Скачать 221.47 Kb.
|
Смирнова С.Т., старший воспитатель МДОУ №17 «Сказка» городского округа г. Шарья Костромской области Методические разработки занятий для дошкольников по теме «Семь чудес света»
В работе с детьми педагог начинает группировать их представления о мире по научным областям. Он передает детям отдельные захватывающие факты, излагает материал по крупным познавательным блокам. Главная задача педагога – показать детям, что человечество всегда стремилось познать, объяснить мир, в котором живет. Но познаем мир мы не хаотично. В процессе изучения и осмысления мира постепенно выделялись разные области знаний, которые исследуют и изучают в нашем мире что-то свое, конкретное. Таких областей очень много. Каждая научная область по-своему интересна, уникальна и неповторима; она дает ответы на многие вопросы. Исследования психолога Н.Н.Поддъякова выявили две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. 1 тенденция – происходит расширение и углубление знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. 2 тенденция – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается: они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. В работе с детьми дошкольного возраста наряду с формированием базы ясных знаний необходимо обеспечивать непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний. Содержательное упорядочивание способствует формированию «не совсем ясных знаний», которым отводится значимое место в познавательном развитии дошкольников. Однако уровень познавательного развития старшего дошкольника требует тщательного отбора познавательных блоков, каждый из которых в свою очередь должен по-разному передаваться детям.
В программе «Радуга» в разделе «Познавательное развитие» предполагается знакомство детей с чудесами света. Программа «Радуга» в подготовительной группе нацеливает педагога ДОУ на то, чтобы не брать функции школьного учителя на себя, а осуществлять развитие детей, благодаря которому и обеспечивается подготовка к школе. Основной задачей познавательного развития детей 6-7 лет является задача обогащения сознания детей интересными содержательно упорядоченными сведениями из разных областей наук. Содержательное упорядочивание – это дифференциация накопленных и получаемых сведений о мире по познавательным блокам, каждый из которых ориентирован на какую-то область знаний:
Накопленные ребёнком к шести годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о большом мире требует от ребенка определенных умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений. Важной является помощь взрослых в направлении процесса познания, в выборе материала для переработки информации, установлении осмысленных взаимосвязей в нашем мире. В работе с детьми не предполагается «предметное обучение», главная цель – заинтересовать детей определенной областью знаний. Педагог начинает группировать представления детей о мире по научным областям. Он передает детям отдельные захватывающие факты по истории, астрономии, географии и прочих наук; излагает материал по крупным познавательным блокам. С темой «Семь чудес» предлагается знакомить детей с 5-6-летнего возраста. Цель изучения темы – познание ребёнком природного богатства, исторических и памятных мест, архитектурных памятников мира и родного края. Нужно не только познакомить детей с тем или иным «чудом», но и дать проникнуться атмосферой причастности к тому, что мы живем в прекрасном мире, который богат чудесами; их нужно беречь.
Цель этих занятий – познакомить детей с общечеловеческими историческими достопримечательностями. Что такое археология для детей?
Как знакомить детей с темой? Знакомство детей с материалом происходит на специальных занятиях по познавательной деятельности, в совместной деятельности с педагогом, посредством просмотра фильмов, рассматривания картин. Как закреплять знания детей? Беседы с детьми, разгадывание кроссвордов, итоговые занятия.
Цель этих занятий – познакомить детей с растениями земли, растениями родного края.
Цель этих занятий: познакомить детей с древними астрономами (древние астрономы майя из античного города Чечен-Итца имели обсерваторию, где наблюдали за небом).
3. Тематическое планирование. Всего занятий по блокам: в месяц – 4; в год – 36. По теме «Семь чудес» -10 занятий.
