилагательных

Весь материал используется в сочетании с такими формами работы, которые позволяют ученику усвоить и осознать правильное написание изучаемой орфограммы, расширить их познания в этой области:

- лекции учителя с различными видами заданий;

- доклады, рефераты, сообщения и их защита учащимися;

- беседы; беседы с элементами практической работы;

- работа в больших и малых группах;

- самостоятельная работа учащихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы об изменениях;

- упражнения с языковым материалом;

- самостоятельный отбор материала;

- поиск в произведениях художественной литературы нужной трудной орфограммы, использование данной орфограммы в своей практике;

- практическая работа по исправлению орфографических ошибок;

- чтение рекомендованной научно – популярной, лингвистической литературы;

- создание и публичная защита собственных проектов;

- проведение практикумов, семинаров.

Эффективной формой развития монологической лингвистической речи школьников являются их выступления на занятиях, диалогической – организация небольших дискуссий по поводу этих выступлений. Частично – поисковая , эвристическая направленность занятий даёт возможность каждому ученику проявить свою творческую активность, а также углубить знания по проблемам, поднятым при изучении трудных вопросов орфографии. Закончится изучение элективного курса составлением Школьного Свода орфографических ошибок, допущенных учащимися.
Вводное занятие.

Цели, задачи курса «Трудные вопросы орфографии». Письмо и орфография. Понятия «орфограмма» и «варианты орфограммы». Разграничение понятий «письмо» и «правописание» ( «орфография»). Разграничение орфографических и неорфографических ошибок.

Трудные вопросы орфографии, связанные с особенностями русской графики.

Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы: обозначение гласных после шипящих и ц; вопрос о выборе букв е/о. Отступления от слогового принципа русской графики: вопрос об употреблении букв Е и Э после букв, обозначающих парные по твёрдости – мягкости согласные; после гласных и в абсолютном начале слова; в заимствованных словах. Употребление буквы Ё.

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу.

Общее понятие «орфографический принцип»: морфологический, морфологические аналогии, фонетический, традиционный. Трудные случаи орфографии из числа написаний, отвечающих морфологическому принципу: три «основных морфологических» правила: употребления букв е(ё) и о после шипящих для обозначения ударного о; правописание одного и двух н; отымённые и отглагольные модели; употребление и правописание частиц Не и НИ. Риторический вопрос как особый тип предложений вопросительных. Смысловые и формальные сходства и различия риторического вопроса и придаточного предложения усилительно – обобщённого значения. Синтаксически осложнённые типы риторических вопросов с частицей не в простом предложении, осложнённом причастным оборотом; в сложном предложении с придаточным определительным, изъяснительным, придаточном времени, условия, цели. Названия – заголовки. Неполное цитирование. Придаточные предложения, употреблённые без главного. Разбор главного и придаточного. Придаточные как вводные замечания в скобках.

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв.

Несколько совершенно различных случаев употребления прописных букв: первое слово; начало стихотворных строчек; имена собственные; собственные имена, служащие для индивидуализации предметов, которым не свойственно употребление во множественном числе; некоторые случаи написания аббревиатур; собственные имена, нуждающиеся и не нуждающиеся в оформлении кавычками; астрономические и географические названия; притяжательные прилагательные; народные названия цветов; имена сказочных героев; памятные даты и события; названия действующих лиц в художественных произведениях, употребление в печати прописной буквы.

Трудные вопросы орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием.

Слитное, дефисное, раздельное написание значимых элементов речи. Слитное и раздельное написание НЕ. Разграничение приставки –НЕ и частицы НЕ. Слитное и раздельное написание НЕ с формами на – МЫЙ. Общая постановка вопроса: правописание НЕ с краткими прилагательными; правописание НЕ с прилагательными, имеющими пояснительные слова; правописание НЕ с прилагательными, имеющими при себе примыкающие пояснительные слова; правописание НЕ с прилагательными, имеющими при себе управляемые слова; управляемые слова, которые в отличие от глаголов и причастий, могут быть только при прилагательном. Правописание НЕ с прилагательными, имеющими при себе пояснительные слова, сложенные с НИ. Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Основные умения и навыки учащихся

Учащиеся должны знать:

- соотношения между буквами и звуками в цепочке строк текста;

- что правила орфографии строятся на основе законов, правил и возможностей графики;

- что правила орфографии зависят от состава самого алфавита;

- основные принципы русской орфографии;

- некоторые отступления от слогового принципа русской орфографии;

- значение употребления буквы ё;

- некоторые трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова;

- некоторые трудные случаи орфографии, связанные с употреблением строчных и прописных букв;

- некоторые трудные случаи орфографии, связанные со слитным и раздельным написанием слов.

Учащиеся должны уметь:

- правильно написать сложные прилагательные;

- разграничивать частицы НЕ и НИ;

- правильно написать одно и два Н в суффиксах прилагательных и причастий;

- правильно написать некоторые слова иностранного происхождения;

- правильно употреблять прописные буквы.


Учебно – тематический план

(34часа)




Название тем курса

Количество часов

Формы и методы обучения

Форма контроля

1-2

«Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого»

(А.С.Пушкин)

2

1.Слово учителя.

2. Практическая работа в группах

Написание и оформление статьи для предисловия в Школьный Свод трудных орфограмм

3-4

Слоговой принцип русской графики. Ограниченность действия слогового принципа и вытекающие отсюда орфографические вопросы. Отступления от слогового принципа (практикум)

2

  1. Слово учителя.

  2. Сообщения учащихся

  3. Занимательная и практическая работа в группах.

  4. Дискуссия

Диктант «Весёлые рифмы»

5-6

Освоение заимствованных слов русской языковой системой (защита реферата)

2

  1. Защита реферата.

  2. Выступления оппонентов

Написание рецензии на реферат с использованием ключевых слов и выражений

7-8

«Больной вопрос русского письма». Употребление буквы Ё (лекция)

2

  1. Лекция учителя

  2. Создание и защита проекта

Написание статьи в защиту буквы Ё в Школьный Свод трудных орфограмм

9 - 10

Трудные случаи орфографии, связанные с особенностями русской графики (практикум)

2

Работа в группах по карточкам

Составление таблиц:

  1. Буквы Е и Э в иноязычных словах.

  2. Гласные Ю,Я, О, И после Ц. Тест

11 - 12

Трудные вопросы орфографии, связанные с буквенным обозначением фонем в составе значимых частей слова (семинар)

2

1.Частично – поисковая работа

2.Сообщения учащихся

3. Практическая работа

Статья в Школьный Свод трудных орфограмм на тему «Написание букв О –Ё после шипящих и ц в разных частях слова различных частей речи»

13 -14

Употребление букв Е(Ё) и О после шипящих для обозначения ударного О (пратикум)

2

- Слово учителя

- Реализация д.з.

- Работа в группах с поэтическими текстами А.Пушкина

Выборочно – распределительный , проверочный диктанты.

Тест

15 - 16

Правописание Н и НН (практикум)

2

-Слово учителя

- Сообщения учащихся с записью основных положений

Составление таблиц:

1)Н и НН в отглагольных прилагательных.

2) Правописание Н и НН в прилагательных

3) Мини – диктанты: распределительный, зрительный, выборочный

17 - 18

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ (практикум)

2

- Лекция с записью основных положений, комментированием предложений.

- Реализация индивидуального д/з

- Наблюдения над поэтическими текстами. Практическая работа


Составление таблицы «Различение НЕ и НИ»

Корректировка основных положений лекции

19- 20

Употребление и правописание частиц НЕ и НИ (практикум)

2

Работа в больших и малых группах. Практикум

Самостоятельная работа

21 - 22

Трудные вопросы орфографии, связанные с употреблением прописных и строчных букв (практикум)

2

- Слово учителя

- Сообщения учащихся

- Практическая работа с текстами В.П.Астафьева

Тест

23 -24

Употребление прописных и строчных букв (контрольная работа)

2

Диктант + взаимопроверка с подробным анализом ошибок, допущенных учащимися

Диктант для всей группы + выполнение заданий по вариантам

25 - 26

Разграничение приставки НЕ и частицы НЕ (практикум)

2

- Лекция учителя с записью основных положений.

- Реализация индивид. И групповых заданий

- Дискуссия.

- Практическая работа

Самостоятельное наблюдение
Выполнение алгоритмического контрольного диктанта

27 - 28

Слитное и раздельное написание НЕ с формами на – мый (практикум)

2

- Выступления учащихся с сообщениями по теме.

- Практическая работа на закрепление знаний по теме

Самостоятельное наблюдение.
Написание статьи в Школьный Свод трудных орфограмм на тему «ПравописаниеНЕ с отглагольными прилагательными на – мый»

29 - 30

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных (практикум)

2

- Слово учителя.

- Практическая работа

- Реализация д/з

Самостоятельное наблюдение с выводами
Алгоритмическое контрольное задание

31 - 32

Трудные вопросы орфографии (презентация Школьного Свода трудных орфограмм)

2

Выступления учащихся
Выступления оппонентов

Конкурсное написание статьи – памятки в Школьный Свод трудных орфограмм

33-34

Резервные уроки



































































































































УМК для учителя

УМК для ученика

1. Аванесов. Р.И.Заметки по теории орфографии / Р.И.Аванесов. – М.: Наука , 1978

1.Власенков А.И. Пособие по русскому языку для самостоятельной работы учащихся / А.И.Власенков. –М. : «Просвещение», 1978