Работа по блокам должна проводиться поэтапно:
4. Поурочные разработки. По каждому разделу темы разработаны конспекты занятий, мероприятия, которые проводятся в различной форме: конкурсы, кроссворды, экскурсии, путешествия. Ачкасова С.С., воспитатель МДОУ С темой «Семь чудес Костромского края» следует знакомить детей старшего дошкольного возраста, но некоторые материалы, такие, например, как «Костромская Снегурочка», природные объекты родного края, доступны для понимания детей 4-5 лет. Материалы ориентированы не только на обеспечение познавательного развития дошкольников, овладение ребенком новых знаний, расширение кругозора. Одной из важнейших задач данного раздела является не только развитие, но и воспитание гражданина своей Родины, патриота родного края. Материал к занятию содержит обобщенные знания о родном крае, «чудесах» нашего края; для педагогов детских садов даны методические рекомендации. В пособии предлагаются вариативные конспекты занятий, совместной деятельности педагога с детьми. Для более успешной работы по данной теме предложены различные формы мероприятий по знакомству с чудесами родного Костромского края. Материалы можно использовать на занятиях по познавательному развитию, в совместной деятельности, в беседах с детьми и родителями. Старший воспитатель Смирнова С.Т. ПРОЕКТ Эффективность проекта В сознании детей уже накоплен значительный информационный багаж, который будет пополняться. «Содержимое» данного багажа (знания, отдельные понятия, представления о мире) играет существенную роль в умственном воспитании ребенка, так как является своеобразной «материальной базой», на основе которой происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. И чем богаче, разнообразнее, занимательнее будет предлагаемое ребенку содержание, тем интенсивнее и осознаннее будет протекать развитие его познавательной сферы. Очень важно на доступном материале познакомить детей с тем, что есть интересного в родном крае. Воспитание патриотических чувств и любовь к малой родине являются первым шагом на большом пути формирования гражданских качеств. Проблема. Решая вопросы отечественного образования, надо думать, как наполнить образовательный процесс теми дисциплинами, которые будут способствовать развитию умственного потенциала наших детей, их способности мыслить, рассуждать, отдавать отчет в своих действиях, осмысливать свое «я». С этих позиций познавательное развитие необходимо не только садам, но и школам. Цель Познакомить детей с наиболее ценными достопримечательностями Костромской области. Задачи. Обогатить сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире. Заинтересовать детей и сделать так, чтобы после первоначального знакомства, ребенку захотелось продолжить занятия на более высоком уровне. Осуществлять преемственность между образовательными программами детского сада и школы. Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к миру, к природе, к культурным ценностям и памятникам родного края. Характеристика объекта Программа, используемая в работе, не противоречит требованиям основой программы «Радуга», рекомендована для работы с дошкольниками. Технология внедрения проекта Для организации познавательного развития необходимо создать определенные условия:
Обучение детей проводится в соответствии с перспективным планированием, оно допускает возврат к пройденному материалу. Занятия проводятся 25-30 минут. С целью развития познавательного интереса и кругозора детей можно изготовить стенд с интересной информацией (фотографиями, различными иллюстрациями). После обучения можно провести игру «Умники и умницы» для того, чтобы ребенок почувствовал соревновательный дух игры. Особенно хорошо стимулирует детей участие в игре родителей, для этого можно организовать совместную игру. Для проверки качества обучения и результатов работы можно организовать игру между командами групп детского сада или пригласить на игру группу детей из другого ДОУ. Для поддержания интереса во время занятий, бесед, игр, развлечений, экскурсий можно использовать художественное слово, наглядные пособия, так как наглядность – «золотое правило обучения и залог педагогического мастерства». Нельзя забывать и о роли педагога. Ему должны быть свойственны чувство инициативы, творческого вдохновения, умения использовать современные теории обучения и быть энтузиастом в своей повседневной работе. Этапы внедрения проекта 1 этап. Создание условий для внедрения инновации. Сроки: 2 этап. Организация работы. Сроки: 3 этап. Привлечение к работе детские сады города. Преемственность с начальной школой. Ресурсное обеспечение Нормативно-правовое: - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании»; - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; - локальные акты ДОУ. Материальные: - познавательная зона в группе по чудесам Костромской области, подбор оборудования. Финансовые: - приобретение компьютерной техники (компьютер, диапроектор, экран, слайды); - оформление стенда; - оформление подписки на периодические издания; - составление библиотечки; приобретение методической литературы; Минимальные финансовые затраты:
4. Кадровые: - педагоги ДОУ. 5. Информационные: - информация из «Интернета», музея, библиотеки, опыт работы других ОУ города Шарьи и Костромской области; Методические разработки:
Мартынова З.П., воспитатель ДОУ С темой «Семь чудес России» предлагается знакомить детей с пятилетнего возраста. Цель изучения темы – познание детьми природного богатства страны, исторических и памятных мест родного края, архитектурных памятников. Нужно не только познакомить детей с тем или иным «чудом», но и дать проникнуться атмосферой причастности к тому, что мы живем в этой прекрасной стране, которая так богата чудесами; их нужно беречь и приумножать. В то же время, происходит реализация задач познавательной активности детей по таким образовательным блокам, как география и история. Даются знания по музейной педагогике и архитектуре. Работа по блокам должна проводиться поэтапно:
На всех занятиях и совместной деятельности должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для детей методы и приемы: дидактические игры, беседы, рассказы педагога, разгадывание кроссвордов, выстраивание алгоритмов, викторины, КВН и другое. Использование данных материалов педагогами детских садов поможет им в увлекательной форме давать детям знания, учить размышлять, а детям включаться в интересную деятельность. Старший воспитатель Смирнова С.Т. ПРОЕКТ Проект: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Однако в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине «официальными (программными) методами». Судьба Родины в руках человека. Родина такова, какой мы ее делаем сами. Желание беречь и приумножать исторические и природные богатства – вот цель воспитания любви к Родине, воспитание патриотов своего Отечества. В древние времена на Земле существовало 7 чудес света. До наших дней сохранилось лишь 1 чудо – Пирамиды. Но мир до сих пор помнит эти творения людей. В программе «Радуга» отводится 2 занятия для ознакомления детей с чудесами света. Этого не достаточно. В нашей стране существует множество чудес. Чтобы выбрать из них только 7, был проведен конкурс газетой «Известия», телеканалом «Россия» и радиостанцией «Маяк». В День России 12 июня 2008 года на Красной площади были подведены итоги конкурса, в котором принимали участие многие жители нашей страны. Победителями стали Мамаев курган и статуя Родины-Матери, храм Василия Блаженного, дворцовый комплекс Петергоф, столбы выветривания, озеро Байкал, долина гейзеров, гора Эльбрус. II. Цель проекта - воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание развивающей среды, способствующей этому воспитанию. Включение в курс познавательного развития, в естественнонаучные циклы занятия данной тематики. Задачи:
Гипотеза: нравственно-патриотическое воспитание через знакомство детей с 7 чудесам России должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности, осуществляться в повседневной жизни на занятиях по познавательному развитию, в продуктивной деятельности, музыкальных занятиях. В противном случае знания детей останутся неполными, духовно-нравственные качества детей несформированными. Предполагаемый результат. Дети должны:
III. Технология внедрения новшества. Разработать:
а) проведение праздников в детском саду:
б) выставка детей и родителей. Выставка рисунков:
Участие в городском конкурсе «Любимый город».
оформление альбомов:
оформление мест на карте России значками. Папка-раскладушка «Петергоф».
Критерии эффективности проекта:
V. Этапы реализации проекта Предварительный этап
Сроки реализации этапа: июнь – декабрь 2008 года.
Сроки реализации этапа: январь 2009 – май 2010года.
Сроки реализации этапа: май 2009года.
Сроки реализации этапа: июнь 2010года. Методические разработки:
Рябинина А.В., воспитатель ДОУ ПРОЕКТ Цель проекта – познакомить детей дошкольного возраста с новыми чудесами света; создать музей «Чудеса света» на базе д/с № 17 « Сказка». Задачи:
Эффективность проекта Чудесами света в древности называли выдающиеся произведения искусства и инженерной мысли поражающие людей своим величием и красотой. Данный проект позволяет совместно с детьми совершить воображаемое путешествие во времени и пространстве. Мы попадем в древний мир, посетим дальние страны. Дети узнают и увидят много неожиданного и необычного, поймут, как богат и разнообразен мир и как беззащитна, бывает его красота. Практика показала, что знакомство с «новыми» чудесами света является первым шагом к тому, чтобы дети уяснили правило: сохранить богатство и культурное наследие во всех уголках Земли – наш долг и перед нашими предками, и перед нашими потомками. Планируемый результат Образовательный.
Воспитательный. Проект поможет воспитать у ребенка: - чувство прекрасного; - желание помогать другим. Развивающий. Память, внимание, целеустремленность, сосредоточенность. Характеристика объекта проекта Проект внедряется на базе детского сада № 17 «Сказка». Цель и задачи проекта не противоречат требованиям основной программы «Радуга» и методики познавательного развития «Познаю мир». Материалы проекта дополняют научные циклы познавательного блока: астрономия, археология, архитектура, история. Проект рекомендован для работы с дошкольниками старшего и подготовительного возраста. Технология внедрения новшества Для организации денного проекта на базе детского сада №17 «Сказка» необходимо создать определенные условия:
Обучение проводится в соответствии с программой «Радуга» и перспективным планированием, оно допускает возврат к пройденному материалу. Чтобы полученные знания о новых чудесах постоянно привлекали детей, вызывали желание больше узнать о мире, необходимо их окружить данными материалами. Для этого в первую очередь нужно создать музей «Чудеса света», в котором можно расположить иллюстрации, познавательные книги, макеты, а также детские работы (рисунки, скульптуры и т.п.). Можно изготовить совместно с детьми альбом или книжку-малышку «Новые чудеса света глазами ребенка». После первого знакомства с культурными ценностями периодически нужно проводить викторины, игры, просмотр документальных фильмов с целью уточнения и закрепления пройденного материала. Для привлечения родителей можно организовать КВН. Для поддержания интереса во время занятий можно использовать художественное слово, наглядные пособия, сюрпризные моменты. Этапы внедрения 1 этап. Подготовительный: создание условий для внедрения проекта. Сроки: май – август 2008 г. 2 этап. Диагностический Сроки: сентябрь 2008 г. 3 этап. Организация работы. Сроки: октябрь 2008г. – май 2009 г. 4 этап. Итоговый. Презентация продуктов проекта. Ресурсное обеспечение Нормативно-правовые ресурсы
Материальные
Финансовые
Информационные Информация из Интернета, СМИ, научные энциклопедии. Основные риски
Разрабатывая данный проект, мы учитывали, что он:
Методические разработки:
Ачкасова С.С., воспитатель ДОУ Знакомство детей с чудесами света происходит в подготовительной группе (6-7 лет). Накопленные к шести годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребенка. Эта база данных о мире требует от ребенка определенных умений в упорядочивании накопленных и поступающих сведений. Важной является помощь взрослых в направлении процесса познания, в выборе материала для переработки информации, установлении осмысленных взаимосвязей в нашем мире. Основной задачей познавательного развития детей 6-7 лет является задача обогащения сознания детей интересными содержательно упорядоченными сведениями из разных областей наук. В работе с детьми не предполагается «предметное обучение». Главная цель – заинтересовать детей определенной областью знаний. Одним из таких блоков является блок «Археология». Программа предусматривает по этому блоку 7 занятий, из которых по теме «Семь чудес света» – 2 занятия. Цель этих занятий – познакомить детей с достопримечательностями мира. Что такое археология для детей?
Как знакомить детей? Знакомство детей происходит на специальных занятиях по познавательной деятельности, в совместной деятельности с педагогом, посредством просмотра фильмов, рассматривания картин. Как закреплять знания детей? Беседы с детьми, разгадывание кроссвордов, итоговые занятия. |
Темы вашего учебного проекта Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.... | Темы вашего учебного проекта Семь чудес света (или Семь чудес света Древнего Мира) — знаменитый список самых прославленных достопримечательностей античной культуры.... | ||
Исследовательская работа по теме «Семь чудес света» Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем. Они описаны древними историками и путешественниками, в том числе и «отцом... | Урока в 5 классе Тема : «Семь чудес света» Цель урока: создать условия для самостоятельного усвоения учащимися истории семи (четырех) чудес света, созданных в древнем мире | ||
«Семь чудес света» Представленный методический материал будет интересен всем любителям разгадки тайн Чудес света. Также отобранный материал окажется... | План урока- конференции по теме: «Что мы знаем о пирамидах?» Просмотр презентации (ссылка здесь →) «7 чудес света». (5 мин.) Вопрос? Какому одному из чудес света будет посвящён урок? | ||
«Семь чудес света» Тип урока интегрированный (история и математика) с элементами дидактического театра | Положени е о городском конкурсе мультимедийных проектов Семь чудес Новоуральска Настоящее Положение определяет условия организации и проведения конкурса мультимедийных проектов «Семь чудес Новоуральска» (далее... | ||
Семь чудес света: можно ли увеличить список? ... | Семь чудес света Луны. И когда завтра человеческая нога ступит на поверхность Марса, это будет казаться естественным для тех, кто будет жить в этом... | ||
Что такое книга? Семь чудес света создали люди в древности: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе,... | Что такое книга? Семь чудес света создали люди в древности: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе,... | ||
Урок на тему «Что такое книга? Для чего она и откуда пришла?» Семь чудес света создали люди в древности: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Шрифт основа графического дизайна. Семь чудес света. Могучая кучка. Творчество Рембранта Влияние научно-технического прогресса на... | ||
Сценарий праздника может быть использован библиотекарями и педагогами... Семь чудес света создали люди в древности: величественные пирамиды, статую Зевса Олимпийского, висячие сады Семирамиды, Храм богини... | Методические разработки по различным вопросам организации педагогического... Методические указания предназначены для организации и проведения практических занятий с обучающимися 1 и 2 курсов по всем темам рабочей... |