2. Алгазина Н.Н. Методика обучения непроверяемым написаниям /Н.Н.Алгазина// Русский язык в школе. – 1977. – №3

2Шанский Н.М. В мире слов / Н.М.Шанский. – М.: Просвещение.1971

3. Алгазина Н.Н. О развитии орфографической зоркости Н.Н.Алгазина //Русский язык в школе. – 1981. - №3

3.Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания / Д.Э.Розенталь. – М.: Издательство Московского унмверситета

4. Иванова В.Ф. Судьба буквы Ё/ В.Ф.Иванова //Русский язык в школе




5. Иванов В.В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе/ В.В.Иванов, З.А.Потиха.- М.:Просвещение, 1985




6.Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии // В.Ф.Иванова. – М.: Просвещение, 1982





7. Гужва Ф.К. Современный русский литературный язык// Ф.К.Гужва. – Киев, 1973



































Выписка из протокола №1 заседания комиссии по экспертизе рабочих программ по русскому языку и литературе при МКОУ «Чернятинская СОШ №15»

Повестка дня:

Рассмотрение рабочих программ по предметам гуманитарного цикла учителей МКОУ «Павлохуторская СОШ №12»

Слушали:

- членов экспертной группы. На основании материалов, представленных учителями, листа оценки учебных программ в ходе обсуждения комиссией вынесено решение.

Решение:

1.Программы, представленные на экспертизу, соответствуют целям общего образования и действующим образовательным стандартам. Содержанию программ присуща полнота учебного материала. Все программы имеют мотивирующий потенциал, практическую направленность, степень обобщённости знаний, включённых в программу, соответствуют ожидаемым результатам. Способ развёртывания содержания учебного материала соответствует поставленным целям. В каждой программе продуманы формы и методы контроля.

2. Рекомендовать к использованию в ОУ рабочие программы с устранением недочётов



МКОУ

ФИО учителя

Предмет

Класс

Недочёты

1

Павлохуторская СОШ №12

Подольская Т.А.

Русский язык и литература

5

В пояснительной записке написано: «…настоящий тематический план…». Это рабочая программа.

Нет реквизитов программы.

Нет резерва.

Нет УМК для учащихся по литературе

2




Борщёв А.В.


Русский язык и литература

6,7,8,11

По всем классам и предметам нет

- реквизитов программы;

- резерва;

- УМК учителя и учеников;

- не заполнена графа «Примечание».

- В 9 кл./русский язык/ есть содержание , но нет заголовка «Пояснительная записка»

- В 9 кл. /литература/ нет пояснительной записки, резерва , УМК

- В 11 кл. то же самое и по русскому языку и по литературе

- Нет названия элективного курса в 11 классе, нет литературы

3




Мартынова Т.А.

Русский язык и литература, немецкий язык

10 кл.


5,6,7,8,9,10,11

-


Члены экспертной комиссии:

Теренина Т.А.

Юманова Е.Н.

Филиппова Н.А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПрограмма элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации»
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена на основании программы по русскому языку «Русское...
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconЭлективный курс по русскому языку «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации»
Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Трудные вопросы русской орфографии и пунктуации» для 10 класса составлена на основе...
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПротокол №1 от Р. Р. Гимаев
Программа элективного курса «Учись писать грамотно. Трудные случаи орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 9-х классов
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПрограмма элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации, под редакцией М. Т. Баранова. (М. «Просвещение»,...
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПрограмма элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса "Практикум по орфографии"
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспекты уроков элективного курса по теме «Трудные вопросы морфологии» по учебнику Бабайцевой В. В. Русский язык. 10-11 классы....
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПояснительная записка Изучение орфографии в среднем звене, когда...
Кроме того, традиционная программа, разноуровненность класса не позволяют изложить трудные вопросы орфографии на достаточном уровне....
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» icon5а, 6а, 9а, элек в 9а, 1ч внеур. Трудные вопросы орфографии и пунктуации
Почетный работник общ образ-я рф, Почётная Грамота Министерства общего образования РФ. Пр. №239/38-17 от 12. 04. 2004
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconЭлективный курс «Трудные вопросы изучения синтаксиса»
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического пособия: Русский язык. Трудные вопросы изучения синтаксиса....
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы физики» (2ч в неделю, всего 68часов)
...
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconТема : «Весёлая математика. Логические задачи»
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconРабочая программа учебной дисциплины «Трудные вопросы орфографии...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла студентам...
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconМетодические разработки занятий для дошкольников по теме «Семь чудес света»
Программа элективного курса «Практикум по орфографии» рассчитана на 17 часов и предназначена для всех учащихся 9 класса
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПаспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса
Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной...
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconПрограмма элективного курса «Избранные вопросы математики»
Каждая тема связана непосредственно с материалом основного курса математики. Кроме вопросов из алгебры, в элективный курс включены...
Программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск